Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
К АТТЕСТАЦИИ ПО I НАПРАВЛЕНИЮ.
Введение.
Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведённое на изучение тем. В конце программы дан список литературы и, а также других видов учебно-методических материалов и пособий.
Программа предоставляет возможность слушателям осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работ, проанализировать качество выполнения своих квалификационных работ.
В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:
- обновление содержания образования;
- инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий.
Учебная программа включает в себя инвариантную часть, в которую входят следующие разделы:
1. Современные тенденции в развитии биологического образования. Новые педагогические технологии.
2. Экологическое образование в школьном курсе биологии;
3. Методика анализа учебно-методической работы;
4. Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе;
5. Консультации.
Раздел "Современные тенденции в развитии биологического образования . Новые педагогические технологии" позволяет слушателям углубить теоретические знания по проблеме обновления школьного биологического образования; ориентирует на самостоятельную образовательную деятельность.
Раздел "Экологическое образование в школьном курсе биологии" вводит слушателей в проблематику формирования системных знаний о биологических аспектах экологии на основе фундаментальных знаний по биологии.
Содержание раздела "Методика анализа учебно-методической работы по предмету" раскрывает организацию, формы и содержание методической работы по биологии в школе и РМО.
Содержание раздела "Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе. Методика разработки тестовых заданий по биологии" раскрывает роль тестовых заданий на уроках биологии, ориентирует на творческую разработку тестов на основе требований программы по биологии к знаниям и умениям учащихся.
Дополнительно к инвариантной части предлагаются разделы из вариативной части (для II категории и курсов базового повышения квалификации):
- Раздел "Внеклассная работа по биологии" раскрывает содержание различных форм внеклассной работы по биологии.
- Раздел "Повышение эффективности и качества обучения и воспитания в процессе преподавания биологии" знакомит с путями активизации деятельности учащихся, а также с методикой преподавания наиболее трудных тем по биологии. Эволюционная теория Ч.Дарвина, и ее роль в развитии естествознания. Существующие теории происхождения человека. Современные теории. Эволюция и генетика. Мутации, их происхождения и значение для видообразования. Генетика человека. Взаимоотношения человека и природы. Научный прогресс и биосфера. Ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
"Диагностика достижений слушателей по предмету".
Тема 1. "Современные тенденции в развитии биологического образования".
Биология в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений. Государственный стандарт школьного биологического образования. Структура биологического образования. Новое содержание и новая система биологического образования. Базовые компоненты содержания биологического образования. Реализация нового содержания биологического образования через новые педагогические технологии.
Тема 2. "Экологическое образование в школьном курсе биологии".
Место биологического образования в общей системе экологического образования. Формирование системных знаний о биологических аспектах экологии и экологических проблемах на основе фундаментальных биологических знаний.Преобразование предметного обучения и создание системы экологического воспитания школьников.
Оснащение кабинета биологии с точки зрения экологических подходов; создание материальной базы для проведения лабораторных исследований, связанных с местными экологическими проблемами.
Тема 3. "Методика анализа учебно-методической работы по предмету".
Важнейшие принципы методической работы и анализ уровня их реализации. Функции методической работы, её основные задачи, их анализ. Содержание методической работы по биологии, её анализ.
Организация и формы методической работы на уровне учительского самосовершенствования, на уровне школы, РМК. Анализ индивидуальных и коллективных форм учебно-методической работы в школе. Составные элементы профессионального самосовершенствования, их анализ. Анализ планирования, руководства и контроля за постановкой учебно-методической работы в учебном заведении и на уровне районного (городского) методического объединения.
Тема 4. "Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе. Методика разработки тестовых заданий по биологии".
Требования программы по биологии к знаниям и умениям учащихся. Проект Государственного стандарта биологического образования.
Значение контроля в формировании мотивов учения. Педагогические требования к организации контроля. Формы диагностической работы с учащимися по биологии. Тестовый контроль на уроках биологии. Понятие "тест". Виды тестов. Педагогический тест. Роль тестовых заданий в обучении биологии. Элементы композиции тестовых заданий и их классификация:
- закрытой формы и их виды;
- открытой формы;
- ассоциативной формы;
- ранжирования.
Методика определения содержания теста, его валидности. Принципы отбора тестовых заданий:
- значимость материала;
- научная достоверность;
- соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
- репрезентативность;
- возрастающая трудность;
- вариативность;
- системность;
- комплексность и сбалансированность;
- взаимосвязь содержания и формы.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
Для II категории и курсов базового повышения квалификации предлагаются следующие темы:
ТЕМА 1. "Современный урок биологии". (2 ч)
Требования к современному уроку биологии. Различия традиционного и современного уроков. Типология уроков и особенности их структуры. Подготовка учителя к уроку и его функции. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках биологии. Формы контроля содержания образования (фронтальный, индивидуальный, коллективный). Методики анализа и самоанализа урока.
