Цель: Осознание возможности и целесообразности использования программно-методического обеспечения в учебно-воспитательной деятельности на базе класса учебно-вычислительной техники.
Категории слушателей: педагоги общеобразовательных учреждений, педагоги дополнительных образовательных учреждений, педагоги дошкольных образовательных учреждений, педагоги начального профессионального обучения, руководящие работники образовательных учреждений, работники отделов образования.
Срок обучения: 4 часа.
Режим занятий: 2 часа в день
Материально-техническая база: компьютерный класс
Введение
Учебная программа данного спецкурса включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий и вопросы для самостоятельного контроля.
Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации (безотносительно к предмету, который они ведут) осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ.
В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:
- обновление содержания образования;
- инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий;
- диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей.
Учебная программа включает в себя инвариантную и вариативную части. В инвариантную часть входят следующие разделы:
1. Возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
2. Структура программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
3. Педагогическое программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Раздел «Возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе» позволяют слушателям курсов углубить уровень знаний по проблеме использования компьютерной техники в учебном процессе, дают возможность определить пути самообразовательной деятельности по решению данной проблемы в своем образовательном учреждении.
Раздел «Структура программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса» дает возможность слушателям курсов получить информацию о структуре программных средств, которые возможно использовать в учебном процессе.
Раздел «Педагогическое программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса» дает возможность слушателям курсов выработать подходы к использованию программных средств в качестве программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процесса.
Содержание программы
Тема 1. Возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
Основные направления использования классов учебно-вычислительной техники в учебно-воспитательном процессе. Определение программно-методического обеспечения. Роль программно-методического обеспечения в учебно-воспитательном процессе. Целесообразность использования программно-методического обеспечения в учебно-воспитательной деятельности.
Тема 2. Структура программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Определение программного педагогического средства. Программные средства, необходимые для обеспечения информационной культуры учащихся и работников образования. Классификация программных средств, предназначенных для изучения общеобразовательных предметов. Педагогические программные средства для профессиональной ориентации.
Тема 3. Педагогическое программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Типология программных средств по методическому назначению программы (тренажеры, контролирующие программные средства, демонстрационные программные средства, информационно-моделирующие, игровые, обучающие). Компьютерные обучающие программы. Педагогические требования к программныс средствам. Соответствие программных средств тематике предмета, обоснование выбора учебного предмета для реализации с помощью перограммных средств. Технические требования к программным средствам (ориентация на серийные образцы классов учебно-вычислительной техники, надежность работы, защита от случацных нажатий клавиш, минимальное время реакции и пр.). Эргономические требования к программам (психологические, физиолого-гигиенические и сервисные). Эстетические требования к программным средствам. Практическая индивидуальная работа с программными средствам и с целью экспертной оценки, включающей обоснование по качеству исполнения программных средств.
Вопросы для самоконтроля
Методические особенности реализации программы
Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей курсов повышения квалификации, консультации, лекции, деловые игры, практические занятия.
В процессе реализации программы предусмотрено применение таких методов, как эвристические и исследовательские.
Информационное обеспечение слушателей
№
|
Название
|
Форма представления
|
1
|
Республиканский банк педагогической информации
|
ПК
|
2
|
Банк педагогической информации института
|
ПК
|
3
|
Обучающие программы
|
ПК
|
4
|
Контролирующие программы
|
ПК
|
5
|
Демонстрационные программы
|
ПК
|
6
|
Коммуникационные услуги
|
ПК, INTERNET
|
7
|
Программы-тренажеры
|
ПК
|
8
|
Педагогический опыт педагогов нашего региона в форме информационно-педагогических модулей
|
ПК
|
9
|
Электронные учебники и пособия:- дистанционное образование
|
ПК
|
10
|
Информационный обзор темы «Дистанционное образование» (Нефедова В.И.)
|
ПК
|
11
|
Обзорный материал о VII Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании - 98».
|
ПК
|
12
|
Статья Бланк Н.В. «Профессиональная компетентность и проблема обобщения и распространения педагогического опыта»
|
ПК
|
13
|
Статья Бланк Н.В., Нефедовой В.И. «Некоторые подходы к обработке результатов достижений учащихся»
|
ПК
|
14
|
Статья Нефедовой В.И. «Информационная деятельность института как фактор развития региональной образовательной среды»
|
ПК
|
15
|
Обзорные материалы по периодической печати (совместно с библиотекой института).
|
ПК
|
16
|
Терминологический справочник по проблеме «Информатизация»
|
ПК
|
В ходе учебного процесса используются методические рекомендации, изданные в профессиональном журнале "Информатика и образование" за последние 3 года.
