Очень точно отражают состояние всего педагогического сообщества нашего региона слова Эриха Фромма: "Радость свободы, которой мы все давно добивались, оказалась отягощенной гнетом ответственности, когда мы поняли, что думать о будущем нужно нам самим". Действительно, это так, потому что настал момент, когда приходится думать о перспективах развития образования в регионе только нам самим. Учительство области, а управленческие кадры образования в особенности, без повышения своей квалификации не в состоянии обеспечивать качество образования своих учеников, поэтому сотрудники ООИПКРО понимают важность предоставления условий для повышения квалификации работникам различных образовательных учреждений.
Возможность получить необходимое образование, сменить направление деятельности, повысить квалификацию в отдельно взятой области является для современного человека жизненно важным условием не просто выживания, но и успеха в обществе. Но, как показывает опыт, далеко не всегда и не каждому работнику образовательного учреждения удается оплатить командировочные расходы во время учебы. Кроме того, вызывает неудобство длительное прерывание работы во время учебы. Именно поэтому в последние годы все более широкое распространение в практике образовательных учреждений России и других стран мира находит такая форма получения образования, как дистанционное обучение.
Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО) в течение года работает над проблемой дистанционного обучения. Необходимость использования возможностей дистанционного обучения в институте возникла не случайно. Дело в том, что в связи с экономическим кризисом в России работникам образовательных учреждений нашего региона стало проблематичным повышение квалификации и обучение на расстоянии - это один из выходов в создавшейся ситуации. Отсутствие средств на командировочные расходы в районных и городских отделах образования для пребывания на курсах повышения квалификации повлияло на снижение представительства педагогов от территорий. Это явилось одной из причин, побудивших в последние годы научные и методические структуры ООИПКРО практиковать организацию курсовой подготовки, проведение семинаров и тематических консультаций для педагогического сообщества с выездом в отдельные территории. Но опыт показывает, что далеко не всегда удается обеспечить профессорско-преподавательским составом выездные мероприятия, поэтому сотрудники института начали работать над проблемой организации учебного процесса в системе повышения квалификации работников образования с использованием элементов дистанционного обучения.
Творческим коллективом подготовлена и представлена на уровень администрации области программа развития института, в которой далеко не последнее место занимает раздел «Информатизация образовательной деятельности института». Определены основные цели и задачи информатизации, выявлены проблемы, над которыми необходимо работать сотрудникам института для достижения результатов. В программе дана общая характеристика дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогическому сообществу с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от института повышения квалификации работников образования. Информационно-образовательной средой дистанционного образования считается системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей руководителей образовательных учреждений и педагогов области.
На концептуальном уровне определены характерные черты дистанционного образования: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль руководителя курсов повышения квалификации и преподавателя, контроль качества образования, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации.
Сотрудники ООИПКРО понимают, что в ходе работы над проблемой организации учебного процесса и формированием единого информационного пространства в системе повышения квалификации решить все задачи самостоятельно без поддержки, во-первых, педагогического сообщества региона, во-вторых, главного управления образованием администрации области и управления профессионального образования будет невозможно. Решение таких социально-значимых задач, как, например: 1) повышение уровня образованности педагогического сообщества и качества образования; 2) реализация потребностей педагогов области в образовательных услугах; 3) удовлетворение потребностей образовательных учреждений региона в качественно подготовленных педагогических и руководящих работниках; 4) повышение социальной и профессиональной мобильности педагогического сообщества, его уровня самосознания и расширения кругозора должно быть приоритетным направлением в деятельности всех управленческих структур Оренбургской области.
В настоящее время в нашем регионе существует общепринятое мнение, что Оренбург является одном из самых отсталых среди городов России по применению информационных технологий в образовательной среде. Несомненно, истина в этом есть. Если посмотреть на данную проблему с разных сторон, можно выделить некоторые аспекты, определяющие особенности внедрения информатизации в образовательный процесс повышения квалификации работников образования, определить задачи, без решения которых в регионе не будет изменений. На первый взгляд, в учебных общеобразовательных заведениях Оренбуржья наблюдается компьютерная нищета и отсутствие энтузиазма ожидать перемен в лучшую сторону, так как: большая часть учебных заведений не имеет ни одного компьютера; преподавание курса информатики в большинстве общеобразовательных учреждениях, укомплектованных классами учебно-вычислительной техники, не имеет современной компьютерной базы и программной поддержки; равнодушные чиновники в лучшем случае покупают то, что им навязывают свыше, а не то, что необходимо в настоящее время для обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Однако, если посмотреть на образовательные учреждения с другой стороны, то можно увидеть иную картину:
во-первых, некоторые учителя информатики являются профессионалами в своем деле, которых знает вся область: Падалка В.М. (Александровский район), Арьков В.П. (Илекский район), Шайдуллин Р.Г. (Асекеевский район), Зобова И.А. (Курманаевский район), Карпенко В.И. (город Новотроицк), Демина Н.В. (город Бузулук), Майстренко Н.В. (город Оренбург) и др.;
во-вторых, учреждения, в которых такие учителя работают, определены опорными школами нашей области (на то есть распоряжение начальника главного управления образованием);
в-третьих, руководители районных и городских учреждений образования должны организовать комплектацию опорных школ современной компьютерной техникой с выходом в коммуникационные сети;
в-четвертых, на базе опорных учреждений образования можно будет организовать информационные центры (медиатеки) с целью формирования информационного массива, без которого невозможно повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений. Медиатека – это одно из структурных подразделений современной школы, которое дает возможность управленческим кадрам, учителям и учащимся иметь доступ к различным информационным носителям. В медиатеке могут быть сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр и телекоммуникационный центр [1].