ТЕМА 2. Внеклассная работа по биологии.
Цели и задачи внеклассной работы по биологии. Формы внеклассной работы. Содержание внеклассной работы в зависимости от формы, задач и интересов учащихся. Биологический кружок как групповая форма внеклассной работы. Массовые формы внеклассной работы по биологии: биологические вечера, викторины, олимпиады, конференции, диспуты, дни и недели биологии.
ТЕМА 3. Повышение эффективности и качества обучения учащихся в процессе преподавания биологии.
Роль кабинета биологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Теория и методика преподавания наиболее трудных тем по биологии (темы на выбор слушателей).
Эволюционная теория Ч.Дарвина, и её роль в развитии естествознания. Существующие теории происхождения человека. Современные теории. Эволюция и генетика. Мутации, их происхождение и значение для видообразования. Генетика человека. Взаимоотношения человека и природы. Научный прогресс и биосфера. Ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере.
Биологический эксперимент в системе развивающего обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ.
В процессе обучения учителей программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей, консультации, лекции, деловые игры.
В процессе реализации программы применяются следующие методы: эвристические, исследовательские.
Алгоритм проведения деловой игры
"Проблемы обновления содержания биологического образования".
В игре участвуют от 20 до 30 человек по 4-6 человек в каждой микрогруппе (МГ). Всего 5 групп.
1.Оранизационная часть (участники делятся на микрогруппы, рассаживаются за столами).
2. Вступление (микрогруппам выдаются задания на карточках, руководитель сообщает о целях, задачах и условиях игры).
3. Деловая игра:
а) В каждой микрогруппе выделяется лидер, который отвечает на поставленный вопрос. Остальные участники МГ участвуют в обсуждении ответа и имеют право после ответа лидера на дополнения. Если ответ не полный, то к обсуждению привлекаются участники других МГ. За дополнения участники других МГ получают дополнительные баллы.
б) Эксперт анализирует ответ и оценивает его по 5-бальной системе (в качестве эксперта выступает методист).
4.Подведение итогов:
а) На доске составляется сводная таблица для внесения результатов.
б) Методист подводит итоги и сообщает места, занятые МГ.
Содержание заданий.
Стол "А" (1): Предпосылки, вызвавшие необходимость разработки нового содержания биологического образования.
Стол "В" (2): В чём регламентирует деятельность школ базисный учебный план ?
Стол "С" (3): Учебный предмет "Биология" в базисном учебном плане.
Стол "D" (4): Нормы, устанавливаемые Государственным стандартом среднего биологического образования и средства их осуществления.
Стол "Е" (5): Структура биологического образования.
*Стол "F" (6): Новая система биологического образования.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ
1. Видеофильм "Применение опорных конспектов в преподавании биологии". Серия уроков. СШ N 55 г. Оренбурга.
2. Концептуальные подходы к обновлению содержания образования.
а) эколого-экономическое образование учащихся kor.txt
б) комнатные растения rast.txt
в) содержание и структура школьных курсов биологии sskb.txt
г) биология как наука и учебный предмет bnun.txt
д) формы дифференциации биологического образования fdif.txt
е) выборы дифференциации на основе характера учебного материала diff.txt
ж) интерес - один из действенных мотивов деятельности личности inti.txt
з) классификация форм дифференциации; уровни усвоения знаний diff2.txt
и) функция оценки достижений школьников и его пользователя по биологии funk.txt
3. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по биологии 6 кл. biotest
4. Педагогический опыт:
Гурина О.А. Интегрированный спецкурс "Биохимия" gurina.txt
5. Стандарт среднего биологического образования stan.txt
6. Районная биологическая олимпиада школьников '95 -'96 уч. г. biolim.txt
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТНО - ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА
ЦЕЛЬ: провести рефлексию профессионального уровня учителей биологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Экспертно-диагностический блок включает в себя 3 раздела: входная диагностика, рубежная диагностика, итоговая диагностика.
Входная диагностика включает в себя первичное тестирование с целью выявления положительных элементов в профессиональном уровне учителей и затруднений, которые они испытывают.
Промежуточный контроль проводится в форме тестирования с целью получения информации об уровне владения слушателями теоретическим материалом по предмету.
При оценке выполнения диагностических требований учитываются число и характер ошибок. При выполнении 50 % и менее тестовых заданий ставится "незачёт".
