Автор: Бланк Н.В. Профессиональная компетентность и проблема обобщения и распространения педагогического опыта |
Проблема обобщения и распространения педагогического опыта получила качественно иное развитие по сравнению с предшествующими десятилетиями в связи с появлением информационных технологий. Все увеличивающийся поток разнообразной информации чаще и чаще приводит к тому, что потребителю все труднее становится получать нужные сведения, отсюда противоречия, сложившиеся между: · все увеличивающимся потоком научной и эмпирической информации и возможностями ее усвоения; · большим объемом информации и интеллектуальными способностями ее переработки; · все возрастающей функциональной загруженностью педагогических работников и информационными потребностями. Выявили острый дефицит информированности педагогов-практиков о творческих находках как в области педагогической теории, так и в практике обучения и развития. Это приводит к значительному падению профессионализма педагогических работников. К этому времени в распространении педагогического опыта сложились негативные стереотипы, выражающиеся в моде на определенную тему, в описательности, нивелирующей особенности деятельности конкретного педагога, в невозможности выявить из описания опыта элементы новизны, характеризующие почерк педагога, в отсутствии показателей результативности и владении автором методами диагностики. И в конечном итоге в ориентации на опыт как на образец, подходящий всем, без учета многих факторов. Таких факторов, как условия формирования опыта (тип учреждения, классы, в которых работает учитель, профессиональный и общекультурный уровень педагога, материально-техническая база, выработанный годами стиль работы). Центр диагностических и информационных технологий института создает реальную дидактическую базу для непрерывного образования педагогических работников, т.к. на основе широкомасштабного сбора, обработки, классификации и представления пользователю информации о педагогическом опыте можно целенаправленно изменять подходы к проблеме опыта, начиная с анализа педагогической деятельности, представляя ее на технологическом уровне, следовательно оказывать влияние на профессиональную компетентность педагога. Ориентируясь на методику оценки работы учителя, разработанную представителями американской ассоциации гуманистической психологии (Дж.Хазард и др.), отечественные авторы предлагают оценить семь основных педагогических способностей (компетентностей): I - способность контролировать уровень знаний учащихся; II - способность устно и письменно предъявлять учащимся учебный материал; III - способность организовать учебную работу на уроке; IV - способность вести диалог с учащимися; V - способность использовать различные методы обучения; VI - способность насыщать общение с учащимися положительными эмоциями и чувствами; VII - способность поддерживать дисциплину на уроке. При этом I, II, III, V компетентности характеризуют методическую и предметную подготовку, а IV, VI, VII компетентности - умение учителя создавать творческую атмосферу на уроке. Распространение педагогического опыта на основе информационных технологий предполагает использование единой технологии - модульной. Модульная технология по сути своей очень близка методической работе, и если в равной степени и автор опыта и методист профессионально владеют методикой анализа, то обобщить опыт, т.е. сделать модуль легко. Модульная технология позволяет оставить квинтэссенцию опыта, то есть выделить в педагогической деятельности следующее: сущность разработанной автором идеи, причины, повлиявшие на выбранный автором подход для достижения желаемых результатов, теоретическое обоснование разрабатываемых путей, новизну, технологию обучения и развития, результативность как систему контроля за уровнем обученности и развития учащихся, трудоемкость - затраты педагога, руководителя, воспитателя, необходимые для достижения высоких результатов. Информационный банк института располагает модульным описанием опыта работы учителей нашей области. С модульной формой представления информации педагогические работники имеют дело при работе с Республиканским банком педагогической информации. Практика показала, что опыт представленный в форме информационно-педагогического модуля (ИПМ) качественно отличается от традиционных форм, страдающих описательностью, многословием и бессистемностью, но следует отметить, что определенной части педагогов необходима консультация, раскрывающая смысл и значение модульной технологии. Причинами такого затрудненного восприятия являются: 1) отсутствие навыков анализа своей деятельности; 2) неумение выделять и формулировать затруднения (противоречия) в совей деятельности; 3) отсутствие навыка представить свою деятельность целостно как технологию; 4) неумение профессионально грамотно использовать педагогическую теорию; 5) незнание или неумение создавать и использовать систему контроля уровня обученности учащихся; 6) отсутствие навыков диагностирования уровня развития способностей учащихся; 7) поверхностное знание и владение нетрадиционными методами и формами организации учебной деятельности учащихся; 8) сформировавшееся у большинства педагогических работников стремление воспринимать в опыте элементы (например, использовать элементы опыта Лысенковой С.Н., Шаталова В.Ф. и т.д.), что чаще всего приводит к негативным результатам и не формирует потребность осмысливать систему работы. В практике обучения и развития появились понятия технология обучения, технологический подход и многое другое. Перед учительством реально встала проблема ликвидации пробелов в знаниях и, причем в короткий срок. На помощь ему приходят информационные технологии, помогающие быстро посредством банков информации осмыслить и понятие технология обучения, и технологический подход, и педагогические теории обучения и воспитания и многое, многое другое, что не изучалось в свое время в ВУЗе. Осмысление "нового", но давно существующего в теории является для творчески мыслящих педагогов стимулом к самообразованию, а затем и освоению на практике. В информационном банке института в рубрике "Педагогический опыт" по модульной технологии обобщен и распространяется опыт педагогических работников нашей области. Это опытные педагоги, воспитатели, руководители, заслуженно получившие высшую категорию в ходе аттестации. В опыте их работы коллег привлекает профессионализм, свободное владение содержанием предмета, сочетающееся со значениями смежных наук, культура интеллектуального труда, потребность пополнять свои теоретические знания в области педагогики и психологии, стремление видеть в ученике личность и умение создавать каждому из своих воспитанников условия для развития способностей, навыки вариативного использования методов, приемов, способов обучения и развития, основанных на систематических знаниях. В опыте работы учителя математики гимназии № 1 г. Оренбурга Гороховой Н.В., учителя химии сш.43 г. Оренбурга Иштеряковой Р.Х., учителя литературы Комаровской сш. Ясненского района Шупенко О.В., учителя математики сш.№ 1 Красногвардейского района Кизимовой В.Н. ярко проявляется индивидуальность педагога, сочетающаяся с педагогической компетентностью. Это педагоги в совершенстве владеющие системой контроля за уровнем знаний учащихся, умеющие организовывать и обеспечивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формирующие у своих питомцев устойчивый интерес не только к предмету, но и к процессу познания. Эффективность обучения у таких учителей, составляющая сущность опыта, проявляется в общем развитии учащихся (уровне интеллектуального развития, развитии предметных знаний, креативности, в ориентации на будущую профессию). Литература |