В.И.Нефедова, руководитель Центра Диагностических и Информационных Технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Л.А.Тимченко, администратор электронной почты Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Роль информационной и аналитической деятельности в мониторинге качества образования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Войдя в третье тысячелетие, практически каждое образовательное учреждение пытается найти ответ на вопрос, который является актуальным (проблематичным) на современном этапе деятельности: Какие факторы оказывают влияние на результативность работы школы? Ответ на данный вопрос во многом зависит от местных условий, а также от сложившейся в управлении образованием организации образовательной деятельности. Совершенно справедливо пишет Дж.Уилмс в работе “Мониторинг деятельности школы. Руководство для преподавателей” о том, что “уровень работы школы, измеряемый по конечному результату, зависит от нескольких факторов - не только от организации работы самой школы и практических технологий работы, но и в значительной мере от фактора происхождения учащегося, более общих социально-экономических факторов, которые находятся вне контроля преподавателей и администрации”. Ученые отмечают, что в настоящее время для большинства исследователей очевидным является то, что существует целый спектр взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на обучение детей. При этом, наибольшее влияние на обучение детей оказывает каждый из перечисленных факторов: “биологический (физиологический), семья, класс, школа, соседи, город, регион, нация, глобальные влияния”. Ученые обращают внимание на то, что только с третьего фактора начинается влияние образования на ребенка. Это является большим препятствием “в построении адекватной реальному положению системы мониторинга, предназначенного для управления образованием”. Но нельзя не учитывать тот фактор, что возможный наблюдаемый эффект объясняется влиянием биологических факторов, а также факторов, оказывающих членами семьи или близких, с которыми ребенок живет. Учитывая, что понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии, отмечаем, что с точки зрения экологии - это “непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам”, а с позиции социологии - это “определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды”. Самым эффективным в современных условиях может быть образовательный мониторинг, как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития, а приоритетным направлением образовательного мониторинга на региональном уровне следует считать воздействие процесса обучения на личность учащегося . Поскольку образовательный мониторинг не просто копирует общие положения теории информации, а “переводит их на язык педагогики, психологии и управления”, его можно отнести как к педагогической, так и к управленческой категории. Кроме того, образовательный мониторинг может рассматриваться только с позиций системного подхода. Обязательно должно учитывается то, что “система функционирует в деятельности”. Так, например, учителя, как правило, передают содержание образования, а учащиеся усваивают его в процессе обучения и “в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг”. Нельзя также не учитывать того, что формирование данного мониторинга строится методической службой с привлечением различных специалистов в области педагогики и психологии на различных иерархических уровнях: внутри образовательного учреждения, на муниципальном уровне, на региональном уровне. При этом определяется прогноз о перспективном развитии образования в регионе с учетом деятельности на федеральном уровне. Отметим тот факт, что в последние годы региональные управленческие и методические структуры Оренбургской области особое внимание уделяют образовательным мониторинговым исследованиям. Для Оренбуржья стало традиционным ежегодное участие образовательных учреждений в международных исследований достижений учащихся в рамках проекта PISA. Достаточно активным и систематическим процессом становится участие в рамках различных процедур централизованного тестирования школьников: аттестационного тестирования выпускников 9-х и 11-х классов, абитуриентского тестирования выпускников 11-х классов и компьютерного дистанционного тестирования учащихся старших классов в рамках проекта “Телетестинг”. Так, например, под руководством Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, являющегося региональным представительством Центра тестирования Министерства образования России, в рамках различных процедур централизованного тестирования (абитуриентского, аттестационного и проекта “Телетестинг”) в 2000/2001 учебном году в образовательных учреждениях Оренбургской области был проведен очередной этап мониторинга качества общего среднего образования. Целью данного исследования является получение данных о