Роль биологии в системе школьного образования обусловлена её значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Существенное влияние на определение целей, содержания и структуры школьного курса биологии оказывают достижения науки о жизни. В настоящее время в биологической науке приоритетными направлениями, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение, являются следующие:
· экологическое (роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, в предотвращении экологических бедствий);
· молекулярно-цитологическое (изучение глубинных структур и механизмов жизнедеятельности организмов на молекулярном уровне, сущность жизненных процессов на клеточном уровне, генетика, изучение онтогенеза, биотехнология, генная и клеточная инженерия);
· эволюционное (новые данные о происхождении жизни на Земле, синтетическая теория эволюции, происхождение и эволюция человека).
Согласно методическому письму Департамента общего среднего образования “О преподавании биологии в 2000/01 учебном году” № 771/11-13 от 26.05.2000г., целями биологического образования являются:
·получение школьниками знаний о живой природе;
·осознание жизни как наивысшей ценности;
·овладение знаниями в области практического применения биологических закономерностей;
·развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.
Именно на школьную биологию возлагаются задачи, которые не в состоянии решить ни один другой предмет:
·формирование научного миропонимания, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности;
·подготовка молодежи к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Программно-методическое обеспечение биологического образования
На решение поставленных целей и задач направлена создаваемая в области научно-методическая база.
В настоящее время существуют несколько вариантов учебно-методических комплектов, соответствующих предъявляемым требованиям и рекомендованных Министерством общего среднего образования РФ.
ВАРИАНТ I
Программа, 5-11 кл.., авторы Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров Б.Б..
Данный вариант программы и учебников построен с учетом уровневой организации живой природы, рассмотрения ее как сложной системы, включающей такие элементы, как клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера.
Учебники написаны на основе оригинальной авторской программы, в основу которой положены такие цели как:
·построение у учащихся целостной и научной картины мира;
· показ многоуровневой организации живой природы;
·отражение взаимосвязи строения и функций живых систем, их эволюционного развития.
1. Природоведение, 5 кл. Плешаков А.А., Сонин Н.и. - М.: Дрофа, 1995, 1997, 1998.
2.Биология: Живой организм, 6 кл. Сонин Н.И. - М.: Дрофа, 1996, 1997.
Курс VI класса предлагает интегративное изучение живого организма, что позволяет школьникам познать целостность природы, подвести их к выводу о единстве органического мира. В основу его положен функциональный подход. Структура и содержание курса способствует развитию познавательного интереса к биологии. Практические и лабораторные занятия позволяют развивать воображение, самостоятельность мышления и творческий потенциал. Учебник “Живой организм” стал победителем Всероссийского конкурса учебников, организованного Банком международного развития и МО РФ.
3.Биология: Многообразие живых организмов, 7 кл. Захаров Б.Б, Сонин Н.И. - М.: Дрофа, 1998.
В VII классе на базе знаний об организме предусматривается знакомство с многообразием организмов всех царств живой природы на основе эволюционного подхода.
4. Биология: Человек, 8 кл. Сонин Н.И., Сапин М.Р. - М.: Дрофа, 1999г.. Программа VIII класса впервые предполагает изучение организма человека. Курс значительно разгружен от второстепенного и сложного материала. В нем делаются аспекты на привитие школьникам норм здорового образа жизни, гигиеническое и половое воспитание.
5. Биология: Общие закономерности, 9 кл. Захаров В.Б. и др. - М.: Дрофа, 1999. В IX классе учащиеся знакомятся с общими биологическими закономерностями и заканчивают изучение биологии в первом концентре.
6. Общая биология, 10-11 кл. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. и др., 2000.
В X-XI классах (второй концентр) предполагается изучать общую биологию с учетом разноуровневой подготовки учащихся, в том числе углубленной, уделяющей значительное внимание мировоззренческим и экологическим проблемам.
Все учебники этого комплекта отличает оригинальность структуры и логика изложения материала, методическая проработка заданий, которая позволяет учащимся пройти сложный путь познания от эмпирического мышления к творческому. Оформление учебников не только иллюстрирует и дополняет текст. Оно несет огромную функциональную нагрузку, вызывая эмоциональное восхищение и интерес к предмету.
Учебно-методический комплект Сонина Н.И. включает кроме программы и учебников рабочие тетради, дидактические материалы и методические рекомендации учителю.
ВАРИАНТ № 2
Программа 6-9 кл. Авт. Пономарева И.Н., Константинов В.М. и др.
Увеличение объема экологического содержания за счет сокращения анатомического и морфологического материала - важнейшая особенность данной программы.
В соответствии с программой и учебниками разрабатываются рабочие тетради, дидактические карточки-задания, методические рекомендации учителю. Не все учебники изданы, а только готовятся к изданию.
ВАРИАНТ № 3
Программа 6-9 кл., авторы Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В. и др.
В основу этой программы и учебников положены принципы биоцентризма и полицентризма.
В настоящее время авторы работают над методическими пособиями для учителей и учебниками и рабочими тетрадями для учеников.
Кроме названных программ учителя биологии тех школ, где ведется преподавание интегрированного курса “Естествознание 5-7” (под ред. Академика А.Г. Хрипковой), могут использовать учебно-методический комплект, разработанный с учетом биологических знаний.
В процессе реализации предложенных программ рекомендуется базироваться на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материале.
