Одна из стоящих перед областным Оренбургским институтом усовершенствования учителей задач – создание форм, способствующих установлению новых подходов в развитии региональной образовательной среды. Сотрудниками института усовершенствования учителей выбрано как одно из приоритетных направлений деятельности учреждения – это определение средств и методов работы с информацией, ибо в современных условиях в качестве основного ресурса главное место занимает именно информация.
Разумеется, в рамках статьи нет возможности подробно проанализировать вопросы, связанные с информационной деятельностью института. Сделать это сложно еще и потому, что прежде всего важно определиться в следующих вопросах: что понимают под информацией и под информационной деятельностью; какова структура сферы информационного обслуживания, а также сущность и задачи каждого вида информационного обслуживания; каковы информационные потребности ученых, административных работников и педагогов образовательных учреждений; какие формы и методы информационного обеспечения возможно использовать в процессе работы; какие подходы к организации обмена информационными потоками могут быть использованы внутри образовательного учреждения.
Я не ставлю перед собой задачу сделать открытия по этим вопросам, ибо они достаточно широко представлены в информационном мире. Мое внимание будет, главным образом, обращено на то, как отражается в литературных источниках проблема информационной деятельности. Обсуждая эту тему, попытаюсь одновременно привести некоторые примеры практической деятельности из опыта работы областного Оренбургского института усовершенствования учителей.
1. Понятие информации и ее основные функции.
Нельзя отрицать факт, что понятие информационной деятельности основывается прежде всего на том, что будем понимать под информацией, а также какими основными функциями информация обладает.
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, и именно с информацией неразрывно связывается разнообразная деятельность людей. Нельзя не учитывать, что сознание людей (а вне сознания не может выполняться никакая работа человека) – это сложный процесс переработки получаемой извне и выработки новой информации.
Не секрет, что понятие информации дается во многих книжных изданиях и все они дополняют друг друга, и не случайно сделан выбор определения, в котором под информацией понимают: во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положении дел, либо сведений о чем-либо, передаваемых людьми; во-вторых, уменьшаемую, снимаемую неопределенность в результате получения сообщений; в-третьих, сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвертых, передачу, отражение, разнообразие в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Результат анализа различных информационных материалов дает право остановиться на следующих основных функциях, которыми обладает информация:
· отражательная функция, состоящая в том, что информация содержит сведения, характеризующие свойства какого-либо объекта;
· гносеологическая функция, осуществляющая с помощью информации процесс познания в науках;
· эвристическая функция, позволяющая с помощью информации осуществлять поиск нового, делать открытия;
· учебно-познавательная функция, дающая возможность использовать в учебном процессе накопленную информацию, воплощенную в учебниках и в другой литературе, а для учащегося это будет приобщение к знаниям, их усвоения, то есть познавательный процесс;
· организационная функция состоит в том, что информация направляет деятельность человека, коллектива в определенное русло, обеспечивает единство действий, то есть как бы организует людей в их работе.
2. Понятие информационной деятельности.
Человечество современного общества повседневно занимается информационной деятельностью – воспринимает, перерабатывает (осмысливает) и выдает информацию в процессе общения. В ходе исторического разделения труда, которое привело к формированию самостоятельных сфер материального и духовного производства, информационная деятельность (деятельность, неразрывно связанная с переработкой знаний) становится для определенной категории людей важнейшей составной частью их профессиональной деятельности. К числу таких категорий относятся все работники умственного труда, в том числе и педагогические работники. Эффективность труда указанных категорий специалистов во многом зависит от того, насколько успешно существующие в обществе средства коммуникации обеспечивают их информационную деятельность.
Кроме восприятия, переработки и выдачи информации, процесс коммуникации включает в себя ряд вспомогательных операций – оформление, сбор, аналитико-синтетическую обработку, хранение, поиск, распространение сообщений. На ранних этапах развития науки и техники работники умственного труда многие из этих вспомогательных операций выполняли самостоятельно, но в настоящее время удельный вес вспомогательных операций стал настолько велик в общем балансе времени работников умственного труда, что это может сказываться на эффективности их труда.
