СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./Под ред. Д. В .Колесова. - М: Педагогика 1987.
В монографии рассматриваются теоретические и практические аспекты адаптации развивающегося организма подростков к умственной и физической нагрузкам. Рассматривается и состояние здоровья как один из критериев адаптации организма подростков к учебной нагрузке.
2. Андреев Ю.А. Откровенный разговор или беседа о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Кн. для учащихся.-4-е изд,доп.-М.:Просвещение,1990.
Автор поднимает важнейшие для формирующейся личности вопросы о возможностях человеческого организма, о смысле жизни, полноте человеческого бытия.
3. Брэй Рикк. Как жить в ладу с собой и миром?-М.:Школа-Пресс,1992.
Как в наше сложное время научиться надежно защищать себя от невзгод и обид, от неправедно живущих людей? Как жить достойно и радостно? Как приобрести душевный покой и телесный комфорт?
4. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
Автор книги - ученый - медик. Он рассказывает о так называемой функциональной патологии -двигательной расторможенности, частых приступах головной боли, повышения температуры без видимых признаков заболевания, болей в животе и т. д. В книге читатель найдет практические советы, как укрепить здоровье школьников, прочитает и о нетрадиционных методах лечения и профилактики.
5. Бурменская В .Г., Карабанова О. А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ,1990.
В монографии рассматриваются актуальные проблемы и задачи консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей. Дается разбор типичных психологических трудностей детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Анализируются вопросы диагностической и коррекционной работы.
6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми /Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991.
Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в семье, школе, обществе. Где истоки детской агрессивности? Каковы педагогические и психологические приемы ее профилактики и коррекции?
В данной монографии использованы новые экспериментальные данные, описаны эпизоды повседневной жизни, анализируются пути преодоления детской агрессивности, возможности мирного завершения конфликтных ситуаций.
7. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ. - М.: Русское слово, 1995.
8. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся 6-7-8-х классов общеобразовательных школ. -М.: Русское слово,1995.
9.Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся 9-х классов. -М.: Русское слово,1995.
10.Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. -М.: Русское слово,1995.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованного Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.1
11.Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас...:О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении.-Л.:Лениздат,1990.
Книга ленинградских ученых о том, какое место в жизни современного человека занимают вещества наркотического действия, как люди попадают в зависимость от них и чем можно помочь им в ее преодолении. Авторы рассматривают вопросы трезвого, здорового образа жизни.
12.Гостюшкин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.Изд.2-е.-М.:Знание,1996.
Цель первой части книги «Человек в чрезвычайных обстоятельствах" - помочь читателю быстро ориентироваться и правильно действовать в криминальных ситуациях, а также при авариях и катастрофах техногенного характера или в случаях природных аномалий.
Вторая часть книги "Экстремальная медицина" призвана научить читателя грамотно оценивать состояние пострадавшего при аварии или катастрофе, ножевом или огнестрельном ранении, при болевом шоке ,вызванном внезапно развившимся приступом болезни или бытовой травмой, и оказать первую доврачебную помощь. Иногда это единственный шанс помочь человеку выжить, и каждый из нас должен уметь его исполнить
13.Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.-М.:Медицина,1989.
В монографии изложены особенности изменений биологических ритмов растущего организма под влиянием окружающей среды, а также биоритмологические проблемы ранней диагностики и первичной профилактики некоторых заболеваний. Значительное место занимает материал, посвященный адаптации временной системы детского организма к различным социальным нагрузкам и экологическим факторам.
14.Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся.-М.:Просвещение,1991.
В книге представлены популярные методики, дающие возможность подросткам, старшеклассникам оценить особенности своего характера и исходя из этого заняться самосовершенствованием. Учащиеся узнают, как развивать свою память, тренировать мышление, приобрести деловые качества и навыки.
15.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологического исследования.-СПб.,1995.
В работе кандидата психологических наук, заведующим лабораторией валеологических исследований представлены результаты валеологических обследований школьников и учителей, которые дают представление о нравственно - психологических и психолого-педагогических причинах ухудшения их здоровья.
16.Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: Кн. для учителя.-М.:Просвещение,1984.
В книге содержатся методические рекомендации по гигиеническому воспитанию учащихся на уроках биологии: даны примерные планы мероприятий по охране здоровья, перечень тематических вечеров
17.Кинчер Джонни. Книга о тебе/Пер. с англ. -СПб.: Питер Пресс,1996.-/Серия "Азбука психологии"/
В книге содержатся 40 тестов, которые помогут раскрыть твои способности, научат принимать правильное решения, укажут путь к высокой самооценке и личной свободе.
