ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА)
1. Концепция определяет приоритетное направление дошкольных учреждений в новых экономических условиях.
Даны четкие направления гуманизации, демократизации учебного процесса. Определены продуктивные виды деятельности в игре, изодеятельности, эстетическом воспитании.
Определены направления воспитательно-оздоровительной работы. Четко определены новые взаимодействия с семьей, как одно из важных условий для полноценного развития ребенка.
2. Раскрыты недостатки системы дошкольного образования предыдущих лет. Отмечено знание развивающей среды, планирование и работа по блокам, количество занятий, представлены условия для интеллектуально-личностного развития ребенка.
3. Позитивный вклад в защиту прав детей и обеспечение их благосостояния в качестве достойного подражания примера достижений ООН в области прав человека. Концепция включает в себя вопросы:
- отсутствие дискриминации;
- соблюдение интересов ребенка;
- права и обязанности родителей;
- право ребенка на жизнь, имя и гражданство, визуальность, радость общения с родителями.
Обязательно должно учитываться мнение ребенка, взгляды. Предусмотрена защита ребенка от физического и психического насилия. Защита прав ребенка без родителей, усыновление.
4. Показана целесообразность в малонаселенных пунктах иметь разновозрастные группы, раскрыты правила и нормы открытия, должностные обязанности сотрудников, методика работы с разными категориями детей, планирование этой работы, т.е. создание комфортного состояния у детей всех возрастных групп, микроклимата дружной и большой семьи.
5. Состоит из общего положения, включающего в себя задачи, функции, государственные стандарты, категории дошкольных учреждений.
Раскрыт порядок комплектования, организации питания, режим работы, составление устава.
Во II разделе раскрываются виды дошкольных учреждений организационно-правовым формам, их учредители.
В разделе "Образовательный процесс" дается возможность вариативности программ, права ребенка, родителей.
В IV разделе дается форма руководства и управления дошкольным учреждением.
Вопросам финансирования дошкольных учреждений посвящен V раздел.
6. Программа "Детство", разработанная педагогическим университетом им.Герцена г.Санкт-Петербурга, рекомендованная Министерством образования, направлена на развитие личности дошкольника. В предлагаемой программе четко выделены два основных направления работы: воспитательно-оздоровительное, воспитательно-образовательное.
Материал излагается по группам. В соответствии с возрастным делением. В начале Программы даются анатомофизиологические и психологопедагогические характеристики.
Заложенные в Программе идеи гуманизации, доброты и милосердия, связаны с обновлением форм и содержания обучающих занятий.
Введен новый раздел "Экологическое воспитание". По новому представлен раздел по развитию речи: "формирование математических представлений".
Много внимания уделяется художественному воспитанию дошкольников, разъясняет общие положения.
В приложении даны образцы ведения необходимой документации, анкетирования.