АДРЕСА ОПЫТА РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                                                ( обзор публикаций)

 

                Сложившиеся в современной педагогической ситуации условия определили необходимость  изучения , осмысления и выбора позитивного и продуктивного опыта решения воспитательных проблем. 

                Данный обзор педагогических публикаций имеет  цель  предложить панораму такого опыта по решению наиболее актуальных на сегодняшний день воспитательных проблем педагогам и руководителям бразовательных учреждений, сделав выборку описаний методических решений и концептуальных подходов различных авторов.

 

О.С. Газман

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА.

Традиционно формирование личности и связанные с этим процессом содержательные и организационно-педагогические проблемы на российской почве относились к сфере воспитательной работы школы. Стремление перейти от авторитарной к гуманистической педагогике в конце 80-х, начале 90-х гг. вызвало к жизни новые концепции. Однако большинство из них, в конечном счете, ориентировали только на более мягкие, более человечные отношения между учителями и учениками в процессе приобщения последних к познавательным и социальным нормам.

Мы анализируем образование как гармонию двух сущностно различных и даже оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности, отражающих диалектическое противоречие  интересов общества и человека. Почему оппозиция, противоречие? Потому что лишь в идеальном обществе государство заинтересованно во всемерном развитии человека и защите его интересов. опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии, благосостоянии и в своей судьбе.

Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено следующим образом. Воспитание - есть специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Это - процесс приобщения человека к общему и к должному. Каким способом это делается - через требование, эмоциональное переживание или партнерское взаимодействие - вопрос гуманистического качества этого процесса, вопрос культуры. Главное же в воспитании, повторим - усвоение социально одобряемого, должного для всех.

В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделить особый педагогический процесс, его обеспечивающий, - педагогическую помощь и поддержку ребенку в индивидуальном развитии, т.е. в саморазвитии.

В систему педагогической поддержки мы включаем и психологическую, и социальную, и медицинскую, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка: «Каким быть именно мне?» или вопрос юноши: «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет как самостоятельный, вопрос: «Как жить? Как построить свойственный тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, оптимальный характер отношений с людьми?».

Семантический и педагогический смысл понятия «поддержки» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Таким образом, в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием была вычленена самостоятельная область - «педагогическая поддержка ребенка в образовании». Под педагогической поддержкой на данном этапе мы понимаем деятельность профессионалов - представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

физическим и психическим здоровьем;

успешным продвижением в обучении;

эффективной деловой и межличностной коммуникацией;

жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным индивидуально-творческим выбором.

Выделение такой образовательной структуры, которая позволяла бы оказывать систематическую индивидуальную помощь не только детям с отклонениями, а каждому ребенку в решении его личных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды, является реальным шагом содержательной и организационно-управленческой перестройке образования в направлении сущностной гуманизации.

Если полагать, что целью образования (как это и зафиксировано в ст. 14 Закона РФ об образовании) является создание условий для самоопределения и самореализации личности, то эта задача на сегодняшний день не может быть решена только в рамках обучения и воспитания. Специфическим предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности. Предмет воспитания - социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. Иначе говоря, школа определяет детей в знаниях, способах, ценностях, нормах, отношениях.

Однако определение и самоопределение - процессы принципиально разные. Самоопределение - это, прежде всего, личностный выбор, а он предполагает соотнесение требований внешнего мира с самим собой, объективной реальностью с реальностью субъективной - своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе. Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой - т.е. в самоопределении и самореализации - составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания, т.е. как средство самореализации учителя.

Таким образом, «педагогическая поддержка» рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Постановка вопроса о педагогической поддержке, как части образования, является инновационной, так как никогда ранее не рассматривалась как подсистема целого. Понятие «педагогическая поддержка» - новое для российского образования.

 

А.Н. Тубельский

ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях. Создано в 1992 году на базе авторской школы № 734 г. Москвы совместным решением Министерства образования России и Московского департамента образования для решения задач реформирования российского образования.

Концепция школы самоопределения основывается на антропологическом предположении о том, что, появившись на свет индивид начинает осуществлять свою предназначенность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). В таком случае процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса.

В дошкольном периоде главное внимание уделяется условиям для развития органов чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М.Монтессори условиями такого развития признаются деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой.

Принципиальным при этом является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Подготовка к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет апробация разных вариантов концепции; освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, смысла и хода выстраивать собственную деятельность.

При этом важной задачей учителей является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Бальной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является так называемое «погружение», когда в течении нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе (10 и 11 классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику.

Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены т.н. «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре. При этом не является обязательным придти  к единственно правильному ответу или решению. Предполагается, что подобная незавершенность урока побуждает детей к самостоятельному поиску ответов, способствует становлению индивидуальной и неповторимой картины идеального и материального мира.

Важной особенностью школы самоопределения является то, что ее педагогическая концепция разрабатывается, апробируется и изменяется в реальном процессе функционирующей школы, работа ведется в поисковом режиме, что создает определенные трудности для учителей, детей и родителей. Поэтому обязательным приеме детей в школу является согласие родителей на обучение и воспитание их ребенка в условиях экспериментального образовательного учреждения.