18.Климова В.И. Человек и его здоровье.-М.:Знание,1985.
Научно-художественная книга, в которой о здоровье человека рассказывается с точки зрения его зависимости от социальных условий жизни, условий труда и отдыха, от того, насколько правильно сам человек оценивает свое состояние, какой ведет образ жизни.
19.Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьников.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Медицина,1987.
В книге рассказывается о необходимости воспитания физически крепкого, гармонично развитого молодого поколения, привития школьникам навыков правильной организации труда и отдыха. Большое внимание уделено чередованию умственного труда с физическим, созданию благоприятных условий для трудовой деятельности в школе и дома. Даны рекомендации по рациональной организации режима дня школьников, направленных на усиление двигательной активности, повышению работоспособности, искоренение вредных привычек и укрепление здоровья.
20.Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование/Под ред. М.В. Антроповой, В.И.Козлова.-М.:Педагогика,1988.
В монографии обобщены результаты комплексных исследований воздействия учебной нагрузки на учащихся 7-10 классов в условиях различной продолжительности учебной деятельности, сложившегося режима дня и др. Определена наиболее эффективная продолжительность учебной нагрузки, выявлено положительное влияние на работоспособность организма школьника, чередования уроков, качественно противоположных по виду деятельности. Результаты исследования направлены на решение задач охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
21.Основы безопасности жизнедеятельности: Сильнодействующие ядовитые вещества/СДЯВ/.-Самара,1994.
Настоящее информационно-методическое пособие является дополнением к пособию "Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях" и предназначено для преподавателей-организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности". В пособии дана характеристика, степень воздействия на организм человека и окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ/СДЯВ/,которые производятся и используются в производстве на предприятиях, а также перевозятся по железным и автомобильным дорогам.
22.Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях : Материал к преподаванию предмета ОБЖ. В 2-х частях.Ч.1. Экстремальная ситуация в природе. Автономное существование в природных условиях. Экстремальные ситуации аварийного характера.
Ч.2. Экстремальные ситуации. Нарушение экологического равновесия. -Самара,1994.
23. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника/Сост. В.П. Ситников. - М.: Филологическое об - во "Слово", АСТ, Компания "Ключ", Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова,1997.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой образования школьников, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и может быть полезно для учащихся и преподавателей в процессе изучения предмета "ОБЖ"
24. Усачев А., Березин А. Школа безопасности: Учебное пособие для уч-ся 1класса начальной школы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". -М.: Изд-во АСТ.1997.
"%. Основы безопасности жизнедеятельности : Учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс. - М. : Изд-во АСТ,1997.
25. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для общеобразовательных учреждений . 6 класс. - М.: Изд-во АСТ,1996.
26. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс. - М.: Изд-во АСТ,1996.
27. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс./Смирнова А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., и др. - М.: Изд-во АСТ,1996
28. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс./Смирнова А.Т., Фролов Е.Н., Литвинов Е.Н. - М.: Изд-во АСТ,1996
29. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский дом"Дрофа",1996.
30. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях :Учебное пособие. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во,1996.
Учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям и учащимся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в средних общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах.
31. Рогачев С.А., Гуров С.Д. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - Воронеж , 1993.
Книга насыщена многочисленными методическими рекомендациями по оформлению документации. Достаточно подробно излагается методика инспектирования образовательных учреждений и проверки знаний работников по данному вопросу.
32. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. - М.:Просвещение,1989.
Известно, что сам стиль жизни и характер деятельности /в том числе и учебной/ могут оказывать сильное влияние на здоровье. Важным здесь является наличие или отсутствие у ребенка потребности в поиске, поисковой активности. В книге подробно описаны способы и стили преподавания, ориентированные на развитие творческих возможностей ребенка.
33. Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. - М.:Педагогика,1989.
Цель книги - помочь родителям привить ребенку основные гигиенические навыки и научить его самостоятельно поддерживать организм в здоровом состоянии.
34. Скачкова И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе : Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.:Просвещение,1991
Автор доказывает необходимость проведения ежедневного урока физкультуры на воздухе в течение всего учебного года учащихся.
35 Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - 5-е изд. - М.: Медицина , 1988.
В книге описаны особенности растущего организма, основные показатели его развития, режим дня, питания и принципы воспитания - вот то необходимое, что должны знать каждая мать и каждый отец.
36. Топоров И.К. Методика преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности": 10-11 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.