В следствие расширения и усложнения видов коммуникаций, у работников умственного труда возникает необходимость в услугах информационных работников. В областном Оренбургском институте усовершенствования учителей информационные услуги выполняют сотрудники библиотеки, редакционно-издательского отдела и центра диагностических и информационных технологий (ЦДИТ), в структуре которого имеются работники социолого-диагностической службы, учебно-методического кабинета (УМК) педагогической информации, УМК информатики, УМК технических средств обучения, налаживается работа коммуникационной службы.
3. Информационное обслуживание (сервис)
Формирование информационной среды, которая является не чем-то внешним по отношению к пользователю, а сферой, включающей и информирующей самого пользователя - это основная задача информационного обслуживания (сервиса).
Сотрудники методической, научной или административной службы нередко выполняют некоторые операции информационного обслуживания. Эти операции как бы включаются в единый процесс информационной деятельности института. Так, например, специалисты, занимающиеся научной деятельностью, операции поиска информации предпочитают проводить самостоятельно, не перепоручая ее информационному работнику. Важно отметить, что в данном случае поиск информации неотделим от творческого процесса научного работника и является частью информационной деятельности.
Следует заметить, что информационным обслуживанием занимаются не только информационные работники, но и специалисты науки (например, некоторыми видами концептографического обслуживания), а это значит, что функционирование системы информационого обслуживания без активной в ней роли самого потребителя невозможно.
В процессе развития системы информационных коммуникаций сформировались три вида информационного обслуживания – документальное, фактографическое и концептографическое, причем каждому из указанных видов соответствует своя информационная система.
Центральное место в документальной системе занимают библиотечно-библиографические и издательские учреждения, которые в течение уже многих веков обеспечивают информационное обслуживание общества.
Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные запросы потребителей удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых они извлекают самостоятельно. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа:
1) библиографическое обслуживание - потребителю предоставляется некоторая совокупность релевантных его запросу вторичных документов, являющихся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, например, библиографическое описание, аннотация, реферат, рецензия, обзор, факторгафическая справка (таблица);
2) библиотечное обслуживание - после отбора потребителем из совокупности определенного числа уже пертинентных документов, ему предоставляются сами первичные документы, отражающие результаты какой-либо деятельности, например, научный отчет, статья, описание к авторскому свидетельству, монография, учебник, руководство и т.д. Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется через первичный документ.
Фактографическое обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются информационными работниками из первичных документов и после определенной их обработки предоставляются заказчику.
Фактографическим обслуживанием в нашем институте занимается в основном социолого-диагностическая служба, предоставляя статистические данные и отчеты по результатам повышения квалификации педагогических работников области на базе института усовершенствования учителей, а также результаты социологических исследований для работников института усовершенствования учителей, представителей управленческих структур городского, районного и областного уровней, руководителей образовательными учреждениями. Библиотека традиционно занимается этой деятельностью путем предоставления специалистам справочников, энциклопедий, словарей, каталогов.
Очевидно, однако, что полноценное обеспечение специалистов фактографической информацией возможно сегодня лишь на основе использования специализированных служб фактографической информации, располагающих вычислительной техникой, то есть автоматизированными фактографическими системами. В качестве подобных систем в последние годы все чаще выступают так называемые информационные банки фактических материалов (часто называемые просто "банки данных").
Наш институт работает в данном направлении не первый год. Информационные службы (ЦДИТ, библиотека и редакционно-издательский отдел) несомненно должны быть обеспечены автоматизированными фактографическими системами. В перспективе прорабатывается вариант перехода к локальным банкам данных (на примере внутриинститутского документооборота), а также построению принципов работы в сети региональных образовательных учреждений с выходом на уровень Российского и международного значения.
Как правило под понятием "фактографическая информация" понимают информацию, характеризующую какой-либо конкретный факт, фактическое событие или их совокупность [2]. Существует иная точка зрения: "понимать под фактографической информацией сведения не только фактического характера, но и теоретического, предположительного, оценочного и тому подобное, то есть включать и факты, и концепции, и все то, что может быть объектом извлечения из текста, описания на определенном информационном языке, хранения и поиска в той или иной информационной системе"[1].