Почему возникла потребность в сотрудничестве с опорными школами региона? Дело в том, что в условиях стандартизированного обучения в ходе курсовой подготовки необходимы такие технологии, которые позволяли бы дифференцировать процесс обучения с ориентацией на личность работника образовательного учреждения. Сегодняшний педагог должен в корне отличаться от вчерашнего. Например, Полат Е.С. в учебном пособии «Дистанционное обучение» ссылается на педагогов с мировым именем: Рейгелут (Reigeluth), Рокман (Rockman), Гершунский Б.С. и приводит их слова, посвященные проблемам стратегии образования: 1) «По мере нашего вхождения в высокоразвитое, технологическое, быстро изменяющееся информационное общество существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Нам придется принципиально переоценить и перестроить всю школьную систему, подходы, которые мы используем в обучении, способы самого учения, познания» (Рейгелут); 2) «Кризис образования, который мы сейчас переживаем, - это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции» (Рокман); 3) Российский педагог Гершунский Б.С., определив приоритеты образовательно-педагогического прогнозирования на XXI век, подчеркнул необходимость исследования «путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития - к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся; от моноидеологизации всех компонентов образовательного процесса - к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития; от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов - к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и учащихся» [1].
Общество информационных технологий, в котором мы живем, заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И современное информационное общество ставит перед институтом повышения квалификации работников образования задачу подготовки педагогов в регионе, выпускающих учащихся, способных, во-первых, самостоятельно приобретать необходимые знания для адаптации в меняющихся жизненных ситуациях; во-вторых, видеть в реальной действительности проблемы и находить пути решения их, используя современные технологии; в-третьих, собирать факты, необходимые для решения определенной проблемы, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, использовать полученные результаты для выявления и решения новых проблем; в-четвертых, работать в различных областях и ситуациях; в-пятых, самостоятельно работать над собой, развивая культурный, нравственный уровень и интеллект [1].
Итак, однозначно определяются ориентиры для стратегического направления развития образовательных систем, а именно: «интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний» [1]. На наш взгляд решить данную проблему поможет только дистанционное обучение.
Сотрудники ООИПКРО понимают, что успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала, поэтому отрабатываются различные подходы к его подготовке. В этом учебном году работники научных и методических структур ориентируются на подготовку учебного материала к курсам, предназначенным для самообразования руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В настоящее время предполагается, что для курса самообразования самым приемлемым может оказаться использование текстовой информации на бумажных или электронных носителях, а также видеозапись. В дальнейшем планируется использовать компакт-диски (CD-ROM), позволяющие обеспечить интерактивность обучающему курсу. Считаем, что в учебном материале для различных курсов возможно и целесообразно использование мультимедийных средств.
Под учебным материалом понимается информационная система, которая состоит из обобщенных и частных знаний, структурированных в соответствии с педагогическими, общими и частными дидактическими принципами, хранящимися на любых носителях информации. На основе данных носителей информации у работников образовательных учреждений, повышающих свою квалификацию, формируются общие и частные умения действовать в соответствующей области человеческой деятельности, развивать способности к самостоятельным действиям в ней. Учебный материал должен состоять из содержательных блоков, которые раскрывают основные понятия. Очень важной отличительной чертой учебного материала при дистанционной форме обучения является то, что структура этих блоков, связи между ними, последовательность и время освоения материала могут быть различны. Эффективность обучения будет зависеть от выбора маршрута следования по предоставленному учебному материалу. В дистанционной форме маршрутизация учебного материала является самым главным средством управления учебным процессом, а осуществляется она с использованием возможностей структуры гипертекста, наложенной на учебный материал. Нелинейный текст, отражающий нелинейную структуру мышления человека и логические связи понятий в тексте, называют гипертекстом. Как правило, с использованием средств гипертекста облегчается работа пользователя с учебным материалом. Одним из важнейших свойств учебного материала для дистанционной формы является его вариативность, которая неразрывно связана с вариативностью графика его освоения обучающимся [2].
Если говорить о содержании и структуре учебного материала, то его можно охарактеризовать с нескольких позиций. Заслуженный учитель школы России М.И. Изотов предлагает структурирование по времени его взаимодействия с учащимся: 1) долгосрочный материал - покрывает собой весь учебный курс по предмету и основан на изучении по традиционному академическому подходу в течение учебного года; 2) среднесрочный учебный материал - представляет собой проблемные задания, охватывающие тему учебного курса, рассчитанные на несколько месяцев; 3) краткосрочный учебный материал – содержит конкретные задачи с сопровождением теоретического материала, изучение которого рассчитано на одно-двухнедельное выполнение [2].
