Справка подготовлена: зав. УМК биологии ООИПКРО В.Н. Мишаковой |
Дата: 21.09.01 |
Анализ результатов аттестационного тестирования учащихся по биологии
в 2000-2001 учебном году
Традиционно биология была самым востребованным предметом. В централизованном тестировании по биологии в 2001 году приняли участие 4468 школьников (в прошлом году - 4428):
11 класс - 1555 человек
9 класс – 2913 человек.
11 класс
Структура централизованного аттестационного тестирования по БИОЛОГИИ в 11 классе в 2000-2001 уч. году.
Содержание теста |
Основные требования |
Номера заданий в тесте |
|||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
Раздел 1: Молекулярно-клеточный уровень жизни |
1. Основные критерии живого. Уровни организации. |
А1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2. Клетка как биологическая система. Строение и функции органелл. Прокариоты. Эукариоты. Вирусы. |
А2 А3 А4 А10 А17 В1 |
А1 А2 А3 А5 А6 А17 В1 |
А1 А2 А3 А4 А5 А15 А16 А17 В1 |
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А17 В1 |
А1 А2 А3 А4 А5 А17 |
А1 А2 А3 А4 А5 А17 |
А1 А2 А3 А4 А5 А17 |
А1 А2 А3 А4 А5 А17 |
|
3. Клетка – единица жизнедеятельности. Обмен веществ и энергии в клетке. Автотрофы. Гетеротрофы. |
А5 А6 А7 А8 А9 А11 А12 А13 А14 А15 А16 В2 |
А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 В2 |
А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 В2 |
А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 В2 |
А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А34 В1 В2 |
А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 В1 В2 |
АА6 А7 А8 А9 А11 А12 А13 А14 А15 А16 В1 В2 |
А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 |
|
4. Клетка – единица роста и развития организма. Митоз. Мейоз. Образование половых клеток. |
А18 |
А4 А18 |
А18 А19 |
А18 |
А18 |
А18 |
А1О А18 |
А18 |
Раздел 2: Организменный уровень |
5. Особенности строения и функций живых организмов. Ткани и системы органов. Их усложнение в ходе эволюции. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6. Размножение и индивидуальное развитие организма. Формы размножения. Половое и бесполое размножение. |
А19 А20 |
А19 А20 |
А20 |
А19 А20 |
А19 А20 |
А19 А20 |
А19 А20 |
А19 А20 |
|
7. Закономерности генетики и селекции. Методы изучения генетики. Законы наследственности. Хромосомная теория.
|
А22 А23 А24 А25 А26 |
А22 А23 А24 А25 А26 |
А22 А23 А24 А25 А26 |
А22 А23 А24 А25 А26 |
А22 А23 А24 А25 А26 |
А22 А23 А24 А25 |
А22 А23 А24 А25 |
А22 А23 А24 А25 |
|
8. Изменчивость. Генетика человека. Мутации. |
А27 А28 В3 |
А27 А28 В3 |
А27 А28 В3 |
А27 А28 В3 |
А27 А28 В3 |
А26 А27 А28 В3 |
А26 А27 А28 В3 |
А26 А27 А28 В3 |
|
9. Основные методы селекции. Биотехнология. Генная инженерия. |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
А21 А29 |
Раздел 3: Популяционновидовой уровень. |
10. Эволюционные теории. Доказательства эволюции |
А42 |
- |
- |
- |
- |
А45 |
- |
- |
|
11. Критерии вида. Приспособленность организмов. |
А50 |
А50 |
А50 |
А50 |
А50 |
А50 |
А50 |
А50 |
|
12. Движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование, естественного отбора. Микроэволюция. |
А30 А43 А44 А45 А46 В5 |
А41 А42 А43 А44 В5 |
А42 А43 В5 |
А41 А42 А43 А44 В5 |
А41 А42 А43 В5 |
А42 43 В5 |
А41 А42 А43 А44 В5 |
А41 А42 А43 В5 |
|
13. Пути и направления эволюции. |
А47 |
А45 А46 А47 |
А44 А45 А46 А47 |
А45 А46 А47 |
А44 А45 А46 А47 |
А44 А46 А47 |
А46 А47 |
А44 А45 А46 А47 |
Раздел 4: Биосферно-биотический уровень. |
14. Среда обитания организмов. Экологические факторы. |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
А48 А49 |
|
15. Взаимоотношения организмов в биоценозе.
