Представила: зав. УМК биологии В.Н. Мишакова                    Дата: 14.06.2001 г.


 Вопросы районной (окружной) олимпиады по экологии

 11 класс

1. Впишите нужное слово (словосочетание, термин и др.), исходя из содержания вопроса

а) взаимоотношение белки и лося относятся к типу ________________

б) вид, встречающийся в данной местности (области, регионе) называется_______________

в) перенос животными других животных называется _________________________

г) вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И. Вернадский назвал _______________

2. Как Вы считаете, в чем причина истощения почвы, снижения ее плодородия?

3. Существует пять основных категорий природных, или биологических, методов борьбы с вредителями. Перечислите их.

4. Вам необходимо дать оценку и предложить решения следующих экологических ситуаций:

а) постоянны ли цепи питания в сообществах лесов и степей Оренбургской области?

б) в 11-12 столетиях хорошо осведомленные целители успешно применяли почву, собранную из-под черной ольхи, для лечения воспаленной кожи. Чем это можно объяснить?

5. Какие Вы можете представить себе пути передачи инфекционных заболеваний растений и животных (общие и различные)? Приведите примеры.

6. Какие виды рыб внесены в Красную книгу Оренбургской области?

7. Дать пояснение экологическим терминам:

 сапрофаг

 скрининг

 фитогенез

 педосфера.

8. Наземно-воздушное беспозвоночное Оренбургской области, которое дышит жабрами, - это:

 янтарка

 мокрица

 кивсяк

 ногохвостка.

 

 

 Вопросы районной (окружной) олимпиады по экологии 

 10 класс

1. Впишите нужное слово (термин, фамилию и др.), исходя из содержания вопроса

 а) сообщества живых организмов, обитающих непосредственно под пленкой поверхностного натяжения воды называется __________________

б) растение повилика с экологической точки зрения (пищевая цепь) является ________________

в) организмы, питающиеся экскрементами , главным образом млекопитающих называются _____________

г) хроническое заболевание легких, вызываемое проникновением в них пыли свободного кремнезема с образованием фиброзных изменений, называется ________

д) ученый, впервые употребивший в 1884 году термин «жизненная форма» _________

2. Как Вы понимаете: 

а) разница в функциях таких охраняемых территорий, как заповедник, биосферный заповедник, заказник;

 б) пассивная солнечная нагревательная система?

3. В чем причина стабильности экосистем?

4. Перечислите опасности, которые возникают в результате сброса в водоемы неочищенных канализационных стоков.

5. Вам необходимо дать оценку и предложить варианты решения следующей экологической ситуации: 

 В лесном сообществе популяции дуба и березы представлены только плодоносящими деревьями (молодые особи отсутствуют). Можно ли ожидать, что оба эти вида выпадут из состава сообщества после естественного старения или отмирания верхнего яруса деревьев? 

6. Какие погодные условия в наибольшей степени оказывают неблагоприятное влияние на живые организмы в условиях атмосферного загрязнения:

  а) дождь

 б) туман

 в) снегопад

 г) солнечная погода 

7. К какой экологической группе относятся почвенные мхи елового леса? 

8. Вид, встречающийся только в данной местности, области, регионе, называется _______________

 

 

 

 Вопросы районной (окружной) олимпиады по экологии

 9 класс

1. Впишите нужное слово (термин и др.), исходя из содержания вопроса:

а) способность организмов выдерживать изменения условий среды (жизни) называют _____________

б) в экосистеме организм, получающий энергию и биогены, питаясь другими организмами их жизнедеятельности, называется __________

в) естественное или искусственное поступление воздуха в какую-нибудь среду (воду, почву) __________

2. Вам необходимо дать оценку и предложить варианты решения следующей экологической ситуации:

Согласно правилу величины особи каждое последующее звено в цепях питания представлено животными большего размера. Как объяснить, что олень, лось могут быть пищей рыси?

3. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

4. Основные экологические проблемы современности.

5. Что можно предложить для того, чтобы сделать города устойчивыми экологическими экосистемами?

6. Назовите и дайте определения разделам экологии, изучающим особей, популяций, сообществ, видов. 

7. Перечислите млекопитающих, занесенных в Красную книгу Оренбургской области.

