Уважаемые участники дистанционного семинара по проблеме использования информационных технологий в управленческой работе сельских школ!

I. Поздравление

II. География участников

III. Протокол ответов участников семинара:

Секция 1. Информационные технологии в управлении образованием.

Секция 2. Информационные технологии в учебновоспитательном процессе.

Секция 3. Информационные технологии в повышении профессионального мастерства.

Вопросы, адресованные руководителям и педагогическим коллективам опорных школ

Вопросы, адресованные руководителям районных и городских методических служб

IV. Контактные адреса и телефоны


вверх

От имени администрации и всех сотрудников Оренбургского областного Института повышения квалификации работников образования поздравляем ВАС и ВАШИХ коллег с Новым 2003 годом и Рождественскими праздниками!

Желаем ВАМ доброго здоровья, выполнения всех ВАШИХ творческих задач, благополучия в ВАШЕМ доме! Очень надеемся на сотрудничество с ВАМИ и ВАШИМИ коллегами в дальнейшем!

Дистанционный семинар, в рамках которого обсуждались проблемы использования информационных технологий в управленческой работе сельских школ, завершил свою работу 25 декабря 2003 года.

Благодарим Всех участников семинара за сотрудничество. Особую благодарность выражаем самым активным участникам, которые официально прошли регистрацию (45 человек) и прислали нам ответы на вопросы семинара. Ваши рассуждения, предложения, планы, пожелания, уважаемые коллеги, представлены в материалах данного выпуска рассылки. Мы постараемся учесть все ВАШИ предложения и использовать ВАШ опыт в реализации программы по компьютеризации сельской школы.

Предлагаем ВАМ для работы материалы четвертого выпуска рассылки.


вверх

II. География участников:

Участники, имеющие адрес электронной почты:

1.      Утябаев Валентин Григорьевич

2.      Азарьева Г.М.

3.      Шеврина Т.В.

4.      Чикуров В.В.

 

Саракташский РОО http://www.sarroo.ru

 

5.      Зиганьшина Елена Юрьевна

город Бугуруслан, гимназия

6.      Калиберда Елена Львовна

ООИПКРО

7.      Тарасенко Владимир Иванович

(адрес необходимо уточнить!)

Ташлинский РОО

8.      Боярова Валентина Федоровна

 

Северная школа

9.      Богданова Мадина Валиевна

 

Северный РОО

10.  Емельяненко Сергей Анатольевич

Кувандыкский район, Ибрагимовская школа

11.  Тырсина Елена Николаевна

ООИПКРО

12.  Чурсин Игорь Иванович

[email protected]

Матвеевский район, Кинельская школа

13.  Воробьев Сергей Николаевич

14.  Костина Ирина Петровна

15.  Ларионова Антонина Степановна

[email protected]

Александровский район,

Александровская школа

http://alexschool.h1.ru

16.  Падалка Василий Митрофанович

Александровский район,

Александровская школа

http://alexschool.h1.ru

17.  Середа Сергей Мечеславович

Тоцкий район, с.Кирсановка

18.  Шулаев Борис Яковлевич

Илекский район, Подстепкинская средняя школа

http://www.podstschool.narod.ru

 

19.  Скороходова Елена Валентиновна

 

Курманаевский район, школа Курманаевская

20.  Зобова Ирина Алексеевна

Курманаевский район, школа Курманаевская

Участники, имеющие адрес региональной электронной почты:

1.      Позднякова Вера Васильевна

56ouo27@S56.orb.ru

Курманаевский РОО

2.      Пшеничников Владимир Анатольевич

56ouo27@S56.orb.ru

Курманаевский РОО

3.      Севрюков Николай Алексеевич

4.      Милина Светлана Борисовна

5.      Валиева Альфия Рамазановна

6.      Бахтиярова Нурия Кашифовна

7.      Криворучко Тамара Ивановна

8.      Докшина Наталья Николаевна

9.      Богдалова Мадина Валиевна

10.  Кадетова Нина Моисеевна

11.  Осипова Наталья Афанасьевна

12.  Марьина Юлия Владимировна

13.  Чертопрудова Марина Валерьевна

14.  Макарова Наталья Александровна

56ouo39@S56.orb.ru

Северный РОО

15.  Кулумжанова Зоя Гусмановна

16.  Мискова Н.С.

17.  Никитина Е.К.

18.  Абрамова Н.П.

19.  Тишина И.И.

20.  Сапожкова С.Ю.

21.  Андриевский М.П.

56ouo40@S56.orb.ru

 

СольИлецкий РОО

http://[email protected]

(адрес указан с ошибкой!)

22.  Лызлов Н.Я.

23.  Волобуева А. И.

24.  Волобуев С. И.

25.  Волобуева Е. В.

адрес не указан

Курманаевский район,

Андреевская сш


вверх

III. Протокол ответов участников семинара:

Секция 1. Информационные технологии в управлении образованием.

 

1а1. Есть ли у работников отделов (управлений) образования и территориальных школ потребность в использовании Интернет-ресурсов?   Чем она обоснована?

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Да, у работников РОО и территориальных школ есть потребность в использовании Интернет ресурсов. Эта потребность обоснована недостаточностью  информации получаемой через обычные СМИ, нехваткой печатной продукции. Используя Интернет-ресурсы мы получаем практически неограниченные возможности в получении информации необходимой в профессиональной деятельности.

Курманаевский район

РОО

методист

Позднякова Вера Васильевна

56ouo27

Представлен материал об опыте работы РОО по функционированию ресурсного центра (он будет размещен в разделе сайта ooipkro.ru – “Банк педагогической информации”  “Опыт педагогов Оренбуржья”).

Курманаевский район

РОО

инженер по оргтехнике

Пшеничников Владимир Анатольевич

56ouo27

 

Потребность в использовании Интернет-ресурсов (и Интернет-сервисов) соответствует идеям альтернативности, многовариантности, возможности сравнения и анализа как фундаменту школьного образования, обусловлена необходимостью выработки операционного стиля мышления учащихся как важнейшей составляющей социального заказа (образовательного стандарта в современном информационном обществе), получения более совершенного способа обмена оперативной и образовательной информацией, в частности, электронного документооборота как в сфере управления образовательными процессами, так и обучения.

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Есть. Обоснована потребность желанием получения информации по различным областям знаний. Возможностью общения.

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

У сельских школ, конечно, есть потребность в использовании Интернет – ресурсов, так как внедрение новых, информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Да, такая потребность имеется у работников школы, но гораздо менее выраженная, чем у старшеклассников. Обоснована, в основном, подготовкой к ЕГЭ и пополнением теоретическими материалами учебных кабинетов, дороговизной изданий и их нехваткой в школьной и личных библиотеках профильным обучением в школе.

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

В условиях информационного общества трудно представить работника системы образования без потребностей в использовании современных источников информации. Интернет-ресурсы позволяют оперативно решить многие производственные и личные проблемы. Материалы, которые размещены на сайте www.ooipkro.ru и доступны Вам, уважаемые коллеги, подготовлены сотрудниками Оренбургского областного ИПКРО с учетом потребностей слушателей курсов, выявленных в процессе реализации образовательных программ и возможностей организаторов курсовой подготовки. 