|
А31 А32 А35 А41 В4 |
А31 А32 А35 А41 В4 |
А30 А31 А32 А33 В4 |
А30 В4 |
А30 В4 |
А30 А31 А32 В4 |
А30 А31 А34 В4 |
А30 А31 А32 В4 |
|
16. Экосистемы. |
А33 А34 А36 А37 |
А33 А34 А36 А37 |
А34 А35 А37 А41 |
А32 А33 А34 А35 |
А32 А33 А35 А38 А39 |
А33 А34 А35 А40 А41 |
А32 А33 А35 А39 А40 |
А33 А34 А35 |
|
17. Строение и эволюция биосферы. Её охрана. |
А38 А39 А40 |
А38 А39 А40 |
А36 А38 А39 А40 |
А36 А37 А38 А39 А40 |
А36 А37 А40 |
А36 А37 А38 А39 |
А36 А37 А38 |
А36 А37 А38 А39 А40 |
Цель теста - итоговый контроль знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений по биологии за старшую школу. В тест включены вопросы и задания на выявление знаний о клеточном строении, о строении и функциях клеток организмов основных царств живой природы, делении клетки, размножении и развитии организмов, закономерностях наследственности и изменчивости организмов, об экосистемах, эволюции органического мира, происхождении человека, об использовании общебиологических знаний в практической деятельности.
Тест составлен на основе обязательного минимума содержания биологического образования, требований к уровню подготовки выпускников старшей школы, примерной программы.
Тест состоит из 2-х частей: части А, включающей 50 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, и части В, содержащей 5 заданий с пропуском одного слова. Итого каждый тест содержит 55 заданий, в нем преобладают задания с выбором одного верного ответа (примерно 90%). В основном все задания ориентированы на проверку достижения требований стандарта.
Тесты для 11 класса представлены в 9-ми вариантах, чтобы обеспечить большую объективность результатов итогового контроля знаний учащихся.
В тесте за старшую школу задания контролируют знания по разделу общей биологии, в котором углубляются знания о клетке, эволюции, экологии, обмене веществ, полученные в основной школе. Общее время выполнения теста 120 минут. Все задания в частях А и В равноценны и оцениваются одним баллом каждое.
Что касается части В, где требовалось вписать только одно слово, то ответы значительно хуже:
цитология - 38,1%;
генетика - 39,7%;
эволюционное учение - 32,5%;
экология - 38,8%.
Такие результаты, вероятнее всего, из-за плохого усвоения биологических понятий, неумения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе и человека.
На недостаточном уровне, как и в прошлом году, знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, например, вопрос о совокупности протекающих в клетке реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии вызвал затруднения у 54,9% школьников и только 45,1% дали правильный ответ на этот вопрос.
9 класс
Структура централизованного аттестационного тестирования по БИОЛОГИИ 9 класс в 2000-2001 уч. году.
Содержание теста |
Основные требования. |
Номера заданий в тесте. |
|||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
1. Признаки живого организма. |
Основные критерии живого организма. Уровни организации живого. |
А3 |
А4 |
А3 |
А3 |
А3 |
А3 |
А3 |
А3 |
2.Классификация органического мира. |
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, классов животных. |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
А4 А5 А6 А7 А8 А9 В2 |
3. Эволюция органического мира. |
Причины и результаты эволюции, сущность понятия "эволюция". Родство растений, животных и человека. Примеры изменчивости и наследственности - приспособленности растений и животных к среде обитания. |
А1 А2 |
А1 А2 А3 |
А1 А2 А50 |
А1 А2 А13 А14 |
А1 А2 |
А1 А2 |
А1 А2 |
А1 А2 |
4. Строение и жизнедеятельность клетки, ткани. |
Строение, химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных, человека; строение и функции тканей растений и животных, их взаимосвязь. |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
А10 А11 А12 В1 |
5.Жизнедеятельность организма. |
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма, обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в организме. Особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов, иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику ВИЧ (СПИДа). Особенности, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью, биосоциальной природой человека. |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А22 А23 А24 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
А13 А14 А15 А16 А18 А21 А22 А24 А25 А27 А28 А29 А30 А31 А34 А35 А37 А38 А39 А40 В3 В5 |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А21 А22 А24 А25 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А38 А39 А40 А46 А47 В3 |
А15 А16 А18 А21 А22 А23 А24 А25 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А22 А23 А24 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А22 А23 А24 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А22 А23 А24 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
А13 А14 А15 А16 А17 А18 А22 А23 А24 А27 А28 А29 А30 А32 А33 А34 А35 А37 А38 А39 А40 А46 А47 В3 В4 |
6.Размножение и развитие организмов. |
Размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека. |
А48 |
А48 |
А48 |
- |
А48 |
А48 |
А48 |
А48 |
7. Регуляция жизнедеятельности организма. |
Характеризовать роль нервно-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности ВНД.