8. Напишите названия терминов, исходя из определений соответствующих понятий:

а) группа особей (бактериии, грибы, растения, животные), связанные друг с другом отношением «пища-потребитель», называется_______________

б) виды и другие таксоны растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, но широко распрастраненных в прошлом флор и фаун, называются _______________

в) система наблюдений, оценки, контроля, прогноза состояния и изменения объектов, называется_______________

 

 Примерные ответы районной (окружной) олимпиады по экологии

 11 класс

1.а) нейтрализма

 б) эндемиком

 в) биокосным веществом. 3 балла

2. Интенсивная нерациональная агротехника и др. 3 балла

3. а) с помощью естественных врагов (численность кроликов в Австралии контролируют с помощью инфекционной бактерии и др. примеры);

 б) генетические (основу генетической борьбы составляет развитие у видов-хозяев генетических черт, обусловливающих такую несовместимость , т.е.их устойчивость к поражению. Этод метод широко применяется в отношении грибковых, вирусных и бактериальных болезний растений;

 в) метод стерильных самцов предполагает массовое в природную популяцию бесплодных мужских особей, выращенных в лаборатории (борьба с мясными мухами).

 г) культурные методы - нехимические изменения одного или более факторов окружающей среды таким образом, что она становится непригодной для вредителей или, или они не могут в нее внедриться (санитарно-гигиеническая борьба, агротехническая борьба с вредителями газонов, садов, полей);

 д) природные средства химической борьбы - это выделенные, идентифицированные, синтезированные гормоны и феромоны (вещества, выделяемые особью в окружающую среду для воздействия на поведение других особей своего вида) насекомых, используемые для прерывания их жизненного цикла. 7 баллов

4. а) нет. Это связано с сезонными ритмами жизни. Спячка, анабиоз, оцепенение, миграции, листопад вносят большие изменения в жизнь животных, и из цепей питания выпадают многие звенья. Правильным и более полным считается ответ, приведенный на конкретных примерах.

б) черная ольха образует симбиотическую связь с некоторыми видами грибов, которые располагаются в корневых клубеньках и способны ассимилировать азот из воздуха (микориза). В клубеньках находятся и стрептомицеты. Выделяемый ими стрептомицин и определяет лечебный эффект. 6 баллов

5. Основные пути проникновения возбудителя в организм животных таковы: алиментарный, т.е. с водой или пищей через органы пищеварительной системы; воздушно-капельный - через органы дыхания; трансмиссивный, т.е. с помощью переносчиков, которыми обычно являются кровососущие насекомые и клещи; контактно-кожный, который заключается в передаче возбудителя при непосредственном контакте через кожу или слизистые оболочки. 

 Алиментарные заболевания - холера, кишечная форма чумы, дизентерия. 

 Воздушно- капельные - грипп, туберкулез.

 Трансмиссивные - малярия, бубонная форма чумы, сыпной тиф, клещевой энцефалит и др..

 Контактно-кожные - проказа, стригущий лишай, микозы.

Очень многие бактериальные и грибковые заболевания растений распространяются по воздуху, причем возбудитель может проникать в ткани растения и через неповрежденный эпидермис, и через устьица.

 Довольно большое число болезней растений (особенно вирусного происхождения) передаются с помощью типичного трансмиссивного механизма. Переносчиками служат разнообразные насекомые и другие паразиты растений: тли, цикадки, нематоды, повилика. Известен для растений и путь передачи инфекции от материнского растения к его потомству через семена. 5 баллов

6. Каспийская минога, шип, куринский шип, стерлядь, волжская сельдь, ручбевая форель, белорыбица, европейский хариус, русская быстрянка, берш, обыкновенный побкаменщик. 5 баллов

7. а) организм, питающийся органическими остаиками:

 б) биологическая или химическая оценка и контроль эффектов, которые могут быть вызванны промышленными отходами: отбор и анализ для целей мониторинга комплексных проб отходов и выбросов промышленных предприятий.

 в) процесс формирования и развития растительных сообществ:

 г) почвенный слой земли, или, по В.И. Вернадскому, кора выветривания, часть биосферы. 5 баллов

 

8. Мокрица. 1 балл 

 Всего: 30 баллов

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, защитил экологический проект при прохождении практического тура, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.