В программах по биологии для 6-7 классов значительное место (до 30%) может занимать содержание регионального компонента, предполагающее изучение представителей местной флоры и фауны и мер, принимаемым в регионе для их охраны. Практические навыки по этим курсам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей флоры и фауны своего региона.
Для создания единого образовательного пространства в области ООИПКРО, учитывая мнения учителей, рекомендует для внедрения в практику преподавания в Оренбургской области учебно-методический комплект Сонина Н.И.
Это наиболее полный и перспективный учебно-методический комплект, включенный в Федеральный перечень учебников и учебных пособий 1999-2000г., учитывающий переход отечественной школы не только на концентрическую структуру преподавания школьного курса биологии, но и на двенадцатилетнее обучение.
Региональный комплект учебников по биологии составлен с учетом поэтапного вывода старых учебников.
С 1999-2000 учебного года в области осуществляется переход на учебно-методический комплект Сонина Н.И..
По итогам анкетирования учителей биологии на курсах в ИПК и по результатам анализа данных, полученных от заведующих РМК, можно сделать вывод, что около 70% школ, используя различные средства финансирования, перешли на преподавание по комплекту Сонина Н.И. Обеспеченность учебниками по этой программе за счет бюджетных средств составляет в 5 -6 классах по 37,7 % ; в 7 классе 79,5 % (см. Приложение№4) .
В целях оказания методической помощи преподавания по новому учебно-методическому комплекту для учителей биологии, руководителей РМО институт повышения квалификации ежегодно проводит проблемные курсы с приглашением авторов учебников, методистов из г. Москвы, оказывает консультативную помощь в ООИПКРО и его филиалах. С сентября 2000 года, благодаря финансовой поддержке ИД “Дрофа”, организована работа на экспериментальных площадках города Оренбурга (на базе шк.19, лицея 1, лицея 3) по проблеме: “Отработка методики преподавания и анализ результатов обучения по учебно-методическому комплекту Н.И. Сонина”. К работе на площадках привлечены лучшие учителя города.
В настоящее время, когда все общеобразовательные учреждения должны перейти на программу и учебники соответствующие концентрическому построению школьного курса биологии (основные вопросы общей биологии изучаются в 9 классе), в своей работе учителю следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- обязательным минимумом содержания образования (см. Биология в школе, 1998 г. № 4, 1999 г. №6);
- программой по биологии (Дрофа, 1999 г., изд-во "Просвещение" 1999г.);
- программой по биологии Мягковой (Просвещение, 1998г.)
- требованиями к уровню обязательной биологической подготовке (см. Биология в школе № 2, 1999 г.);
Обязательный минимум содержания по биологии разработан на основе проекта Государственного образовательного стандарта по биологии с учетом современных тенденций развития биологической науки. В основу его содержания положен системный - структурный и эволюционный подходы, в нем приведен перечень элементов знаний по биологии, который позволяет представить минимально необходимый объем знаний о живой природе, но он не закладывает предполагаемую логику изучения предмета.
Обязательный минимум содержания по биологии не может служить основанием для предъявления требований к подготовке учащихся, эту функцию выполняют "Требования к уровню подготовки выпускников основной школы". Они содержат требования к овладению учеником минимальными знаниями, различным видам учебной деятельности, общеучебными и специальными учениями соблюдать правила техники безопасности и поведения в природе.
Требования должны позволить определить нижнюю границу подготовки учащихся, упорядочить их систему знаний и умений, повысить объективность контроля.
Региональный комплект учебников по биологии.
1999-2000 год.
1. Природоведение. Плешаков А.А., Сонин Н.И., 5 класс, 1996-98 год.
2. Биология. Живой организм. Сонин Н.И.
Биология. Еленевский А.Г., 6-7 класс 1996-98 год.
3. Биология. Быховский Б.Е. 7-8 класс 1995-98 год.
4. Биология. Батуев 9 класс.
5. Общая биология. Беляев Б.К. 10-11 класс 1995-98 год.
1-2. - Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс, Москва, Дрофа 1999 год.
3-5 - Программно-методические материалы по биологии, изд. Дрофа 1998 год.
Для углубленного изучения (не менее 3-х часов в неделю)
9 класс
Анатомия и физиология человека. Сапин Н.Р., Брыксина З.З.
10-11 класс
Общая биология. Рувинский А.О., Дымшиц Г.М., Высотская Л.В. и др.
Биология: формы организации жизни. Медников Б.М.
2000-2001год.
3. Природоведение. Плешаков А.А., Сонин Н.И., 5 класс, 1996-98 год.
4. Биология. Живой организм. Сонин Н.И.
Биология. Еленевский А.Г., 6-7 класс 1996-98 год.
6. Биология. Быховский Б.Е. 7-8 класс 1995-98 год.
7. Биология. Батуев 9 класс.
8. Общая биология. Беляев Б.К. 10-11 класс 1995-98 год.
1-2. - Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс, Москва, Дрофа 1999 год.
3-5 - Программно-методические материалы по биологии, изд. Дрофа 1998 год.
Для углубленного изучения (не менее 3-х часов в неделю)
9 класс
Анатомия и физиология человека. Сапин Н.Р., Брыксина З.З.
10-11 класс
Общая биология. Рувинский А.О., Дымшиц Г.М., Высотская Л.В. и др.
Биология: формы организации жизни. Медников Б.М.