Примером могут служить подготовленные сотрудниками различных структур института аналитические справки и отчеты по различным направлениям деятельности, которые хранит и предоставляет по требованию для работы библиотечная служба.
Между тем рассредоточенные по различным опубликованным и неопубликованным источникам фактографические данные быстро устаревают, а иногда являются недостаточно достоверными. Причем извлечение, анализ, проверка на достоверность и особенно систематизация данных требуют достаточно большого времени и высокой квалификации специалистов. Следует отметить, что особую важность представляет проверка вводимых данных на новизну и достоверность, поскольку без тщательной проверки массивы данных вскоре могут оказаться перегруженными устаревшими, ошибочными или просто случайными сведениями.
В качестве примера можно привести обработку и ввод данных о педагогических кадрах, а также систематизацию массива информации о педагогических работниках области сотрудниками центра диагностических и информационных технологий. На сегодняшний день введено сведений по единой форме о 35895 педагогах, представлен анализ по 34350 педагогическим работникам области. В этом учебном году идет проверка сведений о педагогических кадрах города Оренбурга на достоверность, планируется проверка сведений на достоверность в сотрудничестве со специалистами городского отдела образованием.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что для оперативного обновления сведений об образовательных учреждениях нашего региона во-первых, недостаточна квалификация сотрудников в районных и городских отделах образования (имею ввиду недостаточный уровень работы с использованием современных технических возможностей), да и материально-техническая база оставляет желать лучшего. Чтобы изменить ситуацию, программист-методист ЦДИТ института усовершенствования учителей Тимченко Л.А. и специалист главного управления образованием администрации области Лобанов А.М. организовали работу по обучению и консультированию представителей районных и городских отделов образования работе в электронных средах с целью создания отчетов по стандартным формам.
Широкому развитию систем фактографического обслуживания в Оренбургской области препятствует сегодня отсутствие достаточно совершенных способов автоматического анализа машиночитаемых текстов первичных документов с целью извлечения из них необходимых данных (фактов, концепций) для ввода в системы.
В научных источниках можно увидеть, как правило, выделение двух видов фактографических систем, приоритетность которых определяется исходя из функциональных особенностей и типа решаемых задач. Это либо информационно-поисковые, либо информационно-решающие фактографические системы.
На сегодняшний день сотрудники института усовершенствования учителей освоили пожалуй только первый вид фактографической системы, а именно информационно-поисковые системы, с помощью которых идет накопление результатов централизованного независимого тестирования школьников, результатов социологических исследований о педагогических кадрах области в ходе курсовой подготовки, результатов мониторинга по достижениям учащихся, статистических материалов о педагогических кадрах, ведется поиск и предоставление данных по заданным параметрам.
В настоящее время можно лишь помечтать об использовании инфомационно-решающих фактографических систем, способных на основе определенного числа хранимых данных выдавать значения объектов. Трудно однозначно объяснить причину отсутствия таких систем в информационной деятельности образовательных учреждений. Одной из проблем может быть отсутствие парадигмы, то есть отсутствие признанных большинством ученых научных достижений, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Другой причиной может быть постоянный экономический кризис в сфере образования, а обеспечение службы информационно-решающих систем потребует немало финансовых затрат.
Следует отметить что, если в случае документального и фактографического обслуживания потребителю информации предоставляются документы или сведения, извлеченные из информационного потока, так сказать в "натуральном" виде (извлекается то, что есть в этом потоке), то при концептографическом обслуживании все это (документы и сведения) подвергается интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника [1].
Результатом такой интерпретации является "так называемая ситуативная информация, содержащая в себе оценку рассматриваемых сведений, тенденции и перспективы развития отдельных научных направлений, рекомендации и прочее. По этой причине под концептографическим обслуживанием можно также понимать формулирование и доведение до потребителей ситуативной информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых источниках, а полученной в результате информационно-логического и концептографического анализа некоторой совокупности сообщений"[1]. Таким образом, кроме сведений о документе или сведений из документа, потребитель получает интерпретацию работника информационной службы по конкретному документу.