состоянии подготовки учащихся старших классов региона по школьным предметам: русский язык, алгебра, физика, химия, информатика, биология, история, обществознание, геометрия, литература, география на основе тестирования учащихся. Выборка учащихся по школам Оренбургской области специально не проводилась, был использован массив более из 24 тысяч выполненных тестов учащимися различных образовательных учреждений из разных территорий региона. Для проведения тестовых процедур были задействованы образовательные учреждения центральной, восточной и западной зон Оренбургской области. Итоги централизованного тестирования анализировались на основе методик, разработанных экспертными группами Центра тестирования Министерства образования РФ и Московского государственного университета, в результате чего были получены статистические данные, характеризующие результаты тестирования. Для выявления проблем, оказывающих позитивное и негативное влияние на результаты обученности учащихся старших классов по предметным областям, работает группа экспертов научных и методических структур Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. Определены трудные для усвоения вопросы в каждой из предметных областей, в начале учебного года будут подготовлены методические рекомендации для педагогического сообщества региона по устранению выявленных проблем. Для работы образовательных учреждений, методических служб всех уровней и органов управления подготовлен анализ результатов регионального мониторинга качества образования в общеобразовательной школе по основным предметным областям в рамках трех различных процедур централизованного тестирования: ; аттестационное, бланковое (18512 тестов); ; абитуриентское, компьютерное (972 теста); ; дистанционное в рамках проекта “Телетестинг” (4673 тестов). Научные и методические структуры Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования традиционно работают над подготовкой аналитической справки по итогам централизованного аттестационного тестирования – самого массового из всех. В справке указываются положительные и отрицательные тенденции по результатам независимой экспертизы знаний учащихся и рекомендациями к работе над выявленными проблемами методическим службам и педагогам региональных образовательных учреждений. Аналитические справки по итогам централизованного тестирования будут отправлены по электронной почте в каждый отдел образования, а также могут быть доступны любому представителю педагогического сообщества Оренбургской области через региональный банк педагогической информации, формируемый сотрудниками Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. Для тестирования были открыты 36 территориальных пунктов на базе опорных школ Оренбургской области и ИПКРО, подготовлены специалисты отделов управления и методических служб для организации процедуры тестирования и специалисты главного управления образованием и ИПКРО для выполнения контролирующих мероприятий в ходе тестирования. Ежедневно с каждым пунктом тестирования поддерживалась коммуникационная связь, передавались информационные, инструктивные, методические и рекомендательные материалы, а также отчеты по итогам тестирования. Традиционно самые востребованные предметы в нашем регионе – биология (4468), русский язык (3537), алгебра (1998), геометрия (1724), физика (1694), химия (1445), история (1418):
По географии было выполнено 944 теста, по обществознанию (11 класс) – 585 тестов, по литературе (11 класс) – 518 тестов. Самое маленькое число тестов выполнено по информатике (11 класс) – 181 тест и это объяснимо. Во-первых, информатика, несмотря на повышенный интерес к нему большей части учащихся, – сложный предмет, его не могут выбирать многие выпускники. Во-вторых, выпускники выбирают в качестве аттестационного экзамена информатику не часто, так как в высших учебных заведениях вступительные экзамены по информатике – крайняя редкость. Обработка данных проводилась сканированием бланков ответов учащихся в Центре диагностических и информационных технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования и отправкой протоколов по каналам Интернет в Центр тестирования Министерства образования России в Москву. Конечные результаты по всем предметам были получены по следующей схеме: один балл за каждое правильное задание из первой части теста плюс экспертная оценка (от 0 до 2) за задания из второй части. Для перевода тестовых баллов в традиционную школьную оценку Департаментом образовательных программ и стандартов была разработана специальная шкала, которая рекомендована для перевода тестового балла централизованного тестирования в пятибалльную шкалу оценок. По итогам централизованного аттестационного (бланкового) тестирования отметим одну характерную особенность, которая проявлялась в ходе тестирования по всем предметам. Тестируемые не учитывают требований к записи ответов