Представила: В.И. Нефедова, заведующая Центром Диагностических и Информационных Технологий Оренбургского областного ИПКРО Интервью с учителем информатики |
Как известно, без профессионального подхода к решению проблемы результатов не добьешься. В Александровской средней школе Александровского района Оренбургской области есть профессионал с большим опытом работы и беспокойным сердцем, энтузиазм которого направлен на развитие престижа своей родной школы. Это учитель информатики – Василий Митрофанович Падалка. Было не просто построить разговор о его личных заслугах в становлении кабинета информатики, системы работы с коллегами школы и всего района по решению проблем эффективного использования компьютерной базы опорной школы района и области. Это человек удивительной настойчивости и в то же время скромности. Он говорит, что их школа – самая лучшая школа. Он не жалеет собственных сил и времени, потому что его заслуги принимаются и благодарно оцениваются на уровне администрации в районном отделе образования, в главном управлении образования Оренбургской области, в родной школе. По его стопам пошла его дочь, Оксана Васильевна, которая работает в этой же школе – этим можно гордиться!
Василий Митрофанович, как Вы начинали свою деятельность в школе, когда были у истоков школьного курса информатики и вычислительной техники? Начинал я работу учителя информатики, наверное, как многие в то время. Появился в учебном плане новый предмет. Завуч предложил кому-то взяться за это дело. Взялся. Первые годы информатика изучалась в без машинном варианте. Радовался, когда в октябре 1987 года удалось, поставить на ученические столы калькуляторы “МКШ-2”, а затем в сентябре 1987 года, после продолжительных поисков (пришлось объездить чуть ли не пол страны), были куплены программируемые калькуляторы “МК-61”. Тут уж мы начали писать небольшие программы для решения задач. Уроки информатики приблизились к вычислительной технике. Плохо было в то время с литературой по предмету, искал и добывал методические рекомендации во всех городах России. В марте 1988 года была возможность связаться с военным заводом, где началась конверсия, и они начали выпускать компьютеры “Агат-7”. Договорились о покупке 10 штук, но по приезду туда мне смогли продать только два. Их было еще недостаточное количество. Надо признать, что мне повезло с тем, что в администрации района был человек, неравнодушный ко всему новому и считающий, что ученики должны гордиться своей школой. На “Агатах работали немного. В этом же году, в ноябре, мы смогли приобрести “КУВТ-86”. На котором мы проработали до 1991 года. Программное обеспечение поддержки курса информатики состояло в основном из системы “Рига” и Барнаульского пакета А.Н.Гриценко, который я обновлял каждые пол года. Когда появился советско-американский проект “Пилотные школы” - потерял покой, но надежды не терял. Надо сказать, что когда на область по специальной разнарядке поступили всего восемь таких кабинетов, то в том, что один из них попал в нашу сельскую школу, большая заслуга главного управления образованием и учебно-методического кабинета информатики института повышения квалификации работников образования (в то время он назывался ИУУ). С первого дня работы учителем информатики я чувствовал заботу и помощь методической службы ИПКРО. Надо признать, что к тому времени в регионе активно координировалось повышение квалификации я уже смог попасть на курсы в Москву к авторам учебника (В.А.Каймин и др.), на которых я получил целостную картину того, что и как преподавать.
И с чего же Вы начали, когда Вам стало понятной роль компьютерной техники в сельской школе? У меня в школе были компьютеры “Пилотной школы”, поэтому у меня был приоритет по сравнению с другими школами нашего района. Это конечно другой уровень компьютерных классов. Сказочно яркие программные среды… Что хорошо было в этом проекте, так это то, что вместе с техникой в школу поступили программно-методические комплексы, в которых было программное обеспечение различных тем курса, книги для учеников с подбором заданий, а также методички для учителя. Это большая помощь для осуществления учебного процесса. Плохо было то, что машины нельзя было модернизировать, не было локальной вычислительной сети. Поэтому в 1993 году с помощью администрации области, я заменил центральную машину и соединил все компьютеры с помощью ЛВС “Iola”. В этом же году был куплен модем и мы начали работать в сети “PilotNer”. В январе 1996 года я сделал свою центральную машину мультимедийной. Наши ученики увидели мультимедийное программное обеспечение.
Какой технический уровень сегодня в Вашей школе? Если по порядку, то весной 1997 года приобрели сканер и цветной струйный принтер. В июле 1998 класс поставили мультимедийный компьютерный класс “Pentium – 166”, который заменили в октябре 1999 года на класс “Celeron 366”. В сентябре 2000 года открыли второй компьютерный класс. Оба класса расположены рядом и связаны Локальной вычислительной сетью. И последнее - это вход в Интернет в мае 2001 года. На этом примере я хотел показать как довольно-таки быстро происходил процесс развития вычислительной техники в нашей школе.
Кто помогал Вам в модернизации компьютерного класса? Надо сказать, что все эти модернизации, строительства кабинетов проводились собственными силами с привлечением выпускников своей школы. Все своими руками. Все эти годы я практически не видел отпуска. Хочу отметить, что я всегда использовал знания и конкретную помощь своих выпускников. Это мои лучшие помощники. Кроме этого, мне пришлось обучить чуть ли не весь район. В каждой организации, где приобретали компьютеры, нужны были люди, владеющие навыками работы на компьютеры. Поэтому на нашей базе проходили многочисленные курсы подготовки операторов ЭВМ. А вот за финансовую поддержку на приобретение модернизирующих средств и понимание необходимости в модернизации компьютерной базы опорной школы я выражаю огромную благодарность отделу образованием и лично заведующей отделом образования Александре Григорьевне Пономаревой. Хочу сказать, что без поддержки управленческой структуры района сельской школе не выжить.
|