методист Орского филиала
Информация об опыте работы учителя иностранного языка Маковчик С.И.
( по материалам аттестационной работы на высшую категорию)
Основная потребность общества ( по отношению к иностранному языку) заключается в практическом владении иностранным языком, подкрепляемым образовательными знаниями, культурой и интеллектом. А основной целью обучения иностранным языком в средней школе является развитие личности школьника, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, а также самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной деятельности.
В связи с этим программа обучения коммуникативным умениям в экспериментальной группе 11-го класса средней школе № 3, составленная учителем английского языка Маковчик С.И. направлена на конкретизацию целевых установок, которые дают возможность четко определить результат отдельного ученика на каждом этапе продвижения к цели.
Свою задачу Маковчик С.И. видит в том, чтобы помочь ученику стать свободной и творческой и ответственной личностью, разбудить и стимулировать способности, заложенные в каждом ученике. Программа, разработанная автором, коммуникативно ориентированна и учитывает индивидуальных особенностей обучаемых.
Для выяснения их учитель использует технологию самооценки или самодиагноза по говорению, аудированию, чтению и письму. С.И. Маковчик была разработана анкета по проблеме « Что меня удовлетворяет и не удовлетворяет на уроке английского языка?», которая состояла из 5 разделов.
Образец анкеты, используемой при работе с учащимися экспериментального класса:
А. Содержание курса
1. Как ты охарактеризуещь предметное содержание урока?
( )а. слишком легко
( ) б. довольно легко
( ) в. достаточное
( ) г. довольно трудно
( ) д. очень трудно
2. Твое мнение об объеме материала
( )а. очень большой объем
( ) б. довольно много
( ) в. достаточно
( ) г. довольно мало
( ) д. очень мало
3. Как ты думаешь, много ли ты узнал об Англии и англоязычном населении?
( ) а. очень много
( ) б. довольно много
( ) в. много
( ) г. мало
( ) д. очень мало
Б Практическая деятельность ученика
1. Как часто ты говоришь на английском языке в группе, индивидуально или при хоровой работе?
( ) а. очень редко
( ) б. иногда
( ) в. достаточно часто
( ) г. часто
( ) д. очень часто
2. Много ли приходится писать по-английски дома и на уроке?
( ) а. недостаточно
( ) б. мало
( ) в. достаточно
( ) г. довольно много
( ) д. очень мало
3. Как часто тебе приходится принимать участие в диалоге на уроке?
( ) а. очень часто
( ) б. часто
( ) в. достаточно часто
( ) г. иногда
( ) д. редко
4. Задания, включенные в урок, достаточны для тебя?
( ) а. очень мало
( ) б. недостаточно
( ) в. достаточно
( ) г. много
( ) д. очень много
5. Как часто ты не понимаешь задания на уроке?
( ) а. всегда понимаю
( ) б. редко
( ) в. иногда
( ) г. часто
( ) д. очень часто
6. В какой сфере речевой деятельности ты испытываешь трудности? Как ты думаешь, почему?
( ) а. грамматика
( ) б. монологическая речь
( ) г. диалогическая речь
( ) д. аудирование
( ) чтение
( ) письмо
( ) не испытываю
В. Учитель и ученик
1. Как оцениваешь объяснение учителем нового материала?
( ) а. недоступно
( ) б. непоследовательно
( ) в. логично
( ) д. всегда понятно
2. Применяет ли учитель иллюстративный материал на уроке?
( ) а. очень редко
( ) б. редко
( ) в. иногда
( ) г. регулярно
( ) д. очень часто
3. Атмосфера на уроке
( ) а. очень строго
( ) б. немного строго
( ) в. спокойная
( ) г. доброжелательная
( ) д. нерабочая
4. Всегда ли ты понимаешь речь учителя на уроке?
( ) а. всегда
( ) б. иногда не понимаю
( ) в. редко не понимаю
( ) г. часто не понимаю
( ) д. очень часто не понимаю
Г. Домашняя работа
1. Как часто имеешь трудности в выполнении домашнего задания?
( ) а. очень часто
( ) б. часто
( ) в. иногда
( ) г. редко
( ) д. никогда
2. Оцени объем домашнего задания
( ) а. слишком много
( ) б. много
( ) в. достаточно
( ) г. мало
( ) д. очень мало
3. Как часто приходится использовать дополнительный материал?
( ) а. постоянно
( ) б. часто
( ) в. иногда
( ) г. редко
( ) д. никогда
Д. Каким бы тебе хотелось видеть урок иностранного языка?
Выбранная тема анкеты и ее направления основаны на необходимости изучения мнения учащихся по поводу содержания предложенного курса обучения, специфика которого заключается в комплексе учебных пособий для гимназический классов с углубленным изучением иностранного языка. Сложность материала, представленного в комплексе, иногда требует коррекции и отбора, поэтому проведение анкеты именно этой темы обосновано.