в заданиях части “В”, в которых необходимо написание самостоятельно полученных ответов на вопросы. Кроме того, что они делают грамматические ошибки в написании слов (не только по русскому языку, а по другим предметам), демонстрируют неумение представить решение задачи по точным наукам в окончательном виде с требуемой по условию задачи точностью (алгебра, геометрия, физика, химия). Все это сказывается на результатах. Конечно, обидно, что из-за неточного заполнения бланка ответа или написания ответов с ошибками при верном логическом рассуждении при выполнении тестов результат, прямо скажем, мало удовлетворяет выпускников современной школы и их родителей. Переживают и педагоги за низкие показатели в ходе независимых процедур тестирования. Однозначно верную позицию для устранения всех негативных моментов при этом выбрали специалисты главного управления образованием Оренбургской области и методических служб различных уровней, которые используют результаты не как “кнут”, а как региональные проблемы, которые можно решить только совместными усилиями. Считаем необходимым в данной статье остановиться на, пожалуй, самом эффективном и оперативном исследовании – централизованного дистанционного тестирования в рамках проекта “Телетестинг”. Процедура тестирования проводится в течение всего учебного тура во время школьных каникул и это дает возможность учащимся работать в ритме соревнований, сравнивая свои результаты в разных турах тестирования. В рамках данного проекта 2001 год - это не первый сезон компьютерного централизованного тестирования. Первая дистанционная Олимпиада “Телетестинг-97” была проведена в соответствии с приказом ректора 19-24 мая 1997 года в МГУ и являлась новой экспериментальной формой проведения предметных олимпиад для старшеклассников. Целью данной олимпиады было выявление и привлечение в престижные высшие учебные заведения страны и, в частности, в МГУ наиболее талантливых и подготовленных выпускников школ из различных регионов России. Данное тестирование организуется через широкую сеть региональных представительств. Региональные центры “Телетестинга” есть по всей России, в том числе и в Оренбурге. В Оренбурге региональным представительством центра тестирования МГУ является Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО), на базе которого в осенние, зимние и весенние школьные каникулы 2000/2001 учебного года выполнено 4673 теста, из них: Ø 1838 тестов в осенние каникулы Ø 468 тестов в зимние каникулы Ø 2367 тестов в весенние каникулы. Для сравнения: в 1999/2000 учебном году на базе ООИПКРО было выполнено всего 109 тестов. В 2001 году заявлял себя организатором “Телетестинга” и Оренбургский государственный университет (ОГУ), на базе которого было выполнено более 80 тестов. К сожалению, результаты участников тестирования на базе ОГУ нами не учитываются, так как наш пункт тестирования имеет право доступа только к общей статистике пункта тестирования ОГУ. Считаем, что от региона должно быть одно представительство, координирующее открытие территориальных пунктов – областная методическая служба ИПКРО, располагающая кадровым потенциалом, многолетним опытом работы в мониторинговых исследованиях по качеству знаний учащихся региона и опытом сотрудничества с управленческими структурами областного, городского и районного уровней. По сравнению с традиционным бланковым централизованным тестированием, организуемым Всероссийским центром тестирования Министерства образования, “Телетестинг” позволяет обеспечить качественно новый уровень стандартизации, достоверности и оперативности в сборе и обработке данных за счет использования современных компьютерных и информационных технологий. В начале 2000/2001 учебного года казалось, что осенний тур централизованного компьютерного тестирования побил все рекорды даже самого многочисленного весеннего “Телетестинга” 2000 года. В нем выступало 12239 участника, было пройдено 29353 теста (из них 1838 из Оренбургской области), приняло участие 108 региональных центров России (в три раза больше, чем в осеннем туре прошлого года). В осеннем туре “Телетестинга” наш регион впервые принимал участие, но достаточно активно (в прежние годы мы были участниками только весенних туров “Телетестинга”). Но весенний тур показал, что “Телетестинг” стал еще более востребован выпускниками школ. Стимулом нового скачка в расширении масштабов “Телетестинга” во время весеннего тура, по-видимому, стало распространение информации о введении единого экзамена. Всего по России было выполнено свыше 46 тысяч тестов, из них в Оренбургской области – свыше 4 тысяч тестов (для сравнения в прошлом году - около 26 тысяч тестов, из них в Оренбургской области – всего более 100 тестов). Всего в “Телетестинге-2001” по России было зарегистрировано свыше 3880 компьютеров, на которых были установлены программы (в прошлом году - около 2600). Региональные