Письмо Министерства образования РФ от 17 мая 1993 года  N89-М

"Вестник образования" N6,1993г.

О сохранении системы вечерних (сменных) общеобразовательных школ

В связи с реализацией Закона Российской Федерации "Об обра­зовании" в настоящее время происходит переход от обязательного среднего образования к обязательному основному 9-летнему образо­ванию. С особой остротой встает вопрос обеспечения образованием как особого рода занятостью детей возраста 14-16 лет.

Критическая ситуация с этими подростками вызывает необходи­мость обратить особое внимание Министерства образования Россий­ской Федерации и органов управления образованием на функциониро­вание вечерних (сменных) общеобразовательных школ и констатиро­вать, что в настоящее время они должны выполнять важную социаль­ную функцию, в том числе профилактику криминального поведения обучающихся.

...Основная идея перестройки системы образования взрослых дол­жна состоять в качественном изменении функций и структуры вечер­ней (сменной) общеобразовательной школы и создании с учетом осо­бенностей и возможностей регионов Центров образования населения - многопрофильных образовательных учреждений, которые в соответ­ствии с социальным заказом обеспечивают реализацию потребностей личности в получении основного общего и среднего (полного) общего (в том числе заочно или экстерном), начального, среднего профес­сионального и дополнительного образования, представляют разнооб­разные, в том числе платные образовательные услуги...

Заместитель министра А.Г.Асмолов

"Вестник образования" N12, 1993г.

Пояснительная записка

к базисному учебному плану вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации

...Базисный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреж­дений Российской Федерации является основным государственным нор­мативным документом, выступающим как элемент государственных об­разовательных стандартов. Он определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагруз­ку обучающимся.

...Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных общеобразовательных учреждениях.

...С учетом специфики вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений образовательные области "Искусство" и "Технология" не включены в базисный учебный план как обязательные для изучения в данных общеобразовательных учреждениях. Однако учебные предметы и интегрированные курсы, представляющие образовательные области "Искусство" и "Технология", могут быть в зависимости от особен­ностей конкретного общеобразовательного учреждения включены в его учебные планы.

В этом случае может быть использовано необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющи­ми вариативной части.

...Обязательная учебная нагрузка обучающегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариативной частей, часов, вы­деленных на проведение консультаций и прием зачетов.

Вариативная факультативная часть используется на индивиду­альные и групповые занятия.

...Для обучающихся, желающих одновременно с получением основно­го общего или среднего (полного) общего образования повысить про­изводственную квалификацию, получить первичную профессиональную подготовку или смежную специальность, могут быть открыты классы с профессиональным обучением. В этом случае вопросы организации профессионального обучения для обучающихся V-XII классов могут быть решены за счет часов, отводимых на проведение консультаций и прием зачетов, а также при необходимости за счет факультативной составляющей вариативной части базисного учебного плана.

...Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансиру­ются независимо от количества обучающихся в группе, т.е. на каж­дого обучающегося.

...Продолжительность учебного года в общеобразовательных учреж­дениях для граждан, сочетающих общеобразовательную подготовку с трудовой деятельностью, - 36 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 11 календарных дней, летних - не менее 10 недель.

Основными формами организации учебной работы при заочной форме обучения являются групповые консультации и зачеты.

...Минимальная наполняемость заочной группы - 9 обучающихся. При наличии менее 9 обучающихся за курс данного класса количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета одного академи­ческого часа на каждого заочника.

...Зачеты сдаются всеми заочниками. На прием одного зачета от­водится 1/3 академического часа на каждого обучающегося.

Общее количество зачетов в течение учебного года устанавли­вается из расчета 27 на каждый класс...