Автор: Новикова Н.А.
Дата: 11.12.98

Аннотированный  список  методической литературы
по  проблеме преемственности ДОУ и начальной школы

Цель:  Познакомить  педагогов  с  методической  литературой  по проблеме преемственности ДОУ и начальной школы, ориентировать в ее содержании,  особенностях.   Показать   возможность  использования данной литературы в работе с детьми.

1. Алексеев  Н.А. Психолого-педагогические  проблемы развивающего дифференцированного обучения. // Тюменский  научный центр Сибирского отделения РАО, областной  ИПК пед. кадров,  Комитет по образованию г. Тюмени.- Челябинск: Факел, 1995.
Один из  разделов  монографии  посвящен  диагностике готовности детей к школьному  обучению. Предлагается серия  тестов и методика типологического   анализа   результатов тестирования,  которая  дает возможность уже с первых дней пребывания детей в школе максимально учитывать их  индивидуальные особенности  при организации учебного процесса.
2. Дети, в школу  собирайтесь! Книга для  родителей и воспитателей детского сада.  /О.М. Дьяченко,  Н.Ф. Астаськова,  А.И. Булычева и др. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996./
Эта книга  предназначена  для тех,  кто  интересуется развитием дошкольника, старается помочь ребенку как можно полнее реализовать свои возможности, для  тех, кто серьезно  относится к такой важной проблеме, как  подготовка  к  школе.  Как  сделать,  чтобы ребенок безболезненно вступил  в  новый этап  своей  жизни, чтобы  учеба в школе ему  принесла  больше радостей,  чем  огорчений? Об  этом вы узнаете, познакомившись с книгой.
3. Зак А. Поиск девятого: Игры  на поиск закономерностей для детей 6- 10 лет. М: НПО "Перспектива", 1993.
Игра на  поиск  закономерностей  элементов  игрового  поля дает хорошую возможность  развития аналитических  способностей детей. С помощью   многообразных   геометрических упражнений   у   детей формируется пространственное  воображение,  развивается зрительная память. Издание рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальных  классов.  родителям,  а  также  всем,  кто интересуется развитием интеллектуальных способностей детей.
4. Кузнецова  М.И.  Профилактика  трудностей  овладения  чтением и письмом. // Начальная школа. 1995.- N11.- с.11- 14.//.
В статье  предлагается  система  экспресс-  обследования уровня готовности ребенка-  дошкольника к  овладению чтением  и письмом в начальных  классах   школы.  Обследование  позволяет прогнозировать трудности  обучения,  выявить  предрасположенность  к  дисграфии и дислексии. наметить необходимые средства коррекции.
5. Новотворцева Н.В. Развитие  речи детей:  Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995.
Дидактический материал  для  дошкольников и  младших школьников имеет целью в процессе игры познакомить детей с окружающим миром и одновременно  научить  рассказыванию,  обогатить  словарный запас, усовершенствовать  дикцию,  привить  навыки  сравнения, обобщения. счета. Забавные  стихи,  истории, загадки,  "языколомки" развивают слуховое   восприятие,   наблюдательность,   логическое  мышление, пробуждают  фантазию  и  словотворчество.  Графические  упражнения готовят руку ребенка к письму.
6. Планирование занятий по  развитию познавательных способностей и речи детей  в дошкольном  образовательном учреждении: Методические рекомендации.   /Санкт-Петербургский гос. университет пед. мастерства;  Э.Д.  Фокина,  М.В.  Базулько,  Л.П.  Астракова, Н.Г. Лозинина.- СПб., 1995.
Календарно-тематические  планы  занятий   в  разных  возрастных группах  ДОУ  предусматривают   ознакомление  детей  с  окружающим предметным миром  и  общественной  жизнью людей,  развитие  речи и элементарных  математических  представлений.  Для  каждого занятия сформулированы   конкретные    образовательные   задачи,   указана соответствующая методическая и  художественная литература. Пособие принесет   пользу   учителю   в   работе   с   первоклассниками  в адаптационный период.
7. Психолог в детском саду.  /РАО, Исследовательский центр семьи и детства, Детский центр Венгера; Л.А. Венгер и др.- М: ИНТОР, 1995. В  пособии  представлены  методы  и  методики  индивидуальной и групповой  диагностики.   Наиболее  полно   представлены  методики диагностирования уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности детей подготовительной к школе группы.
8. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Составители М.Н. Ильина и др.- СПб.: "Дельта".
Книга содержит набор тестов  для определения готовности ребенка к  школьному   обучению.  Предлагаются   общедоступные  тесты  для выявления уровня развития познавательной  сферы ребенка, его речи, элементарных  математических  умений,  тонкой  ручной  моторики  и произвольного   контроля   поведения,   а   также   развивающие  и корректирующие упражнения и игры.
9. Тихомирова  Л.Ф.,  Басов  А.В.  Развитие  логического  мышления детей: Популярное пособие  для родителей  и педагогов.- Ярославль: Гринго, 1995.
В пособии представлены игры  и задания, способствующие развитию восприятия внимания,  памяти,  воображения,  мыслительных операций ребенка- дошкольника  и таким  образом  готовящие его  к успешному обучению  в  школе.  Предлагаются  также  диагностические задания, дающие возможность оценить эту готовность с психофизиологической и психолого-педагогической точек зрения.
10. Уроки  и   перемены. Подготовка  детей   к  школе:  Методические рекомендации практическим психологам,  учителям начальных классов, педагогам  ДОУ,  родителям.  /Оренбургский  пед.  институт им.В.П. Чкалова:  Подготовили  Ф.А.  Ветлугина,  Н.А.  Иванов.-  Оренбург, 1994./
В брошюре  раскрывается понятие  "психологическая готовность" к школе, в  которое  авторы включают:  умственное  развитие ребенка, состояние   эмоционально-волевой    сферы,    качества   личности, помогающие ребенку войти  в коллектив  класса, найти  свое место в нем. Предлагаются способы  диагностики  трудностей  и  отклонений в каждой из  этих сфер,  система  дидактических игр  и тренировочных упражнений, направленных  на их  преодоление, на  повышение уровня умственного, эмоционального и социального развития детей.


В содержание