 

 

 

 Примерные ответы районной (окружной) олимпиады по экологии

 10 класс

1. а - гипонейстон

 б - консументом 1 порядка

 в - капрофагами

 г - силикоз

 д - датчанин Е. Варминг. 5 баллов 

2. ответ исходя из определений. 3 балла

3. Основное в биологическом разнообразии. 3 балла

4. Неочищенные канализационные стоки - один из главных источников угрозы для здоровья человека, т.к. люди (и другие животные) бывают заражены патогенами (болезнетворными бактериями, вирусами и другими паразитами). Зараженные люди или животные могут выделять с экскрементами огромное количество таких патогенов или их яиц. Иногда человек служит переносчиком инфекции, даже не ощущая симптонов заболевания. Если зараженные канализационные стоки попадут в питьевую воду, на источники пищи или в места для купания, паразиты могут инфицировать многих людей. 

 В некоторых случаях инфекция передается через пищевые цепи. Например, устрицы, могут заглатывать паразитов, которые передаются человеку, когда он ест устриц. Поэтому устричные «банки», загрязненные канализационными стоками, для лова закрыты. Кроме того, некоторые виды пищевых продуктов рекомендуется всегда подвергать термической обработке. 5 баллов 

5. Береза сохранится в составе сообщества: ее плоды - крылатки - легкие и могут быть занесены с ближайших территорий. Выпадение из сообщества грозит дубу, т.к.его плоды тяжелы и не могут быть занесены ветром. Дуб может сохранится только в случае рубки при условии совпадения года рубки с годом плодоношения дуба. 5 баллов

6. Туман. 1 балл 

7. Сциофиты. 3 балла

8. Эндемиком. 3 балла 

 Всего: 28 баллов

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, защитил экологический проект при прохождении практического тура, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.

 

 

 Примерные ответы районной (окружной) олимпиады по экологии

 9 класс

1. а) толерантностью

 б) консумент

 в) аэрация. 3 балла

2. Рысь - хищник. Как у всех хищников, у нее специфическое поведение и способы охоты. Чаще всего рысь подкарауливает добычу, находясь на ветвях (над жертвой), бросается сверху и мгновенно перегрызает спинной мозг жертвы в области шеи. 3 балла

3. Применяя биологические методы:

 а) методы, связанные с подавлением популяции вредителями и методы, основанные на повышение устойчивости растения к вредителю.

 Наиболее известен метод подавления популяции вредителей сельского хозяйства, основанный на использовании паразитов и хищников.

б) определенных успехов в этом отношении удалось достич с помощью классических методов селекции. 4 балла

4. Рост народонаселения, изменение состава атмосферы и климата, загрязнения природных вод, истощение и загрязнение почвы, сокращение природного разнообразия. 5 баллов

5. Стремиться к разумному сочетанию различных зон: (жилой, рекреационной, промышленной и др.); утилизация отходов, очистка канализационных вод, проблема питьевой воды и др.. 5 баллов

6. Аутэкология - экология особей;

 демэкология - экология популяций;

 синэкология - экология сообществ;

 эйдэкология - экология видов. 4 балла

7. Выхухоль, среднерусская норка, северная выдра, южнорусская перевязка, степная пищуха, европейский степной сурок, башкирская белка, садовая соня, колонок, сайга. 5 баллов

8. а) пищевая цепь

 б) реликты

 мониторинг. 3 балла 

 Всего: 32 балла 

 

 

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, защитил экологический проект при прохождении практического тура, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.

 

 

 

Конкурс экологических проектов (требования практического тура областной олимпиады по экологии)
 

Завершающим и, может быть, самым важным туром олимпиады является смотр-конкурс экологических проектов, которые выполнили участники олимпиады самостоятельно или под руководством педагогов. Это наиболее сложный и ответственный тур олимпиады.

Участнику отводится на сообщение от 5 до 10 минут, затем члены жюри задают вопросы по проекту и из области экологических знаний, в рамках которых выполнялся проект.

 

На конкурс представляются:

- основное содержание проекта объемом не более 20 страниц без учета приложений;

- реферата проекта на 2-х страницах с указанием названия проекта; фамилии автора и руководителя; области экологии, в рамках которой выполнялся проект; кратким изложением цели; кратким изложением основных результатов работы над проектом.

- Стенды формата А1 или А2 (не меньше!), которые обязательно использовать во время конкурсного прослушивания. 

Чтобы сделать выводы жюри более объективными, а его работу содержательной, необходимо представлять на конкурс проекты, оформление которых отвечало бы единым требованиям.