|
А21 А42 А43 А44 А45 В5 |
А32 А33 А42 А43 А44 А45 А46 А47 В4 |
А31 А42 А43 А44 А45 В4 В5 |
А21 А42 А43 А44 А45 А48 В5 |
А21 А42 А43 А44 А45 В5 |
А21 А42 А43 А44 А45 В5 |
А21 А42 А43 А44 А45 В5 |
А21 А42 А43 А44 А45 В5 |
8. Основы экологии. |
Среды обитания организмов, экологические факторы природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе, искусственные сообщества, их сходство и различие с природными сообществами, роль человека в продуктивности природных сообществ. Взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма. |
А36 А49 А50 |
А17 А36 А49 А50 |
А36 А49 |
А17 А36 А49 А50 |
А36 А49 А50 |
А36 А49 А50 |
А36 А49 А50 |
А36 А49 А50 |
9. Здоровье человека. |
Влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство, нарушения осанки, плоскостопие.
|
А19 А20 А25 А26 А31 А41 |
А19 А20 А23 А26 А41 |
А20 А23 А26 А31 А37 А41 |
А19 А20 А26 А31 А41 |
А19 А20 А25 А26 А31 А41 |
А19 А20 А25 А26 А31 А41 |
А19 А20 А25 А26 А31 А41 |
А19 А20 А25 А26 А31 А41 |
Цель теста: итоговый контроль знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений по биологии за основную школу. В тест включены вопросы и задания на выявление знаний о строении и функционировании организмов основных царств живой природы, взаимосвязи строения и функциях клеток, тканей, органов растений, животных и человека, сходстве и отличии человека от животных, его гигиене, взаимосвязи организма и среды, о природных сообществах, о биологическом разнообразии, его сохранении в биосфере, о системе и эволюции органического мира, наследственности и изменчивости организмов.
Тест составлен на основе обязательного минимума содержания биологического образования и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Тест ориентирован на проверку достижения базового уровня подготовки школьников, примерно 80% в нём составляют задания по разделу “Человек и его здоровье”; 20% - по разделам “Животные”, “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”.
Тест содержит 8 вариантов.
Каждый вариант теста включает 55 заданий (50 с выбором ответа, 5 со свободным ответом).
К каждому заданию теста с выбором ответа даётся 4 ответа, один из которых правильный. Задания со свободным ответом предполагают запись в бланки для ответов одного слова.
Общее время выполнения теста - 120 минут. Все задания равноценны и оцениваются одним баллом каждое.
Результаты учащихся 9 класса несколько ниже, чем учащихся 11класса. Это связано с тем, что содержание тестов охватывает весь курс биологии, преподаваемый с 6 по 9 классы, включает задания по разделам “Растения”, “Животные”, “Человек”. Однако программой по биологии в 9 классе не предусмотрено повторение учебного материала. Это всегда усложняет подготовку школьников к итоговой аттестации, а также создает трудности в планировании учителем биологии повторения этих разделов к апрелю, когда проводится централизованное тестирование.
Трудности вызвали следующие темы:
1. Клеточное строение растений.
2. Растения - производители органических веществ в природе.
3. Космическая роль растений.
В разделе “Животные”, где проверялись знания классификации животных, процесса их эволюции, основных биологических законов развития, признаков, характеризующих различные классы, результаты разные. Невозможно выделить темы, труднодоступные для понимания школьников или наоборот, хорошее их усвоение. Правильные ответы дают от 50 до 80%.
Следует выделить вопросы, касающиеся общих черт и различия в строении внутренних систем животных, ароморфозы высокоорганизованных представителей. Качество знаний - до 32,3%. А такие вопросы как особенности онтогенеза, представление о целостности организма и среды обитания дают хорошие результаты (до 80,5%).
Часть заданий, направленных на проверку сформированности экологических знаний были недоступны большинству школьников, так как преподавание экологии осуществляется в области не на должном уровне: в региональном компоненте только в 10-11 классе выделено по 1 часу на изучение этого предмета, а в программе по биологии этому отводится совсем мало времени. Если экологию ввести с 5-6 класса, результаты были бы иные.
Сравнительно высокий результат открытых тестов и тестов В в 9 классе по разделу “Человек” (от 78,9% до 54,5% при среднем показателе 55,2%).