1а2. Какая модель определена (определяется) в Вашем учреждении (территории) для реализации доступа школ к информационным ресурсам?

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected]u

Для доступа школ к информационным ресурсам в РОО оборудован узел Internet, с выделенным каналом с пропускной способностью 2 Мбит/с.

Курманаевский район

РОО

инженер по оргтехнике

Пшеничников Владимир Анатольевич

56ouo27

В настоящее время доступ в Интернет Курманаевским РОО, информационнопрокатным центром (ИПЦ) и Курманаевской средней школой  осуществляется по коммутируемым телефонным линиям с помощью модемов. Провайдером является компания “ЭлКом” (г. Бузулук, дозвон по междугороднему каналу). К стоимости провайдерских услуг прибавляется оплата “межгорода”. Кроме того, низкая пропускная способность коммутируемых линий, общая нестабильность соединений, многоплановая проблема “последний мили” делают невозможным в полной мере пользоваться медиасодержимым информационных и образовательных сайтов, транспортировать большие объемы информации за один сеанс связи. Еще менее надежным является “бесплатный” Интернет-сервис, предоставляемый “Электросвязью Оренбургской области” (TTS, оплата “межгорода” с Оренбургом). В связи с этим наиболее приемлемым (по потребительским качествам) для РОО и сельских образовательных учреждений мог бы стать симметричный доступ к Интернет-ресурсам по спутниковому каналу, однако высокая стоимость комплектующих и самого сервиса, необходимость организации собственного электронного документооборота в системе образования Курманаевского района определяет выбор в пользу ассиметричного доступа по спутниковому каналу с организацией районной доменной сети (по Саракташской модели, распространенной недавно ГУО). Подрядчик, источник и способ финансирования на сегодняшний день не определены, собственные средства у РОО на данный проект отсутствуют. 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

У нас в школе есть выход в Интернет с использованием локальной сети. Работать можно, правда, скорость не совсем устраивает.  Кроме того, у нас есть сервер районного отдела образования с помощью которого организована электронная почта школ района. Схема доступа к ресурсам Интернента для других школ района выглядит так: Школы по электронной почте присылают заказ на поиск информации, я ее отыскиваю в Интернете и опять же по электронной почте отправляю заказчику.

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Администратор сети учреждения собирает заявки от работников школы и реализует их совместно с ними. Ограничений доступа нет, есть ограничения по времени.

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Для реализации доступа школ к информационным ресурсам каждая территория выбирает  свою модель. Иначе быть не может, так как каждая территория имеет право на реализацию своей модели. Однако результат должен быть единым – беспрепятственная доступность к необходимым информационным ресурсам. В рамках федерального проекта «Электронная Россия» сегодня решается проблема комфортного доступа к Интернет-ресурсам во всей России и в Оренбуржье в том числе. Полагаем, что эта проблема должна быть решена совместными усилиями в пользу учителя и ученика. Хочется отметить, что, несмотря на множество проблем на пути становления единой информационной образовательной среды профессионально решают поставленные задачи в своих территориях и показывают это своим активным участием в дистанционных семинарах Александровский, Илекский, Курманаевский, Саракташский, Северный, Тоцкий районы.

 

1а3. Кто стоит у истоков подготовки (реализации) телекоммуникационной системы доступа сельских школ к ресурсам Интернет?

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Районный отдел образования

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

У истоков всего этого стоит ООИПКРО (Тимченко Л.А.) и РОО (Пономарева А.Г.)

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Для того, чтобы была реализована модель телекоммуникационной системы доступа сельских школ к Интернет-ресурсам и эффективно работала, существенным фактором являются человеческие ресурсы (кадры). Без кадрового потенциала эту проблему не решить… Очень важно на уровне руководства территориального управления образования видеть проблемы, связанные с поддержанием кадров на достаточном профессиональном уровне и успешно их решать (командировать на курсы, предоставлять возможность общения по электронной почте с коллегами, мотивировать к участию в конференциях и семинарах и пр.).

 

1a4. Кто финансирует телекоммуникационные расходы?

 

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Финансирование телекоммуникационных расходов происходит за счет бюджетных средств района.

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Финансирование идет через РОО.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Районный отдел образования

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Конечно же финансирование должно быть за счет средств территориального отдела (управления) образования. Необходимо своевременно учитывать ожидаемые затраты на основе обсуждаемой территориальной программы развития образования (или программы районного ресурсного центра) на уровне Главы территориальной Администрации, привлекать бюджетные и спонсорские средства.

 

1a5. Имеется ли у Вас позитивный (негативный) опыт сотрудничества с вышестоящими структурами по решению обозначенной проблемы. Приведите, пожалуйста, примеры.

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Имеется. Зачастую подключению удаленной школы к единой информационной сети мешает плохое качество телефонной связи. Поэтому РОО совместно с московской компанией сетевых технологий "Diamond Communications" был разработан проект объединения образовательных учреждений в единую информационную сеть при помощи радиомодемной связи  со скоростью передачи данных 11 Мбит/с. От проекта пришлось отказаться из-за финансовых проблем.

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Опыт есть. Только в этом году не без помощи ООИПКРО была организована электронная почта для школ района. Решение примерно такое. Для сервера использовали компьютер, который был выделен для обработки бланков ЕГЭ. Программное обеспечение и практическую помощь получили из ООИПКРО.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Имеется и использован при подготовке и проведении районного семинара завучей 17.12.2002 г. в сотрудничестве с РМК.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

И позитивный и негативный опыт по решению проблемы информационной среды может появиться только в процессе решения этой проблемы. Если проблема не решается в территории, в этом случае и опыта не может быть... Я делаю акцент на «процессе», предполагая, что проблема не может быть решена одним взмахом руки – необходима система мероприятий на подготовительном этапе и на этапе реализации созданной в территории модели.

 

1b1. Поделитесь, пожалуйста, опытом работы организации документооборота в Вашем учреждении.

 

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Поскольку в районе постоянно увеличивается количество образовательных учреждений, имеющих доступ к Internet, то мы стараемся в районе наладить электронный документооборот.

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Все формы отчетности у нас идут в школу из РОО и назад по электронной почте с использованием сервера районного отдела образования. Кроме того,  у нас создана и работает база данных учеников и учителей школы. В электронных таблицах идет подсчет процентов качества обучения и обученности учеников.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Создана БД документации, к которой часто приходится обращаться, книга приказов, БД по библиотечному фонду, БД учащихся, личные дела учителей, составление расписания с помощью программы «РасписаниеOnLine», оформление школы, выпуск школьной газеты.