 

Примерные требования к оформлению проектов:
 

1. Основное содержание работы должно быть оформлено в машинописном виде на листах формата А4 в количестве не более 20-ти, включая список литературы. Приложения предлагаются отдельно. Рукописные работы можно принимать в виде исключения, если по техническим причинам в машинописном виде выполнить было нельзя.

2. Оформленный проект должен иметь титульный лист с указанием организации, под эгидой которой выполнялся проект или организации, представившей проект на олимпиаду; Фамилии, имени, отчества исполнителя (ей) и руководителя (ей) проекта; название проекта; название раздела экологии, в рамках которого выполнялся проект (научные положения которого использовались при планировании, осуществлении проекта и для объяснения полученных результатов). 

3. В проекте должны быть представлены следующие разделы: 

- введение, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы.

- обзор работ, уже выполненных когда-либо и кем-либо для решения поставленной проблемы.

- место и время выполнения работы.

-      если работа выполнена коллективом, то обязательно точно обозначать круг работ, которые выполнил участник, представляющий работу, коллективные работы рассматриваются в отдельном порядке.

- краткое описание использованных методик с обязательными ссылками на их авторов.

- систематизированные, статистически обработанные результаты исследований.

- обсуждение полученных результатов.

- выводы, которые сделаны после завершения работы над проектом.

- практическое использование результатов проекта (внедрение). 

- социальная значимость проекта.

- Приложения: фотографии, схемы, чертежи, таблицы со статистическими выкладками, натурные объекты, видеофильмы.

 

Примерные требования к содержанию проектов:
 

- обоснование актуальности работы должно быть конкретным и лаконичным;

- достижение поставленной цели должно раскрываться в задачах, поставленных перед исследователем;

- при обсуждении работы необходимо опираться на научные положения экологии. Причем обязательно делать ссылки на источники информации;

- выводы должны быть конкретными и базироваться только на результатах собственных исследований;

- русские названия растений, грибов и животных желательно дублировать латынью.

 

Примерные требования к оформлению стендов
 

- желательно делать стенды формата А1;

- если представлено несколько стендов, то на одном из них должно быть указано название работы и ее цель;

- все стенды (рисунки на стендах) должны быть пронумерованы и иметь названия;

- все надписи должны быть выполнены печатным шрифтом черного, синего или зеленого цвета;

-        все изображенное на стендах должно быть хорошо различимо с расстояния не менее 5-6 метров;

не следует использовать на графиках, диаграммах, таблицах более трех цветов;

- необходимо предусмотреть крепление стендов (скоч, рейки и др.).

 

 

Примерные критерии оценки экологических проектов
 

а) четкость поставленной задачи –здесь имеется ввиду не только четкость и лаконичность формулировки цели исследования, но и обоснованность, реальность достижения поставленной цели, соответствие цели и задач;

б) практическая значимость работы речь идет о новизне проведенного исследования; о научной и природоохранной ценности исследования;

в) обоснованность методики имеется ввиду целесообразность использования различных методик для выполнения проекта: правильность их использования; наличие статистической обработки результатов;

г) внедрение результатов речь идет не только о внедрении в природоохранную или общественную практику результатов исследования. Этим критерием оценивается и социальная значимость исследования, то есть значение проекта для жителей той местности, в которой она выполнялась. Здесь же оценивается и наличие материалов, опубликованных по результатам исследования.

д) содержание работы здесь оценивается выполнение работы в целом и качество ее представления на олимпиаде. В рамках этого критерия оценивается стиль изложения; форма представления фактического материала; глубина информационной проработки темы и использование учебной и научной литературы по исследуемой проблеме;

е) наглядно-иллюстративный материал, оформление работы речь идет об оформлении основного содержания проекта. Оценивается оснащение иллюстрациями, схемами, таблицами. Уместность использования наглядно-иллюстративного материала. Качество выполнения таблиц, рисунков, схем и др. Организация аппарата ссылок в тексте на рисунки и иллюстрации. Использование подписей, условных обозначений и др.

ж) компетентность и эрудированность докладчика докладчик должен в пределах отведенного для доклада время изложить основные положения исследования. Большим преимуществом докладчика является рассказ излагаемого материала, а не чтения его с листа. В ходе обсуждения проблемы и ответов на вопросы докладчик должен продемонстрировать известную осведомленность в общетеоретических вопросах, связанных с темой исследования. О том, что докладчик должен свободно ориентироваться в представляемом материале, даже говорить не стоит. Это очевидно.