Педагогика самоопределения включает несколько основных принципов:

1.   Личностный смысл учебы.

2.   Межпредметные погружения.

3.   Рефлексия.

4.   творческий экзамен как открытое соревнование.

5.   Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

6.   Особое образовательное пространство.

7.   Педагогическая деятельность как искусство и исследование.

 

Дженни К.Джонсон

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Индивидуализм как основа для индивидуализации был охарактеризован Джоном Дьюри, известным американским философом-просветителем. Известна также идея Дьюри о том, что учащимся средней школы во время обучения следует приобретать навыки практической деятельности. С 1920-х годов он оказывал влияние на формирование учебных планов средних школ во всех Соединенных Штатах.

Дьюри дает следующее определение американскому варианту индивидуализма: «Равенство и свобода, выраженные не только внешне и политически, но через личное участие в развитии общей культуры» (Dewey, 1956).

Дьюри указывал, что механический период истории за подавление индивидуальности стандартизацией. Индивидуальность, которая образуется в эпохи, рожденные предшествующей машиной технологией и демократическим обществом, должна определить НОВЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ (Dewey, 1956).

Индивидуализм - основополагающая американская культурная ценность, включающая принципы патриотизма, демократии и свободы и чувство национальной гордости. Американцы проявляют озабоченность, если индивидуализму угрожают некие безличные социальные силы (например, силы государства).

Понимание важности принципа индивидуализма касается и тех изменений, которые, по мнению американцев, происходят или должны произойти. Данная установка отражается на всех уровнях в наших учебных планах. Нашими школами управляют школьные советы, избранные местными гражданами. Мнения членов школьного совета влияют на выбор средств обучения. В качестве примера приведу положение об «отделении церкви от государства». В Соединенных Штатах можно преподавать религию как академическую дисциплину, но отправление религиозных ритуалов в средних школах не разрешено. Многие консерваторы не могут с этим согласиться. Я составила список из шести социальных проблем (или предметов общественного интереса и обеспокоенности), с которыми образование в США  сталкивается последние два столетия.

Социальные проблемы сферы образования США (вне классификации и ранжирования):

1.   нравственный консерватизм и религиозное возрождение;

2.   равенство и разнообразие;

3.   экономические обязательства;

4.   грамотность;

5.   гражданские права;

6.   цели образования.

Другой американский деятель образования, профессор развивающего обучения д-р Роберт Даймонд из Сиракузского университета (1973) определил, что есть шесть основных характеристик или составных частей индивидуализированного учения. Если эти шесть элементов присутствуют в обучении, то последнее считается индивидуализированным.

Составные части индивидуализированного учения:

1.   Точное определение (диагноз).

2.   Выбор места.

3.   Подвижные временные рамки.

4.   Выбор содержание.

5.   Чередование форм.

6.   Оценка.

Чтобы обучить индивидуума, необходимо предоставить возможности для общения учащихся с учителем. Учебные материалы, тексты, содержание кассет и дискет, стимулирующие обучение, могут изучаться самостоятельно в том месте и в то время, которые выбирает сам учащийся. Учебники могут быть больше по объему, чем справочники; они могут быть также сборниками упражнений с набором разнообразных мнений и точек зрения, но этого недостаточно.

Можно вспомнить теории Выготского и Пиаже, относящиеся к развитию общения у детей. В рамках высшего образования студенты, как более взрослые, становятся более привычные к общению, или как сказал бы Выготский, «союзу мысли и речи». Известны идеи Выготского об общении и его понимание развития «словесного действия мысли ». Его представления можно распространить на взрослых, поскольку мы продолжаем развиваться и учиться в течение всей жизни (Выготский, 1992). И это несмотря на тот факт, что количество клеток мозга постоянно уменьшается.

Нам нужно такая образовательная среда, которая поощряет общение и опыт, дающие по-видимому наибольшие результаты в обучении. Почему же мы настаиваем на преподавании, в котором общение односторонне? В условиях постоянного роста информации учителя не смогут соответствовать современным требованиям, если не будут обращать внимание на научную дисциплину (учебный предмет). Сегодня учителя должны сосредоточиться не только на помощи учащимся в оценке и использовании информации, но и на создании новой информации.

Идея «совместного научения» (научения с помощью сотрудничества), как подразумевает название, включает сотрудничество и взаимодействие индивидуумов в любой из технологий обучения, таких как интервью, «мозговой штурм», работа в парах, решение задач небольшими группами, дебаты и т.д. Вы можете придумать и другие разнообразные формы деятельности (напр., Davidson, 1990).

Характеристики совместного научения:

1.   Общие учебные задания.

2.   Взаимодействие «лицом к лицу».

3.   Позитивная взаимозависимость.

4.   Сотрудничество в группе.

5.   Индивидуальная подотчетность и ответственность.

Совместное научение и индивидуализированное обучение являются «поощрительными»  методами и оба ориентированы на такие способы, с помощью которых учащиеся лучше всего осваивают информацию.