 

Курманаевский район, Курманаевская школа,

Директор, Скороходова Елена Валентиновна

Без помощи компьютера трудно проанализировать огромное количество информации, которое концентрируется у педагогов и администрации при  решении вопросов управления школой, и адекватно отреагировать на нее. Появились пользователи объективной информацией о школе: учителя, родители, руководители ОУ. В практике работы школы сложились блоки информации: 1. Здоровье учащихся. 2. Воспитательная работа (работа в кружках, внутришкольный учет, учет ИДН, участие в конкурсах, летние лагеря). 3. Работа с кадрами (квалификация учителей, курсовая подготовка, показатели качества знаний учащихся у конкретного учителя). 4. Обеспечение базового образования (итоговые экзаменационные, годовые оценки, медалисты, участие в олимпиадах).  5. Общие сведения о школе. 6. Приказы по основной деятельности.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Отрадно слышать, что в территориях появляется потребность в организации документооборота в учреждении. Действительно, сегодня немыслимо иметь оперативный доступ к нарастающему потоку документов без электронного документооборота. Мы полагаем, что включить все образовательные учреждения территории в процесс формирования единых информационных массивов позволит работа, связанная с подготовкой, во-первых, пакета социального заказа на образовательные услуги; во-вторых, пакета документов для использования в едином государственном экзамене. Предлагаем Вам, уважаемые коллеги для решения обозначенных задач использовать техническую базу каждой сельской и городской школы.

 

1b2. Используете ли Вы данные, полученные в рамках формирования пакета социального заказа? На каких этапах деятельности?

 

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Данные, полученные  в рамках формирования пакета социального заказа, активно используются для составления  статистической отчетности, для планирования социального заказа на будущий год, для прогнозирования потребности  школы в молодых специалистах.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Весьма жаль, что на вопрос об использовании имеющихся данных о педагогических кадрах отвечают представители только одного отдела образования. Неужели только в Саракташском районе специалисты и методисты имеют достаточную профессиональную компетентность для реализации модели, обсуждаемой в ИПКРО, по использованию данных о кадрах и об образовательных учреждениях в своей повседневной работе? Очень надеюсь, что на местах дело обстоит иначе и в процессе формирования пакета социального заказа на образовательные услуги в 2003 году у руководящих работников образовательных учреждений и у специалистов управлений и отделов образования появится стимул к использованию имеющихся данных для формирования нового пакета документов. Однако уже сегодня советуем Вам приступить к выверке достоверности данных о своих кадрах (встречаются опечатки в фамилиях, именах и отчествах; указаны неверные данные об образовании и пр.), чтобы не было проблем при формировании групп в процессе непосредственной регистрации слушателей курсов в ООИПКРО. Рекомендуем Вам реализовать открытую модель формирования социального заказа на образовательные услуги. С Вашей помощью мы сможем реализовать возможность видеть на сайте ООИПКРО не только график курсовой подготовки (http://ooipkro.ru/kp.htm), но и списки обучающихся по группам.

 

1b3. Какие у Вас (у Вашего учреждения) перспективные планы по организации документооборота?

 

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я.

педагоги:

Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

У нашего учебного заведения следующие перспективные планы документооборота. “Ближняя” перспектива – обеспечение школы техническими и информационными средствами в нужном количестве для того, чтобы создать информационноаналитическую среду, где взаимодействуют все субъекты образовательного процесса. Информацию мы делим на два потока: вертикальный (управленческая информация) и горизонтальный (профессиональная информация). Первый поток образуют идущие сверху вниз инструктивные материалы и порожденные ими отчетные данные. Основными компонентами информационноаналитической среды управления качеством образовательного процесса на уровне руководителя школы признаем следующие разделы школьной отчетности: 1 Планирование и прогнозирование. 2 Стандартизация. 3 Образовательный процесс. 4 Личность.  5 Обучение. 6 Воспитание. 7 Развитие. 8 Персонал. 9 Психологопедагогический мониторинг. 10 Контроль и анализ.

 

Курманаевский район, Курманаевская школа,

Директор, Скороходова Елена Валентиновна

Начинаем работу: 1. По созданию базы данных по учащимся (наполняемость классов, возрастной состав, списки, личное дело учащихся, алфавитная книга, приказы по контингенту, форма ОШ1). 2. Сведения о работниках школы (личные дела сотрудников, движение кадров, приказы по кадрам)

 

1с1. Может ли быть территориальная опорная школа ресурсным центром? Есть ли в Вашем районе такая школа?

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

Пока нет.

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

Александровская школа давно уже является таким центром. 

 

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

Мы считаем, что территориальная опорная школа может быть ресурсным центром лишь на первом этапе как временное явление изза отсутствия материальных средств, как первичный пункт обмена опытом, информацией. Но своевременность оперативность получения нужной информации требует наличия в каждой сельской школе компьютерной сети с узлом Интернет – доступа и доступ к узлам школ района.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Считаю, что может и должна. Но в нашем районе, на мой взгляд, такой школы пока нет, есть только планы по созданию ресурсного центра.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Проблему о создании ресурсных центров мы будем обсуждать в рамках дистанционного семинара, который будет работать с 15 января по 15 февраля 2003 года. Это актуальная проблема и требует безотлагательного ее решения. Материалы по итогам семинара с директорами Информационных прокатных центров мы передали в территории по электронной почте.

 

1с2. Готовы ли районные и школьные библиотеки иметь статус “медиатеки” или “ресурсного центра”. Приведите положительные примеры. Каковы принципиальные изменения должны произойти в работе библиотеки, чтобы стать ресурсным центром?

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Школьные библиотеки  не готовы иметь статус "медиатеки" или "Ресурсного центра".

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Мы имеем в виду накопление материалов и создание при школьной библиотеке «медиатеки». У нас уже накоплено немалое количество материалов по различным областям знания и культуры.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Однозначно то, что районные и школьные библиотеки могут иметь статус «медиатека» или «ресурсный центр» при условии, если будет подготовлена и реализована программа по изменению статуса традиционной библиотеки. Полагаю, что не всегда имеет смысл говорить об установке компьютерной техники в существующих библиотеках и читальных залах (такой случай мы рассматриваем как идеальный). Целесообразно говорить об объединении материально-технических, информационных и кадровых ресурсах.

 

1с3. Есть ли в Вашей территории информационно-прокатный центр (ИПЦ)? Перспективна ли его деятельность или что-то необходимо изменить, чтобы он стал современным ресурсным центром?

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

В районе есть ИПЦ  но его деятельность не перспективна, т.к. в банке ИПЦ имеются устаревшие кинофильмы (низкого качества), недостаточное количество новых видеофильмов, нет мультимедийных дисков для применения на ПК.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Информационно-прокатного центра в нашей территории пока нет. Считаю, что он необходим, как распространитель и популяризатор ресурсов образования.

 

1d1. Сформирована ли у Вас в учреждении (территории) творческая группа специалистов в области информатизации (методическое объединение или др.)? Перечислите, пожалуйста, этих людей и задачи, которые они решают.

 

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

В районе сформирована творческая группа  специалистов  в области информатизации в состав группы входят работники районного отдела образования и привлекаются при необходимости преподаватели информатики

 

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

В Александровском районе такая группа есть. Это заведующая РОО Пономарева А.Г., учитель информатики Александровской средней школы Падалка В.М. и специалист РОО Черяпин С.Н. Задачи сегодняшнего дня: введение Базового курса информатики в 7-9 классах всех школ района, освоение электронной почты (электронный документооборот, дистанционные семинары, помощь коллег и т.д.), работа с одаренными детьми (дистанционное обучение),  работа интернет-мастерской с одногодичными и двухгодичными мастер-классами.