В анкету включены вопросы, требующие осмысления практической деятельности учителя, что в свою очередь также дает основание для корректировки и осмысления и корректировки практической деятельности учителя, а также корректировки используемых стимулов на уроке.
Открытый тип последнего раздела анкеты дает возможность проследить поддержание мотивационной готовности к изучению иностранного языка
Анкетирование помогло определить результативность обучения иностранному языку с помощью самооценки учащихся, сделать соответствующие выводы по поводу корректировки приемов работы на основании изученных и проанализированных результатов. С помощью анкеты учитель прогнозирует речевые поступки учеников, снабжая их необходимым лексическим материалом, который может потребоваться при высказывании.
А главное анкетирование помогло скорректировать подбор учебного материала с учетом пожеланий учащихся, дифференцировать задания на уроке с учетом личностных свойств каждого ученика
Учитывая индивидуальные особенности учащихся , учитель планирует дифференциацию учебной работы, соответственно их уровням:
-уровнем усвоения учебного материала;
n уровнем работоспособности;
n темпом работы;
n особенностями восприятия;
n особенностями памяти, мышления.
Основываясь на вышеперечисленном, учитель продумывает и дифференцирует объем заданий, их трудность, самостоятельность их выполнения и все это для того, чтобы каждый обучаемый работал в меру своих умственных способностей на уровне своих возможностей. Именно это помогает Маковчик С.И. добиваться от учащихся регулярного выполнения домашних заданий.
За три года эксперимента по диагностированию и учету уровня сформированности коммуникативных умений учащихся были определены уровни развития разговорной речи:
оптимальный , допустимый и недопустимый. Вот как определены параметры вышеназванных уровней:
Оптимальный уровень - речевая задача решена полностью, учащийся правильно использует языковые средства. В речи отсутствуют ошибки, нарушающие коммуникацию. Объем высказывания включает в себя 20 и более реплик.
Допустимый уровень - речевая задача решена не полностью, у учащихся ограниченный диапазон языковых средств. Темп речи несколько замедлен из -за поиска средств выражения нужного значения. Наблюдаются языковые ошибки.
Недопустимый уровень -речевая задача не решена, в речи обучаемого наблюдается большое количество языковых и фонетических ошибок. Объем высказываний менее 10 реплик.
Автором были также разработаны умения, составляющие исходынй уровень говорения:
1. умения ( способность) прогнозировать поведение речевых партнеров, их высказывания;
2. умения осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения. Высказываться логично и связно, с достаточной скорость., обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз;
3. осознание функциональных и формальных особенностей грамматического материала и умение его использовать в речевых ситуациях согласно нормам английского языка;
4. владение речевым материалом пройденных тем в естественных условиях используемое для решения новых речевых задач;
5. умение трансформировать материал разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее способствующее выражению своего отношения к содержанию прочитанного или прослушанного
аудирования:
1. умения членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения;
2. умения устанавливать логические связи между элементами услышанного текста;
3. отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы,
4. определять тему сообщения,
5. выделять главную мысль;
6. принимать сообщение до конца без пропусков, воспринимать речь в естественном, медленном темпе.
7. принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.
В ходе эксперимента были определены следующие требования к разработке методического и технологического обеспечения образовательного процесса по английскому языку, сориентированного на формирование разговорных навыков:
n учебный материал , используемый на уроке должен в максимальной степени соответствовать коммуникативным действиям как по содержанию, так и по процедуре выполнения;
n в ходе обучения необходимо обеспечивать естественного речевое поведение учеников в соответствие с их социально- коммуникативной позицией;
n учебный материал должен способствовать созданию ситуации для речевого общения в группе;
n конструирование содержания урока должно осуществляется только на хорошо проработанном и достаточно усвоенном учащимися языковом материале.
Учитывая современную концепцию преподавания иностранных языков, в ходе исследования была разработана модель выпускника гимназии, которая состоит из трех блоков, включающих в себя следующие требования:
1 блок - Требования к выпускнику как к человеку и гражданину
2 блок - Требования к общеучебным умениям выпускника
3 блок - Требования, учитывающие специфику конкретных профилей (физико-математического, гуманитарного и др.)
Второй блок данной модели содержит требования к коммуникативным умениям, которые предполагают что ученик должен уметь:
n задавать вопросы;
n овладевать вниманием слушателя при монологической речи;
n вести диалог;
n участвовать в беседе( дискуссии), при необходимости управлять ею;
n грамотно и доступно излагать свои мысли в устном и письменном виде;
n общаться в совместной деятельности.
Качественные показатели по всем аспектам обучения языку следующие:
n диалогическая речь100%;
n аудирование 70%;
n лингвострановедческие знания 95%
Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что диагностические материалы личностных достижений учащихся выявляют уровень практической подготовки по английскому языку и иноязычной компетенции, активизируют деятельность школьника на уроке и в самостоятельном приобретении знаний.