Как правило, каждая из разновидностей информационного обслуживания сводится к созданию вторичных документов и доведения их до потребителей доступными средствами. В нашем институте, как правило, для педагогов области готовятся печатные издания в виде методических рекомендаций, научных и методических сборников статей, аналитические материалы по итогам учебного года, рекламные проспекты, информационные материалы в форме научного доклада и т.п.
Отдельные вторичные документы (библиографическое описание, аннотация и библиографический обзор) ориентируют потребителей информации в документальном потоке, раскрывают форму и содержание первичных документов. Причем важную роль играет полнота и детальность, позволяющие идентифицировать документ в документальном потоке с достаточной точностью и помочь потребителю принять решение о необходимости обращения к первичному документу.
Таким образом, документы этого ряда (прежде всего аннотации) должны предельно полно отражать и формальные признаки и тематическое содержание свертываемого документа на основе документографического анализа. Сущность документографического анализа (его часто называют библиографическим) сводится "к формулированию и представлению на необходимом уровне метасвертывания (обобщения) субъектных элементов текста. В качестве таких субъектных элементов текста могут быть заглавия (как реальные, так и мысленно сформулированные) ко всему тексту, его разделам, абзацам и даже еще меньшим структурным единицам. Уровень детальности (точности) свертывания определяется размерами аннотируемного документа, его структурой, жанром и практическими соображениями, но чаще всего свертывание в случае библиографического анализа производится на уровне, близком к максимальному (макросвертывание), то есть степень обобщения содержания текста здесь наибольшая"[1].
Сотрудники института конечно же готовят материалы этого ряда, а такие информационные службы как библиотека и центр диагностических и информационных технологий систематизируют и предоставляют потребителям информацию по требованию. Библиотечные работники организовывают для посетителей тематические выставки на основе книжных новинок и периодических изданий, имеется положительный опыт такой работы у библиотечной службы института совместно с учебно-методическими кабинетами физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, географии, дополнительного образования. Сотрудники ЦДИТ обрабатывают, анализируют, систематизируют представленные научными и методическими структурами аннотируемые документы, а затем предоставляют потребителю в печатном или электронном виде в процессе консультационной либо учебной деятельности.
Следует отметить, что в сфере фактографического обслуживания сформировался ряд вторичных документов, таких как фактографические описания (справки, статьи в справочниках, таблицы), рефераты ("так как собственно реферат содержит в себе лишь сведения, извлеченные из первичного документа, иногда на определенном уровне свертывания, то есть сведения фактографического характера"[1]) ориентируют потребителей информации в информационном потоке.
Основной задачей документов данного ряда является максимально точное отражение факто-концептографического содержания первичных документов. Степень полноты определяется преимущественно прагматическими соображениями и не зависит от особенностей первичного документа, поэтому уровень свертывания информации в этих вторичных документах может быть либо нулевым либо близким к минимальному (микросвертывание).
Как подчеркивает Блюменау Д.И., "в сфере концептографического обслуживания сформировался ряд вторичных документов, таких как рекомендательные аннотации, развернутые рефераты, рецензии, аналитические обзоры и другое, основная функция которого – интерпретированная ориентация потребителей в документальном и информационном потоках. При этом под интерпретированием понимается не только высказывание суждений относительно анализируемых документов, фактов и концепций, но и развертывание – внесение в текст необходимых деталей, уточнений, пояснений и комментариев, обеспечивающих лучшее его понимание (информативное развертывание)"[1, c. 45].
Основная задача концептографического обслуживания - это формулирование и доведение до потребителей ситуативной информации, необходимой прежде всего для обоснованного принятия управленческих решений, определяющих концептуальные направления и темпы работы по вопросам повышения квалификации педагогических кадров региона. В работе по данному направлению важнейшее место принадлежит информационному анализу, являющемуся сердцевиной концептографического обслуживания.
Особенность концептографического обслуживания "заключается в том, что оно, с одной стороны, представляет собой разновидность информационного обслуживания наряду с документальным и фактографическим, а с другой, – разновидность научной деятельности, соответствующей объяснительному (концептуальному) этапу развития той или иной области знания"[1, c. 50].