 

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Да, такая группа есть, она состоит из 5 учителей и 4 учащихся. Главная задача – информационное обеспечение планирования работы учреждения, разработка проектов, подготовка ресурсов к использованию и их внедрение.

 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Творческая группа из профессионалов, работающих на благо развития информатизации в регионе, есть в каждой территории. В нее, как правило, входят специалисты, заинтересованные в повышении статуса своего района, школы. Не всегда это большой коллектив. Не всегда этот коллектив воспринимается позитивно со стороны большинства коллег (к сожалению, в силу наших российских ментальных особенностей мы нередко негативно относимся к успешным деяниям своих коллег, если мы сними не в одной команде).  Очень важно, чтобы на уровне руководства территории создавались условия, мотивирующие включение максимального числа работников различных служб и учреждений в команду единомышленников в области информатизации. Это должны быть узаконенные на районном уроне функциональные обязанности, выполняемые в рамках дополнительной оплаты или на общественных началах, но с дополнительными другими льготами (командировка, дополнительный отпуск, оплата лечения в профилактории и пр.). Должна быть пропагандированы успехи отдельной школы или района и указана роль каждого из участников (в средствах массовой информации). Полагаем, что настало время реализовывать рекомендации Министерства образования России о введении должности заместителя директора по информатизации школы и привлекать к этой работе как учителей информатики, так  и административных работников школы. При наличии такой должности у нынешнего учителя информатики будут расширены права и обязанности по работе с коллективом школы. Вы со мной согласитесь, я надеюсь, что учитель не всегда готов изменить свой привычный стиль работы (какой смысл ему пересматривать конспекты уроков и включаться в использование информационных технологий?). Управленческая должность учителя информатики позволит более успешно решать задачи, связанные, например,  с внедрением информационных технологий не только в управленческой деятельности, но и в учебно-воспитательной. Именно эту мысль подтверждает Борис Яковлевич Шулаев (см вопросы 1d2, 1d3).

1d2. Поделитесь, пожалуйста, опытом по формированию этой творческой группы. Как это происходило?

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Уверен, что директор школы должен стать менеджером по информатизации, именно он, а не преподаватель информатики. Тогда такая группа создается сама собой. Второе условие – компьютеры и средства коммуникации должны быть доступны всем членам группы и не только им не менее 10-12 часов в сутки. У нас кабинет работает с 8.00 до 20.00 часов для учителей и учащихся старших классов, правда ввиду дефицита техники устанавливается очередь на использование машинного времени.

1d3. С какими трудностями Вы столкнулись при формировании творческой группы? Как Вы их преодолели?

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Главная трудность – консерватизм учителей. Преодолеть ее, на мой взгляд, можно только вызвав у них зависть и ревность, привлекая молодых сотрудников и старшеклассников.

1d4. Оцените деятельность Вашей творческой группы. Какие стратегические направления совместной работы Вы можете обозначить сегодня?

Саракташский  район

РОО

начальник

Утябаев Валентин Григорьевич, Азарьева Г.М., Шеврина Т.В., Чикуров В.В.

[email protected] [email protected]

http://www.sarroo.ru

Творческая группа ведет активную работу  по подключению школ района к сети Internet, созданию единой информационной сети района.

Илекский район, школа Подстепкинская, директор

Шулаев Борис Яковлевич

http://www.podstschool.narod.ru

Участники прошедшего 17.12.2002 г. на базе нашей школы семинара оценили достаточно высоко деятельность группы по использованию ИТ в учебном процессе. Запланирован районный семинар директоров школ по использованию ИТ в управлении. Стратегическое направление – иметь в школе достаточно широкие возможности для организации дистанционного обучения, это поможет нам сохранить школу в грядущую эпоху реструктуризации сельских малочисленных школ и в условиях нового подхода к финансированию образовательных учреждений, что повлечет за собой объективно сокращение числа учительских должностей.


вверх

 

Секция 2. Информационные технологии в учебновоспитательном процессе.

2a1. Перечислите, пожалуйста, какими программными средствами располагает Ваше учреждение для изучения предметов естественноматематического цикла.

Матвеевский район

школа Кинельская

директор

Чурсин Игорь Иванович

[email protected]

 

Для изучения предметов естественно-математического цикла наша школа располагает следующими программными средствами: СД  Электронный учебник-справочник  “Алгебра 711 класс”; СД   Живая физика. Живая геометрия; СД  Полный интерактивный курс физики “Открытая физика”; СД  Химия общая и неорганическая 1011 класс; СД  Органическая химия 1011 класс; СД  Учебное электронное издание “География. Начальный курс 6 класс”; СД  Учебное электронное издание “География 7 класс”

Курманаевский район

школа Ромашкинская

учитель географии

Кузнецов Владимир Михайлович

56ouo27

 

В распоряжении Ромашкинской средней школы имеются следующие программные материалы для естественно математического цикла: а) Начальный курс географии 6 класс; география 7 класс; в) Органическая химия 1011 класс; химия общая и неорганическая; в) Живая физика, живая геометрия (на одном диске); физика 911 класс; г) Биология весь школьный курс; д) Алгебра 711 класс.

Саракташский  район

школаКрасногорская

дтректор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

В школе имеются следующие программы естественно-математического цикла: Органическая химия 1011 классс. Химия общая и неорганическая. Открытая физика. Алгебра 711 класс. Живая школа (геометрия, физика). 1С: Репетитор. Биология.

Александровский район

школа

Кашкарова Любовь Николаевна

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Л.Я. Боревский “Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов”. Обучающие программы “Школьный курс математики” (полный курс с 3 по 11 классы). Электронный учебник – справочник Алгебра 711 класс. Живая геометрия. Геометрия не для отличников.

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

Наша школа располагает следующими программными средствами для изучения предметов естественно-математического цикла: “Органическая химия”(1011 класс), Химия общая и неорганическая; География – “Наш дом – Земля”(7 класс), “Начальный курс географии (6 класс); Физика – “Механика”, “Молекулярная физика”, Электричество и магнетизм”, “Электромагнитные волны и оптика”, “Теория относительности и квантовая физика”, Открытая физика, Живая физика; Астрономия  “Энциклопедия солнечной системы”; Алгебра – “Электронный учебник справочник” (711 класс); Геометрия – “Живая геометрия”.

2a2. Какое программное обеспечение легко адаптировано учителями в учебный процесс? Укажите причины.

Курманаевский район

школа Ромашкинская

учитель географии

Кузнецов Владимир Михайлович

56ouo27

 

Полностью программное обеспечение не используется ни по одному предмету. Причина нехватка аппаратного оборудования (в школе только 3 компьютера). Элементы информационных технологий используются при преподавании физики в 9, 10,11 классах и географии в 7 классе. Кроме того, содержание программ, имеющихся на дисках, не полностью соответствует тому материалу, который мы даём в школе.

Саракташский  район

школаКрасногорская

дтректор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

Хорошо адаптированы к урокам “Химия общая и неорганическая”, “Биология”, “ Открытая физика”. Программа по алгебре используется при повторении, обобщении материала. Неудобство программы “ Живая школа” в том, что необходимо подключение к интернету.