Итоговый контроль проводится в форме защиты аттестационных работ и заданий с целью определения успешности реализации слушателями учебной программы.
При составлении экспертно-диагностического блока использовались задания подготовленные Санкт-Петербургской Академией Образования Взрослых.
Задания имеют варианты, и учителю предоставляется право выбора одного из них для выполнения. Учитель предлагает эксперту материалы, оговорённые в заданиях, или же другие материалы, которые он считает раскрывающие лучшие стороны его опыта.
Оценка выполненных заданий проводится по десятибальной шкале.
Номера заданий, которые предлагаются для выполнения учителям, претендующим на разные категории.
Номера блоков и заданий |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1 - 2 |
1 - 6 |
1 - 4 |
1 - 2 |
1, 2, 4 |
1 - 3 |
Областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
предметно-методического модуля аттестационных курсов по биологии
(1 и высшая категории)
ЦЕЛИ:
- обеспечить мировоззренческую, научно-теоретическую, методологическую подготовку слушателей;
- осуществить развитие способностей слушателей творческого решения дидактических задач;
- провести рефлексию профессионального уровня учителей;
КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ: учителя, претендующие на I и высшую категории.
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: продолжительность реализации программы - 1 сессия - 1 неделя, 2сессия- 1,5 недели, 3 сессия- 0,5 недели.
ОБЩИЙ ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ: 32ч. ( 1 сессия - 18 часов, 2 сессия - 14 часов).
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 6 учебных часов в день.
N |
Наименование разделов и тем |
всего |
лекции |
практич. занятия |
консультации |
форма контроля |
1 сессия |
||||||
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ: |
||||||
1. |
Современные тенденции в развитии биологического образования. |
4 |
|
|
|
|
1.1 |
Новое содержание биологического образования |
|
2 |
|
|
|
1.2. |
Реализация нового содержания биологического образования через использование новых педагогических технологий |
|
2 |
|
|
|
2. |
Экологическое образование в школьном курсе биологии. |
4 |
|
|
|
|
2.1. |
Место биологического образования в системе экологического образования. |
|
2 |
|
|
|
2.2. |
Создание системы экологического воспитания. |
|
2 |
|
|
|
3. |
Методика анализа учебно-методической работы по биологии. |
6 |
|
|
|
|
3.1. |
Принципы, функции, содержание методической работы по биологии, ее анализ. |
|
2 |
|
|
|
3.2. |
Самоанализ урока - средство повышения пед. мастерства. |
|
|
4 |
|
|
4. |
Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе |
2 |
2 |
|
|
|
5. |
Консультации (групповые, индивидуальные). |
2 |
|
|
2 |
|
|
ИТОГО: |
18 |
12 |
4 |
2 |
|
2 сессия |
||||||
1. |
Обновление содержания школьного биологического образования |
6 |
2 |
|
|
|
1.1. |
Деловая игра "Проблемы обновления биологического образования". |
|
|
2 |
|
|
1.2. |
Реализация нового содержания биологического образования через использование новых педагогических технологий. |
|
2 |
|
|
|
2. |
Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе. |
4 |
2 |
2 |
|
|
3. |
Консультации. |
4 |
|
|
4 |
|
|
ИТОГО: |
14 |
6 |
4 |
4 |
|
ЛИТЕРАТУРА
* Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента. Сборник научных трудов.- Санкт-Петербург., 1994 г.
* Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.:"Просвещение",- 1982 г.
* Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М., 1982 г.
* Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета,-1993 г.,N 27-29.
Баландин Р.К., Бондарёв Л.Т. Природа и цивилизация.- М.:"Мысль",- 1988 г.
Белич Ф.Ф. Исследовательская и опытно-экспериментальная работа в педагогическом коллективе. Программа и методические указания по курсу.- Челябинск, 1989 г.
* Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В.Измайлов, В.Е. Михлин и др..- М: "Просвещение", 1983 г.
* Биологический эксперимент в школе: кн. для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш и др. - М: "Просвещение", 1990 г.
* Божович Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект. // Сборник научных трудов.- М.: "Новая школа", 1995 г.
* Браже Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции//
"Педагогика",- 1995 г. N 3.
* Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // "Педагогика", - 1997 г., N 3.
Введение в научное исследование по педагогике.- М.: "Просвещение", 1988 г.
* Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Голубей Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М.:"Педагогика", 1989г.
Грибов В.С. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате // Советская педагогика,- 1983 г., N 6.
Гузеев Ф.Ф. Лекции по педагогической технологии.- М.: "Знание", 1992 г.
* Изучение экологического состояния школы (практическая работа).// Биология в школе,- 1990 г., N 3.