Итак, можно сделать вывод о существенном отличие концептографического информационного обслуживания от фактографического и документального. Концептографическое информационное обслуживание предусматривает "доведение до специалистов интерпретированной (развернутой) информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых документах (напомню, что в первых случаях потребителю предоставляется информация, извлеченная из потока сообщений и синтезированная на том или ином уровне библиографического и фактографического свертывания.). По этой причине концептографическое обслуживание можно также рассматривать как форму интерпретированного документа и фактографического обслуживания или как обслуживания, основанного на развертывании информации"[1, c. 51].
Еще одной особенностью, которая отличает концептографическое обслуживание от других, является то, что важнейшие операции концептографического обслуживания практически не поддаются формализации, и поэтому эта область еще долгое время будет "сферой приложения труда творческих работников" [1, c. 51].
Следует отметить, "что концептографическое обслуживание в области фундаментальных наук было и в значительной мере сейчас остается прерогативой самих ученых, реализующееся в основном через научную периодику и научные общества" [1, c. 52]. Концептуальное обслуживание – это практически область "самообслуживания" ученых [1].
Отметим основные виды концептографического обслуживания. Становление концептографического информационного обслуживания в сфере науки и техники следует связать с появлением первых научных журналов, которые публиковали рефераты на книги по науке или политике, а некоторые рефераты имели характер рецензий (критические рефераты), которые сопровождались "рекомендациями" или "рассуждениями по поводу". В настоящее время критико-рекомендательные рефераты постепенно исчезают из печати, но исключением остаются реферативные журналы по общественным наукам, где доля критических рефератов значительна [1]. Но как форма индивидуального информационного обслуживания, особенно руководящего состава, "развернутые рефераты" получают в последнее время все большее распространение.
Блюменау отмечает, что в последние годы в научной и технической периодике получает развитие другая форма концептографического обслуживания – аналитические обзоры. Обзорные материалы публикуются во многих периодических изданиях, выпускаются в виде отдельных трудов.
Сотрудники нашего института осваивают указанную форму концептографического обслуживания. Аналитические обзоры создаются с целью не только ориентировать педагогических работников области, а также и сотрудников института в потоке по определенному направлению (например, гуманитаризация образования или антропологический подход к образованию), но и дать оценку состояния проблемы, выявить тенденции в ее развитии, то есть его цель – интерпретированная ориентация в информационном потоке.
Следующей разновидностью концептографического обслуживания Блюменау выделяет прогнозирование. Сотрудники института (особенно на административном уровне) занимаются прогнозами в области регионального образования, привлекая к этому различные службы. Обзоры содержат аргументированную оценку существующей ситуации, тенденций, темпов и прогнозов развития выбранного направления. Примером такого обслуживания может служить представление следующих материалов, подготовленных в ООИУУ: во-первых, Программа Всероссийской конференции "Гуманитаризация образования в Оренбургской области как фактор развития региональной социообразовательной среды", а также материалы Всероссийской научно-практической конференции, подготовленные в 1997 году под руководством заместителя директора по научной работе Смирновой Н.В.; во-вторых, диссертационный материал директора института Зотовой Н.К. "Аттестация как способ повышения квалификации учителей", прошедший защиту в 1997 году; в-третьих, в стадии готовности Программа развития института.
Таким образом в рамках данной статьи представлена видовая структура сферы информационного сервиса.
Используемая литература.
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - Л: Наука, 1989.-192 с.- (Серия "Наука и технический прогресс").
2. Словарь терминов по информатике. – М.: Наука, 1971.-359 с.
3. Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. -М.: "ПРИОР",1996.-224 с.
4. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З и др. - М.:ИНФРА-М, 1997.-432 с.
5. Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. Евдокимова В.В. – СПб.: Питер,1997.-592 с.
6. Словарь иностранных слов, М., 1988.
7.Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учебное пособие / ЛГИК им. Крупской Н.К. – Л. 1989. – 88 с.
8. Философский энциклопедический словарь, М., 1986.
9. Жуков Н.И. Информация. Философский анализ. –Минск: 1996. – 154 с.
10. Шерухин Д.Е. Пути повышения эффективности работы отдела информации НИИ. – Л., 1965. – 24 с.
11. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.: 58 ил.
12. Стенюков М.В. - Секретарское дело. - М.:"ПРИОР", 1996. - 192 с.
|