Автор: Бланк Н.В.
Дата: 05/98/ 


МЕТОДИКА
ЭФФЕКТИВНОГО  ОВЛАДЕНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОЙ  ЛЕКСИКОЙ

Примеры см. в папке "УМК иностранных языков"

СУЩНОСТЬ. Мария Михайловна Апполонова учитель немецкого языка средней общеобразовательной школы с математическим уклоном № 30 г.Оренбурга, учитель высшей категории.
Многолетний опыт работы в школе по обучению иностранному языку убедил учителя в необходимости использования приемов и способов, позволяющих значительно повысить эффективность усвоения учащимися иноязычной лексики. В значительной степени опыт исследований немецких ученых У.Эссера и Ахарниш и его умелое перенесение в своей опыт способствовал формированию у учителя уверенности в том, что при изучении языка работа с лексическим материалом должна строиться на нетрадиционных подходах, быть многовариантной и мотивационной.
ГЛАВНОЕ в выработке у учащихся учебных стратегий на овладение иностранной лексикой.
НОВИЗНА в разработке учебного материала на основе стратегии и технологий и методики использования их с целью целенаправленного влияния на каждого ученика.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Контрольные срезы и тестирование дают возможность отслеживать положительную динамику навыков аудирования, говорения, чтения и понимания прочитанного.

Учебные стратегии

1. Кодирование способствует наилучшему запоминанию иноязычной лексики и состоит из:
а) анализа сложных слов
б) анализа производных слов
в) дефиниция слова
г) графического изображения слова
д) включения изучаемого слова в модели

 Запомнить, что самую важную информацию несет последняя часть слова.

Запомнить: важная информация - в корне слова.

2. Группирование лексических единиц по смежности
а) родственные слова
б) составление ассоциограмм

3. Группирование по синтаксической категории:

4. Группирование по сходству

а) синонимы: helfen = unterstьtzen
б) возможность рифмования:     Haus - Maus
     singen - springen

5. Группирование по контрасту

6. Группирование по сходству - констрасту

Обучение немецкому языку учитель строит с учетом уровня развития каждого ученика. Каждое задание и учебная задача должны вызывать интерес учащихся и желание выполнить их, значит, по мнению учителя, иметь мотивацию. Языковой навык требует многократного повторения и проговаривания одних и тех же форм и словосочетаний,  что быстро вызывает у учащихся утомляемость.

С целью разнообразия процесса работы над словами учитель использует упражнения в игровой форме.

Упражнение «Эхо» предполагает троекратное проговаривание громко и шепотом части фразы, в которой находится изучаемое слово.
Упражнение «Проверка телефонной связи» предполагает разыгрывание ситуации проверки телефона. При выполнении упражнения используются два игрушечных телефона. Учитель тихо, но четко произносит слово или фразу, ученик повторяет произнесенное учителем громко, после чего учитель подтверждает функционирование связи, еще раз называя слово или повторяя фразу.
Упражнения, проведенные в такой форме, гарантируют многократное повторение лексических единиц и поэтапное включение учащихся в речевую деятельность.
Упражнение «Играем в «артистов» вырабатывает навык установления связи между значением слова и звуковой формой. Учащиеся - «артисты» изображают слова движениями, жестами, мимикой, позами.
Упражнение «Выбор варианта» имеет целью осмысление содержания и может использоваться для репродуктивных видов речевой деятельности.
а) Закончи предложение, выбрав слово в списке лексических единиц, повтори его.
б) Выбери определение
Hier arbeiten viele Arbeiter und Ingenieure.
Der Betrieb  Das ist ein Arbeiter.
Hier kцnnen die Schьler in der Pause essen.
Упражнение «Угадай профессию» предполагает  систему вопросов, которые должны включать новое слово.
Ist das eine Frau? - Nein.   Ist das ein Arbeiter? - Nein
Ist das ein Mann? - Ja.  Ist das ein Ingenieur? - Ja
Arbeiteter im Betrieb? - Ja.
Упражнение «Зашифруй профессию» помогает учащимся составлять ассоциограммы, навык отрабатывается в работе парой. (* - помощь учителя)

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц  и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

Так изучение лексики по теме «Зима» (5 класс) заканчивается заданием: «Твой друг находится в Африке. Он никогда не видел зиму. Напиши ему письмо, расскажи о зиме. Не забудь, что он многого не поймет, если ты не объяснишь слова. Можно сделать рисунок. Образец выполнения работы в приложении № 1.

 Приложение 1 (см. в папке)

Работа со старшеклассниками

В работе со старшеклассниками главным стимулирующим фактором является возможность творческого подхода к выполнению учебного задания, т.е. самостоятельное решение новой коммуникационной задачи в новой ситуации на основе усвоенных лексических единиц. В 7 классе при повторении лексики по теме «Город» учитель формулирует задачу следующим образом: - Вы все сотрудники издательства, которое получило задание составить немецко-русский разговорник на тему «Город».