*Ингенкамм К. Педагогическая диагностика.- М.:"Педагогика",1991 г.
* Информационный бюллетень N 9a (специальный выпуск). Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры.- Санкт-Петербург, Новгород, Псков,- 1997 г.
Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции: пособие для учителей.- М: "Просвещение", 1979 г.
Когарин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических школах: пособие к спецкурсу для высших педагогических заведений, ИУУ, повышения квалификации работников образования,- М.: "Арена", 1994 г.
Когарин М.В. Лекции по педагогической технологии.- М.: "Знание", 1992 г.
* Концепция общего среднего биологического образования //Биология в школе,-1989г.N4.
* Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы.- Санкт-Петербург,-1996 г.
* Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников,- Иваново: Ивановский ИПК и ППК, 1995 г.
Кретс Ангеловски Учителя и инновации.- М.- 1991 г.
* Кривобокова С.С. Из истории биологии // Биология в школе,1997 г.
Куриленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры.- Минск, 1988 г.
Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч.1.
* Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков// Биология в школе,- 1997 г., N 3-4.
* Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: "Просвещение", 1990 г.
* Методические материалы по образовательным стандартам. Выпуск 1.- М.- 1992 г.
* Методические рекомендации к аттестации учителей. // Биология в школе,- 1995 г., N 1.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.:"Высшая школа", 1987 г.
Моисеев А.Д. и др. Охрана природы.- М.: "Просвещение", 1990 г.
Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?//Педагогика,-1997г,N3.
Небёл Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир; в 2-ух т.
Пер. с англ.- М.: "Мир", 1993 г.
* Новикова Л.Н., Куракин А.Т. Путь к творчеству.- М.: "Просвещение", 1966 г.
Ориентация и деятельность школьников.- М.: "Прометей", 1991 г.
* Положение о методической службе в системе образовангия области.- Оренбург: ГУО, ИУУ, 1990 г.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М., 1987 г.
* Поташник М.М. Оптимизация управления школой.-М.:"Знание",1991 г.
* Рутина В.Н. Тенденции в современной биологии. // Биология в школе, 1996 г., N 5.
* Рындак В.Г., Соколова Л.Б. Организация исследовательской и опытно-экспериментальной работы в педагогическом коллективе школы и ПТУ (методические рекомендации).- Оренбург: ИУУ, 1990 г.
* Рысс В.Л. Контроль: от реальных требований - к объективным результатам. // Химия в школе,- 1994 г., N 1.
* Симонов В.П. Урок и его анализ. // Народное образование,-
1981 г. N 7.
* Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Биология в школе N 1-4 1997 г.
* Стандарт среднего биологического образования (проект). //Биология в школе,1993г., N4.
* Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии.- М.: "Просвещение", 1995 г.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: пособие для учителя.- М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1997 г.
* Тесты. Сборник. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию.- М.: "Прометей", 1996 г.
* Ткачёва Л.П., Зотова Н.К. Демократизация управления школой (рекомендации руководителям школ).- Оренбург: ИУУ, 1992 г.
Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления.- М.- 1983 г.
Приложение 1
Задания для проведения деловой игры
"Моделирование форм и методов активного обучения"
Стол 1. Требования к уроку-лекции. Моделирование урока-лекции.
Стол 2. Требования к уроку-семинару. Моделирование урока-семинара.
Стол 3. Требования к уроку - деловой игре. Моделирование урока - деловой игры.
Стол 4. Урок-зачёт. Моделирование урока-зачёта.
(Темы уроков по выбору слушателей)
Областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПО БИОЛОГИИ
КУРСОВ БАЗОВОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ .
Введение.
Учебная программа включает в себя наименование тем разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенное на изучение тем. В конце программы дан список литературы и других видов учебно-методических пособий и материалов. Программа знакомит с новыми направлениями в современной биологической науке, позволяет конкретизировать знания по наиболее трудным темам курса биологии. Программа состоит из следующих разделов:
Инвариантная часть:
Диагностика достижений слушателей по предмету.
1. Современные тенденции в развитии биологического образования.
2. Экологическое образование в школьном курсе биологии.
3. Методика анализа учебно-методической деятельности.
4. Система контроля и оценивания качества знаний учащихся в современной школе.
Вариативная часть:
1. Современный урок биологии.
2. Роль и содержание внеклассной работы по биологии.
3. Повышение эффективности и качества обучения и воспитания учащихся в процессе преподавания биологии.
4. Консультации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Современные тенденции в развитии биологического образования. Новые педагогические технологии.