В книге рассмотрены предмет, цели, задачи курса, изложены общие методические идеи и положения по его преподаванию, содержатся рекомендации по изучению тем и отдельных вопросов курса.
37. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калиника Т.О. Валеология - основы безопасности жизни ребенка: Пособие к курсу валеологии " Я и мое здоровье" для школы первой ступени. - Изд. 2-е. - СПб.: Изд-во "Петроградский и К",1995ю
Пособие адресовано педагогам- валеологам, учителям начальной школы и родителям. В нем представлена система уроков по валеологии, дидактические материалы к урокам валеологии, русского языка и чтения. а также материал для семейного чтения
38. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во "Петроградский и К",1995.
В книге рассмотрены причины возникновения педагогической валеологии и история ее развития, изложены принципы организации валеологического образования, рассмотрены особенности подготовки педагога - валеолога.
39 Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности :Учебник для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. -М.:Просвещение,1997.
40. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб.: Питер Пресс,1996.
Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо ест, спит, испытывает трудности в общении или отстает в учебе? Как уберечь его от пагубного влияния стресса?
41. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -Изд.2-е,доп. - М.:"Зеркало",1995.
Если вам грозит арест или на вас вышел рэкет, террористы взяли вас заложником, ребенок не пришел ночевать или вы обнаружили в его школьном рюкзаке наркотики, в доме начался пожар - как себя вести, что предпринять и у кого искать защиту - вот о чем эта книга..
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр Педагогический поиск, 1997.
Период адаптации к школе является особенно важным, т.к. именно в это время начинают формироваться устойчивые формы взаимоотношений реебенка с самим собой, с миром, со сверстниками и взрослыми. В этот период формируются базовые учебные установки, интеллектуальный и социальный потенциал, которые в значительной степени определяют успешность школьного обучения детей. В книге представлена программа психолого-педагогической деятельности по адаптации ребенка к школе. В ней можно найти материалы, позволяющие выявлять особености психолого-педагогического статуса детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
Методы работы с детьми, предлагаемые в данной книге позволяют каждому ребенку приспособиться к школьным требованиям, всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. Используя матриалы книги можно создавать условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. В книге приведены комплексы психо-физических упражнений, игры, развивающие различные функции детской псхики. Приводятся анкеты для родителей, тесты для детей и другие необходимые каждому педагогу материалы.
2. Левис Ш. и соавт. Ребенок и стресс. Спб., Питер Пресс, 1996.-208с.
Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо спит, ест, испытывает трудности в общении или отстает в учебе? Как уберечь его от пагубного влияния стресса? Супруги Левис считают, что в этом случае необходимо научить детей управлять своими эмоциями. И тогда стрессовая ситуация не повредит здоровью маленького человека. Напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Авторы книги разработали специальные игры и упражнения “для духа и тела”, которые обезвредят стресс, восстановят силы и вернут вашему ребенку способность радоваться удивительному миру детства.
В книге американских авторов рассказывается о возможных причинах развития нарушений в психоэмоциональной сфере детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подробно описываются ранние признаки надвигающегося психоэмоционального срыва. Методики, помогающие научиться управлять своим телом и эмоциями, пригодные в детском возрасте.Книга формирует у детей эмоциональную грамотность, учит их общению с другими людьми. Овладение всеми этими навыками помогает детям адаптироваться к школьному обучению и повысить его успешность.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.- 144с.
Книга содержит в себе описание методик, направленных на развитие интеллектуальной и эмоционально волевой сфер личности школьников, а также для оказания псхиологической помощи самому учителю. Приводимые в книге психотехнические упражнения и коррекционные программы могут использоваться в педагогической практике. Книга может также быть весьма полезной и родителям для использования в практике семейного воспитания. Считаю особенно важным, что в книге есть разделы, посвященные формированию психоэмоционального здоровья самого учителя. Ведь от него в большой степени зависит психологическая атмосфера в учебном классе и в конечном счете успешность развития детей.
Журнальные и газетные статьи.
1. Выгодская И. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии . // Обруч.-1997.-№ 3.-С.18; № 4.-С.36.
Воспитатели детских садов, учителя и родители могут использовать предлагаемые сказки-игры при подготовке и обучении грамоте, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
2. Четверик Н. Сауна: маленький праздник // Обруч.-1997.-№ 4.-С.41.
"Если хочешь быть здоров - закаляйся." Закаливание. А, собственно говоря, что это такое?
У нас - бассейн, сауна, топтание в холодной воде, полоскание горла водой комнатной температуры
перед сном.
