Представила:  В.Н. Мишакова,

 зав. УМК биологии ООИПКРО

Дата: 21.09.01

 


                                     

Биологическое образование в Оренбургской области:  проблемы и перспективы

(материалы к Всероссийской научно-практической конференции в г. Челябинске)

 

 Острая необходимость гуманизации всех сфер жизни нашего общества, благоговение перед жизнью как наивысшей ценностью на Земле и уникальным событием во Вселенной выдвигают сегодня биологию на ведущую роль в гуманизации образования и воспитания. Биологическое образование составляет фундамент формирования научного мировоззрения, экологической культуры, стереотипов здорового образа жизни.

 Наш век - это век стремительно нарастающих проблем. Как разобраться в постоянно возникающих проблемных ситуациях и найти из них достойный выход - актуальность этих вопросов не вызывает сомнений. Подготовить учащихся к жизни, к восприятию ее сложностей, противоречий и проблем, воспитать активную, творческую личность, способную не пасовать перед жизненными коллизиями - таковой должна быть главная стратегическая линия педагогической деятельности учителей биологии сегодня.

   Нарастающая сложность экологических проблем Оренбургского региона, практическое отсутствие учебных программ и пособий по региональной экологии, биологическому краеведению требует реформирования регионального школьного биологического образования.

Оребургский областной институт повышения квалификации работников образования и, в частности, учебно-методический кабинет биологии 4 год работает над проблемой обновления содержания биологического образования.

Сегодня помимо повышения квалификации, профессиональной подготовки учителей биологии УМК  работает по таким направлениям:

• разработка и внедрение образовательных (обучающих и воспитательных) технологий;

• поддержка инновационных процессов, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

• системная информатизация образования; анализ и мониторинг состояния  биологического образования;

• разработка программных, концептуальных документов, нормативно-правовых материалов;

• экспертиза образовательных программ;

• аттестация учителей биологии по 1 теоретическому направлению;

• развитие творческого потенциала педагогических работников.  

На различных курсах (КБПК, проблемных, аттестационных) УМК биологии предоставляет много  возможностей для индивидуальной работы с учителями, для выявления характера профессиональных затруднений педагогов, не только помогает в преодолении затруднений, которые испытывают учителя биологии, но и предупреждать их. Таким образом, реально реализуется личностно ориентированная подготовка педагогов.

Личностная ориентация в образовании основывается не только на учете запросов обучающихся, а  выстраивается, исходя из их "зоны ближайшего профессионального развития", а также требований образовательной практики. Поэтому поиск содержания, эффективных методов, форм обучения со слушателями, качественно меняющих их профессиональный опыт, идет постоянно.

С 1999-2000 учебного года в области осуществляется поэтапный переход на  учебно-методический комплект Сонина Н.И. (вариант 1). Это способствует формированию единого образовательного пространства в области. Почему именно этот вариант?

Это наиболее полный и перспективный учебно-методический комплект, включенный в Федеральный перечень учебников и учебных пособий 1999-2000г., учитывающий переход отечественной школы не только на концентрическую структуру преподавания школьного курса биологии, но и на двенадцатилетнее обучение.

По итогам анкетирования учителей биологии на курсах в ИПК и по результатам анализа данных, полученных от заведующих РМК, можно сделать вывод, что около 70% школ, используя различные средства финансирования, перешли на преподавание по комплекту Сонина Н.И. Обеспеченность учебниками по этой  программе за счет бюджетных средств составляет в 5 -6 классах по  37,7 % ;  в 7 классе 79,5 %.

В целях оказания методической помощи преподавания по новому учебно-методическому комплекту для  учителей биологии, руководителей РМО институт повышения квалификации ежегодно проводит проблемные курсы с приглашением авторов учебников, методистов из г. Москвы,  оказывает консультативную помощь в ООИПКРО и его филиалах. С сентября 2000 года, организована работа на экспериментальных площадках города Оренбурга (на базе шк.19, лицея 1, лицея 3)  по проблеме: “Отработка методики преподавания и анализ результатов обучения по учебно-методическому комплекту Н.И. Сонина”.  К работе на площадках привлечены лучшие учителя города.

Одна из  важных задач УМК в процессе работы с учителями по экологическому образованию -  выработка миропонимания, формирование мировоззренческих универсалий, нравственно-этических основ, помощь учителю в обретении внутреннего стержня, веры, помогающей выжить в критических ситуациях.

В региональном компоненте есть возможность введения в учебный план школы предметов "Экология" и “Биологическое краеведение”, содержание которых целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации в Оренбургской области. Для регионального компонента актуальной задачей является обеспечение преемственности в содержании экологического образования, особенно в плане связи теоретических знаний с практической деятельностью учащихся. Это можно осуществить путем разработки региональной программы по экологии и биологическому краеведению.

Задача учителей школы сегодня - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально ориентированного экологического образования.

Учителями биологии области создаются спецкурсы  по экологии и биологическому краеведению, которые призваны сформировать цикл экологических и краеведческих знаний знаний для учащихся самых разных возрастов и которые бы приобщили их к рациональному эстетическому, познавательному и потребительскому отношению к  природе.

Учитель биологии Первомайской средней школы Оренбургского района, победитель конкурса “Учитель года - 2001” Гривко Е.В. создала свою авторскую программу “Экология. Человек. Гармония.”. В мае 2001 года в ООИПКРО напечатано методическое пособие “Региональные аспекты экологического образования. Авторская программа “Экология. Человек. Гармония”. / Под ред. Зав. УМК биологии ООИПКРО Мишаковой В.Н.

В пособии представлена образовательная модель “Экология. Человек. Гармония” для средней школы. Основное содержание - авторские программы новых школьных курсов по экологии.

Зав. УМК биологии составлено и в ООИПКРО издано учебно-методическое пособие “Биологическое краеведение”, которое уже несколько лет используется учителями области в процессе преподавания биологии и экологии.

Однако, в области до сих пор нет программы, учебников, дидактического материала по экологии и краеведению. Без этого преподавание этих предметов будет на недостаточном уровне.

Для реализации  задач по совершенствованию экологического образования УМК введены в учебные программы повышения квалификации  учителей биологии специальные модули по экологии.

В процессе курсовой подготовки осуществляется знакомство учителей с научными основами охраны природы, развитие взаимоотношений человека и природы;  формирование экологической культуры общества и личности.

В рамках базовых, аттестационных и проблемных курсов учителей биологии проводятся лекции и семинары по следующей тематике:

Экологизация школьного образования.

Экологическая культура личности как составная часть общей культуры человека.

Вопросы экологии в современной школе.

Экологическое краеведение - природные и антропогенные факторы, их влияние на окружающую среду Оренбургской области”.

 Биология - это такой предмет, который требует научно-теоретической подготовки учителей, владение специально-научными знаниями по предмету. А как показывают результаты анкетирования, проводимого на курсах базового повышения квалификации учителей биологии, в некоторых сельских малокомплектных школах преподают биологию и экологию неспециалисты: агрономы, зоотехники, воспитатели, учителя начальных классов и др. Зав. УМК биологии проводится целенаправленная работа для такой категории по повышению их квалификации: стажировки, проблемные курсы, КБПК.