Кроме того, сотрудниками Центра диагностических и информационных технологий использованы в ходе спецкурсов следующие материалы, подготовленные сотрудниками центра диагностических и информационных технологий (в данном перечне учитываются наработки, обеспечивающие спецкурсы по информационному модулю курсовой подготовки):
Основные задачи, которые будем ставить и решать в ходе занятий: понять и принять возможности использования компьютера на уроках (химии, математики, физики, биологии, иностранного языка, русского языка, музыки и др.) с позиции человека, совершающего переход из индустриального столетия в век информационный; внедрять информационные и компьютерные технологии в учебно-воспитательный процесс, формируя тем самым всестороннюю готовность к жизни в условиях информатизации общества.
Выделим основные принципы, определяющие концепцию в работе по спецкурсу:
1. Системность и комплексность процесса обучения, постепенное формирование представлений о целостности и взаимосвязи научных и культурных знаний.
2. Осуществление принципа непрерывного, согласованного образования совместно с учебно-методическими кабинетами и научными структурами института.
3. Соблюдение единства в определении и трактовке понятий, использующихся в процессе обучения.
Задачи, которые важно решить в ходе учебного процесса, следующие:
1. Показать результативность информационного обеспечения при условии удовлетворения информационных потребностей педагогов образовательных учреждений.
2. Доказать необходимость использования компьютерной техники и средств коммуникации на современном уровне и подготовкой кадрового обеспечения образовательного учреждения.
3. Сформировать общую (базовую) компьютерную грамотность педагогического работника в качестве пользователя компьютерной техники, что предполагает приобретение специальных и общетехнических умений, необходимых для организации работы с помощью компьютера.
4. Сформировать функциональную компьютерную грамотность, дающую возможность использовать компьютерные технологии для решения конкретных функциональных задач.
5. Доказать возможность использования информационных технологий в содержании курсового обучения, когда компьютерная техника рассматривается как методическое средство входного и выходного контроля подготовки слушателей курсов к процессу обучения, а также как инструментарий для разработки учебных планов и программ.
6. Организовать учебно-познавательную деятельность слушателей курсов на занятиях, на которых компьютер является источником информации (справочно-информационные системы, обучающие программы и пр.) и средством организации активного обучения слушателей.
7. Организовать индивидуальную и групповую работу слушателей с банком педагогической информации института в межкурсовой период с целью их самообразования.