з) уровень представления доклада в рамках этого критерия оценивается умение докладчика находить контакт с аудиторией, свободно и грамотно изъясняться, умение пользоваться подручными средствами (указка, стендовый материал).

и) использование наглядно-иллюстративного материала речь идет об оформлении доклада, об использовании в ходе сообщения материалов стендов, о целесообразности обращения к стендам в ходе сообщения и др. 

 

 

 

 Вопросы районной (окружной) олимпиады по биологии

  9 класс

 

1. Встречаются ли «белые вороны» среди других птиц?

2. Что Вам известно о степном тарпане?

3. Почему так называются растения:

 а) Петров крест

 б) Иван-чай

 в) Соломонова печать

 г) кошачья лапка?

4. Что такое СПИД? Пути передачи ВИЧ. Некоторые симптомы СПИД.

5. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Анализ показал присутствие в моче сахара. Какова связь между этими явлениями?

6. Частота дыхания собаки в жаркий день может достигнуть 200-300 в минуту и обеспечивает не только газообмен, но и терморегуляцию. Как в организме человека регулируется теплообмен?

7. Дать определения биологическим терминам:

 орнитология

 анаболизм

 вакцина. 

 

  

 Вопросы районной (окружной) олимпиады по биологии

  10 класс

1. Ткани, пересаженные от одного организма другому, нередко через некоторое время отторгаются, как инородный белок. А белковая пища, необходимая организму, усваевается, хотя тоже является «инородным белком». Как физиологически объяснить это противоречие?

2. Чем объяснить сходство «лица» совы, кошки и обезьяны с лицом человека?

3. Живая природа предстовляет собой сложную организованную иерархическую систему. Ученые-биологи на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации свойств живой материи. Перечислите их.

4. На морозе и жаре щеки краснеют. Одинаков ли механизм этого явления?

5. Правильны ли суждения? (Поставьте знак + или -):

 1 - желчь, выделяемая печенью, способствует эмульгированию жиров;

 2 - лямблии, вызывающие у человека лямблиоз, паразитируют в крови;

 3 - в ядрышке происходит синтез р-РНК и сборка субъединиц рибосом;

4 - процесс расщепления белков начинается в ротовой полости;

5 - в обмене углеводов в организме не участвует гастрин;

6 - в результате мейоза образуются две диплоидные клетки.

6. Основные положения современной клеточной теории.

7. Дать определения биологическим терминам:

 коллаген

 метанефрос

 хроматида.

 

 Вопросы районной (окружной) олимпиады по биологии

 11 класс

1. Перечислите критерии живых систем.

2. Чем отличаются конечности человека от конечностей обезьяны? Чем объяснить, что у детей руки длиннее ног?

3. Что такое СПИД? Пути передачи ВИЧ. Некоторые симптомы СПИД.

4. Гидру можно разрезать на много частей и из каждой разовьется новое животное. Почему нельзя таким способом из одной свиньи получить целое стадо поросят?

5. Ученый Шрамм смазал здоровые листья табака нуклеиновой кислотой, выделенной из вируса табачной мозаики. Табак заболел. Но в его клетках развились не только молекулы этой кислоты, но и нормальные частицы вируса. Клетки состояли из нуклеиновой кислоты и были покрыты белковой оболочкой. Какой вывод следует сделать из этого опыта?

6. Что Вам известно о евгенике?

7. Дать определение биологическим терминам;

 амниоцентез

 глюкагон

 неотенил.

 

 Примерные ответы по биологии, 9 класс

1. Встречаются. Белые птицы (альбиносы) есть среди галок, воробьев, дроздов, вальдшнепов, кукушек, кобчиков, кедровок, ласточек и многих других птиц. У белой птицы в жизни много других проблем - она хорошо заметна для врагов, ей сложнее найти партнера, и вообще она слишком не похожа на других. 3 балла

2. Последняя особь степного тарпана в природе убита близ Аскания-Нова в 1879 году. В середине 18 века эта дикая лошадь была широко распространена в Южно- уральских степях. Путешествовавший в 1769 и 1773 гг. По Оренбургскому краю П.С. Паллас видел тарпанов зимой и летом в гористой белюдной степи в верховьях рек Б. Иргиз, Бузулук, Каралик и Чаган. Где и когда были истреблены последние дикие кони на территории современного Оренбуржья, неизвестно. Можно лишь предположить, что в указанный период тарпаны еще встречались в соседнем регионе - Волжско Уральском междуречье, близ Б. Узеня и Камыш-Самарских озер.5 баллов

3. Петров крест - растение-паразит, без хлорофилла. Паразитирует оно на корнях орешника, ольхи. Корневище петрова креста сильно разрастается и ветвится (часто крестообразно). Отсюда и название растения. Корневище одного растения может иметь вес до 5 кг.

