Автор: Зотова Н.К., Нефедова В.И. Областной институт повышения квалификации работников образования, г. Оренбург
Дата: 11.05.99.

О проблемах и перспективах развития дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования: региональный аспект
 

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО) в течение года работает над проблемой дистанционного обучения. Необходимость использования возможностей дистанционного обучения в институте возникла не случайно. Дело в том, что в связи с экономическим кризисом в России работникам образовательных учреждений нашего региона стало проблематичным повышение квалификации и обучение на расстоянии - это один из выходов в создавшейся ситуации.                 Отсутствие средств на командировочные расходы в районных и городских отделах образования для пребывания на курсах повышения квалификации повлияло на снижение представительства педагогов и руководящих работников от территорий. Это явилось одной из причин, побудивших в последние годы научные и методические структуры ООИПКРО практиковать организацию курсовой подготовки, проведение семинаров и тематических консультаций для педагогического сообщества с выездом в отдельные территории.    Но опыт показывает, что далеко не всегда удается обеспечить профессорско-преподавательским составом выездные мероприятия, поэтому сотрудники института начали работать над проблемой организации учебного процесса в системе повышения квалификации работников образования с использованием элементов дистанционного обучения.
 Творческий коллектив института повышения квалификации работников образования подготовил и представил на уровень администрации области программу развития института, в которой далеко не последнее место занимает раздел «Информатизация образовательной деятельности института». В программе определены основные цели и задачи информатизации. Считаем, что коллективное понимание роли и места информационных технологий в деятельности института, а также освоение навыков существования в технологическом будущем позволит решить проблемы, над которыми необходимо работать для достижения результатов. Под результатом понимаем сам процесс и проектирование педагогической технологии как деятельности, объектом которой является работник образовательного учреждения.
В программе дана общая характеристика дистанционного образования, под которым понимаем комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогическому сообществу с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от института повышения квалификации работников образования. Информационно-образовательной средой дистанционного образования считаем системно организованную совокупность средств передачи информационных материалов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей руководителей учреждений и педагогов области.
Сотрудники ООИПКРО понимают, что успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала, поэтому отрабатываются различные подходы к его подготовке. В этом учебном году работники научных и методических структур ориентированы на подготовку учебного материала к курсам, предназначенным для самообразования руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В настоящее время предполагаем, что для курса самообразования самым приемлемым может оказаться использование информации на бумажных или электронных носителях, а также видеозапись. Считаем, что в учебном материале для различных курсов возможно и целесообразно использование мультимедийных средств.
Работники научно-методических структур ООИПКРО в этом учебном году работают в основном над созданием краткосрочных учебных материалов, которые состоят из отдельных блоков конкретных практических задач и заданий и сопровождающего их конкретного теоретического материала. Учебный материал представляет собой систему, в которой ведущую роль выполняют практические задания, решение которых должно мотивировать изучение теоретического материала. Теоретический материал готовится в виде методических рекомендаций на традиционных носителях информации, в виде лекционных материалов на электронных носителях информации, в виде видеофильмов на видеокассетах. Отдельные массивы информационных материалов подготовлены с использованием гипертекстов.
Становление системы дистанционного обучения в Оренбургской области сталкивается с множеством проблем, которые очень важно решать в комплексе. Одной из проблем является подготовка руководящих, педагогических и методических кадров, являющихся пользователями информационных массивов в электронном виде, подготовленных для учебного процесса. Вариантом решения данной проблемы мы видим в обязательном прохождении специального курса педагогами в ходе курсовой подготовки по проблеме «Использование информационных технологий в самообразовательной деятельности», а также в сотрудничестве с опорными школами региона, которые оснащаются современными техническими средствами и становятся консультирующими центрами по использованию банка педагогической информации в самообразовательной деятельности. Данные образовательные учреждения являются информационными центрами, формирующими информационные  массива, без использования которых невозможно повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений. Не менее важная и сложная задача, без решения которой невозможно становление дистанционного обучения - это подготовка таких кадров, как: разработчиков курсов для системы дистанционного обучения, программистов для разработки электронных курсов с наличием электронных учебников, преподавателей для работы в системе дистанционного обучения.
Считаем, что в Оренбуржье система дистанционного обучения в процессе повышения квалификации работников образования может развиваться только при условии совместной работы Главного управления образованием администрации Оренбургской области, территориальных органов управления, научно-методического потенциала высших учебных заведений  и образовательных учреждений. Целью совместной деятельности должна являться единая организационная, финансовая, научная и методическая политика, которая объединяет потенциалы региона в области телекоммуникационных сетей.

Литература:

1 Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Полат Е.С. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.  - 192 с.
2 Изотов М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования / Концептуальные подходы. М., 1998. - 30 с.
3 Маслова Н.В., Андреев А.А. Проблемы биоадекватного представления учебного материала в системе дистанционного образования. // Дистанционное образование,  1998, - № 3.
4 Ваграменко Я.А., Богданова С.В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья. // Дистанционное образование, 1998, - № 3.
5 Востриков А.С., Афанасьев Ю.А., Гаврилов Е.Б., Никитина Н.Ш. Развитие дистанционного образования в сибирском регионе. // Дистанционное образование, 1998, - № 5.

назад