Сыресенкова Л.И.-

методист Орского филиала

 

Информация об опыте работы учителя иностранного языка Маковчик С.И.

( по материалам аттестационной работы на высшую категорию)

Основная потребность общества ( по отношению к иностранному языку) заключается в практическом владении иностранным языком, подкрепляемым  образовательными знаниями, культурой  и интеллектом.  А основной целью обучения иностранным языком в средней школе  является развитие личности школьника, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, а также самостоятельно совершенствоваться в  овладеваемой им иноязычной деятельности.

 В связи с этим программа обучения коммуникативным умениям в экспериментальной группе 11-го класса средней школе № 3, составленная учителем английского языка Маковчик С.И. направлена на конкретизацию целевых установок, которые дают возможность четко определить результат отдельного ученика на каждом этапе продвижения к цели.

Свою задачу Маковчик С.И. видит в том, чтобы помочь ученику стать свободной и творческой  и ответственной личностью, разбудить и стимулировать способности, заложенные в каждом ученике. Программа, разработанная автором,  коммуникативно ориентированна и учитывает   индивидуальных особенностей обучаемых.

Для выяснения их учитель использует технологию самооценки или самодиагноза по говорению, аудированию, чтению и письму. С.И. Маковчик  была разработана анкета по проблеме « Что меня удовлетворяет и не удовлетворяет на уроке английского языка?», которая состояла из 5 разделов.

Образец анкеты, используемой при работе с учащимися экспериментального класса:

А. Содержание курса

1.   Как ты охарактеризуещь предметное содержание урока?

( )а. слишком легко

( ) б.  довольно легко

( ) в. достаточное

 ( ) г. довольно трудно

( ) д. очень трудно

2.   Твое мнение об объеме материала

( )а. очень большой объем

( ) б. довольно много

( ) в. достаточно

( ) г. довольно мало

( ) д. очень мало

3.   Как ты думаешь, много ли ты узнал об Англии и англоязычном населении?

( ) а. очень много

( ) б. довольно много

( ) в. много

( ) г. мало

( ) д. очень мало

Б Практическая деятельность ученика

1.   Как часто ты говоришь на английском языке в группе, индивидуально или при хоровой работе?

( ) а. очень редко

( ) б. иногда

( ) в. достаточно часто

( ) г. часто

( ) д. очень часто

2.   Много ли приходится писать по-английски дома и на уроке?

( ) а. недостаточно

( ) б. мало

( ) в. достаточно

( ) г. довольно много

( ) д. очень мало

3.   Как часто тебе приходится принимать участие в диалоге на уроке?

( ) а. очень часто

( ) б. часто

( ) в. достаточно часто

( ) г. иногда

( ) д. редко

4.   Задания, включенные в урок, достаточны для тебя?

( ) а. очень мало

( ) б. недостаточно

( ) в. достаточно

( ) г. много

( ) д. очень много

5.   Как часто ты не понимаешь задания на уроке?

( ) а. всегда понимаю

( ) б. редко

( )  в. иногда

( )  г. часто

( )  д. очень часто

6.   В какой сфере речевой деятельности ты испытываешь трудности? Как ты думаешь, почему?

( ) а. грамматика

( ) б. монологическая речь

( ) г. диалогическая речь

( ) д. аудирование

( ) чтение

( ) письмо

( ) не испытываю

В. Учитель и ученик

1.   Как оцениваешь объяснение учителем нового материала?

( ) а. недоступно

( ) б. непоследовательно

( ) в. логично

( ) д. всегда понятно

2.   Применяет ли учитель иллюстративный материал на уроке?

( ) а. очень редко

( ) б. редко

( ) в. иногда

( ) г. регулярно

( ) д. очень часто

3.   Атмосфера на уроке

( ) а. очень строго

( ) б. немного строго

( ) в. спокойная

( ) г. доброжелательная

( ) д. нерабочая

4.   Всегда ли ты понимаешь речь учителя на уроке?

( ) а. всегда

( ) б. иногда не понимаю

( ) в. редко не понимаю

( ) г. часто не понимаю

( ) д. очень часто не понимаю

Г. Домашняя работа

1.   Как часто имеешь трудности в выполнении домашнего задания?

( ) а. очень часто

( ) б. часто

( ) в. иногда

( ) г. редко

( ) д. никогда

2.   Оцени объем домашнего задания

( ) а. слишком много

( ) б. много

( ) в. достаточно

( ) г. мало

( ) д. очень мало

3.   Как часто приходится использовать дополнительный материал?

( ) а. постоянно

( ) б. часто

( ) в. иногда

( ) г. редко

( ) д. никогда

Д. Каким бы тебе хотелось видеть урок иностранного языка?

 Выбранная тема анкеты и ее направления основаны на необходимости изучения мнения учащихся по поводу содержания предложенного курса обучения, специфика которого заключается в комплексе учебных пособий для гимназический классов с углубленным изучением иностранного языка. Сложность материала, представленного в комплексе, иногда требует коррекции и отбора, поэтому проведение анкеты именно этой темы обосновано.