организаторы должны были прислать в оргкомитет коды этих компьютеров, чтобы тестовые программы заработали. Так что в олимпиаде нельзя участвовать на своей домашней машине, а следует прийти обязательно в специализированный компьютерный класс. В принципе такое количество компьютеров дает возможность привлечь к участию в “Телетестинге” уже сейчас свыше 140 тысяч человек! Тенденции к возрастанию числа участников процедуры тестирования в России и в нашем регионе говорят о высокой востребованности данной процедуры независимого контроля знаний учащихся. Среди отдельных центров (юридических лиц-организаторов) первое место по массовости в весеннем туре “Телетестинга” завоевал Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ответственный организатор - Тимченко Леонид Анатольевич), сумевший связать в областную сеть больше всех компьютеров (343 компьютера в 28 пунктах тестирования) и провести на них 2367 тестов. Технология проведения тестирования не имеет значительных изменений по сравнению с прошлыми турами. На экране появляется тестовое задание с четырьмя ответами, из которых участник должен выбрать один, наиболее верный с его точки зрения. В зависимости от предмета заданий в тесте от 50 до 70. На каждый вопрос отводится не более двух минут времени и право каждого тестирующего – самостоятельно распределять время в зависимости от готовности выбрать нужный ответ. Это очень важная деталь, позволяющая старшекласснику самостоятельно принимать решение в распределение предоставленного ему времени для работы с выбранным тестом. В процессе выполнения теста программа определяет уровень знаний участника и за неточный ответ школьнику предъявляется больше легких заданий. При этом правильно сделанный выбор ответов поощряется и тестируемый получает более сложные ответы, что и оценивается соответственно (так называемое “адаптивное тестирование”). Задания выбираются компьютером индивидуально для каждого участника из общего банка, содержащего более 700 заданий по каждому предмету, обновляющихся ежегодно. Для каждого регионального центра “Телетестинга” в Интернете создан специальный раздел, доступ к которому есть только у координатора. Перед началом тестирования территориальные пункты тестирования получают тестовые материалы и пароли к ним. По окончании тестирования ежедневно к определенному часу из территориальных пунктов тестирования по электронной почте в региональный центр собираются тестовые протоколы ответов в архивах, которые создает сам компьютер после ответа участника тестирования. Ежедневно в конце рабочего дня на закрытом разделе в Интернете производилась обработка тестовых протоколов в режиме диалога со специальной программой “Телеробот”, что позволяло через несколько минут узнать баллы участников своего региона. Участники тестирования могли видеть свои предварительные результаты на следующий день через представителей территориальных пунктов тестирования. В весеннем туре появилась очень важная деталь в процедуре тестирования, позволяющая каждому участнику по своему индивидуальному коду ежедневно отслеживать свой рейтинговый уровень по любому из предметов среди российских школьников. Кроме того, у участников “Телетестинга” появилось право выбора пункта тестирования, в котором он регистрируется, получает свой личный код и выполняет выбранные тесты. В каждом туре один и тот же участник не имеет право на тестирование в разных пунктах тестирования, так как отслеживается общая база данных участников и в случае повторной регистрации результаты анулируются. Серьезно подошли к апробации эксперимента по проведению дистанционного компьютерного тестирования в своих опорных школах начальники территориальных отделов образования, на базе которых за осенний и весенний туры “Телетестинга” выполнено более чем 100 тестов: Оренбургский ГОО, Александровский РОО, Орский ГОО, Сорочинский РОО, Бузулукский ГОО, Красногвардейский РОО, Тоцкий РОО, Бугурусланский ГОО. Особо следует отметить сельские районы: Александровский (420 тестов), Сорочинский (355 тестов), Красногвардейский (182 теста), Тоцкий (158 тестов), в которых централизованное тестирование – единственный способ проверить свои знания, выяснить уровень знаний по выбранным предметам и увидеть свой результат в рейтинговой шкале своих сверстников по России. Позитивным моментом является то, что с опорными сельскими школами и с малыми городами Оренбуржья в настоящее время налаживается устойчивая коммуникационная связь (например, Александровский, Сакмарский, Саракташский, Сорочинский районы, города Медногорск, Бугуруслан, Бузулук). Интернет позволяет каждому ученику и учителю принимать участие в процедурах контроля знаний по выбранным предметам, определять для себя программу для самообразования после репетиционных туров, уверенно готовиться к основному (весеннему) туру централизованного тестирования. Кроме того, каждый