Александровский район

школа

Кашкарова Любовь Николаевна

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Л.Я. Боревский “Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов”. Данная программа используется в основном на факультативных занятиях, где достаточно времени.

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

Все программы адаптированы учителями в учебный процесс, но используются в основном для индивидуальной работы во внеурочное время по причине отсутствия нужного количества компьютеров.

2a3. Считаете ли Вы достаточным и качественным имеющееся у Вас программное обеспечение для систематического использования в учебном процессе естественно-математического цикла?

Матвеевский район

школа Кинельская

директор

Чурсин Игорь Иванович

[email protected]

 

Я считаю недостаточным имеющееся у нас программное обеспечение для систематического использования в учебном процессе. Поэтому ученики работают с программным обеспечением самостоятельно после уроков, используя  для поиска дополнительной информации, для проверки своих знаний с помощью тренажеров и тестов. 

Курманаевский район

школа Ромашкинская

учитель географии

Кузнецов Владимир Михайлович

56ouo27

 

Нельзя сказать, что имеющееся программное обеспечение достаточно для полного и тем более систематического использования в учебном процессе, по списку в первом разделе видно, что необходимы дополнительные программы. (И, тем более, компьютеры – одного компьютера на 56 учеников недостаточно для эффективной работы).

Саракташский  район

школаКрасногорская

дтректор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

Считаем, что не достаточно таких программ и компьютеров для систематического использования их на уроках.

Александровский район

школа

Кашкарова Любовь Николаевна

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

 

Считаем недостаточным данное программное обеспечение. Основная причина в том, что материал завышенной трудности. Содержание программ не соответствует учебникам и требованиям к математическому образованию.

2b1. Какое программное обеспечение имеет Ваше учреждение для поддержки предметов гуманитарного цикла?

Саракташский  район

школаКрасногорская

директор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

В школе имеются следующие программы:  География. Наш дом Земля. 7 класс. Начальный курс географии. 6 класс.  1С: Репетитор. Русский язык.  От Кремля до Рейхстага. Россия на рубеже третьего тысячелетия . Энциклопедия истории России.  История России - 14 ч.

Александровский район

школа

Глазева Светлана Александровна

[email protected]

 

История России XX век, От Кремля до рейхстага, История военных лет, Россия на рубеже III тысячелетия, Альбом “Золото скифов”, Энциклопедия История России 8621917 г, Шедевры русской живописи, Сокровища России, Альбом “Санкт-Петербург, Московский Кремль, Петергоф, Фаберже”, Эрмитаж, Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, энциклопедия классической музыки.

Курманаевский район

школаАндреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

Наша школа имеет программное обеспечение для поддержки предметов гуманитарного цикла: Русский язык  “Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация”; История – “История России XX века”, “Энциклопедия истории России 8621917”, “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, “От Кремля до Рейхстага”; Музыка – “Энциклопедия классической музыки”; Изобразительное искусство – “Шедевры русской живописи”; Иностранный язык – “Английский без акцента” (Профессор Хиггинс).

2b2. В чем специфика включенности в процесс информатизации школы учителей гуманитарного цикла?

Саракташский  район

школаКрасногорская

дтректор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

В основном программы легко используются на уроках. Например, “История России” соответствует материалу учебника и учителю не требуется особых усилий для использования этой программы. К сожалению, программа по русскому языку не адаптирована к учебникам. Также наличие только одного компьютера затрудняет выполнение работы в полном объёме. На уроках проводится групповая работа по изучению материала программы, проверка знаний. Используется как библиотека дополнительной литературы.

Александровский район

школа

Глазева Светлана Александровна

[email protected]

 

Специфика использования состоит в том, что компьютерные программы позволяют более качественно преподавать историю. Они создают образное восприятие истории через звук, цвет; что привлекает гораздо больше внимания, чем обычное слово учителя. Используя все виды памяти (звуковую, зрительную). Использование компьютерных программ значительно улучшает качество знаний. Недостаток использования в том, что нет необходимого оборудования для более качественного использования компьютерного материала. Нет проекта, который бы увеличивал изображение.

Курманаевский район

Школа Андреевская

директор

Лызлов Л.Я. Волобуева А. И.

Волобуев С. И.

Волобуева Е. В.

 

Специфика включенности в процесс информатизации школы учителей гуманитарного цикла заключается в том, что компьютер создает благоприятные условия работы по осмыслению правила, текста. В обучающих программах используются различные формы наглядности, которые по-разному предполагают организацию теоретического материала в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т. п. Предлагаемая комплексная система упражнений и заданий имеет деятельно-целевое назначение. В отличие от традиционного обучения, программно-педагогические средства предметов гуманитарного цикла могут подобрать дидактический материал для каждого ученика и изменять его сложность в зависимости от успехов школьника. Программно-методический комплекс может найти применение в различных учебных ситуациях, так как его компоненты (блоки) при достаточной степени централизации могут использоваться автономно при проведении разных типов уроков.

2b3. Какое программное обеспечение было использовано для открытых уроков гуманитарного цикла? Какова роль учителя-предметника? Какова роль учителя информатики?

Саракташский  район

Школа Красногорская

директор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

На открытых уроках ещё не использовали. Только отпечатывали тесты. Учителя информатики в школе нет. Использование компьютера во многом зависит от желания учителя-предметника, его энтузиазма и отношения к современным информационным технологиям.

Александровский район

школа

Глазева Светлана Александровна

[email protected]

 

Для открытых уроков я использовала компьютерные программы по Истории России и особенно по культуре. Оборудованием  пользуюсь самостоятельно, т.к. компьютер находится непосредственно в кабинете истории, что имеет большое положительное значение для использования, практически на каждом уроке, различных компьютерных программ.

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Мне довелось присутствовать на уроке истории у Светланы Александровны Глазевой (Александровская школа, Александровский район). Это был не открытый, а обычный урок (без специальной подготовки, так как учителю не было известно о приезде представителей из областного центра). На уроке мы увидели привычное (для учителя и для учащихся) использование современных технических средств обучения. Это был не просто урок, это был замечательный урок! Мы отметили, что у учителя выработана система занятий с использованием компьютерных программных средств на различных типах и этапах уроков (обучающий, закрепляющий, контролирующий). Учитель информатики в этой школе (Василий Митрофанович Падалка) выступает в роли консультанта по технической части и координатора в потоке информации о компьютерных программах.

2c1. Имеется ли в учреждении программное обеспечение для реализации вариативных и факультативных курсов? Перечислите, пожалуйста.

Саракташский  район

школаКрасногорская

дтректор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

Имеются программы по музыке, ИЗО, английскому языку.

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Такое программное обеспечение есть. 

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Полагаю, что сегодня наступило время для использования компьютерной техники, программного обеспечения для реализации вариативных и факультативных курсов. К этому обязывает подготовка к единому государственному экзамену тех выпускников, которые будут претендовать в высшее учебное заведение. К этому обязывает и реализация профильного обучения – необходимо создавать и апробировать образовательные программы элективных курсов.