В анкету включены вопросы, требующие осмысления практической деятельности учителя, что в свою очередь также дает основание  для корректировки и осмысления и корректировки практической деятельности учителя, а также корректировки используемых стимулов на уроке.

Открытый тип последнего раздела анкеты дает возможность проследить поддержание мотивационной готовности к изучению иностранного языка

Анкетирование помогло определить результативность обучения иностранному языку с помощью самооценки учащихся, сделать соответствующие выводы по поводу корректировки приемов работы на основании изученных и проанализированных результатов. С помощью анкеты учитель прогнозирует речевые поступки учеников, снабжая их необходимым лексическим материалом, который может потребоваться при высказывании.

А главное анкетирование  помогло скорректировать подбор учебного материала с учетом пожеланий учащихся, дифференцировать задания на уроке с учетом личностных свойств каждого ученика

Учитывая индивидуальные особенности учащихся , учитель планирует дифференциацию учебной работы, соответственно их уровням:

-уровнем усвоения учебного материала;

n    уровнем работоспособности;

n    темпом работы;

n    особенностями восприятия;

n    особенностями памяти, мышления.

Основываясь на вышеперечисленном, учитель продумывает  и дифференцирует объем заданий, их трудность, самостоятельность их выполнения и все это для того, чтобы каждый обучаемый работал в меру своих умственных способностей на уровне своих возможностей. Именно это помогает Маковчик С.И. добиваться от учащихся регулярного выполнения домашних заданий.

За три года эксперимента по диагностированию и учету уровня сформированности коммуникативных умений учащихся были определены уровни развития разговорной речи:

оптимальный , допустимый и недопустимый. Вот как определены параметры вышеназванных уровней:

Оптимальный уровень - речевая задача решена полностью, учащийся правильно использует языковые средства. В речи отсутствуют ошибки, нарушающие коммуникацию. Объем высказывания включает в себя  20 и более реплик.

Допустимый уровень - речевая задача решена не полностью, у учащихся ограниченный диапазон языковых средств. Темп речи несколько замедлен  из -за поиска средств выражения нужного значения. Наблюдаются языковые ошибки.

Недопустимый уровень -речевая задача не решена, в речи обучаемого наблюдается большое количество языковых и фонетических ошибок. Объем высказываний менее 10 реплик.

Автором были также разработаны  умения, составляющие исходынй уровень говорения:

1.   умения ( способность) прогнозировать поведение речевых партнеров, их высказывания;

2.   умения осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения. Высказываться логично и связно, с достаточной скорость., обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз;

3.   осознание функциональных и формальных особенностей грамматического материала и умение его использовать в речевых ситуациях согласно нормам английского языка;

4.   владение речевым материалом пройденных тем в  естественных условиях используемое для решения новых речевых задач;

5.   умение трансформировать материал разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее способствующее выражению своего отношения к содержанию прочитанного или прослушанного

  аудирования:

1.   умения членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения;

2.   умения устанавливать логические связи между элементами услышанного текста;

3.   отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы,

4.   определять тему сообщения,

5.   выделять главную мысль;

6.   принимать сообщение до конца без пропусков, воспринимать речь в естественном, медленном темпе.

7.   принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.

В ходе эксперимента были определены следующие требования к разработке методического и технологического обеспечения образовательного процесса по английскому языку, сориентированного на формирование разговорных навыков:

n    учебный материал , используемый на уроке должен в максимальной степени соответствовать коммуникативным действиям как по содержанию, так и по процедуре выполнения;

n    в ходе обучения необходимо обеспечивать естественного речевое поведение учеников в соответствие с их социально- коммуникативной позицией;

n    учебный материал должен способствовать созданию ситуации для речевого общения в группе;

n    конструирование содержания урока должно  осуществляется только на хорошо проработанном и достаточно усвоенном  учащимися языковом материале.

       Учитывая современную концепцию преподавания иностранных языков, в ходе исследования была разработана модель выпускника гимназии, которая состоит из трех блоков, включающих в себя следующие требования:

1 блок - Требования к выпускнику как к человеку и гражданину

2 блок - Требования к общеучебным  умениям выпускника

3 блок - Требования, учитывающие специфику конкретных профилей (физико-математического, гуманитарного и др.)

Второй  блок данной модели содержит требования к коммуникативным умениям, которые предполагают что ученик должен уметь:

n    задавать вопросы;

n    овладевать вниманием слушателя  при монологической речи;

n    вести диалог;

n    участвовать в беседе( дискуссии), при необходимости управлять ею;

n    грамотно и доступно излагать свои мысли в устном и письменном виде;

n    общаться в совместной деятельности.

Качественные показатели по всем аспектам обучения языку следующие:

n    диалогическая речь100%;

n    аудирование 70%;

n     лингвострановедческие знания 95%

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что диагностические материалы личностных достижений учащихся выявляют уровень практической подготовки по английскому языку и иноязычной компетенции, активизируют деятельность школьника на уроке и в самостоятельном приобретении знаний.