И.И.Калина, начальник ГУО Оренбургской области октябрь, 2001 год
Причины, принципы и последствия
Единого государственного экзамена |
|
В настоящее время формируется структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также формы его проведения. Первый этап эксперимента по введению ЕГЭ завершился. В пяти регионах России прошли Единые государственные экзамены по восьми предметам - русскому языку, математике, биологии, физике, истории, химии, обществознанию и географии. Наиболее активное участие в эксперименте приняли Чувашская республика (экзамены по 8 предметам сдавало почти 16 тысяч учащихся), Республика Саха (Якутия - 3 экзамена, более 7 тысяч учащихся) и республика Марий Эл (экзамены по математике, более 8 тысяч учащихся). В целом математику сдавало чуть более 27 тысяч, русский язык и физику - более 4 тысяч учащихся. Настала пора осмыслить, что сделано, и наметить наиболее оптимальные пути формирования материалов для продолжения эксперимента в следующем году. Оренбургская область также хотела принять участие в данном эксперименте, но Администрация области не приняла организационные условия его проведения. Наступил новый учебный год, проанализированы результаты, управленцы Оренбургской области вновь обратились к данной проблеме. Сегодня принято решение об участие в эксперименте. Эта идея поддержана Администрацией области, Советом ректоров Оренбургских ВУЗов. Хочется предложить педагогам Оренбургской области размышления о причинах, принципах и последствиях эксперимента по введению Единого государственного экзамена. Какими мне видятся причины введения Единого государственного экзамена? Их много. Одной из главных причин является “всеобщее недовольство”: ВУЗы недовольны абитуриентами и студентами; соответственно школы недовольны ВУЗами; родители недовольны и школой, и ВУЗом. Чем недовольны? Системой сдачи экзаменов в школе и приемными экзаменами в ВУЗе. В этом стоит разобраться... Перед школой не стоит официально задача подготовки школьников для поступления в высшие учебные заведения. Это как бы не ее прямая функция... Но в образовательных программах, реализуемых школой, мы находим точно очерченную задачу - подготовку ученика к продолжению образования. Сегодняшние образовательные учреждения по-разному пытаются решать эту задачу, осваивая различные “фокусы”: кто заключает с ВУЗом договоры о “сотрудничестве”, кто открывает “репетиторские курсы” совместно с ВУЗами, кто занимается профилизацией также совместно с ВУЗами и для этого открывает то “медицинские”, то “экономические”, то “юридические” классы... Но время ставит свое безжалостное клеймо... Если в 60-е годы существовал постулат: “Качество школьных знаний есть гарантия для продолжения образования”, - то с середины 70-х годов до сегодняшнего дня шли процессы как в школе, так и в ВУЗе, которые “убили” этот постулат, а значит, и этот мотив хорошо, достойно, воистину самостоятельно учиться в школе, чтобы продолжить учебу дальше. Размышляя о введении ЕГЭ, я думаю о “всеобщем вранье”, которое охватило процедуры экзаменов и в школе, и ВУЗе. Результат один - “всеобщее развращение”, которое уводит нас все дальше и дальше от объективных результатов, от истины. Это тоже очень серьезная причина, которая нацеливает на принятие “новой” процедуры измерения учебных достижений школьников. Серьезным аргументом введения Единого государственного экзамена в Оренбургской области мне видится экономико-географическая причина. Поступление в ведущие ВУЗы страны сопряжено и с финансовыми затратами, и с “организационными ущемлениями” (не поступив в ведущие ВУЗы страны, претендент не имеет возможности поступить в региональные), и с “психологическими” перегрузками. Экспериментальные данные первого года говорят о принятии студентов из российской провинции в ведущие ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга. Очень важно сегодня для России, и для российского образования в частности, быть включенной в европейское интеллектуальное сообщество. Российские школьные аттестаты, к сожалению, не конвертируются ни в одной стране мира, так как отсутствует единая независимая государственная система измерения учебных достижений школьников. А вот результаты централизованного тестирования принимают многие европейские страны... Значит, нужно думать и принимать срочные меры и по созданию новой системы измерений, и по подготовке всех участников образовательного процесса к ее использованию. Защищая свой “профессиональный мундир”, вузовские работники в течение последних 10-15 лет стали “экспертами” труда учителя: в школе “плохо учат”, “дети ничего не знают” и т.