Автор: Кривко Е., кабинет ТСО ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ |
Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения. В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства. Экранно-звуковые средства. Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения. Они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые средства являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности. Необходимо также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность. Однако следует заметить, что применение экранно-звуковых средств должно не исключать или заменять традиционные формы работы, а органически дополнять и вписываться в учебную и практическую деятельность. Довольно часто причинами, сдерживающими применение технических средств обучения, являются боязнь и неумение преподавателей пользоваться аппаратурой, устранять простейшие неполадки в процессе ее эксплуатации. Поэтому желательно, чтобы педагоги проходили специальную подготовку на курсах или семинарах. Они обязаны знать правила пожарной безопасности, а также инструкции по технике безопасности при эксплуатации электроустановок. Особое внимание следует обращать на исправность шнуров и розеток, проверять надежность и безопасность оборудования перед началом просмотра (прослушивания). Методика применения отдельных видов ТСО. Экранные средства. Используя технические средства обучения, крайне важно соблюдать воздушный режим. При затемнении окон шторами повышается температура воздуха и увеличивается его влажность, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо обеспечивать эффективное проветривание помещения перед началом занятий и после его окончания. Изменение освещенности на экране, смена изображений, многократное выключение и включение общего освещения, перемежающиеся с объяснением или беседой, вызывает значительное напряжение зрения и связанные с ним неприятные ощущения. Поэтому при просмотре диапозитивов, телепередач важны такие показатели, как расстояние зрителей от экрана, связанное главным образом с видом аппарата; качество изображения, в том числе его яркость и контрастность; условия освещения в групповой комнате или зале. Просмотр в полной темноте неблагоприятен, так как при большой разнице яркости в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона постоянно происходит пере адаптация зрения, что чрезвычайно утомительно для глаз. В связи с этим телепередачи рекомендуется смотреть в незатемненном помещении. В весеннее и летнее время окна следует закрывать легкими шторами, чтобы яркий солнечный свет не снижал контрастность изображения. В вечернее время рекомендуется освещать групповую комнату или зал верхним светом или местным источником света, находящимся вне поля зрения аудитории. Большое значение, как уже отмечалось выше, имеет качество изображения. При мелькании кадров, нечетком, не сфокусированном изображении, частом изменении яркости, особенно при настройке в процессе демонстрации фильма, быстро наступает зрительное утомление. Поэтому все операции по включению и настройке телевизора (проектора) должны быть совершены до начала занятия, за исключением регулирования яркости и контрастности, которые в зависимости от освещенности помещения иногда надо менять. Для сохранения высокого уровня внимания и работоспособности особое значение имеет правильная продолжительность просмотра (прослушивания). Занятие необходимо планировать таким образом , чтобы применение технических средств обучения не нарушало его общую продолжительность. Повторное включение проектора на занятии следует производить с интервалами 5-7 минут. Время просмотра диафильмов и диапозитивов не должно превышать 15 мин. Просмотр видеофильмов и телепередач может быть продолжительнее - от 30 до 60 мин. - и в значительной степени определяется их характером. Например, просмотр познавательного фильма, не вызывает большого утомления и может быть длительным. Звукозапись и радиопередачи При использовании радио- и звукозаписи длительность прослушивания на одном занятии допустима в пределах 60-90 мин. Отсутствие зрительного ряда требует тщательного подхода к тексту записей. Повышение эффективности использования ТСО Эффективность использования технических средств обучения во многом зависит того, насколько хорошо знают педагоги, какие пособия имеются в И У У, чем располагает фоно-, диа-, фильмотеки. Прежде чем перейти к комплексному использованию технических средств, преподаватель должен тщательно ознакомиться с имеющимся фондом и по каждому материалу сделать для себя небольшую аннотацию. В ней в предельно лаконичной форме должно найти отражение следующее: краткое содержание; сколько времени займет просмотр (прослушивание); в каком месте следует сделать перерыв, если это необходимо; какая работа должна быть проведена до применения средства При подборе технических средств преподаватель руководствуется следующими положениями: технические средства обучения должны обеспечивать наиболее сложные темы, демонстрировать процессы, которые трудно или невозможно наблюдать в действительности, раскрывать исторически отдаленные общественные явления или ситуации в динамике, а также предметы и явления, которые целесообразно преподносить в экранном или звуковом художественном изображении. Использование технических средств значительно сокращает время на подготовку педагогов к занятиям, определенным образом организует учебный процесс. Т С О долго сохраняют свои художественные качества, применение их может быть многократным, а это говорит о том, что методы и приемы их использования будут постоянно совершенствоваться. Применение Т С О будет эффективным при условии, что педагог свободно владеет техникой, хорошо подготовлен организационно, умеет заранее четко определить их место в системе занятий и в учебно-воспитательном процессе в целом. Результативность работы зависит и от того, насколько полно он может извлекать из экранно-звуковых средств заложенную в них информацию, развертывать беседу по содержанию, связывать преподносимые сведения с жизнью. Важно также, как он строит переход от своего слова к просмотру, как активизирует слушателей, используя их опыт. Одним из типичных недостатков использования Т С О является неумение педагога правильно построить занятие и точно определить роль и место технических средств. Часто много времени уходит на демонстрацию ненужного, не имеющего отношения к данному занятию материала, например, показывается весь фильм, в то время как можно было бы ограничиться отдельными фрагментами; нередко объяснения педагога дублируют текст диафильма или телепередачи, что приводит к нерациональному расходованию учебного времени. |
назад
|