Работники научно-методических структур ООИПКРО в этом учебном году работают в основном над созданием краткосрочных учебных материалов, которые состоят из отдельных блоков конкретных практических задач и заданий и сопровождающего их конкретного теоретического материала. Учебный материал представляет собой систему, в которой ведущую роль выполняют практические задания, решение которых должно мотивировать изучение теоретического материала. Теоретический материал готовится в виде методических рекомендаций на традиционных носителях информации, в виде лекционных материалов на электронных носителях информации, в виде видеофильмов на видеокассетах. Отдельные массивы информационных материалов подготовлены с использованием гипертекстов.
Конечным продуктом краткосрочного учебного материала должен быть такой материал, который представляет собой последовательность учебных блоков, каждый из которых должен охватывать относительно небольшую логически завершенную часть учебного материала. В традиционных учебниках такие части отработаны по большинству предметов и оформлены в виде отдельных тем, параграфов, задачников, учебных программ. Если учебное содержание представлено и структурировано, нужно будет его организовать по современным требованиям и принципам дистанционной формы обучения. В дальнейшем, сам блок и каждая из его частей должны иметь выход на долговременный материал (электронный учебник) [2]. Электронным учебником называют информационную интерактивную систему, обеспечивающую пользователям доступ к постранично организационной информации.
Дистанционное обучение должно предусматривать гибкое сочетание самостоятельной деятельности обучающихся на курсах повышения квалификации работников образовательных учреждений с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по определенному курсу справочные материалами, и систематического оперативного взаимодействия с ведущим преподавателем и консультантами. Кроме того, в рамках дистанционного обучения очень важную роль играет организация групповой работы с участниками определенного курса. Должны быть предусмотрены совместные телекоммуникационные проекты участников курса с партнерами, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными через сеть Internet.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным при разработке соответствующих учебных материалов и итоговым со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В последнее время для таких целей все больше используются специальные WEB-страницы, которые может для себя организовывать каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия. В данном случае речь идет фактически об электронных учебниках (электронных книгах) модульного характера, имеющих очень большую специфику, и поэтому разрабатывать их должны квалифицированные ученые-методисты, владеющие компьютерными телекоммуникационными технологиями [5].
Следует отметить, что эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: 1) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого; 2) используемых при этом педагогических технологий; 3) эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; 4) эффективности обратной связи.
Применение персональных компьютеров и сетевых телекоммуникационных технологий становится все более необходимым, распространенным и относительно дешевым средством для повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений. Важно помнить, что постиндустриальное общество сменяется обществом информационным, в котором именно владение информацией будет определять подлинную ценность человека, а возможности единого информационного образовательного пространства резко возрастут с внедрением технологий дистанционного и непрерывного обучения.
В нашем регионе коммуникационная сеть поддерживает только систему управления образованием. Наступило время использовать сеть для оказания методической помощи учителям общеобразовательных предметов, педагогам дополнительного образования, работникам дошкольного образования, работникам профессионального образования. Пришло время работать над проблемой участия педагогических работников различных учреждений образования в локальных конференциях, которые будут открыты нашим институтом. Кроме того, должна быть организована работа оперативной информационной службы и системы дистанционной поддержки для педагогического сообщества нашего региона.
Чтобы обозначенные задачи были решены, важно объединить общие усилия научных и методических структур института, ученых педагогического университета, преподавателей и администрации образовательных учреждений области. Дистанционное обучение должно использовать в ходе образовательного процесса лучшие традиционные и инновационные методики, средства и формы обучения, основываясь на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Слушатели курсов могут учиться по индивидуальному расписанию в удобное для него время, они имеют право выбрать комфортное место для учебы, обеспечивается комплектом специальных средств обучения, имеют право на согласованную возможность для контакта с преподавателем очно или заочно: по телефону, факсу, электронной или обычной почтой [1].
Бесспорно, самым эффективным средством, на которое базируется дистанционное обучение, это новые информационные технологии. Но, тем не менее, достаточно широко используются и традиционные печатные издания, апробируются различные пути повышения эффективности разработки и представления информации, содержащейся в различных учебно-методических материалах.
Системой дистанционного обучения, ориентированной на работников образования, предусматриваются такие интерактивные методы контроля, как диагностика и тестирование результатов курсовой подготовки, обмен педагогическим опытом, возможность выявить трудности в индивидуальной педагогической или управленческой деятельности и внести коррективы в процесс самообразования слушателей курсов повышения квалификации [4].
Литература:
1 Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Полат Е.С. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
2 Изотов М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования / Концептуальные подходы. М., 1998. - 30 с.
3 Маслова Н.В., Андреев А.А. Проблемы биоадекватного представления учебного материала в системе дистанционного образования. // Дистанционное образование, 1998, - № 3.
4 Ваграменко Я.А., Богданова С.В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья. // Дистанционное образование, 1998, - № 3.
5 Полат Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных коммуникаций. // Дистанционное образование, 1998, - № 1.
|