 Иван-чай - один из лучших травянистых медоносов. С 1 га зарослей иван-чая можно получить до 600 кг. Прекрасного прозрачного меда. Его листья используют в лекарственных целях. Листья можно заваривать как чай. Поэтому растение кипрей узколистный и называется иван-чай.

 Соломонова печать - (купена лекарственная) имеет кругловатое корневище с похожими на печати круглыми вдавленными рубцамина местах отмерших годичных побегов. Охраняемое растение.

 Кошачья лапка - растение, у которого листья и стебли беловойлочные. Свое название растение получило, по-видимому, благодаря нежным бархатистым соцветиям, головкам,действительно напоминающим кошачьи лапки. Растение покрыто густыми волосками, защищающими его от усиленного испарения, т.к. кошачья лапка растет на открытых сухих местах, в сухих сосновых лесах. В очень сухую погоду листья скручиваются - это уменьшает их испаряющую поверхность.

 4 балла

4. СПИД - это абревиатура, означающая Синдром Приобретенного Иммуннодефицита.

 Синдром - потому что существует большое количество признаков и осложнений, связанных с заболеванием. Приобретенный - потомучто заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а преобретается специфическим образом. Иммуннодефицит - потому что приэтом иммунная система подавляется и терряет способность сопотивляться различным инфекциям. 

СПИД не является заболеванием в собственном смысле этого слова, а лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. СПИД вызывается вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ). Этот вирус поражает белые кровяные клетки и таким образом разрушает часть механизма, позволяющего организму бороться с инфекциями. 

 Пути передачи ВИЧ:

Контакт «кровь с кровью», прямой контакт крови инфецированного ВИЧ человека с кровью неинфецированного:

n использование общих инструментов;

n при внутреннем введении наркотиков;

n при татуировке;

n при прокалывании ушей;

n при использовании других испачканных кровью предметов (ножи, гвозди, стекло, оружие и т.д..

Незащищенный сексуальный контакт;

Заражение пола от инфецированной матери; происходти во время беременности (или при родах). Грудное вскармливание также может стать причиной инфицирования, поскольку ВИЧ обнаружен и в грудном молоке.

 Некоторые симтпомы СПИД;

Ранние симптомы СПИД похожи на симптомы таких заболеваний, как простуда и грипп. Некоторые из них могут быть вызваны также тревогой и дипрессией. Наиболее общие симптомы СПИД таковы:

- воспаление лимфотических желез неясной этиологии, продолжающиеся более трех месяцев

n лихорадка неясной этиологии более 10 дней:

n обильное ночное потение:

n стойкая непроходящая утомляемость, необъясняемая физической деятельностью, эмоциональной дипрессией, или другими страданиями (головные боли, головокружение, дыхательная недостаточность):

n постоянный сильный понос:

n необъясняемая значительная потеря веса (более 10% идеального чистого веса), не связанного с диетой и физическими нагрузками:

n молочница в ротовой полости:

n сухой кашель, простуда или восполение глотки, продолжающееся несколько недель:

n появдение красноватых или бесцветных непроходящих поражений кожи:

n легко образующиеся кровоподтеки (синяки) и повышенная кровоточивость. 

7 баллов

5. Углеводный обмен организма регулируется инсулином - гормоном поджелудочной железы. Без него сахар выводится с мочой и в организме не хватает источника энергии. 3 балла

6. У человека излишек тепла расходуется при испарении пота. У собаки же нет потовых желез, отдача тепла происходит только при дыхании. 3 балла

7. Орнитология - наука о птицах.

 Анаболизм - совокупность биохимических процессов, обеспечивающих усвоение клеткой питательных веществ, а также образование новых клеток и тканей многоклеточного организма. Типичный пример анаболизма - фотосинтез.