д. Это недопустимо, некорректно по отношению к учителю, к его труду, но мы терпим, потому что эти экспертные заключения имеют некоторые основания. Каковы же принципы конструктивного функционирования Единого государственного экзамена? Одним из принципов ЕГЭ является наличие единой идеологии, что может быть достигнуто за счет создания единых контрольных измерительных материалов (КИМ). Это позволит оценить достижения выпускников средней школы на основе общих требований, даст надежные ориентиры для организации учебного процесса и обеспечит качество работы системы образования в соответствии с современными требованиями. Второй принцип - дистанцированность экзамена и от школы, и от ВУЗа. У каждой комиссии есть свой корпоративный интерес. У школы - выпустить всех учащихся, у ВУЗа - принять не всех, выбрать тех, кто нужен. Значит, нужно создать “паритетные” комиссии для нейтрализации интересов обеих сторон. А может быть, процедуру проведения экзамена нужно “обезлюдить”?! Кроме того, экзамен и географически удаляется от школы и от ВУЗа, проводится на нейтральной территории. Третий принцип - использование широкой (например, стобалльной) шкалы оценок. Она позволит определить реальные возможности выпускников школы. Кто-то наберет максимальное количество баллов и может претендовать на поступление в столичные ВУЗы, кто-то сможет с полученным результатом поступить в региональные высшие и средние специальные учебные заведения. Что мы ожидаем от введения Единого государственного экзамена? Что будет результатом этой большой работы в регионе? Безусловно, первый результат - это путь к объективной оценке учебных достижений школьников, а следовательно, возвращение в школу основного мотива хорошей учебы как у самого ученика, так и у его родителей. Во-вторых, с введением ЕГЭ появится серьезный инструмент, который позволит объективно оценить и работу учителя и школы в целом. Для чего все это нужно - объективная оценка достижений школьников, объективная оценка работы учителей? Для того, чтобы мы могли учить любого ученика, пришедшего к нам в школу, и получать позитивные результаты. ЕГЭ заставит нас привести в соответствие уровень минимальных требований к школьникам с их возможностями, с реально достижимыми результатами. И тогда каждый ученик займет свою нишу в жизни: один поступит в ВУЗ, другой, получив рабочую специальность, пойдет трудиться, третий займется искусством... Результатом введения ЕГЭ должно быть развитие школы третьей ступени, профильной школы, которая учтет интересы, возможности и цели главных участников образовательного процесса - учеников и их родителей. С этим последствием связана и еще одна надежда - все эти меры позволят разгрузить учащихся, сосредоточить их усилия в нужных им областях знаний. И тогда уйдут всеобщие обязательные экзамены “по творчеству”, а на смену придут те, которые необходимы для будущей профессиональной жизни. В результате ЕГЭ должны возрасти требования к уровню профессиональной компетентности учителей у коллег, у родителей, у учащихся, у общественности. Тогда возрастет стремление у всех - и у учеников, и у родителей, и у окружающего сообщества, и у учредителя - принять на работу только хорошего учителя. Статус высоко профессионального учителя станет не только достаточным, но и необходимым условием для работы в школе. Все это даст возможность привести уклад школьной жизни в соответствие с той системой, которую школа декларирует. И последнее. Это оптимизация сети образовательных учреждений. Что я имею в виду? Жизнь позволит функционировать только тем средним школам, которые сориентированы на позитивные результаты, подтверждаемые в независимых экспертных структурах. Итак, я не рассматриваю ЕГЭ как средство поступления в ВУЗ, более того, я считаю, что кроме сертификата со стобалльной шкалой должна существовать система профессионального отбора, творческих конкурсов, психологического отбора, так как ЕГЭ, по-моему, - это способ максимально возможной объективизации оценки труда ученика и его учителей, это действенный инструмент в управлении качеством образования. |