Автор: Зотова Н.К., Нефедова В.И. Областной институт повышения квалификации работников образования, г. Оренбург О проблемах и перспективах развития дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования: региональный аспект |
В программе дана общая характеристика дистанционного образования, под которым понимаем комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогическому сообществу с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от института повышения квалификации работников образования. Информационно-образовательной средой дистанционного образования считаем системно организованную совокупность средств передачи информационных материалов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей руководителей учреждений и педагогов области. Сотрудники ООИПКРО понимают, что успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала, поэтому отрабатываются различные подходы к его подготовке. В этом учебном году работники научных и методических структур ориентированы на подготовку учебного материала к курсам, предназначенным для самообразования руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В настоящее время предполагаем, что для курса самообразования самым приемлемым может оказаться использование информации на бумажных или электронных носителях, а также видеозапись. Считаем, что в учебном материале для различных курсов возможно и целесообразно использование мультимедийных средств. Работники научно-методических структур ООИПКРО в этом учебном году работают в основном над созданием краткосрочных учебных материалов, которые состоят из отдельных блоков конкретных практических задач и заданий и сопровождающего их конкретного теоретического материала. Учебный материал представляет собой систему, в которой ведущую роль выполняют практические задания, решение которых должно мотивировать изучение теоретического материала. Теоретический материал готовится в виде методических рекомендаций на традиционных носителях информации, в виде лекционных материалов на электронных носителях информации, в виде видеофильмов на видеокассетах. Отдельные массивы информационных материалов подготовлены с использованием гипертекстов. Становление системы дистанционного обучения в Оренбургской области сталкивается с множеством проблем, которые очень важно решать в комплексе. Одной из проблем является подготовка руководящих, педагогических и методических кадров, являющихся пользователями информационных массивов в электронном виде, подготовленных для учебного процесса. Вариантом решения данной проблемы мы видим в обязательном прохождении специального курса педагогами в ходе курсовой подготовки по проблеме «Использование информационных технологий в самообразовательной деятельности», а также в сотрудничестве с опорными школами региона, которые оснащаются современными техническими средствами и становятся консультирующими центрами по использованию банка педагогической информации в самообразовательной деятельности. Данные образовательные учреждения являются информационными центрами, формирующими информационные массива, без использования которых невозможно повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений. Не менее важная и сложная задача, без решения которой невозможно становление дистанционного обучения - это подготовка таких кадров, как: разработчиков курсов для системы дистанционного обучения, программистов для разработки электронных курсов с наличием электронных учебников, преподавателей для работы в системе дистанционного обучения. Считаем, что в Оренбуржье система дистанционного обучения в процессе повышения квалификации работников образования может развиваться только при условии совместной работы Главного управления образованием администрации Оренбургской области, территориальных органов управления, научно-методического потенциала высших учебных заведений и образовательных учреждений. Целью совместной деятельности должна являться единая организационная, финансовая, научная и методическая политика, которая объединяет потенциалы региона в области телекоммуникационных сетей. Литература: 1 Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Полат Е.С. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с. |