Автор: Новикова Н.А. |
Дата: 11.12.98
|
Цель: Познакомить педагогов с методической литературой по проблеме преемственности ДОУ и начальной школы, ориентировать в ее содержании, особенностях. Показать возможность использования данной литературы в работе с детьми.
1. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. // Тюменский научный центр Сибирского отделения РАО, областной ИПК пед. кадров, Комитет по образованию г. Тюмени.- Челябинск: Факел, 1995.
Один из разделов монографии посвящен диагностике готовности детей к школьному обучению. Предлагается серия тестов и методика типологического анализа результатов тестирования, которая дает возможность уже с первых дней пребывания детей в школе максимально учитывать их индивидуальные особенности при организации учебного процесса.
2. Дети, в школу собирайтесь! Книга для родителей и воспитателей детского сада. /О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996./
Эта книга предназначена для тех, кто интересуется развитием дошкольника, старается помочь ребенку как можно полнее реализовать свои возможности, для тех, кто серьезно относится к такой важной проблеме, как подготовка к школе. Как сделать, чтобы ребенок безболезненно вступил в новый этап своей жизни, чтобы учеба в школе ему принесла больше радостей, чем огорчений? Об этом вы узнаете, познакомившись с книгой.
3. Зак А. Поиск девятого: Игры на поиск закономерностей для детей 6- 10 лет. М: НПО "Перспектива", 1993.
Игра на поиск закономерностей элементов игрового поля дает хорошую возможность развития аналитических способностей детей. С помощью многообразных геометрических упражнений у детей формируется пространственное воображение, развивается зрительная память. Издание рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальных классов. родителям, а также всем, кто интересуется развитием интеллектуальных способностей детей.
4. Кузнецова М.И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом. // Начальная школа. 1995.- N11.- с.11- 14.//.
В статье предлагается система экспресс- обследования уровня готовности ребенка- дошкольника к овладению чтением и письмом в начальных классах школы. Обследование позволяет прогнозировать трудности обучения, выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии. наметить необходимые средства коррекции.
5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995.
Дидактический материал для дошкольников и младших школьников имеет целью в процессе игры познакомить детей с окружающим миром и одновременно научить рассказыванию, обогатить словарный запас, усовершенствовать дикцию, привить навыки сравнения, обобщения. счета. Забавные стихи, истории, загадки, "языколомки" развивают слуховое восприятие, наблюдательность, логическое мышление, пробуждают фантазию и словотворчество. Графические упражнения готовят руку ребенка к письму.
6. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. /Санкт-Петербургский гос. университет пед. мастерства; Э.Д. Фокина, М.В. Базулько, Л.П. Астракова, Н.Г. Лозинина.- СПб., 1995.
Календарно-тематические планы занятий в разных возрастных группах ДОУ предусматривают ознакомление детей с окружающим предметным миром и общественной жизнью людей, развитие речи и элементарных математических представлений. Для каждого занятия сформулированы конкретные образовательные задачи, указана соответствующая методическая и художественная литература. Пособие принесет пользу учителю в работе с первоклассниками в адаптационный период.
7. Психолог в детском саду. /РАО, Исследовательский центр семьи и детства, Детский центр Венгера; Л.А. Венгер и др.- М: ИНТОР, 1995. В пособии представлены методы и методики индивидуальной и групповой диагностики. Наиболее полно представлены методики диагностирования уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности детей подготовительной к школе группы.
8. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Составители М.Н. Ильина и др.- СПб.: "Дельта".
Книга содержит набор тестов для определения готовности ребенка к школьному обучению. Предлагаются общедоступные тесты для выявления уровня развития познавательной сферы ребенка, его речи, элементарных математических умений, тонкой ручной моторики и произвольного контроля поведения, а также развивающие и корректирующие упражнения и игры.
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Гринго, 1995.
В пособии представлены игры и задания, способствующие развитию восприятия внимания, памяти, воображения, мыслительных операций ребенка- дошкольника и таким образом готовящие его к успешному обучению в школе. Предлагаются также диагностические задания, дающие возможность оценить эту готовность с психофизиологической и психолого-педагогической точек зрения.
10. Уроки и перемены. Подготовка детей к школе: Методические рекомендации практическим психологам, учителям начальных классов, педагогам ДОУ, родителям. /Оренбургский пед. институт им.В.П. Чкалова: Подготовили Ф.А. Ветлугина, Н.А. Иванов.- Оренбург, 1994./
В брошюре раскрывается понятие "психологическая готовность" к школе, в которое авторы включают: умственное развитие ребенка, состояние эмоционально-волевой сферы, качества личности, помогающие ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем. Предлагаются способы диагностики трудностей и отклонений в каждой из этих сфер, система дидактических игр и тренировочных упражнений, направленных на их преодоление, на повышение уровня умственного, эмоционального и социального развития детей.