Представила: В.Н. Мишакова,

зав. УМК биологии ООИПКРО

  Дата: 21.09.01

            


                                               

Региональный компонент образовательной области “Биология”

(методические рекомендации)

 

Важнейший этап формирования экологической культуры - школьное экологическое образование. Основой его в нашем регионе служат общеобразовательные учреждения различных видов. В региональном компоненте есть возможность введения в учебный план школы интегрированного предмета типа "Экология", содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации в Оренбургской области. В то же время для регионального компонента актуальной задачей является обеспечение преемственности в содержании экологического образования, особенно в плане связи теоретических знаний с практической деятельностью учащихся. Это можно осуществить путем выделения учебного времени на проведение учебных экологических практикумов для учащихся разных классов. Такие практикумы проводятся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде.

В программах по биологии для 6-7 классов значительное место (до 30%) может занимать региональная компонента, посвященная изучению представителей местной флоры и фауны и мерам, принимаемым в регионе для их охраны. Практические навыки по этому разделу биологии связаны с умением различать живые организмы,  работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей флоры и фауны своего региона

Программы спецкурсов по экологии должны ставить  задачу сформировать цикл экологических знаний для детей самых разных возрастов, которые бы приобщили их к рациональному эстетическому, познавательному и потребительскому приобщению с природой на основе самых современных технологий.

При составлении программ рекомендуется базироваться на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материале.

В школьном компоненте в наиболее полной мере может реализоваться идея о конструировании "индивидуальной траектории обучения", которая позволяет претворять в жизнь главный девиз экологов: "Мыслить глобально – действовать локально". Наилучшим образом этого можно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. Работа над проектами проводится с использованием прогрессивной педагогической технологии – индивидуальная учебная деятельность организуется в малых группах сотрудничества.

Учитель должен максимально использовать возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края.

Главные причины низкой экологической культуры учащихся, отсутствие у них хороших знаний по экологии - не только низкая экологическая культура  самого педагога, его формализм в работе, но и отсутствие региональной программы, учебников по экологии.

Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира (форма непосредственного психологического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного).

Реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения.

В разработке стандартов общего среднего образования одна из наиболее сложных областей - экологическая подготовка школьников. Экология как школьный предмет до сих пор не введена в перечень обязательных общефедеральных дисциплин. Это свидетельствует о явном недопонимании её роли в общем образовании и, прежде всего, значимости её фундаментальных основ для формирования мировоззрения и воспитания учащихся.

В настоящее время существует несколько программ по экологии, рекомендованных Министерством образования РФ. Авторами этих программ являются:

1.   Авторский коллектив под руководством Н.М. Черновой;

2.   Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина  (программа по “Общей экологии”);

3.   Б.М. Миркин и В.Н. Кузнецов предлагают программу  “Экология России”

Посвещение, 1996 год.

4.   Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Экология”;

5.   Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин “Экология”;

6.   В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов “Экология современного человека”.

В перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ на 2000 - 2001 учебный год (приказ от 29.12.99 №1428) входят учебники, составляющие  Региональный комплект:

 

Миркин Б.Н. Экология России. 9-11кл.

1995-00

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10-11 кл.

1995, 1997-00

Чернова Н.М. Основы экологии. 10-11кл.

1999-00

Камерилова Г.С. Экология города. 10-11кл.

1998-00

Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10-11кл.

1998-00

Реализации целей экологического образования в настоящее время способствует биолого-экологический компонент непрерывного образования. Биология как естественнонаучная область знаний имеет значительные возможности для экологического образования и  требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения.

При составлении программ и проведении занятий  по экологии необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся;

- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно принимать новые решения;

- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.