Назначение используемого программного обеспечения на занятиях:
Клавиатурный тренажер "ALENKA" - для ознакомления с клавиатурой компьютера - D:\ ALENKA\ПК 1-10\ЦДИТ
Текстовый редактор "WORD" - для создания учебно-тематического материала (карточек-заданий, графических объектов). - С:\WORD\ПК 1-10\ЦДИТ
Графический редактор "PAINT" - как для создания чертежей, так и эскизов рисунков - С:\PAINT\ПК 1-12\ЦДИТ
Редактор электронных таблиц "EXCEL" - дает возможность используя формулы, производить различные вычисления. - C:\EXCEL, WORD\ПК 1-12\ЦДИТ
Обучающая мультимедийная программа "ART" - Открывает дивный мир творений великих мастеров искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Содержит информацию об основных эпохах западно-европейской и американской культуры, ее стилях и направлениях. - CD\ART\ЦДИТ
Программа "Домашняя энциклопедия здоровья" - Позволяет получить теоретическую информацию по разделам: анатомия человека, сексуальное воспитание, гигиена, здоровый образ жизни, питание, неотложная медицинская помощь. - СD\Энциклопедия здоровья\ЦДИТ
Обучающе-контролирующий программный пакет "MATEM 5-7" - для использования на уроках математики в 5-7 кл - D:\МАТЕМАТ.DOC\МАТЕМ 5-7\ПК 1-12\ЦДИТ
Программы "KREMLIN" и "ROMANOV" - серии графической информационной системы. "KREMLIN" включает в себя сведения об архитектуре и исторических ценностях Московского Кремля, а "ROMANOV" дает историческую справку о династии Романовых с 1613 по 1917гг. - D:\ISTORIYA.DOC\KREMLIN, ROMANOV\ПК 1-12\ЦДИТ
Обучающе-контролирующие программы "GEOGRAPH" (Путешествие по Европе) и "ATLAS" (информация о странах мира) - Для обучения и контроля на уроках географии - D:\GEOGRAPH.DOC\ GEOGRAPH, ATLAS \ПК1-12\ЦДИТ
Обучающе-контролирующий программный продукт "RUSSIA" - для использования на уроках русского языка - D:\RUSSIAN.DOC\RUSSIA\ПК 1-12\ЦДИТ
Программа "BRAIN" - для тренировки памяти - D:\VALEN\BRAIN\ПК 1-10\ЦДИТ
Программа-раскраска "АВС" - для изучения разнообразия цветовых оттенков - D:\VALEN\АВС\ПК 1-10\ЦДИТ
Программный комплекс "ФИЗИКА НА ВАШЕМ PC" - для использования на различных этапах уроков физики
Программа "ОБУЧЕНИЕ АНАТОМИИ" - для использования на уроках биологии - С:\ПК1\СDVisual Anatomy
Комплекс программных продуктов для персонального компьютера «РЕПЕТИТОР» - для использования на уроках биологии, математики, русского языка, истории, химии, физики
Терминологический справочник:
Информатика
Слово образовано от французского information (информация) и automatigue (автоматика) – информационная автоматика, автоматизированная переработка информации, новая область научно-технической деятельности человека, дисциплины, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.
Информатизация
Организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Пользователь (потребитель) информации
Субъект, обращающийся к информационной системе и посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Информационное общество
Общество, во все сферы и области деятельности членов которого включен компьютер и другие средства информации в качестве орудия интеллектуального труда, открывающих доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления и перерабатывать любую информацию (текстовую, графическую и пр.), моделировать реальные процессы, явления, события и т.д.
Информационная культура
Свод правил поведения человека в информационном компьютеризированном обществе, в человекомашинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.
Информационная технология
Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации.
Безбумажная информатика
Технология сбора, накопления, переработки и обмена или распространения информации на основе компьютеров и машинных носителей информации.
Школьная информатика
Раздел информатики, предметом исследования которого являются вопросы программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения КУВТ в школьном учебно-воспитательном процессе.
КУВТ
Комплект (класс, кабинет) учебно-вычислительной техники – основная форма применения вычислительной техники на современном этапе компьютеризации школы. КУВТ представляет собой совокупность персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть.
Данные
Хранящиеся в компьютере, пересылаемые и обрабатываемые тексты, таблицы, инструкции, сведения о фактах, явлениях и т.п., представленные в буквенно-цифровой, числовой, текстовой, звуковой или графической форме.
Набор данных (файл)
Совокупность данных, состоящая из последовательности логически связанных записей, взаимосвязанных по каким-либо признакам, обозначенная одним именем и хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое.
База данных
Совокупность наборов данных, объединенных в целях создания информационной модели объекта, используемой при обработке информации.
База знаний
Организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний с помощью компьютера.
Банк данных
Совокупность баз данных, созданных в интересах решения задач по определенным направлениям науки и техники. Часто банком данных называют комплекс, состоящий из совокупности баз данных, программного обеспечения для работы с ним – системы управления базами данных, соответствующего комплекса технических средств и обслуживающего персонала.
Программное обеспечение компьютера
Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование компьютера в интересах каждого пользователя.
