№ вопроса
|
Название темы
|
1
|
Клеточное строение растительного организма
|
2,3
|
Отдел «Покрытосеменные растения»
|
4
|
Бактерии
|
5,6
|
Клеточное строение растительного организма
|
7-9,52
|
Общий обзор организма человека
|
10
|
Общие сведения о животном мире
|
11,12
|
Тип «Кишечнополостные»
|
13,14
|
Эволюция животного мира
|
15-18,54
|
Природные сообщества
|
19
|
Эволюция животного мира
|
20
|
Класс «Земноводные»
|
21,42,54
|
Класс «Рыбы»
|
22-27,34
|
Обмен веществ и энергии
|
28,30,32,33,40,41,55
|
Кровь и кровообращение
|
29
|
Дыхание
|
31,35-39
|
Пищеварение
|
43-45,53
|
Опорно-двигательная система
|
46-50
|
Нервная система
|
51
|
Размножение и развитие
|
Следует выделить вопросы, касающиеся общих черт и различия в строении внутренних систем животных, ароморфозы высокоорганизованных представителей. Качество знаний - до 32,3%. А такие вопросы как особенности онтогенеза, представление о целостности организма и среды обитания дают хорошие результаты (до 70,5%).
Часть заданий, направленных на проверку сформированности экологических знаний были недоступны большинству школьников, так как преподавание экологии осуществляется в области не на должном уровне: в региональном компоненте только в 10-11 классе выделено по 1 часу на изучение этого предмета, а в программе по биологии этому отводится совсем мало времени. Если экологию ввести с 5-6 класса, результаты были бы иные.
Сравнительно высокий результат открытых тестов и тестов в 9 классе по разделу «Человек» (от 68,9% до 51,5% при среднем показателе 55,2%).
11 класс:
№ вопроса
|
Название темы
|
1-16
|
Цитология
|
17,19-22
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
18,23-25
|
Генетика
|
36-40,52-55
|
Экология
|
41-43
|
Учение о биосфере
|
44-51
|
Эволюционное учение
|
Что касается части В, где требовалось вписать только одно слово, то ответы значительно хуже: цитология - 36,1%; генетика - 19,8%; эволюционное учение - 22,5%; экология - 29,8%.
Такие результаты, вероятнее всего, из-за плохого усвоения биологических понятий, неумения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе и человека.
На недостаточном уровне знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации. Например, вопрос о совокупности протекающих в клетке реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии вызвал затруднения у 54,9% школьников, и только 45,1% дали правильный ответ на этот вопрос.