Определяются этапы работы:
1. Выбрать название издательства из предложенных учителем или предложить свое:
«Wissenschaft» «Fortschritt»
«Freundschaft» «Flamme»

2. Распределить учащихся на группы по 3-4 человека и определить каждому обязанности:
Dolmetscher  Chefredaktwur
Designer  stellvertretendent Chefredakteur
Drucker

3. Каждая группа выбирает одну из предложенных глав разговорника:
- история города;
- экскурсия по городу;
- посещение музея в г. Оренбурге;
- встреча со школьниками (интервью).

Работа над разговорником предполагает повторение лексики по нескольким изученным типам, но в новой ситуации.

8 класс, работа по теме «Магазин».
Учитель формулирует задачу, направленную на самостоятельное накопление лексики по-иному.
- Давайте сделаем наш торговый дом «Восход» доступным для посещения иностранцев.
Для этого:
1. Начертите схему торгового дома, обозначьте помещения (Kaufhalle, Laderaum, Erfrischungsraum, Funkraum, Aufbewahrung), а также отелы.
2. В каждом отделе стоит компьютер, дающий информацию о наличии товаров. Составьте «программы» для компьютера.
3. В центре магазина стоит автомат-переводчик. Он содержит набор наиболее употребительных вопросов и ответов. Составьте разговорник на 2-х языках для посетителей-иностранцев.
4. Составьте памятку для продавцов, начните так:
Der Verkдufer soll hцflich sein.
    den Kunden helfen.
    sich gut auskennen.
    Auskunft geben.

Основу для семантизации, закрепления и применения лексики в речи дает словарный материал, сгруппированный учителем по определенному признаку.
 
 

Приложение 2

Словарная таблица по теме «Профессия»

Lexik zum Thema «Bei der Berufswahl» (kl. 11)

Anforderungen an den Beruf Berufsbezeichnungen Wo kann man tatig sein?
gute Kenntnisse Kьnstler auf dem Bau
kцrperliche Anstrengungen Schlosser im Betrieb, im Labor
Einfьhlungsvermцgen Melkey im Krankenhaus, im Bьro
Achtung und Liebe zu den Menschen Laborant in der Poliklinik
Beharrlichkeit Lehrer in der Landwirtschaft
Pьnktlichkeit = Ingenieur auf dem Gebiet der Volks-
Genauigkeit Arzt bildung
Geduld = Ausdauer SchweiЯer unter extremen Bedingun-
Freundlichkeit Dreher ger
praktische Handfertigkeiten Tischler die Kinder erziehen
Beobachtungsgabe Fahrer die Kranken heilen
Ehrliehkeit Architekt
 Jurisy
 MetallgieЯer Motive bei der Berufswahl
 Landwirt
 Lockfuhrer gich richten nach..
 Zimmermann trдumen von...
                 :wдhlenden Beruf :ergreifen                 :erlernen  KrankenschwesterDolmetscherStewardeЯ Nutzen bringenangesehen = geachtet =attraktiv
 technischer Zeichner viel Geld verdienen
auf die Hochschule/    gehenBerufs-, Fachschule  sich den Namen erwerbensich den Rat bei den
 Wer die Wahl hat, Verwandten Holen
im Betrieb als Lehrling arbeitenWeiterbildungsmцglichkeiten haben hat die Qual.(Sprichwort)
 

I. Предречевые упражнения по таблице:

1. Nennen Sie praktische und akademische Berufe.
2. Welche Berufsbezeichnungen kцnnen weiblich sein?
3. Gibt es in der Tabelle Berufe Ihrer Eltern?
4. Nennen Sie Ihre Lieblimgsberufe.
5. Welche Lehranstalten gibt es in Orenburg?
6. Welches Wort soll im Zentrum stehen?
7. Stellen Sie Assoziogramme zusammen:
  Architekt; Hochschule
8.    Дrzte
  Wo kцnnen Schlosser tдtig sein?
    Laboranten
    Ingenieure

II. Коммуникативные упражнения:

1. Sagen Sie, welche Anforderungen werden an den Beruf
  des Lehrers
  des Architekten gestellt?
  des Lokfьhrers
   usw.

2. Was kцnnen die Schulabsolventen auf die Frage
    «Wonach richten Sie sich bei der Berufswahl» antworten?

3.
- Ist das ein praktischer Beruf? - Ja
- Arbeiten in diesem Beruf Frauen? - Nein
- Fordert dieser Beruf Anstrengungen? - Ja
- Arbeitet man in diesem Beruf im Betrieb? - Ja
- Sind in diesem Beruf Einfьhlungsvermцden und Freundlichkeit wichtig? - Nicht so sehr
- Sind Pьnktlichkeit und Genauigkeit wichtig? - Ja
- Verdient man in diesem Beruf viel Geld? - Ja
- Wo wird man in diesem Beruf ausgebildet? - Formuliere deine Frage anders.
- Wird man in diesem Berufsschule in der Berufsschule ausgebildet? - Ja
- Ist dieser Beruf angesehen? - Ja, besonders bei den Jungen.
- Ist das der Beruf des SchweiЯers? - Ja

4.  Ihre Mitschьlerin hat ihren Beruf noch nicht gewдhlt.
  Erzдhlen Sie ihr ьber einige Berufe.

Файл - SERVER\CDIT\OPIT\appol.doc