Основные ориентиры
Тема 1. Возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
Компьютер - обычный электронный прибор, в ближайшем будущем доступный всем желающим, который превращается из машины (инструмента) для работы с программами в платформу для современных информационных технологий.
Сегодня споры о целесообразности использования программно-методического обеспечения в учебно-воспитательном процессе потеряли смысл, так как во всех развитых странах мира компьютеры давно уже реально используются во всех типах образовательных учреждений. Учащиеся работают с использованием компьютеров с большим интересом, а в интересе - уже залог успеха компьютеризации школы.
В настоящее время в мировой практике существующая сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести моделях (обучение по типу экстерната, университетское обучение на базе одного университета, обучение на основе сотрудничества нескольких учебных заведений, обучение в специализированных образовательных учреждениях, автономные обучающие системы, неформальное или интегрированное обучение на основе мультимедийных программ), использующих традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации и прочее.
Необходимо отметить, что разработка дистанционных курсов в нашей стране различными учебными заведениями в последнее время идет довольно интенсивно. Россия не так давно присоединилась к Интернет и, конечно же, российские учебные центры не могут соперничать с западными университетами по количеству предлагаемых курсов.
Тем не менее, например, в МГУ создан дистанционный курс «Атомная безопасность» для целей экологического образования, в котором изложены основы атомной энергетики, научные аспекты и принципы обеспечения безопасности атомных промышленных установок, радиационное воздействие на человека и окружающую среду, статистика несчастных случаев, даются оценки последствий антропогенного воздействия разных видов. Данный курс представляет структурированный взаимосвязанный иллюстрированный гипертекст, который разбит на отдельные главы. Переход между главами осуществляется при помощи «Меню», имеющегося в начале каждой главы и перекрестных гиперссылок. Курс снабжен словарем терминов и доступен каждому желающему пользователю.
Основным звеном дистанционного образования (ДО) являются средства коммуникации, позволяющие обеспечивать слушателя курсов, во-первых, необходимыми учебными и методическими материалами; во-вторых, обратной связью между преподавателем и обучаемым; в-третьих, обменом управленческой информацией внутри системы ДО; в-четвертых, выходом в международные информационные сети. Абонент компьютерной сети получает адрес в Интернет, по которому он может обмениваться электронными письмами с абонентами практически любой системы электронной почты в мире.
в начало
Тема 2. Структура программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Программа [program]. Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки данных в целях реализации определенного алгоритма.
Программные средства (ПС) можно разделить на 2 большие группы:
· ПС для подготовки учебного процесса и анализа его результатов, включающие в себя следующие виды ПС: 1) информационно-справочные и информационно-поисковые системы, облегчающие доступ к нужным сведениям; 2) программы для автоматизированных систем управления различными учебными заведениями, с помощью которых осуществляется сбор, хранение и представление информации об успеваемости, нагрузках и пр.; 3) инструментальные средства педагога, характерной чертой которых является универсальность: они обычно не содержат конкретного предметного материала и могут использоваться многократно и а многих учебных курсах (это текстовые и графические редакторы, электронные системы и пр.).
· ПС для проведения учебного процесса, которые включают в себя инструментальные средства, используемые непосредственно в ходе учебного процесса. Для педагога это могут быть, например, сервисные программы сетевого режима работы КУВТ, обеспечивающие полноценное информационное взаимодействие с обучаемыми, а для учащихся - программы для расчетов, текстовые и графические редакторы, учебные варианты систем управления базами данные, обучающие программы, демонстрационные и контролирующие.
