УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Управление деятельностью дошкольного образования имеет свою спе­цифику.

Функции управления определяются следующим образом:

- планирование, как элемент общей функции принятия решения;

- организация, то есть обеспечение выполнения плана;

- контроль, то есть установление фактов соответствия функциони­рования системы принятым решениям и определенной организованности. Выявляя факты в процессе контроля, руководитель определяет пути кор­регирования, регулирования воздействия на объект;

- регулирование, корректирование, т.е. обеспечение функциониро­вания системы, сохранение организованного порядка путей принятия опе­ративных решений;

- педагогический анализ, полученный в ходе контроля информации, на основе которого составляется будущий план.

Управленческая деятельность в малокомплектном дошкольном учреж­дении имеет свои особенности, она зависит от социально-экономических, педагогических, природных, демографических и других факторов заключа­ется в следующем:

Во-первых заведующая выступает в педагогической деятельности не только как руководитель, администратор, часто выполняющий функции завхоза, но и как сотрудник д/сада, непосредственно работающий с детьми. Работая с группой детей, как член коллектива, заведующая за­дает тон своей деятельностью. От того, как относится к работе заведу­ющая, зачастую зависит и отношение сотрудников к работе. Выполняя функции воспитателя, заведующая имеет возможность изучить личность каждого ребенка, руководить индивидуальной работой с детьми. Это в

свою очередь, значительно влияет на повышение качества.

Свои предложения и распоряжения, направленные на улучшение учеб­но-воспитательного процесса она может апробировать на собственном опыте их работы с детьми, а не основываясь только на теоретических знаниях, творческой деятельности других воспитателей и свое м прош­лом, пусть и существенном опыте работы с детьми.

Поэтому воспитатели малокомплектного дошкольного учреждения всегда имеют возможность непосредственно в детском саду наблюдать об­разец работы.

Это имеет намаловажное значение для педагогов сельского малоком­плектного д/сада, территориально расположенных друг от друга на зна­чительном расстоянии, что значительно затрудняет обмен опытом работы с другими учреждениями, повышения квалификации через мет одические объединения, семинары.

Во-вторых, особое значение имеет создание психологического кли­мата в коллективе. специфика малокомплектного д/сада заключается в том, что коллектив этого учреждения насчитывает небольшое количество людей, следовательно, особенно важна сплоченность его, со здание ат­мосферы взаимопонимания, взаимопомощи, общности и разнообразия инте­ресов.

Из бесед с руководителями малокомплектных д/садов выявлено, что большинство из них видят значительное преимущество в малочисленности педагогического коллектива для создания положительного микроклимата в учреждении, а это в свою очередь, повышает эффективн ость воспита­тельной работы. Они подтверждают это следующими высказываниями: "Весь педагогический коллектив работает в тесном сотрудничестве, персонал постоянно находится в поле зрения заведующей".

"Для создания конфликтных ситуаций не возникает условий, каждый занят своим делом, все отношения открытые, высок авторитет заведующей как старшего товарища, как руководителя", "При необходимости практи­чески полная взаимозаменяемость, готовность прийтий на помощь. Нет неразумного соперничества, повышения квалификации проходит одновре­менно при тесном контакте всех работников.

Рациональное комплектование групп детьми разного возраста пред­ставляется весьма важным. К вопросам рационального комплектования смешанных по возрасту детей групп малокомплектных дошкольных учрежде­ний следует прежде всего отнести установление оптимальных н орм на­полняемости групп и педагогически целесообразного, научно-обоснован­ного соотношения количества детей разных возрастов. Рациональное ком­плектование - это и решение вопроса о сочетании в одной группе разных возрастных подгрупп. В этом вопросе нет един ой точки зрения: одни педагоги предпочитают соединение в одной группе детей смежных возрас­тных подгрупп (3-4-й год жизни, 4-5-й и т.д.) другие считают более приемлемым соединение контрастных возрастов. Так как, по-первых, да­леко не всегда заведующая может обеспечить разные варианты и, во-вто­рых, каждый из названных вариантов комплектования имеет свои недос­татки.

Таким образом, специфика малокомплектного детского сада наклады­вает отпечаток на организацию труда самой заведующей и возглавляемого ею коллектива: управленческая деятельность заведующей в этих условиях должна носить творческий характер, она тесно связана с решением слож­ных задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в дош­кольных учреждениях. Вся деятельность заведующей этим учреждением, непосредственно, связана с каждым членом коллектива. И эта особен­ность требует от заведующей шире привле кать сотрудников к обсуждению всех вопросов: от приобретения оборудования и пособий до принятия на работу нового сотрудника. Это будет способствовать и большей сплочен­ности коллектива, и укреплению положительного климата в учреждении, повышению ответствен ности каждого сотрудника за деятельность учреж­дения.

Успех в осуществлении всестороннего воспитания детей в малоком­плектном дошкольном учреждении, как и в крупных учреждениях во многом зависит от организации деятельности заведующей, однако функции ее, содержание и методы будут несколько отличаться.

Важное значение для качественного управления дошкольным учрежде­нием имеет правильная научно обоснованная расстановка кадров. При подборе, расстановке кадров, руководитель должен учитывать психологи­ческий склад личности, темперамент, характер, психологичес кую сов­местимость и таким образом сократить условия для возникновения кон­фликтных ситуаций. При всей сложности организации педагогического процесса в условиях равновозрастного состава детей группы, педагоги должны решать программные задачи для детей каждо го возраста, обеспе­чивая их непреклонное продвижение в развитии.

На сегодня руководителям и всем педагогам дошкольных учреждений необходимо обратить внимание на повышение педагогической культуры ро­дителей. педагог, изменяясь, совершенствуясь сам, должен влиять и на семью, включать родителей в активное обсуждение пробле м, возникающих у ребенка и в детской группе, привлекать их к совместной творческой работе с детьми.

 


В содержание