2c2. Используется ли это программное обеспечение в учебном процессе или оно не востребовано учителями? Приведите, пожалуйста, примеры.

Саракташский  район

школаКрасногорская

директор

Истомина Вера Федоровна

[email protected]

 

Используются на кружках и во внеурочной работе

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Программное обеспечение и компьютерная база могут быть использованы при условии, если учитель себя чувствует комфортно в этих условиях (как, например, Глазева С.). Можно, конечно, ожидать когда большая часть учителей пожелает работать с использованием информационных технологий.. Однако можно создать стимулирующие условия для перехода на использование имеющейся материально-технической базы в школе (например, рейтинг учителей перед началом учебного года среди учеников, показывающий умение учителей использовать современные технические средства обучения для повышения качества обучения). Чтобы этого эффекта достичь, необходимо для учителей создать мотивационные условия со стороны администрации (приоритеты для участия в мероприятиях областного и федерального уровня, поощрения, конкурсы, дополнительную оплату и пр.), стимулирующие их к изменению привычного подхода к обучению школьников.

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Используется, но не часто.


вверх

 

Секция   3.   Информационные   технологии   в   повышении   профессионального мастерства.

3a1. Какие формы повышения квалификации Вам знакомы? Какие из них Вы отнесете к современным и почему?

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

Формы повышения квалификации, которые мы используем: курсы через ООИПКРО, самообразование, семинары, дистанционные семинары, творческие группы. К современным можно отнести: дистанционные семинары, мастер-класс, курсы через ООИПКРО.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Формы повышения квалификации: семинары, научно-практические конференции, работа в методических объединениях, самообразование учителей, аттестация, составной частью которой являются курсы повышения квалификации при институте усовершенствования учителей, заочная форма обучения в ВУЗах и изучение передового опыта. Кроме вышеназванных форм в последнее время в прессе ведется разговор о дистанционном обучении через Интернет.  Эта форма и относится к современной. Мы имели возможность ею воспользоваться, принимая участие во Всероссийском Интернет –педсовете.

Александровский район

школа

Ларионова Антонина Степановна

[email protected]

 

Приоритет творчества, утверждающийся в сознании учителя, вызывает к жизни новое педагогическое мышление и требование смены традиций исполнительной деятельности учителя на проблемно-поисковую, создающую условия для самореализации личность. В связи с этим актуализировалась проблема непрерывного образования и развития творческого потенциала. Педагогам нашей школы предоставлена возможность повышать профессиональное мастерство через следующие формы: курсы базового повышения квалификации совместно с аттестацией, курсы повышения квалификации и аттестации на I и высшую категории, проблемные курсы по образовательным областям, областные и районные семинары по обновлению содержания образования, участие в конкурсе “Учитель года”. Кроме этого, все учителя школы принимают участие в работе школьных профессиональных объединений (цикловые МО, школа профессионального мастерства; творческие микро-группы учителей) Но какие бы формы повышения квалификации не избирал учитель, ее эффективность в конечном итоге определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразования. Акцентируем выполнение на компонентах самообразования: информационного развивающем, мотивационном, познавательном.

3a2. Вы лично, какую из форм повышения квалификации предпочли бы для себя? Есть ли у Вас право выбора? Приведите примеры.

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

Да знакомы. Участие в аттестации на  категорию.

Александровский район

школа

Ларионова Антонина Степановна

[email protected]

 

Для совершенствования своего педагогического мастерства использую многие из перечисленных форм; предпочтение отдаю курсам повышения квалификации к аттестации, в меж-аттестационный период – проблемным семинарам, типа “Организация экпериментальной работы в школе”, работе с подведением итогов в виде творческого отчета. Право выбора формы повышения квалификации есть. (курсы повышения квалификации с аттестацией на категорию – участие в районном конкурсе “Учитель года”.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

В нашей школе есть право выбора формы повышения квалификации: через курсовую подготовку, творческие отчеты, защиту рефератов, экзамены. В этом учебном году повышают свою квалификацию через курсовую подготовку 6 учителей, через творческие отчеты 2 учителя.

3a3. Знакомы ли Вам технологии обучения взрослого человека? Приходилось ли Вам испытать их на себе? В чем специфика их реализации?

Александровский район

школа

Ларионова Антонина Степановна

[email protected]

 

Для повышения уровня профессиональной деятельности педколлектива  большое внимание стали уделять внутришкольной учебе учителей. Организуем целенаправленное практико-ориентированнное обучение учителей. В процессе обучения используются разнообразные процедуры профессионального взаимодействия педагогов. В том числе: взаимопосещение уроков с последующем анализом; исследование учителем различных приемов и форм организации деятельности учащихся на уроке. Микроисследования проводим в режиме сравнения, когда одну и ту же проблему отрабатывают несколько учителей, а затем проводим коллективный разбор на научно-практическом семинаре. “Внутренняя учеба” строится и через организацию исследовательско-познавательной деятельности учителей по программе “Урок” через участие в деловой игре “Проблема”, ситуативно-ролевой игре “Успех”. Для тех, кто любит осваивать новое в качестве внутришкольной учебы – постоянно действующий семинар компьютерной грамотности.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Знакомы. Приходилось испытывать на курсах повышения квалификации, на проблемных курсах при ИУУ г. Оренбурга. Специфика в том, что многое приходится узнавать самостоятельно.

Оренбургский областной ИПКРО,

Руководитель Центра диагностических и информационных технологий,

Нефедова Вера Ивановна,

http://www.ooipkro.ru/sved/CDIT.htm

 

Технологии обучения взрослого человека по многим позициям отличаются от технологий обучения школьников или студентов. Здесь неприемлема так называемая «школярская» система. Её не принимает взрослый обучающийся. Именно с этих позиций необходимо строить производственную учебу, направленную на повышение квалификации работников образовательного учреждения. Учеба может быть направлена на повышение профессиональной компетентности и реализовываться традиционным способом (курсы повышения квалификации при ИПКРО) или в дистанционной форме на основе информационных технологий. Центральную роль в организации повышения квалификации своих сотрудников (в том числе и в области использования информационных технологий)  должен играть руководитель образовательного учреждения (директор, заместитель директора). Руководитель должен являться координатором процесса обучения своих коллег и строить его на андрагогических принципах (предлагаю познакомиться более детально:

http://ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t16_3.htm

http://ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t16_2.htm

http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=189

 

3b1. Испытываете ли Вы лично и Ваши коллеги потребность в информационно-методическом обеспечении? Перечислите, пожалуйста.

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

 

Я и мои коллеги испытывают потребность в информационно-методическом обеспечении в учреждении.