Например, при подготовке к экзамену важно не только быстро освоить большой объем информации, но и систематизировать полученные знания и уметь ими воспользоваться. Решить эти задачи без особых усилий поможет Репетитор (комплекс программных продуктов для персонального компьютера по таким предметам, как математика, русский язык, история, химия, биология, физика). Его интерактивный экспресс-метод - это активное и осознанное погружение в среду обучения. В данном случае не ставится задача заменить учебники, но предполагается расширение знаний обучающихся, не утомив длинными текстовыми материалами. Электронный учебник представлен в виде тестов. Как правило, в электронные учебники входят такие вопросы, которые чаще всего попадаются в экзаменационных билетах. На все эти вопросы даются подробнейшие ответы, которые позволяют продемонстрировать фундаментальные знания. Программа моделирует «живое» общение с педагогом, которого можно выбрать по своему вкусу, применять и даже отказаться от его услуг, если он не оправдал Ваши ожидания. Эргономичный, приглушенный интерфейс поможет сосредоточить внимание на содержании и воссоздать для Вас настоящую экзаменационную атмосферу.
в начало
Тема 3. Педагогическое программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
По методическому назначению программные средства делятся на такие типы, как тренажеры (например, клавиатурный тренажер, предназначен для освоения навыков работы на клавиатуре) контролирующие программы (программы, предназначенные для контроля по темам или целому курсу отдельно выбранного предмета. Часто бывают в виде тестовых программ.), демонстрационные (предназначенные для использования в процессе лекционного или рекламного занятия с представлением демонстрационных материалов), информационно-моделирующие программы (позволяющие моделировать некоторые ситуации), игровые программы (использующиеся чаще всего в рамках досуга), обучающие программы (назначение которых - обучение по конкретной теме школьного курса).
Одно из наиболее интересных нововведений в программном обеспечении – так называемые мультимедиа-средства или расширения (multimedia). Работать с мультимедиа-программами можно только при наличии соответствующей аппаратуры: акустический адаптер (акустическая карта); средства приема и воспроизведения акустических сигналов, соединяющие «внешний мир» с адаптером (микрофон, усилитель, акустическая система и т.п.); накопитель CD-ROM, обеспечивающий воспроизведение видео- и аудиозаписей. Если нет подобной аппаратуры, тогда данная информация представляет преимущественно теоретический интерес.
Мультимедиа-расширения дают возможность дополнить «традиционные» документы (текст, иллюстрации, таблицы и пр.) такими «оригинальными» элементами, как звуковое сопровождение (речь и музыка), анимация и даже фрагменты видеофильмов. Мультимедиа-средства предполагают, что обрабатываемая информация (звук, изображение) представлена в «понятном» компьютеру оцифрованном виде.
Мультимедиа – бурно развивающаяся область информатики, и устоявшаяся терминология здесь отсутствует. К отличительным признакам мультимедиа относятся следующие:
- интергация информации, порожденной различными (многими – multi) источниками (созданными в различных средах – media). Мультимедиа-продукты объединяют в одном изделии многообразные разновидности информации (компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь, музыку);
- мультимедиа-средства по своей природе являются интерактивными, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не останется пассивным, а участвует в процессе восприятия активно, как минимум, выполняя выбор производимых фрагментов.
Главное преимущество мультимедиа-средств – возможность интеграции разнообразных видов информации с использованием при этом разнообразных средств обработки.
Направлениями практического применения идей мультимедиа являются на сегодня:
- озвучивание текстов (в том числе передача «звуковых» новостей по компьютерным сетям);
- электронные путеводители;
- энциклопедии и словари (общие и специальные: исторические, физические, математические, медицинские, философские, педагогические и т.п.);
- обучающие программы.
в начало
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие новые возможности дают современные программные средства для разработки дистанционных курсов?
2. Обоснуйте целесообразность использования КУВТ в учебно-воспитательном процессе.
3. Приведите примеры из своей практики и обоснуйте необходимость использования компьютерных программных средств (демонстрационных, обучающих, контролирующих, тренажеров).
4. Готовы ли Ваши учащиеся к дистанционному обучению? Можете ли Вы лично быть учителем при дистанционном обучении? Каких знаний и навыков работы в настоящий момент Вам для этого недостаточно?
Творческое задание:
1. Представьте себе, что Вы решили пройти курс обучения дистанционно по какой-либо проблеме. Как Вам хотелось бы работать (самостоятельно или с преподавателем)? Как Вы себе представляете такое обучение? При каких условиях дистанционное обучение могло бы стать для Вас лично привлекательным?
|