ученик имеет возможность видеть свой уровень знаний и выбирать для себя высшее учебное заведение. Уже в 2001 году имеется опыт Московских высших учебных заведений, которые приглашают учащихся, имеющих сертификаты централизованного тестирования Министерства образования РФ, для собеседования, для дополнительного тестирования, для участия в олимпиаде. По итогам этих мероприятий учащиеся зачисляются в высшие учебные заведения. Позитивным моментом является также и то, что впервые принимали участие в компьютерном дистанционном тестировании ряд территорий, которые апробируют работу своих компьютерных классов (Адамовский РОО, Акбулакский РОО, Красногвардейский РОО, Курманаевский РОО, Курманаевский РОО, Переволоцкий РОО, Сакмарский РОО, Северный РОО, Тюльганский РОО, Ясненский РОО). С гордостью отмечаем, что за осенний и весенний туры первого учебного года в новом тысячелетии в 28 территориях Оренбургской области области появился опыт работы в дистанционных тестирующих процедурах. Основной тур “Телетестинга” выявил кандидатов в победители. Впервые на победу в многоборье претендовал представитель Оренбургской области – Кондрашов Сергей (г. Оренбург, лицей №1). Его результаты в таблице из пятидесяти первых кандидатов на призы в многоборье (дипломы от МГУ и премии от “Первого сентября”) следующие: осенью – 2 место, а весной - 12 место в Российском рейтинге. Десятки лучших участников “Телетестинга” получают в этом году путевку в Москву на телеигру “Я знаю все” (канал ТВ-6), где они смогут проявить себя на глазах миллионов телезрителей и побороться за призы от компании LG. Лучшие результаты осеннего тура по отдельным предметам участников Оренбургской области приведены в итоговой таблице результатов на сайте www.teletesting.ru, где указаны пункты, в которых проходили тестирование наши лидеры, код участника, предмет и процентиль, показывающий процент учащихся, справившихся с тестом хуже, чем данный участник. Таким образом, каждый из участвующих может видеть свой результат. Лучшие результаты согласно договору допустимо использовать в открытой статистике и региональным пунктам тестирования. Анализ результатов показывает следующие положительные тенденции по итогам централизованного дистанционного компьютерного “Телетестинг-2001” в регионе: 1. По итогам осеннего, зимнего и весеннего туров на сайте www.teletesting.ru можно видеть лучшие результаты по отдельным предметам более 120 участников нашего региона. Это почти 3% от всех участников. 2. По итогам весеннего тура “Телетестинга” заказали и получили сертификаты министерства образования РФ 161 участник нашего региона, что составляет 7%. Сертификаты имели возможность получить те участники, баллы которых соответствовали следующей шкале: по математике – 629 баллов и выше, по остальным предметам – 568 баллов и выше. Сертификаты заказывали сами участники тестирования, если их устраивали достигнутые результаты. Сертификаты предназначены для представления в качестве вступительной оценки в высшие учебные заведения и аттестационной в образовательном учреждении. 3. По итогам осеннего, зимнего и весеннего туров более 1200 учащихся (это почти 30% из всех участников) получили справки (сертификаты) от организаторов “Телетестинга” – за результаты, достойные школьных оценок “4” и “5”. 4. Возрос процент полученных баллов, соответствующих школьной оценке “5” по таким предметам, как: история (от 1% до 7,8%), информатика (от 1% до 6,8%), словесность (от 4% до 3,7%), английский язык (от 0% до 3,5%), химия (от 1% до 4,4%), математика (от 2% до 4,6%). 5. Незначительно, но также возрос процент полученных баллов, соответствующих школьной оценке “5” по физике (от 3% до 3,7%). 6. Нет изменений между результатами осеннего и весеннего туров по проценту полученных баллов, соответствующих школьной оценке “5” по географии (от 3% до 3,1%) и по биологии (2% и 2%). 7. Значительно снизился процент баллов, достойных школьной оценке “2” почти по всем предметам: химия (от 59% до 26,7%), информатика (от 49% до 33,9%), математика (от 34% до 24,1%), физика (от 29% до 19,5%). 8. Несколько ниже стал процент баллов, достойных школьной оценке “2” по истории (от 26% до 21,2%), по биологии (от 40% до 35,4%), по английскому языку (от 32% до 27,9%) и по словесности (от 25% до 23,2%). Отмечаем, что осенью наряду с учащимися 11-х и 10-х классов принимали участие 9-классники, причем, если осенью доля участия 9-классников составляла 1%, то весной – 20%. Естественно, что на низкий процент баллов, достойных школьной оценки “5” по некоторым предметам повлияло не достаточное знание некоторых разделов предметной области участниками из 9-х классов. Мы солидарны с организаторами “Телетестинга” и искренне надеемся на то, что в ближайшее время самые лучшие вузы России будут конкурировать между собой в стремлении пригласить наших победителей “Телетестинга”. Отметим