Биология в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений. Государственный стандарт школьного биологического образования. Структура биологического образования. Новое содержание и новая система биологического образования. Базовые компоненты содержания биологического образования. Реализация нового содержания биологического образования через новые педагогические технологии.
Раздел 2. Экологическое образование в школьном курсе биологии.
Место биологического образования в общей системе экологического образования. Формирование системных знаний о биологических аспектах экологии и экологических проблемах на основе фундаментальных биологических знаний.
Преобразование предметного обучения и создание системы экологического воспитания школьников.
Раздел 3. Методика анализа учебно-методической деятельности.
Важнейшие принципы методической работы, ее функции, задачи, содержание. Анализ индивидуальной и коллективной форм учебно-методической работы в школе. Самоанализ урока как средство повышения мастерства учителя.
Раздел 4. Система контроля и оценивания качества знаний учащихся в современной школе.
Значение контроля в формировании мотивов учения. Педагогические требования к организации контроля. Виды контроля. Тестовый контроль на уроках биологии. Понятие "тест". Виды тестов. Роль тестовых заданий в обучении биологии.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ
1. Видеофильм "Применение опорных конспектов в преподавании биологии". Серия уроков. СШ N 55 г. Оренбурга.
2. Концептуальные подходы к обновлению содержания образования.
а) эколого-экономическое образование учащихся kor.txt
б) комнатные растения rast.txt
в) содержание и структура школьных курсов биологии sskb.txt
г) биология как наука и учебный предмет bnun.txt
д) формы дифференциации биологического образования fdif.txt
е) выборы дифференциации на основе характера учебного материала diff.txt
ж) интерес - один из действенных мотивов деятельности личности inti.txt
з) классификация форм дифференциации; уровни усвоения знаний diff2.txt
и) функция оценки достижений школьников и его пользователя по биологии funk.txt
3. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по биологии 6 кл. biotest
4. Педагогический опыт:
Гурина О.А. Интегрированный спецкурс "Биохимия" gurina.txt
5. Стандарт среднего биологического образования stan.txt
6. Районная биологическая олимпиада школьников '95 -'96 уч. г. biolim.txt
Областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
предметно-методического модуля курсов базового повышения квалификации по биологии, совмещенных с аттестацией учителей на 2 категорию.
ЦЕЛЬ:
-обеспечение мировоззренческой, научно-теоретической, методологической
подготовки слушателей;
-развитие способностей творческого решения дидактических задач;
-проведение рефлексии уровня профессиональной компетентности учителей.
КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ: учителя биологии.
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:3 недели
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ: на предметный модуль отводится 40 часов.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 6 учебных часов в день.
N |
Наименование разделов и тем |
всего |
лекции |
практич. занятия |
консультации |
форма контроля |
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ: |
||||||
|
Диагностика достижений слушателей: |
4 |
|
|
|
|
|
входная диагностика |
|
|
|
|
1 |
|
рубежная диагностика |
|
|
|
|
1 |
|
итоговая диагностика |
|
|
|
|
2 |
1. |
Современные тенденции в развитии биологического образования. |
6 |
|
|
|
|
1.1 |
Новое содержание биологического образования |
|
2 |
|
|
|
1.2. |
Реализация нового содержания биологического образования через использование новых педагогических технологий |
|
|
4 |
|
|
2. |
Экологическое образование в школьном курсе биологии. |
6 |
|
|
|
|
2.1. |
Место биологического образования в системе экологического образования. |
|
4 |
|
|
|
2.2. |
Создание системы экологического воспитания. |
|
|
2 |
|
|
3. |
Методика анализа учебно-методической работы по биологии. |
4 |
|
|
|
|
3.1. |
Принципы, функции, содержание методической работы по биологии, ее анализ. |
|
2 |
|
|
|
3.2. |
Самоанализ урока - средство повышения пед. мастерства. |
|
|
2 |
|
|
4. |
Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе |
4 |
2 |
2 |
|
|
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ: |
||||||
1. |
Современный урок |
4 |
2 |
2 |
|
|
2. |
Внеклассная работа по биологии. |
4 |
|
|
|
|
2.1. |
Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса |
|
2 |
|
|
|
2.2. |
Содержание и формы внеклассной работы |
|
|
2 |
|
|
3. |
Повышение эффективности и качества обучения и воспитания в процессе преподавания биологии. |
6 |
|
|
|
|
3.1. |
Кабинет- важнейший элемент в системе развивающего обучения. |
|
2 |
|
|
|
3.2. |
Теория и методика преподавания биологии. |
|
2 |
|
|
|
3.3. |
Деловая игра "Моделирование форм и методов активного обучения". |
|
|
2 |
|
|
4. |
Консультации. |
2 |
|
|
2 |
|
|
ИТОГО: |
40 |
18 |
16 |
2 |
4 |
ЛИТЕРАТУРА
* Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента. Сборник научных трудов.- Санкт-Петербург., 1994 г.
* Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.:"Просвещение",- 1982 г.
* Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М., 1982 г.
* Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета,-1993 г.,N 27-29.
Баландин Р.К., Бондарёв Л.Т. Природа и цивилизация.- М.:"Мысль",- 1988 г.
Белич Ф.Ф. Исследовательская и опытно-экспериментальная работа в педагогическом коллективе. Программа и методические указания по курсу.- Челябинск, 1989 г.
* Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В.Измайлов, В.Е. Михлин и др..- М: "Просвещение", 1983 г.
* Биологический эксперимент в школе: кн. для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш и др. - М: "Просвещение", 1990 г.
* Божович Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект. // Сборник научных трудов.- М.: "Новая школа", 1995 г.
* Браже Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции//
"Педагогика",- 1995 г. N 3.
* Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // "Педагогика", - 1997 г., N 3.
Введение в научное исследование по педагогике.- М.: "Просвещение", 1988 г.
* Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Голубей Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М.:"Педагогика", 1989г.
Грибов В.С. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате // Советская педагогика,- 1983 г., N 6.
Гузеев Ф.Ф. Лекции по педагогической технологии.- М.: "Знание", 1992 г.
* Изучение экологического состояния школы (практическая работа).// Биология в школе,- 1990 г., N 3.
*Ингенкамм К. Педагогическая диагностика.- М.:"Педагогика",1991 г.
* Информационный бюллетень N 9a (специальный выпуск). Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры.- Санкт-Петербург, Новгород, Псков,- 1997 г.
Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции: пособие для учителей.- М: "Просвещение", 1979 г.
Когарин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических школах: пособие к спецкурсу для высших педагогических заведений, ИУУ, повышения квалификации работников образования,- М.: "Арена", 1994 г.
Когарин М.В. Лекции по педагогической технологии.- М.: "Знание", 1992 г.
* Концепция общего среднего биологического образования //Биология в школе,-1989г.N4.
* Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы.- Санкт-Петербург,-1996 г.
* Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников,- Иваново: Ивановский ИПК и ППК, 1995 г.
Кретс Ангеловски Учителя и инновации.- М.- 1991 г.
* Кривобокова С.С. Из истории биологии // Биология в школе,1997 г.
Куриленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры.- Минск, 1988 г.
Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч.1.
* Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков// Биология в школе,- 1997 г., N 3-4.
* Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: "Просвещение", 1990 г.
* Методические материалы по образовательным стандартам. Выпуск 1.- М.- 1992 г.
* Методические рекомендации к аттестации учителей. // Биология в школе,- 1995 г., N 1.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.:"Высшая школа", 1987 г.
Моисеев А.Д. и др. Охрана природы.- М.: "Просвещение", 1990 г.
Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?//Педагогика,-1997г,N3.
Небёл Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир; в 2-ух т.
Пер. с англ.- М.: "Мир", 1993 г.
* Новикова Л.Н., Куракин А.Т. Путь к творчеству.- М.: "Просвещение", 1966 г.
Ориентация и деятельность школьников.- М.: "Прометей", 1991 г.
* Положение о методической службе в системе образовангия области.- Оренбург: ГУО, ИУУ, 1990 г.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М., 1987 г.
* Поташник М.М. Оптимизация управления школой.-М.:"Знание",1991 г.
* Рутина В.Н. Тенденции в современной биологии. // Биология в школе, 1996 г., N 5.
* Рындак В.Г., Соколова Л.Б. Организация исследовательской и опытно-экспериментальной работы в педагогическом коллективе школы и ПТУ (методические рекомендации).- Оренбург: ИУУ, 1990 г.
* Рысс В.Л. Контроль: от реальных требований - к объективным результатам. // Химия в школе,- 1994 г., N 1.
* Симонов В.П. Урок и его анализ. // Народное образование,-
1981 г. N 7.
* Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Биология в школе N 1-4 1997 г.
* Стандарт среднего биологического образования (проект). //Биология в школе,1993г., N4.
* Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии.- М.: "Просвещение", 1995 г.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: пособие для учителя.- М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1997 г.
* Тесты. Сборник. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию.- М.: "Прометей", 1996 г.
* Ткачёва Л.П., Зотова Н.К. Демократизация управления школой (рекомендации руководителям школ).- Оренбург: ИУУ, 1992 г.
Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления.- М.- 1983 г.
Приложение N 1.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКСПЕРТНО - ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА.
I. САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
И АНАЛИЗ ЕЁ ЭКСПЕРТАМИ.
Задание 1. Проанализируйте Вашу методическую систему в преподавании одной из тем курса биологии.
Варианты тем:
1) Эволюционное учение; 2) Основы цитологии; 3) Основы экологии; 4) Основы генетики; 5) Нервная система; 6) Класс млекопитающие.
Основные характеристики:
- Основная цель, которую Вы поставили перед собой и перед учащимися, приступая к изучению этой темы;
- Тематика уроков, учебные цели, методы преподавания и организация познавательной деятельности учащихся;
- Тематика, учебные цели и методы проведения внеклассных мероприятий;
- Основные положения заключительного обобщения по всей теме.
Задание 2. Напишите небольшой реферат по одной из предложенных педагогических проблем. В реферате отразите состояние разработанности проблемы в педагогической литературе, в Вашем опыте.
Варианты тем реферата:
- Новые технологии обучения биологии.
- Применение нетрадиционных учебных форм в процессе обучения биологии.
- Методика развития творческих способностей учащихся при обучении биологии.
- Формирование экологической культуры учащихся.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Задание 1.
Вариант I. Проанализируйте один из разделов курса биологии, выделив ведущие идеи. На примере одной из них покажите методические приёмы, с помощью которых Вы её развиваете.
Вариант II. Назовите несколько биологических концепций, несколько теорий, гипотез, учений, которые рассматриваются в курсе биологии. Изложите основные положения одной (одного) из них и раскройте свою методическую систему преподавания её (его) учащимся.
Вариант III. Проанализируйте программу по биологии, выделив биологические законы, которые изучаются в этом курсе. Приведите формулировки этих законов и изложите сущность одного из них.
Задание 2.
ВариантI. назовите несколько уровней организации живой природы. Раскройте структуру, закономерности жизни и развития одного из них. разработайте методическую систему приёмов преподавания одного из уровней организации живой природы.
Вариант II. Проанализируйте содержание одного из разделов биологии, выделяя биологические процессы, которые изучаютя в нём. Раскройте сущность и биологическое значение одного из них. Разработайте методическую систему преподавания его, используя нетрадиционные формы и методы.
Вариант III. Проанализируйте содержание одного из разделов биологии, выписывая научные факты, которые используются для доказательства биологических учений, теорий, законов. Раскройте сущность одного из них. Разработайте методическую систему преподавания его, используя нетрадиционные формы и методы.
Задание 3. Как Вы в своём опыте преподавания биологии реализуете: а) идею гуманизации? б) идею демократизации?
Как бы Вы определии, что означают эти понятия?
Задание 4. Какого мнения Вы придерживаетесь относительно роли содержания предмета и специальной работы преподавателя в формировании научного мировоззрения учащихся:
1. Чтобы научное мировоззрение формировалось, необходимо вести преподавание биологии на высоком научном уровне. Одновременно учитель должен вести специальную целенаправленную работу по формированию мировоззрения учащихся. Без этого научное мировоззрение не может быть сформировано.
2. Чтобы научное мировоззрение формировалось, достаточно вести преподавание на высоком уровне. Само содержание биологических курсов обеспечивает формирование научного мировоззрения. В специальной работе по формированию научного мировоззрения нет необходимости.
Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Задание 5.
Вариант I. Разработайте дифференцированные задания для сильных и слабых учащихся. Опишите, чем Вы руководствовались при разработке заданий для каждой группы учащихся. Аргументируйте принятые решения.
Вариант II. Попытайтесь на конкретном примере одной из тем, используя свой опыт, указать: а)трудные вопросы содержания темы; б)Ваше мнение о причинах затруднений при усвоении этих вопросов; в)методические приёмы преодоления этих затруднений.
Аргументируйте каждый пункт.
Задание 6.
Вариант I. Проанализируйте темы "Основы экологии", "Растения и окружающая среда", "Природные сообщества" с точки зрения
формирования экологической культуры учащихся.
Подберите актуальные примеры, которые показывают, как учитываются (или не учитываются) экологические закономерности, к каким результатам это приводит.
Вариант II. проанализируйте программу одного из разделов биологии(Растения, Животные, Человек и его здоровье, Общая биология), выделяя вопросы содержания, способствующие воспитанию гигиенической культуры учащихся. На конкретном примере проанализируйте методику ознакомления учащихся с гигиеническими нормами и их научным основанием.
Вариант III. Проанализируйте систему воспитания экологической культуры Ваших учащихся на примере конкретной темы (на выбор).
III. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЮ.