3. Колесникова Е. Нарисуем желтый круг // Обруч - 1997.-№ 4.-С.40
О работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
4. Воронцова О. Сохранить здоровье чтоб... // Обруч.-1997.-№6.-С.36.
О нетрадиционной форме физического воспитания -круговой тренировке. Это универсальный способ развития выносливости детей, а ведь чем лучше выносливость, тем меньше дети болеют простудными заболеваниями.
5. Мебель для здоровья // Обруч.-1997.- №5.-С.41.
От конструкции и качества детской школьной мебели зависит многое в профилактике искривления позвоночника.
6. Касаткин В. Здоровье детей - междисциплинарный подход // Обруч.-1997.-№3.-С.42.
Комплекс социально-педагогической реабилитации детей и подростков (г. Москва) и журнал "Школа здоровья" - это высокопрофессиональная команда, объединяющая врачей, психологов, социологов, педагогов. В центре их внимания - школа и дошкольные учреждения как образовательная среда, которую создают взрослые и дети.
7. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.-С.107-108.-(Технология педагогического труда)
В статье предлагается карта тестов-испытаний "Здоровье как цель образования". Научиться практической работе с картой помогут двухнедельные курсы -практикум "Начало валеограмотности" -программа которых также представлена автором.
8. Рост Т. Я здоровье берегу - сам себе я помогу: Школ. программа укрепления здоровья // Начал. школа.-1997.-№6.-С.78; №7.- С.70-72. (Здоровье наших детей)
В статье рассказывается о первых шагах учителей подмосковного г. Реутова по изучению и практическому применению школьной программы укрепления здоровья "Познай себя",
разработанной Американским Фондом Здоровья "Знай свое тело". Занятия по программе проводятся в форме увлекательного путешествия в страну Здоровья. Дается тематическое планирование занятий в 1-3 классах, приводятся модели нескольких уроков.
9. Солдатова Т. Учитель, исцелись сам // Нар. обр-е.-1996.-№9.-С.84-86.
Статья касается вопросов подготовки учителя к формированию у учащихся "потребности , решимости и умения творить свое здоровье." Этой цели служит программа "Всеобщая валеограмотность", а также действующие в ряде регионов России школы валеограмотности.
10. Познай себя , или Путешествие Джуно //Обруч.-1996.-№2.-С.6.
Как в американских детских садах воспитывают у ребенка ответственность за свое здоровье? Американская программа "Познай себя", предлагает комплексный подход к решению этой проблемы.
11. Чарлтон Э. Основные принципы обучению здоровому образу жизни // Вопросы психологии.-1997.-№2.-С.3-14.
Статья отражает взгляды автора на процессы, приводящие к возникновению современной точки зрения на обучение здоровому образу жизни и на содействие его становлению. Целью данной публикации является также и обзор различных стратегий обучения здоровому образу жизни с точки зрения собственного опыта автора.
12. Оздоровительная сауна // Частная школа.-1997.-№2.-С.136. (Программа учебного курса для начальной школы)
Программа подготовлена в лаборатории экологического образования и здорового образа жизни Сибирского филиала Института общего образования Минобразования РФ и рекомендована к внедрению научно-методическим советом института. Авторы программы- Л. Г.
Лумпа, С.И. Шуликов .
13. Чечельницкова С. Программа "Педагогика здоровья" для начальной школы. // Школа здоровья.-1997.-№3.- С.86
Предлагаемая программа - это первая попытка создать единый "человекоцентрический" предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа дает школьнику возможность поэтапного "открытия", обнаружения в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений , зрительно-моторных увязок , эмоциональных колебаний и т. д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
14. Дробинская А. Ранние проявления психических заболеваний // Дефектология.-1998.-№1.-С.81
Педагог, который видит ребенка каждый день , может заметить первые признаки изменений в его психическом состоянии , тактично обратить на это внимание родителей . посоветовать обратиться к врачу. Статья знакомит с первыми признаками психических заболеваний.
15. Какая у ваших учеников осанка?: Школа здоровья // Частная школа.-1997.- №1.-С.87.
Больше половины выпускников общеобразовательных школ страдают сегодня различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В статье рассматриваются вопросы выявления и профилактики нарушения осанки школьника.
16. Баданюк Л. Здоровый ребенок - талантливый ребенок .// Обруч.-1997.-№3.-С.44.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера , развития инициативы , сильной воли, дарований , природных способностей . В статье автор рассказывает о программе , составленной по четырем направлениям , которые охватывают три возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста.