Автор: Бланк Н.В.
Дата: 02.97.


Школа краеведения

Кургаева Галина Ивановна учитель  географии  сш.N71 г.Оренбурга, учитель высшей категории. Галина Ивановна преподает географию 15 лет, ею составлена программа регионального курса "География Оренбургской  области", с тематическим планированием на 60 часов, разработы  различные дидактические материалы по всем курсам географии.
Сущность: ориентация  учащихся  на  Отечество как ценность, цель  которой  нравственное   формирование  Личности  средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения. Школьное краеведение имеет определенную предметную направленность - историческое,  географическое, гуманитарное, естественно  научное.
Актуальность избранной проблемы  проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Главное в системе обучения и воспитания  - интеграция учебной (содержание  определяется  учебной  программой) и внеурочной (содержание строится  в соответствии с планом воспитательной работы школы или  учреждением дополнительного образования) деятельности. В учебном краеведении участвуют все  школьники, во внеурочном - по интересам на основе личной мотивации.
Новизна - в интеграции как формах организации, так  и в содержании школьного краеведения.
Продуктивность такой работы обеспечивает достижение базового уровня  предметных  знаний,  формирует научное мировоззрение, развивает мышление, творческие способности, культуру, дает  возможность приобретенные знания, умения, способности использовать в практической деятельности.
Результативность в изменении приоритетов и появлении  новых форм организации  и  содержания  краеведческой работы, например, включение в школьный учебный плановых предметов.
5 класс - экология края, 6 класс - природа родного края,
7 класс - история города Оренбурга,
8 класс - история Оренбургской области и губернии.
Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом  информации о родном крае по своему и смежным  предметам, знать дополнительные  источники  информации, свободно  владеть информацией, владеть  способами  выявления индивидуальных  особенностей и потребностей учащихся.
Внедрение требует координации  программ дополнительного образования со школьными предметными программами, подготовки материальной базы  и соответствующего учебно-методического  наполнения.

Роль и место школьного краеведения
в ориентации учащихся на отечество как ценность

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной  территории,  проводимое на научной основе. Краеведы используют  данные наук - истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др. Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение  имеет  определенную предметную направленность - историческое, географическое, литературное, естествоведческое, связано  с  изучением  основ наук, с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Школьное краеведение включает в  себя учебное и  внеурочное, которые связаны между собой и дополняют друг  друга. Учебное краеведение связано с проведением учебных занятий, уроков; внеурочное - опирается  на такие формы, как краеведческий кружок, туристические  походы,  экскурсии, экспедиции, вечера и т.п.
Схема туристско-краеведческой работы  школы-лаборатории  по краеведению.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  -> создание предметных  факультативов -> пересмотр тематического планирования с учетом  краеведческого принципа преподавания -> развивающая познавательная деятельность учащихся на уроках и факультативах -> предметные недели -> предметные олимпиады (школьные, районные, областные).
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА -> формирование клубов и  кружков -> занятия кружков,  экскурсии,  походы, экспедиции, работа в архивах -> творческая  познавательная деятельность учащихся  (исследовательские задания) -> школьная научно-практическая конференция -> школьный туристско-краеведческий слет.

 Направления школьного краеведения

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  краеведение  связано  с изучением природы и хозяйства родного края, с точки зрения их хозяйственного использования, охраны природных ландшафтов, изучения местных географических названий, что помогает усвоению школьной  программы по географии.  В  рамках данного  направления  разработана  авторская программа "География Оренбургской области" (9 класс,  34 часа, 1 час в неделю) на принципиально новой содержательной основе.
Цель программы - осуществление географического образования школьников и развития у них общей культуры.

Особенности программы:
- увеличение объема краеведческого материала за счет  некоторого сокращения материала о государствах ближнего зарубежья;
- расширение перечня  практических работ, ориентирующих  на активное и самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие умения учащихся;
- усиление внимания  к изучению родного края, бережного отношения к природе.

Содержание курса играет большую роль в формировании научного  мировоззрения,  способствует  развитию мышления у  учащихся, обеспечивает достижение  базового уровня географических  знаний, понимание  высокой  значимости жизни, а также ценности знаний  о родном крае,  их месте в научной  картине мира и  в практической деятельности.
Для 7  класса  разработана программа "Природа Родного края" (34 часа, 1 час  в  неделю). Содержание курса обеспечивает дальнейшее изучение своего края, последовательность тем  обусловлена логикой развития основных географических понятий и  способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в  программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность  учащегося: развивать  память,  наблюдательность,  обучать приемам самостоятельной  работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю.

ИСТОРИЧЕСКОЕ краеведение позволяет:
- всесторонне изучать свой край, область, город, район;
- сформировать у учащихся правильные представления о  событиях, процессах, явлениях, объектах;
- привить учащимся  умения самостоятельно приобретать  знания, сформировать навыки исследовательского характера;
- научить делать правильные мировоззренческие выводы;
- развивать творчески способности у детей;
- прививать познавательный интерес к предмету;
- активизировать историческое краеведение.

 Для успешной работы исторического краеведения необходимо:
 - подготовленность учителя;
 - продуманная методика изучения родного края;
 - систематичность использования местного материала, необходимость пересмотра перспективного планирования;
- научная основа изучения края.

Этапы работы:
1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.
2. Учитель совместно  с учащимися дают оценку собранному материалу.
3. Учитель руководит исследовательской работой.

Учащиеся разных классов несколько лет собирают,  систематизируют, исследуют материалы по истории города, района, пишут летопись школы. Например,  в  7-8 классах ведется предмет "История г. Оренбурга и Оренбургской губернии".
Работа на уроках строится  как  исследовательская: учащиеся находят  дополнительную  литературу,  систематизируют  материал, знакомятся с  самобытной  культурой  края, памятниками истории и культуры.

ЛИТЕРАТУРНОЕ краеведение.
В стремительном потоке информации умение самостоятельно пополнять свои знания  и  ориентироваться во многообразии фактов и событий прошлого и настоящего  приобретает  исключительно важное значение. В  решении  данных проблем неоценимую помощь оказывает литературное краеведение. Краеведческие  интересы учащихся, формируясь во  время изучения литературы, находят дальнейшее развитие во внеклассных и  внешкольных  литературоведческих занятиях.
Экспедиционные отряды работают над заданиями, связанными с литературным наследием области: 1) Пушкин в Оренбургском крае; 2) Современные писатели  Оренбуржья;  3) Жуковский  в Оренбурском крае; 4) Писатели национальной культуры в Оренбургском крае и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ краеведение.
Экологическое краеведение нацелено на перестройку отношения к природе, ответственности за состояние окружающей  среды в настоящем и  будущем.  Начиная  с  начальной  школы, факультативный курс "Игровая экология" решает задачи:
- формирования у  детей  понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
- знакомство с жизнью растений и животных;
- овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.
В 7-8 классах происходит накопление и систематизация экологических знаний. Этому способствуют программы кружков и факультативов, позволяющих углубленно изучить более узкие  экологические вопросы с  выходом на практическое применение экологических знаний (озеленение классных комнат,  школьного  двора, микрорайона, выращивание на пришкольном участке лекарственных растений, санитарный уход за посадками).
В старшем звене полевая практика включает изучение глобальных экологических проблем наряду с местными,  выявление причин и пути их устранения.

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ работа.
Туристическая работа включена в план внеклассной работы самостоятельным  разделом.  Формами  туристско-краеведческой работы являются экскурсии, походы, экспедиции, соревнования юных туристов, туристические кружки.
                                                Приложение 1.
 Авторская программа
"География Оренбургской области"
(IX класс)
Цель: в  процессе  географического  образования развивать у школьников чувство  любви  к родному краю, общую географическую, экологическую культуру.

Тематическое планирование курса "География области"
----------------------------------------------------------------------------------------
 N |               Т е м а                        |кол-во|  тип
п/п|              у р о к а                       |часов  | урока
----------------------------------------------------------------------------------------
1. "Степное Оренбуржье"/из истории исследования/1     лекция
2. Этапы исторического развития края               2     бинарный
3. Общие сведения об области.
Экономико-географическое положение области.      1     практикум
4. Оренбургская область в составе хозяйственного
   комплекса России и Урала.                        1     практикум
5. Население области. Трудовые ресурсы.            1  ролевая игра
6. Природные богатства области. Богатства недр,
   земельные ресурсы.                               1     практикум
7. Водные. Агроклиматические ресурсы области.     1     практикум
8. Заповедные территории области.                  1  заочн.путеш.
9. По страницам "Красной книги".                   1  конференция
10.Экологические проблемы области.                 2  круглый стол
11.Комплексная экологическая экскурсия.            2     бинарный
12.Общая характеристика хозяйства области.         1     лекция
13.Ведущие отрасли промышленности. Топливный
   комплекс. Газовая, нефтяная, угольная и т.д.    1    комб.
14.Металлургия. Черная и Цветная.                  1     комб.
15.Металлургия. Машиностроение - основа развития
   экономики.                                        1     практикум
16.Химическая промышленность. Сфера услуг.
   Легкая промышленность.                           1     лекция
17.Агропромышленный комплекс.                      1  пресс-конф.
18.Зерновое хозяйство области.                      1     практикум
19.Животноводство. Сельскохозяйственное
   районирование.                                    1     практикум
20.Пищевая промышленность области.                 1  деловая игра
21.Транспортный комплекс.                           1     комб.
22.Развитие внешнеэкономических связей области. 1  деловая игра
23.Крупные города России.                           1     практикум
24.Территориальная структура промышленного
   комплекса. Промышленные узлы.                   1     практикум
25.Комплексная экскурси на промышленное пред-
   приятие.                                          2     экскурсия
26.Область в условиях рыночных отношений.          1     лекция
27.Урок - консультация.
28.Общественный смотр знаний по курсу "География
   Оренбургской области".                           2     зачет
-------------------------------------------------------------------------------------------