положительный фактор региональной образовательной политики на примерах работы приемных комиссий высших учебных заведений Оренбургской области в 2001 году. Впервые в этом году приемная комиссия Оренбургского государственного педагогического университета принимала в качестве вступительных экзаменов на все факультеты абитуриентов по сертификатам централизованного тестирования. Оренбургский государственный университет принял решение о приеме выпускников школ на отдельные специальности, но при условии, если предъявлены сертификаты по трем предметам. Оренбургский аграрный университет принял решение о приеме абитуриентов по сертификатам централизованного тестирования на отдельные факультеты. Эти высшие учебные заведения Оренбургской области приняли такие решения после изучения преподавателями и представителями ректората организационных моментов процедуры тестирования регионального представительства – ИПКРО. Они вполне доверяют независимой процедуре компьютерного централизованного тестирования и принимают в свои ряды лучших выпускников школ. Организация и проведение социологических и мониторинговых исследований в Оренбуржье показывают, что непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем своевременного информирования начальников территориальных управлений образованием о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций не может быть эффективным без информационной и аналитической деятельности в системе управления качеством образования в регионе. Накопленный в институте повышения квалификации работников образования опыт информационно-аналитической работы позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, важные для реализации в перспективе. Опыт работы Центра диагностических и информационных технологий дает возможность говорить как о широких возможностях, так и об объективных ограничениях аналитической деятельности в настоящих условиях работы. За это время выработаны некоторые подходы к налаживанию системы обмена необходимой аналитической информацией с районными и городскими отделами образования. В регионе создана мониторинговая система отслеживания “качества образовательной деятельности на уровне территорий, образовательных учреждений”, отдельных предметных областей. Мониторинг формируется “как многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели учебных достижений учащихся” и с 1997 года и включает в себя результаты независимого централизованного тестирования выпускников общеобразовательных школ; результаты достижений учащихся образовательных учреждений Южного округа города Оренбурга “на основе регионального тестового инструментария” по отдельным предметным областям (математика, русский язык, физика и история); результаты плановых инспекторских контрольных срезов, проводимых службой Главного управления образованием; текущие показатели успеваемости учащихся, результаты предметных олимпиад, аттестационные результаты выпускников школ, показатели поступления в средние и высшие учебные заведения. Целесообразно посвятить несколько слов обсуждению проблемы реализации только одной функции управленческой деятельности – контрольно-аналитической, как наиболее сложно реализуемой в профессиональном, личностном и психологическом плане. Как и любой вид деятельности в образовательном учреждении, мониторинг достижений учащихся должен быть под контролем у управленческой службы, которая на основе обратной связи вырабатывает перспективный план реализации намеченных задач. Перед руководителями отделов образования возникают проблемы, требующие совместных усилий управленцев различных уровней для их оперативного решения. Поэтому важно, чтобы каждое образовательное учреждение располагало достаточной информацией для решения определенной задачи. Как известно, основными назначениями управленческой деятельности любого образовательного учреждения являются: во-первых, защита интересов государства, обучающихся, родителей, педагогов, во-вторых, обеспечение системы образования региона или школы объективными конкретными данными о состоянии дел, в-третьих, выявление позитивных и негативных тенденций в системе образования и перспективное планирование развития системы образования в регионе или образовательном учреждении. Причем, свою работу необходимо строить на принципах объективности, демократизма, гласности. Думаем, что недопустимо не учитывать такие моменты, как недовольство со стороны отдельных учителей в связи с вторжением механизмов оценки извне в их отношения с учащимися, а также результаты оценки профессиональной деятельности учителя в ходе повышения квалификации. На данном этапе работы неоценимую пользу может принести хорошо организованная информационно-аналитическая деятельность как в отдельно взятом образовательном учреждении, так и в региональном образовательном пространстве. Институт повышения квалификации под руководством главного управления