 Вакцина - препарат из живых (ослабленных, обезвреженных) организмов, применяемый для иммунизации человека и животных с профилактическими и лечебными целями. 3 балла

 Всего баллов: 28

 

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.

 

 

 Примерные ответы по биологии, 10 класс

 

1. Ткани, пересаженные к другому организму без учета совместимости, вызывают у реципиента защитную реакцию, т. е. вырабатывают антитела, уничтожающие инородный белок. Белковая же пища, перевариваясь, расщепляется на аминокислоты. Из этого строительного материала под управлением ДНК и РНК синтезируется белок, свойственен данному организму. 3 балла

2. У всех перечисленных животных и у человека оба глаза широко расставлены и смотрят вперед (у многих других животных глаза находятся по бокам головы). Такое расположение глаз обеспечивает бинокулярность зрения, позволяет оценивать размеры предметов, рассояние до них. Хищным животным - сове и кошке - точная оценка расстояния необходима и при охоте, а обезьяне - при лазании по деревьям. Человек унаследовал такую способность зрения от своих предков, и она оказалась важной для охоты (метание камней, палок), для выполнения трудовых операций, требующих точности движений. 4 балла

3. Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. 3 балла

4. Механизм этого явления один и тотже. При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи рефлекторно расширяются, через них протекает больше крови, чтотвызывает увеличение теплоотдачи. Поэтому при высоой температуре воздуха кожа краснеет. Понижение температуры воздуха увеличивает образование тепла в организме. Это достигается произвольными движениями, к примеру, быстрая хотьба. Наблюдается приток крови к коже, за счет этого она согревается и краснеет. А затем происходит сужение кровеносных сосудов, и теплоотдача уменьшается. 5 баллов

5. 1 +

2 -

3 +

4 -

5 -

6-. 6 баллов

 

6. Современные положения клеточной теории:

n клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого;

n клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению и химическому составу, основным проявлением жизнедеятельности и обмену веществ:

n размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской):

n в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют ткани, из тканей образуются органы. 4 балла

7. Коллаген - фибриллярный белок, обеспечивающий прочность костей, сухожилий, связок, хрящей.

 Метанефрос - вторичная или тазовая почка; парный орган выделения у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, функционирующий в послезародышевом периоде. Сменяет мезонефрос.

 Хроматида - одна из двух нитей ДНК, образующихся в процессе деления клетки.Становятся дочерними хромасомами после расхождения.3 балла

 Всего: 28 баллов.

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.

 

 

 

 Примерные ответы по биологии, 11 класс

 

1. Особенности химического состава, метаболизм, единый принцип структурной организации, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость.

6 баллов

2. Онтогенез повторяет филогенез. 2 балла

3. см. В ответах 9 класса, №4. 7 баллов

4. Регенерация. Чем сложнее организация животного, тем меньше у него способность к регенерации. 2 балла

5. Это доказывает, что носителем наследственной информации является нуклеиновая кислота: по ее «команде» размножались не только ее молекулы, но и белковая оболочка вируса, которая в листья табака внесена не была. 3 балла

6. Евгеника в переводе с греческого означает «рождение более лучших». Основоположником евгенистического направления является Френсис Гальтон, который ввел термин «евгеника». Позитивная евгеника поддерживает идею о том, что человеческому виду следует заняться своим улучшением и для этого поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами. Евгенизм - метод искусственной селекции применительно к человеку, при этом поощряется воспроизведение индивидов с положительными признаками. По сравнению с медицинской генетикой евгеника ставит иные задачи: активные изменения и переделки наследственности в соответствии с идеалом автора.

 Негативная евгеника способствует воспроизводству больных, умственно отсталых и калек. 5 баллов

7. Амниоцентез - это метод пренатальной диагностики врожденных заболеваний (с помощью хирургического шприца берется проба амниотической жидкости (плода). Это позволяет прогнозировать здоровье будущего ребенка).

 Глюкагон - гормон поджелудочной железы, регулирующий углеводный и жировой обмен. Повышает уровень сахара в крови, расщепляя гликаген печени до глюкозы и стимулируя ее образование из аминокислот. Антогонист инсулина.

 Неотения

n у животных - размножение некоторых организмов в личиночном состоянии:

n у растений - способность к образованию генеративных органов на ранних стадиях развития. 3 балла

 Всего баллов: 28

 

 

Рекомендации: если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то ему присуждается 1 место, и он допускается к участию в областной олимпиаде.