Представила: Алексеева Н.М.               Дата: ноябрь, 2001 г.



ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии;  интеллектуально-личностного развития дошкольника (наличие специальных учебных образовательных программ по развитию ребенка);

степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей.

Результатами воспитательно-образовательной деятельности в учреждениях дошкольного   образования   является   физическая,   психологическая   и интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению.

Определились  новые требования  к  профессионализму  педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста:

коммуникативная компетентность;

 

• владение способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

• умение реализовать вариативные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития дошкольника;

• способность рационального использования развивающей среды.

Наиболее характерные тенденции в профессиональных затруднениях работников дошкольного образования заметны в следующих сферах:

• педагогического и управленческого целеполагания;

• обновления содержания дошкольного образования;

современных педагогических технологий;

• подходов к оценке достижений дошкольников (диагностика уровня развития ребенка);

• владения современными психолого-педагогическими методами диагностики;

• системного анализа своей деятельности;

• информационной деятельности.

Обострилась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Ситуация ухудшается в виду сокращения количества детских садов, появлением негативной тенденции раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов в учреждениях дошкольного образования, что не соответствует требованиям стандартов дошкольных учреждений. В некоторых дошкольных учреждениях региона и г.Оренбурга введено предметное обучение, как математика, чтение, английский язык и др. Поэтому в курсовой подготовке педагогов дошкольных учреждений и решении проблем преемственности между дошкольным и начальным образованием реализуются задачи:

- развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей;

- формирование   творческого   воображения    как   направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

- развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.

Анализ современного состояния дошкольных образовательных учреждений показывает, что появилась острая необходимость включения в УТП курсовой подготовки таких дисциплин, как этика и эстетика, история искусства, методика знакомства с изобразительным искусством детей дошкольного возраста, введение национально-регионального компонента в дошкольное образование.

В сегодняшнем дошкольном образовании особо рассматривается проблема коррекционно-педагогической деятельности в дошкольных учреждениях. Вызывает серьезную тревогу то, что в школу приходят 87% детей с отклонениями в развитии и относятся к группе "риска". Те 65 дошкольных учреждений в регионе с тяжелыми формами отклонений и 211 ДОУ с компенсирующими группами детей не решают острой проблемы, т.к. дети с легкими отклонениями в развитии (эмоциональными, интеллектуальными, сенсорными и др.) посещают общие дошкольные учреждения, где коррекционно-педагогическая работа не проводится.

Перспективы деятельности кабинета дошкольного образования

1. Продолжать работу по обобщению опыта работы педагогов ДОУ в формировании     содержания     национально-регионального     компонента, патриотического  воспитания дошкольников  во  взаимодействии:  кабинета дошкольного образования, дошкольных учреждений - семьи. Создание творческой группы по разработке программы деятельности педагогов ДОУ в патриотическом воспитании дошкольников.