образованием с 1994 года организует мониторинг профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, включающий в себя социологический опрос слушателей курсовой подготовки по строгой выборке, основанной на демографических и профессиональных показателях работников образования региона; социологический опрос слушателей курсов с целью выявления информационных потребностей; диагностические процедуры по отслеживанию уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в ходе курсов повышения квалификации; экспертиза профессиональной компетентности работников образования по теоретическому направлению аттестации. Аналитические материалы с результатами социологических исследований помогут внести корректировку во многие виды деятельности как отдельного образовательного учреждения, так и целого региона. Первый этап социологического мониторинга состоял в исследовании уровня готовности педагогического сообщества к осуществлению поставленной перед образованием цели по обеспечению учебно-личностных достижений учащихся. Кроме того, он выполнил еще и задачу подведения итогов работы ООИПКРО и управленцев образовательных учреждений по созданию социально-психологических и социально-профессиональных условий для реализации заданной цели. Одной из главных задач этого этапа мониторинга являлось определение степени готовности педагогического сообщества региона к введению инновационных изменений, соответствующих постановке обозначенной цели: информированность, осмысление, готовность поддержать, степень профессиональной компетентности. Анализ результатов текущего этапа мониторинга должны помочь поставить новые цели регионального образования, а затем разработать новые программы деятельности, осуществлять поиск технологий, адекватных современным требованиям, и готовить кадры для их реализации. В 2001 году завершена работа по первому этапу социологического исследования, определяющего личностные достижения выпускников общеобразовательных школ региона. В анкетировании приняли участие около 1800 выпускников основных и общеобразовательных школ Оренбургской области, ответы которых помогли управленческим и методическим структурам отделов образования определить концептуальные подходы в системе образования, ориентированные на личностные потребности учащихся на основе аналитических результатов данного исследования. На основе полученных результатов по отмеченным выше направлениям деятельности сотрудники Оренбургского областного ИПКРО готовят информационно-аналитические материалы, предоставляемые на различные уровни управленческих и методических служб образовательных учреждений и отделов образования. Конечно же нельзя не отметить, что проявляются объективные факторы, которые ограничивают эффективность информационно-аналитической работы не только института, а всего региона. К ним относятся отсутствие развитой и апробированной в практической деятельности аналитической базы, а также систематизированного и исчерпывающего информационного фонда с мощным справочным аппаратом, сетей телекоммуникаций, позволяющих использовать фонды внешних организаций. Кроме того, ограничено использование современных фактографических и текстовых информационно-поисковых систем, по этой причине общий свод и обобщение всех необходимых фактов приходится вести “вручную”, работать с массивами документов, опираясь на знания и интуицию сотрудников. На основе опыта работы выявилось, что эффективная работа любой информационной службы, обслуживающей потребителей специальным кругом задач, зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач, непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов, понимание их информационных потребностей, умения интерпретировать полученные результаты и принимать решения. Очень сложно сформулировать требования к ожидаемой информации. Это трудно сделать даже заказчику. Поэтому можем заявить, что выявление специфических информационных интересов определенного круга потребителей (управленческие службы, методические службы и пр.) представляет собой одну из самых сложных задач информационной службы. Именно от ее решения будет зависеть степень эффективности информационно-аналитической деятельности в регионе. Считаем, что полноценно решить данную проблему невозможно из-за отсутствия времени на тщательное изучение информационных интересов потребителей. Уточнение отдельных информационных потребностей возможно в ходе самой работы, но и это практически невозможно сложившимися традициями, в частности коммуникационными барьерами. Дело в том, что в органах управления региона нет традиций интенсивных неформальных вертикальных коммуникаций между сотрудниками разного иерархического уровня. Например, информационные потоки из школы далеко не все поступают в управление образованием. Или даже в отдельно взятом отделе образования не принято обмениваться информационными и аналитическими