Игошина Наталья Владимировна

[email protected]

 

CDROM: Справочники по биологии; Практические и лабораторные работы по химии и биологии; Тестовые задания по русскому языку, литературе, математике, биологии, истории, иностранному языку; Фильмы по произведениям, по биографии писателей, поэтов и т.д.; Классическая музыка (присланный по федеральной программе диск не запускается); Программы по составлению расписаний. Необходима литература, обучающие программы или специальные курсы по использованию ЭВМ в учебном процессе, в управленческой работе, с учётом специфики преподаваемых предметов и работы по должности (например, составление расписаний ). Хотелось бы получить информацию с курсов повышения квалификации учителей информатики в 20022003 г.г. (рекомендуемую литературу, учебные пособия, отзывы по тому или иному учебнику, методические рекомендации более опытных специалистов) на дискетах или по электронной почте. В 20032004 учебном году у нас в школе планируется начать преподавание информатики со 2 класса. Хотелось бы ознакомиться с положительным опытом введения изучения информатики в начальных классах. Необходима связь по электронной почте с опытными методистами, ведущими учителями области.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Потребность в информационно-методическом обеспечении испытываем. Хотелось бы иметь программные продукты по предметам, соответствующие действующим учебным программам на основе конкретных учебников для того, чтобы использовать компьютерную технику системно, а не от случая к случаю.

3b2. Как Вы пытаетесь удовлетворить потребности в информационнометодическом обеспечении в учреждении?

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

 

Удовлетворить потребности в информационно-методическом обеспечении в учреждении пытаюсь удовлетворить через Интернет, дистанционные семинары, участие в конференциях.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Через спонсорскую помощь.

3b3. Приведите, пожалуйста, позитивные примеры в реализации этой проблемы.

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

Например, сайт  ooipkro.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

Используя имеющие программно-методические материалы и техническое обеспечение компьютерного класса (14 компьютеров), мы имеем возможность давать своим выпускникам профессию “Оператор ПЭВМ”.

3c1. Является ли престижным в вашем учреждении повышение профессионального мастерства? Как это оценивается коллегами по работе, руководством?

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

 

В Северной средней школе повышение профессионального мастерства является престижным. Положительно.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Да. Коллегами по работе  оценивается повышение профессионального мастерства положительно, руководством создаются условия: все желающие пройти аттестационные курсы своевременно освобождаются от занятий, производится взаимозамещение, районным отделом образования эти  курсы оплачиваются.

3c2. Созданы ли в Вашем учреждении мотивы и какие именно для самосовершенствования? Дают ли они позитивные результаты или нет?

Северный район

школа

учитель

Боярова Валентина Федоровна

[email protected]

Да, созданы. Мотивы: потребность в получении информации

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Да, созданы. Руководитель учреждения заинтересован в повышении профессионального мастерства учителя, что способствует качественному образовательному процессу, а отсюда – повышению рейтинга школы. Немаловажную роль играет и материальная  заинтересованность педагогов и руководителя  в повышении благосостояния. Позитивные результаты имеются.

3c3. Какова в этом роль руководителя учреждения. Приведите, пожалуйста, примеры.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Руководитель учреждения должен вовремя заметить успехи учителя и путем поощрения и мобилизации внутренней энергии педагога привести в движение механизм ее самосовершенствования. Так, например, в нашей школе можно проанализировать профессиональный рост Шапошникова А.А.: закончив Оренбургское педучилище, пришел работать учителем физкультуры в родную школу, был призван в армию, по окончанию службы вновь возвратился в школу и по рекомендации директора школы поступил на заочное отделение  ОГПИ. Администрация школы заметила успехи данного учителя, неоднократно поощряла (грамоты РОО. ГУО, министерства Образования ), тем самым способствуя профессиональному росту. В 1994 году защитился на 1 квалификационную категорию, а затем неоднократно подтверждал ее. В 2002 году награжден медалью “Почетный работник образования РФ”. В настоящее время прошел квалификационные курсы на высшую категорию.


вверх

Вопросы, адресованные руководителям и педагогическим коллективам опорных школ:

D0. Название территории, название образовательного учреждения, являющегося опорной школой.

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Александровский район, Александровская средняя школа

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

Тюльганский район. Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1 является опорной школой.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Тоцкий район, с. Кирсановка, Кирсановская средняя общеобразрвательная школа.

D1. Какие мероприятия запланированы Вами на  20022003 год в рамках внедрения информационных технологий в образовательный процесс? (укажите самые важные).     

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Самым важным считаю создание системы управления знаниями ОУ района. Этот проект частично уже выполнен.

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

Семинары практикумы по изучению информационных технологий в образовательном процессе (предметы естественно математического цикла).

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

На 20022003 год в рамках внедрения информационных технологий в образовательный процесс запланированы мероприятия (самые важные): 1. Курсы учителей по специальности "Оператор ПЭВМ" в количестве 11 человек. 2. Курсы учащихся 9х, 11х классов по специальности "Оператор ПЭВМ" в количестве 11 человек.

D2. Существует ли план подготовки и переподготовки специалистов (учителей-предметников) по обучению использованию информационных технологий? (если да, то приложите, пожалуйста, план).

Александровский район

школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Этот план работает в нашей школе уже несколько лет. План подготовки и переподготовки учителей-предметников Александровской средней школы Александровского района по обучению учителей-предметников использованию информационных технологий. 1 Курсы изучения основ компьютерной грамотности (устройство компьютера, изучение клавиатуры, текстовый редактор, электронные таблицы), Осенние каникулы, учитель   Падалка О.В.; 2. Автоматизированная Интерактивная Система Тестирования  и Мастер-Тест. Зимние каникулы. учитель  Падалка В.М.; 3. Образовательные ресурсы интернета. Весенние каникулы. Падалка В.М. Примечание: индивидуальная помощь при подготовке интегрированных уроков с применением компьютерной техники, работа с конкретным программным продуктом проводится постоянно.

 

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

Конкретного плана нет, но регулярно организуются практикумы для учителей информатики по изучению основных вопросов курса информатики.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Да. Курсы подготовки учителей предметников: Гуманитарного цикла. (Январь 2003г.), учитель-Сергеев А.Н. 2. Естественнонаучного цикла (Март 2003г.), учитель-Сергеев А.Н. 3. Начальных классов.(Июнь 2003г.), учитель-Сергеев А.Н.

D3. С какими учреждениями в рамках проекта “Компьютеризация сельской школы” Вы сотрудничаете (РМО, ВУЗЫ и т.д.)?

Александровский район

Школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

ООИПКРО – тесное сотрудничество (Нефедова В.И., Ильясов А.Н., Тимченко Л.А. – это те люди, без которых нам было бы не совсем уютно в информационной среде). Кафедра информатики ОГПУ (Герасименко С.А. – методическая помощь, участие в семинарах, рассылка методических новостей, помощь в организации и проведении олимпиад, работа с педагогами дополнительного образования). ОЦДЮТ – (Рогожина В.Н.  участие в областных конкурсах, проведение совместных семинаров, защита авторских программ. РОО (заведующая Пономарева А.Г.  человек понимающий проблемы и помогающий их разрешить)

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

В рамках проекта «Компьютеризация сельской школы» мы сотрудничаем с предметными РМО.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

РМО, Бузулукский учебнокурсовой комбинат.

D4. Можете ли отметить инициативных педагогических работников, внедряющих информационные технологии в образовательный процесс? (рекомендуем следующую схему для ответа: ФИО, предмет, изучаемые разделы образовательного курса, используемые программные средства, форма проведения занятия, поставленная цель, результат).

