Исполнитель: Мишакова В.Н., зав.УМК биологии.                                Дата: октябрь 2000 г.

Структура тестов централизованного аттестационного тестирования 2000 года
и сопоставление её с процентом правильных ответов по заданиям.
Биология
Учащимся было предложено 8 вариантов тестов в 11 классе и 7 вариантов в 9. Нет единой структуры тестов, поэтому анализ был сделан по тесту 1 в 11 и в 9 классе.
9 класс.
Структура теста №1:
№ вопроса
Название темы
1
Клеточное строение растительного организма
2,3
Отдел «Покрытосеменные растения»
4
Бактерии
5,6
Клеточное строение растительного организма
7-9,52
Общий обзор организма человека
10
Общие сведения о животном мире
11,12
Тип «Кишечнополостные»
13,14
Эволюция животного мира
15-18,54
Природные сообщества
19
Эволюция животного мира
20
Класс «Земноводные»
21,42,54
Класс «Рыбы»
22-27,34
Обмен веществ и энергии
28,30,32,33,40,41,55
Кровь и кровообращение
29
Дыхание
31,35-39
Пищеварение
43-45,53
Опорно-двигательная система 
46-50
Нервная система
51
Размножение и развитие
 
Результаты 9 класса несколько иные, чем 11. Это связано с тем, что содержание тестов охватывает весь курс биологии, преподаваемый с 6 по 9 классы, включает задания по разделам «Растения», «Животные», «Человек». Однако, программой по биологии в 9 классе не предусмотрено повторение учебного материала. Это всегда усложняет подготовку школьников к итоговой аттестации, а также создает трудности в планировании учителем биологии повторения этих разделов к апрелю, когда проводится централизованное тестирование. Проблема еще и в том, что учителя, в основном не знали, кто из учащихся будут участвовать в тестировании. Биологию в школе любят многие, считают, что по сравнению с другими предметами, она легче усваивается, поэтому такое большое количество участников тестирования, отсюда и нежелательные результаты. Считаю, что учитель должен управлять этим процессом.
Что касается структуры тестов, то в основном,   делается акцент на разделы «Животные» и «Человек». На проверку знаний по морфологическому строению и физиологическим особенностям растительного организма отводится совсем мало вопросов (№ 2,3,4,6). Результаты ответов на эти вопросы разные (от 62,9% до 38,5). Трудности вызвали следующие темы:
v  Клеточное строение растений.
v  Растения - производители органических веществ в природе.
v  Космическая роль растений.
В разделе «Животные», где проверялись знания классификации животных, процесса их эволюции, основных биологических законов развития, признаков, характеризующих различные классы, результаты разные. Невозможно выделить темы, труднодоступные для понимания школьников или наоборот, хорошее их усвоение. Правильные ответы дают от 50 до 60%.

Следует выделить вопросы, касающиеся общих черт и различия в строении внутренних систем животных, ароморфозы высокоорганизованных представителей. Качество знаний - до 32,3%.   А такие вопросы как особенности онтогенеза, представление о целостности организма и среды обитания дают хорошие результаты (до 70,5%). 

Часть заданий, направленных на проверку сформированности экологических знаний были недоступны большинству школьников, так как преподавание экологии осуществляется в области не на должном уровне: в региональном компоненте   только в 10-11 классе выделено по 1 часу на изучение этого предмета, а в программе по биологии этому отводится совсем мало времени. Если экологию ввести с 5-6 класса, результаты были бы иные. 

Сравнительно высокий результат открытых тестов и тестов в 9 классе по разделу «Человек» (от 68,9% до 51,5% при среднем показателе 55,2%).    

11 класс:  

В 11 классе структура такая:  
№ вопроса
Название темы
1-16
Цитология
17,19-22
Размножение и индивидуальное развитие организмов
18,23-25
Генетика
36-40,52-55
Экология
41-43
Учение о биосфере
44-51
Эволюционное учение
 
Содержание тестов соответствует всем разделам курса «Общая биология», изучаемым в курсе 10-11 классов.
В 11 классе большинство вопросов не вызвало затруднений у учащихся и были даны правильные ответы в диапазоне от 84% до 55% при среднем показателе 66,9%. Такие разделы как цитология, генетика, эволюционное учение не вызвали трудностей у школьников: на вопрос № 23 по разделу эволюционное учение большинство ответили верно. Высокий балл показали учащиеся, отвечая на вопросы № 54,55,43,1,16,25 и др., содержание которых соответствует различным разделам «Общей биологии» 10-11 класса.
Следует отметить низкий процент качества знаний по вопросу №31: причина промежуточного наследования признаков потомства. Результат в 34,1% за этот вопрос вследствие не совсем конкретной формулировки вопроса и недоступности его для понимания школьниками.

Что касается части В, где требовалось вписать только одно слово, то ответы значительно хуже: цитология - 36,1%; генетика - 19,8%; эволюционное учение - 22,5%; экология - 29,8%.

Такие результаты, вероятнее всего, из-за плохого усвоения биологических понятий, неумения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе и человека. 

На недостаточном уровне знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации. Например, вопрос о совокупности протекающих в клетке реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии вызвал затруднения у 54,9% школьников, и только 45,1% дали правильный ответ на этот вопрос.