материалами между службой специалистов и службой методистов без вмешательства начальника отдела! Но самое сложное – это то, что в системе информационного обслуживания в России сложилась порочная традиция, связанная с коренным недостатком всей традиционной бюрократической системы принятия решений: поступающая информация крайне редко используется для оптимизации принимаемых решений и рассматривается как ее ресурс. К сожалению, не только в нашем регионе, во всей России не накоплен достаточный опыт информационного обслуживания в режиме целенаправленного поступления необходимой информации для анализа альтернатив и представления ее в соответствующем виде. У нас это до сих пор остается искусством, а не технологией, как в аналогичных западных системах. В современных условиях требуется выработка собственной региональной политики, а именно идеологии и способов социального управления, учитывающих состояние, возможности, особенности и традиции региона. Следовательно, обновление управления системой образования должно быть непосредственно связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности, как одного из основных инструментов управления качеством образования. Информационно-аналитическая деятельность – это один из приоритетных мыслительных “шагов”, которые, при сохранении их определенной последовательности, способствуют конструированию (обнаружению, выбору, созданию) оптимального пути решения той или иной проблемы. При этом анализируется состояние системы образования в связи с состоянием внешней среды и состоянием субъекта разрешения проблемы. Далее формулируется выявленная проблема, которая могла возникнуть из-за несоответствия между состоянием системы и состоянием субъекта. Следующим шагом является сбор и анализ доступной информации о причинах и факторах возникновения проблемы, а также возможных внешних влияниях на деятельность по разрешению поставленной проблемы. Считаем одной из приоритетных характеристик любой системы, определяющей эффективность ее функционирования, содержание и направленность информационных потоков. С целью создания системы информационно-аналитической деятельности на региональном уровне важно определить содержание, а также сформировать потоки информации и определить доступность к ним на соответствующих уровнях управления. Каждый руководитель органов управления не может эффективно работать без обязательного минимума информации о состоянии и развитии процессов, которые они курируют и должны оказывать управленческие воздействия. Следовательно, для принятия решений должны быть разработаны и четко определены на региональном уровне требования к наполнению информационных потоков. Бесспорно то, что информация должна быть объективной, максимально полной по объему, предельно конкретной и востребованной, поэтому для проектирования системы управления качеством образования требуется переосмысление управленческой деятельности, должны быть расставлены соответствующие акценты в должностных обязанностях специалистов в отделах управления образованием всех уровней в регионе. Используемые материалы и литература: 1. Гутник Г.В. Информационно-аналитическая деятельность в системе управления качеством образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Региональные проблемы информатизации образования”. – Пермь: 1999 г. с. 177-179. 2. Смирнова Н.В. Понятие “проектно-ориентировочной интеллект”. Достижения учащихся как результат образовательной деятельности: Сборник статей. – Оренбург: изд-во ООИПКРО. Ч.II, 1998. с.29-47. 3. Кирикович Т.Е. Мониторинг качества образования – субрегиональный уровень (некоторые аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Региональные проблемы информатизации образования”. – Пермь: 1999 г. с. 195-198. 4. Калина И.И., Смирнова Н.В. Инновационный подход к управлению региональной системой образования. Теоретический журнал КРЕДО. – Оренбург: №10, 1998. 5. Об организации информационно-аналитических исследований в органах государственного управления (разработка Аналитического Центра Администрации президента РФ, 1994 г.). – Материалы ресурсов Internet. 6. Краткий отчет об итогах репетиционного тура Всероссийского дистанционного тестирования “Телетестинг-2001”, подготовленный руководством Центра тестирования МГУ "Гуманитарные технологии" и генеральным директором объединения педагогических изданий “первое сентября” А. Соловейчиком. 7. Статья Ларионова А.Г., Серебрякова А.Г., Соловейчик А.С., Шмелева А.Г. "О принципиальных условиях педагогически оправданного применения тестовых технологий" (http:///www.teletesting.ru). 8. Статистические материалы по итогам "Телетестинга-2000г" (http:///www.teletesting.ru). 9. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии .- 1999.-№ 1-2. С. 10-21. 10. Майоров А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. - 1999.- № 3.- С. 66-85. |
||||||||||||||||||||||||||||||||