ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ
Восприятие на слух или аудирование является одним из важнейших компонентов любой коммуникации. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая иностранную речь на слух. В чем заключаются трудности, которые препятствуют пониманию речи носителя языка? Каковы пути их преодоления?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы следует более внимательно рассмотреть процесс восприятия на слух. Действительно, что происходит, когда мы воспринимаем устное сообщение на слух. Что необходимо предпринять, чтобы научить учащихся извлекать информацию из текста или прослушиваемого материала?
Существуют 2 взгляда на процесс восприятия информации на слух. Согласно одному из них при прослушивании мы разделяем поток речи
на составные части: звуки, соединяемые в слова; слова, которые соединяются в предложениях; предложения, передающие определенное значение и т.д. Эта точка зрения (взгляд) на процесс, происходящий при аудировании известна как "восприятие на слух снизу-вверх".
Согласно другой точки зрения, при аудировании мы используем знания заднего плана (знания хранящиеся в памяти, определенные сведения о предмете или событии обозначенных в аудиотексте, личный опыт и т.д.) которые значительно облегчают восприятие информации на слух. Такое восприятие прослушиваемой информации называется "восприятием сверху-вниз".
Однако, для того, чтобы выработать у учащихся навык беглого восприятия иноязычной речи на слух необходимо использовать как подход к восприятию "снизу-вверх", так и "сверху-вниз" т.е. оба вида прослушивания.
Выработке навыка прослушивания "снизу-вверх" способствуют следующие упражнения:
- на сохранение в памяти вводимой информации по мере ее увеличения;
- на узнавание отклонений и несоответствий;
- на определение ключевых слов и выражений;
- упражнения основанные на знании порядка слов в предложении для определения составных частей выражения;
- на определение грамматических отношений между ключевыми элементами в предложении;
- на определение функции интонации в предложении;
- на определение активной или пассивной формы предложения;
- определение основных составных частей предложения, таких как, подлежащее, сказуемое, глагол и т.д.
- на различие предложений, содержащих глагол-связку;
- определение соотношений времен в предложении;
- упражнения, направленные на умения различать положительные и отрицательные высказывания;
- умения различать: предлоги в быстрой речи;
- общие и специальные вопросы на слух.
Упражнения, вовлекающие в деятельность по формированию навыка восприятия "сверху-вниз":
- составление плана и анализа из элементов рассуждений;
- обозначение темы рассуждений;
- обозначение последствий и исхода событий, перечисленных в рассуждениях;
- обозначение причины или следствия, результата;
- обозначение последовательности серии событий;
- прослушайте тему разговора и обозначьте основную тему разговора;
- просмотрите картинки и затем прослушайте информацию о них, распределите их в определенном порядке;
- прослушайте разговор и определите обстановку;
- прочитайте лист выражений, которые используются в разговоре (ключевых моментов) и при прослушивании обозначьте их в соответствующем порядке (соответствующим порядковым числом);
- прочитайте слова одного из говорящих по телефону и постарайтесь догадаться о чем будет говорить его собеседник, а затем прослушайте телефонный разговор;
- посмотрите на фотографию говорящих людей и постарайтесь догадаться о чем они могут говорить, а затем послушайте их настоящий разговор;
- закончите рассказ, а затем прослушайте действительный конец рассказа;
- просмотрите заголовок газеты и постарайтесь представить себе информацию, которая за ними следует, а теперь прослушайте радиопередачу о событиях, отраженных в газете.
Известно, что даже на родном языке далеко не все темы доступны восприятию и интересы слушающим. При прослушивании на иностранном языке необходимо вырабатывать у слушающих способности воспринимать информацию даже при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции, приблизительного осмысления.
Для этого необходимо научиться различать новое и старое, главное и второстепенное, концентрируя внимание на главном. В этой связи очень важно развивать механизм вероятностного прогнозирования, т.е. способность предугадывать новое в опоре на уже известное. Это умение (способности) необходимо формировать с 1-ых шагов обучения. Этому способствует предварительная работа с лексикой и грамматикой. Такая работа помогает:
1. Успешно преодолевать лингвистические трудности.
2. Прогнозировать содержание информации, которую собираются прослушивать.
Вот как можно проводить работу в подготовительный период:
1. Сообщите учащемуся тему прослушиваемого материала, например "Сейчас вы прослушаете текст о том как следует готовить хрустящий картофель".
2. Попросите уч-ся представить себе какие слова (лексика) могут прозвучать в аудиотексте. Все слова, которые будут предложены учащимися следует записать на доске. учащиеся смогут сравнить этот список слов со словами, которые в действительности прозвучат в тексте.
Снятию трудностей после прослушивания помогает размышление (рассуждение) по поводу используемой в аудиотеке лексике.
При работе с аудиотекстом очень часто возникают проблемы, связанные с наличием в тексте новых грамматических форм.
Вто какое упражнение поможет прогнозировать заранее грамматические структуры:
Упражнение 1
Учитель вводит учащихся в ситуацию и просит догадаться (подумать) о том, какие грамматические конструкции могут встретиться в прослушиваемом тексте (так, например, в тексте о приготовлении хрустящего картофеля будет использоваться Пассивный Залог).
Это упражнение дает возможность учащимся повторить грамматические структуры и после чего они будут легче воспринимать текст. Однако, этот вид деятельности должен проходить легко и быстро. Основная задача учителя - одобрить учащихся и настроить их на необходимые ожидания по поводу употребляемых в тексте лексических едениц и грамматических структур, т.к. основная цель такой деятельности - облегчение восприятия, а не повторение грамматики.
Упражнение 2
Ученики получают одно или два предложения, взятые из текста или отрывка, который учащиеся собираются прослушать. Некоторые слова в предложении пропущены. Попросите учеников обсудить между собой каким словом можно заполнить пропуски. Все предложения, высказанные учащимися, записываются на доске. Не сообщая учащимся правильного варианта приступайте к прослушиванию текста. Учащиеся стараются определить правильный вариант, после чего он обсуждается.
В настоящее время на западе очень распространен такой вид деятельности, который связан одновременно с формированием навыка восприятия на слух и одновременно с формированием навыка говорения. Этот вид деятельности получил название "Джигсовое прослушивание, чтение и т.д." Он был изобретен преподавателями Марион Гедес и Джимом Стартридом в 1979г.
Технология "Джигсового прослушивания" заключается в следующем:
1. Учащиеся разделяются на 3 группы. Каждая группа прослушивает различные магнитофонные записи (ситуация может быть одна и та же, но отличаться по содержанию. Например, рассказ 3-х очевидцев несчастного случая или преступления). Итак, каждая группа слушает свою запись.
2. Члены группы обсуждают прослушанную информацию и заполняют возникшие в ходе прослушивания информационные пробелы. Для того, чтобы получше понять аудиоматериал, его можно прослушивать несколько раз, с последующим обсуждением.
3. Группы разбиваются. Учащиеся всех трех групп смешиваются и обсуждают прослушанный материал, дополняя его необходимыми комментариями и пытаясь приблизиться к единому решению или получить наиболее полную версию.
4. Каждая группа представляет свою версию.
5. (не обязательно) прослушивается самая полная четвертая версия.
_