Задание 1. Как вы относитесь к публикациям опыта учителей или отдельных методических находок в каждом номере журнала "Биология в школе" ?
а) Назовите статьи из журналов (за последние два года0, которые оказали влияние на Ваш личный опыт ? Чем Вас привлекли эти статьи?
б) Какие статьи, описывающие опыт учителей, не вызвал у Вас энтузиазма ? Почему ?
Задание 2. Назовите книги по биологии, методике её преподавания и педагогике, которые Вы используете при подготовке к урокам, докладам и выступлениям перед учителями:
Какие книги Вы считаете необходимым рекомендовать молодым учителям?
Задание 3. Приведите списки литературы по одному из разделов биологии (на выбор), которую Вы рекомендуете учащимся для внеклассного чтения.
Задание 4. Какую информацию Вы предпочитаете получать из методической и педагогической литературы ? Свой ответ поясните на примере конкретной методической литературы.
IV.СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К РЕШЕНИЮ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ СВОЙ ОПЫТ И ОПЫТ КОЛЛЕГ.
Задание 1. Наметьте критерии, по которым можно составить представление о работе учителей, какие показатели Вы бы включили? Аргументируйте свои предложения.
Задание 2. Какая проблема Вам кажется самой острой для учителя биологии ? Почему ? Сформулируйте её.
Задание 3. Составьте план выступления и список рекомендуемой литературы для доклада перед учителями биологии на одну из следующих тем: "Санитарно- гигиеническое воспитание учащихся в современных условиях", "Воспитание экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии", "Нетрадиционные уроки биологии", "Зачёты по биологии, их роль в повышении качества знаний по биологии", "Интегрированные (бинарные) уроки и их задачи" (на выбор).
V.УМЕНИЕ ВЕСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРИМЕНЯТЬ ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПРАКТИКЕ.
Задание 1. Вам предложили внести свои коррективы в действующую программу по биологии.
а) Какую структуру (последовательность тем) Вы предпочли бы ?
б) Какие вопросы содержания из разных тем исключили бы ?
в) Какой материал, отсутствующий в программе, предложили бы внести?
Предложения аргументируйте.
Задание 2. Как Вы относитесь к факту введения курса "Естествознание" в школу? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Задание 3. Какую позицию методистов по проблеме методов, их определения, классификации, номенклатуры, применения в практике преподавания биологии Вы разделяете:
а) что положено в основание для классификации методов ?
б) определение методов;
в) классификация методов.
Задание 4. Существуют несколько точек зрения на построение курса общей биологии. Какая позиция кажется Вам наиболее верной ?
Традиционное построение:
- Основы эволюционного учения.
- Основы экологии.
- Основы цитологии.
- Онтогенез.
- Основы генетики.
- Основы селекции.
I вариант нетрадиционного построения:
- Основы цитологии.
- Онтогенез.
- Основы генетики и селекции.
- Основы эволюционного учения.
- Основы экологии.
II вариант нетрадиционного построения:
- Основы цитологии.
- Онтогенез.
- Основы генетики.
- Основы эволюционного учения.
- Основы экологии.
III Другие варианты укажите сами.
Приведите аргументы в пользу Вашей точки зрения.
Задание 5.
Вариант I. Приходилось ли Вам проводить экспериментальную работу по методике преподавания биологии ? Какую идею вы проверяли? Почему возникла необходимость в проведении эксперимента ? В чём заключалась гипотеза исследования ? Какие получены результаты ?
Вариант II. Если Вы не проводили экспериментальной работы ранее, то попытайтесь выделить идею в рамках одной из актуальных проблем преподавания биологии, разработать гипотезу.
VI. ВАШИ УВЛЕЧЕНИЯ.
Задание 1. Если бы Вам пришлось начать жизнь сначала, избрали бы Вы: а) профессию учителя вообще ? б) учителя биологии ? в)профессии, связанные с биологией ? г) профессии, не связанные с биологией ?
Задание 2. Что является Вашим хобби ? Чем увлекает Вас это занятие?
Задание 3. Любите ли Вы читать и перечитывать книги учёных-биологов и о них ? Читаете ли Вы научную литературу по другим дисциплинам (химии, географии и др.) ?
Приложение 2
Задания для проведения деловой игры
"Моделирование форм и методов активного обучения"
Стол 1. Требования к уроку-лекции. Моделирование урока-лекции.
Стол 2. Требования к уроку-семинару. Моделирование урока-семинара.
Стол 3. Требования к уроку - деловой игре. Моделирование урока - деловой игры.
Стол 4. Урок-зачёт. Моделирование урока-зачёта.
(Темы уроков по выбору слушателей)