Александровский район

Школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Глазева Светлана Александровна, история, практически все разделы, изучаемого курса, «История России XX  век» и другие программные продукты (многое из того, что появилось в продаже по данному предмету). Формы проведения уроков различные (лекции, работа с первоисточниками, контрольные уроки и т.д.), результат есть, это результаты олимпиад и оценки на экзамене.  Компьютер в ее кабинете помогает решить все эти проблемы. Кашкарова Любовь Николаевна, математика  широко применят компьютер, который имеется в ее кабинете. Но это не полный список всех тех, кто использует информационные технологии в учебном процессе. У нас два компьютерных класса, что позволяет делить класс на группы. Учителя иностранного, математики, физики, химии, музыки, биологии используют эту возможность в своей практической деятельности. Боюсь, что когото я забыл.

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

Вероцкая Г.Н.,математика, Построение графиков функций, Advanced Grapher, MS Excel, урок. Гирина Н. Г., Русский язык, Правописание гласных в корне слова, MS Word, PowerPoint, Урок презентация, Цель: Использование современных технологий в преподавании школьных предметов. Результат: Повышение интереса и познавательной активности учащихся к предмету. ЗемлянкинаО.Н, Английский язык, Английская грамматика и фонетика. Мультимедийная обучающая программа «Английский без акцента». Факультативы. Цель: Использование современных технологий в преподавании школьных предметов. Результат: Повышение интереса и познавательной активности учащихся к предмету.

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Сергеев Александр Николаевич, информатика, (Информационные технологии, алгоритмика, программирование), (Windows, Microsoft Office, Лого Миры, Qbasic, Обучающие программы, Предметный набор программ на CD), Комбинированный урок, обучение компьютерной грамотности, выпускники школы получают специальность  "Оператор ПЭВМ".

D5. Какие проблемы остаются не разрешимыми на уровне учреждения в деле внедрения информационных технологий в образовательный процесс?          

Александровский район

Школа

учитель информатики

Падалка Василий Митрофанович

[email protected]

http://alexschool.h1.ru

Считаю, что проблемы будут всегда (как жизнь скучна, когда боренья нет …). НАДО РАБОТАТЬ НА  УЧЕНИКА. Хотелось бы, чтобы в сельских школах появились мультимедиа проекторы. Тогда бы поле действия компьютера в учебном процессе расширилось.

 

Тюльганский район,

Тюльганская школа №1

 

Основной проблемой остается подключение всех сельских школ района к сети Интернет (17 % от общего числа школ имеет выход в Интернет).

Тоцкий район

школаКирсановская

директор

Середа Сергей Мячеславович

[email protected]

 

Недостаточное техническое обеспечение, недостаточное программное обеспечение, необученность учителей предметников.


вверх

Вопросы, адресованные руководителям районных и городских методических служб:

d6. Имеется ли компьютер на Вашем рабочем месте? (Если нет, то имеете ли Вы доступ к компьютеру для работы с базами данных “Образовательные учреждения территории” и “Педагогические кадры территории”?)

Саракташский район,

РОО,

методист РМК

Шеврина Татьяна Васильевна

http://www.sarroo.ru

 

Районном методическом кабинете установлен 1 современный компьютер, подключенный к локальной сети районного отдела образования и сети Internet. К компьютеру имеет доступ каждый методист. Для каждого методиста создана своя папка и каждый методист использует в своей работе   базы данных "Образовательные учреждения Саракташского района" и "Педагогические кадры Саракташского района".

 

D7. Укажите, пожалуйста, степень владения навыками работы с электронными таблицами MS Excel (вопросы анкеты хранятся в файле ankNN.xls).  Если работу по созданию баз  данных “Образовательные учреждения территории” и “Педагогические кадры территории” в электронном варианте производил технический исполнитель, то на вопросы анкеты нужно ответить ему.

Саракташский район,

РОО,

методист РМК

Шеврина Татьяна Васильевна

http://www.sarroo.ru

 

Знакомы ли Вы с различными форматами данных в электронных таблицах (число, текст, дата и т.п.)?     

Ответ: Да

Сможете ли Вы выполнить форматирование данных  (дата, проценты, количество знаков после запятой)?  

Ответ: Да

Используете ли Вы формулы в электронных таблицах? 

Ответ: Да

Используете ли Вы встроенные функции при работе с электронными таблицами?

Ответ: Да                                    

Умеете ли вы осуществлять операции с файлами электронных таблиц: открытие, закрытие, настройка печати листа?

Ответ: Да

Умеете ли вы осуществлять операции с файлами электронных таблиц: слияние, переименование? 

Ответ: Да

Владеете ли Вы навыками копирования ячеек, строк, столбцов, диапазонов (прямоугольных блоков ячеек)?      

Ответ: Да

Умеете ли Вы переносить ячейки, строки, столбцы, диапазоны (прямоугольные блоки ячеек)?        

Ответ: Да

Умеете ли Вы транспонировать блок ячеек?      

Ответ: Да

Умеете ли Вы импортировать и экспортировать файлы других типов (текстовые, базы данных) в электронные таблицы?     

Ответ: Да

Владете ли Вы навыками построения диаграмм в электронных таблицах?                                    

Ответ: Да

Сможете ли Вы выполнить фильтрацию данных по условию?   

Ответ: Да

Сможете ли Вы выполнить многоуровневую сортировку данных?                                                  

Ответ: Да

 

D8. В каких направлениях деятельности используются Вами базы данных “Образовательные учреждения территории” и “Педагогические кадры территории”? 

Саракташский район,

РОО,

методист РМК

Шеврина Татьяна Васильевна

http://www.sarroo.ru

 

Данные банка данных "Образовательные учреждения Саракташского района" и " Педагогические кадры Саракташского района" активно используются для составления  статистической отчетности, для планирования социального заказа на будущий год, для прогнозирования потребности  школы в молодых специалистах.

D9. В какой степени используется Вами потенциал директоров и заместителей директоров образовательных учреждений, прошедших в 2001/2002 учебном году курсовую подготовку по теме “Использование информационных технологий в профессиональной деятельности” на базе опорных школ при формировании баз данных “Образовательные учреждения территории” и “Педагогические кадры территории”?

Саракташский район,

РОО,

методист РМК

Шеврина Татьяна Васильевна

http://www.sarroo.ru

 

Заместители директоров и директора школы прошедшие подготовку в 20012002 учебном году курсовую подготовку по теме "Использование информационных технологий в профессиональной деятельности" непосредственно принимали участие в формировании банка данных "Педагогические кадры образовательного учреждения". Задача методического кабинет была только в том, чтобы слить полученные данные в один файл.

 


вверх

IV. Контактные адреса и телефоны

Оргкомитет:

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

Центр диагностических и информационных технологий

Адрес: 460000 г. Оренбург, ул. Пушкинская, дом 24

Телефон: (3532) 772534, (3532) 774731

ФИО

Email:
(для личного контакта)

Email:
(для официального контакта)

Ильясов Андрей Николаевич

andi64@mail.ru

Нефедова Вера Ивановна

vnefedova@yandex.ru

Тимченко Леонид Анатольевич

leonid73@yandex.ru

Благодарим Вас за участие в дистанционном семинаре!

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |