В.И.Нефедова, руководитель Центра Диагностических и Информационных Технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования
Статья представлена в журнал «Информатика и образование» Модернизация школьного образования: проблемы и перспективы
|
||||||||||||||||
Одной из особенностей современной социально-образовательной ситуации является в большей, чем когда бы то ни было ранее, самостоятельности образовательных учреждений. С одной стороны это активизирует творческие силы педагогических коллективов, содействует развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях. С другой стороны, образовательные учреждения стали нуждаться в средствах “самозащиты”, что значительно усложняет процесс управления и требует его качественного преобразования. Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс. Дело в том, что в условиях модернизации школьного образования необходим процесс управления все более “социальный”, требующий не просто тщательного анализа запросов населения, но и “глубокого изучения внутренних ресурсов школы, способных обеспечить эффективность образовательного процесса”. Кроме того, необходимо учитывать и согласовывать достаточно противоречивые интересы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей. Для удовлетворения разнообразных запросов потребителей необходима достаточно совершенная образовательная система, “располагающая широким спектром образовательных услуг” [1] . Чтобы образовательное учреждение заняло престижное место, необходим целый комплекс управленческих решений, направленный на “осовременивание и усовершенствование профессиональных знаний и умений, приведение их в соответствие с изменяющимися требованиями рабочего места, а также в связи с предстоящим техническим переоснащением трудового процесса”. Весь педагогический коллектив образовательного учреждения и его руководство должны пройти “модернизирующее обучение” – обучение тому, что стало необходимо знать и уметь в силу происшедших в жизни изменений для решения актуальных проблем [2] . Прежде всего отметим общецивилизационную проблему, характерную для многих развитых стран мира, - это стандартизация образования. Актуальность проблемы в том, что в настоящий момент содержание общего образования во всем мире обнаруживает глубокие противоречия. Например, противоречия “между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными интересами и способностями, между логикой науки, ее постоянным усложнением и реальными познавательными возможностями школьников, между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности и многие другие”. Отмеченные нами противоречия носят глобальный характер, поиск путей их разрешения ведется во всех странах мира. Причем, проблема не решена как в государствах с децентрализованной системой образования (США, Великобритания, Канада, Австрия), так и в государствах, где всегда использовались единые государственные учебные планы и программы (Франция, Япония, Китай и др.). В России результатом гуманизации общественного сознания и демократических реформ конца прошлого века явилось разнообразие типов учебных заведений и учебных планов, активное формирование рынка платных образовательных услуг, право выбора учебного заведения и учебных образовательных программ. В системе управления образованием “вырабатываются новые основы построения отношений между органами управления федерального, регионального и местного уровней, к выработке новых функций центрального местного аппарата управления образованием”. Поэтому возникает потребность в разработке и использовании “сбалансированной разноуровневой системы управления образованием, учитывающей специфику современного социально-экономического развития России и ее регионов, переориентации управления на развитие региональных образовательных систем” [3] . Для работы в рамках такой системы управлением возникает потребность в профессиональных руководящих кадрах, которые не просто развивают в себе “умение управлять путем самообразования”, что считалось достаточным до настоящего времени. Учреждению в условиях модернизации школьного образования требуется не просто должность “директор школы” или “руководитель”, а сложная профессиональная деятельность, к которой руководителя необходимо готовить как “компетентного профессионала-управленца” [4] , способного реализовать образовательные стратегии, заложенные в основу образовательной политики. В новом тысячелетии преобладают личностно ориентированные стратегии, предполагающие, что личностно ориентированное обучение будет учитывать “индивидуальные задатки, способности и возможности ученика”, передовые педагогические и информационные технологии не только для овладения каждым учеником определенной суммой знаний, умений, навыков, но, что значительно важнее – для развития личности ученика” [5] . В последние годы современная школа ориентирует педагогическое сообщество на воспитание человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном информационном обществе. При этом делается аспект на то, как важно понимать, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношения человека с миром. Это новые ростки цивилизации, с которыми человечество вступило в XXI век, называемый веком информации. Особенно важна ориентация на использование современных информационных технологий, которые: ; открывают доступ к нетрадиционным источникам информации; ; повышают эффективность самостоятельной работы; ; дают совершенно новые возможности для творческого подхода в деятельности работников школы и учащихся. Выпускник образовательного учреждения любого типа не будет чувствовать себя комфортно, если у него будут отсутствовать умения и навыки в восприятии доступной ему информации и использовании ее в конкретной ситуации. Он должен при этом знать и применять самостоятельно пути наиболее продуктивного способа добычи и обработки информации. Координатором самостоятельной деятельности и помощником в работе с информационными потоками учащегося в школе является учитель. Перед учителем стоит задача - помочь учащемуся ориентироваться в информационных потоках и использовать возможности информационных технологий при выполнении самостоятельной работы и реализации учебных проектов. Обязанности директора современной школы - создать условия учителю по использованию имеющихся глобальных ресурсов в профессиональной и самообразовательной деятельности, а также стимулировать его для совершенствования своих профессиональных и личностных качеств через образовательные услуги последипломного образования. Совокупность устойчивых навыков эффективного использования достижений цивилизации субъектами образовательного процесса, а именно воспитание мотивации и навыков применения информационных технологий в повседневной деятельности, определяется как информационная культура. Считаем, что компонентами информационной культуры выпускника современной школы должны быть использование возможностей различных систем поиска информации, умение работать с различными источниками информации (традиционными в том числе), владение основными способами переработки информации, использование полученной информации для решения практических жизненно важных задач. Почему так важно владеть этими навыками ученику современной школы? Дело в том, что год от года количество необходимой школьнику информации возрастает. Это серьезная проблема современной школы и она в принципе не может быть решена без изучения в школе основ системного анализа, который необходимо изучать в школьном курсе информатики, так как именно информатика занимается информационными моделями. Освоение основных понятий и элементарных приемов системного анализа не требует использования компьютера, поэтому важно владеть безмашинным способом обработки больших объемов информации, так как большая часть информации человечеством обрабатывается в настоящее время и будет обрабатываться всегда без вмешательства современных технических средств. Молодежь, имеющая доступ к современным компьютерным сетям с безграничным объемом информации, сталкивается с серьезной проблемой, а именно отсутствием навыков обработки доступной информации. Дело в том, что компьютер может быть полезным человеку при обработке информации лишь в том случае, если умения его в обработке информации не отсутствуют полностью. Не имея навыков в обработке информации, бесполезно использовать такой дорогостоящий инструмент как компьютер. Несмотря на то, что последние годы в России, а также и в нашем регионе достаточно активно обсуждается проблема использования компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, до сих пор для большей части учителей и учащихся компьютер не является общедоступным средством обучения. Исключением являются элитные школы больших городов и отдельные экспериментальные площадки или опорные школы в городах и селах страны. Например, в Оренбургской области можно отметить ряд образовательных учреждений, в которых компьютерный класс является достаточно востребованным для использования в учебном процессе учителями, учениками и административными работниками: Александровская средняя школа Александровского района, Черноотрожская средняя школа и средняя школа №2 в Саракташском районе, гимназия №1 в городе Бугуруслане, Светлинская средняя школа в Сакмарском районе, лицей №1, гимназии №1, №2, №3 в городе Оренбурге, Дедуровская средняя школа в Оренбургском районе и др.. Однако, рассматривая регион в целом, картина достаточно негативная. Школа в настоящее время не готова принять компьютерный класс как современное учебное средство. К сожалению, это именно так, несмотря на то, что техническое оснащение школ вполне достаточное для использования информационных технологий и ресурсов Интернета в образовательном процессе. Под управлением главного управления образованием школы Оренбуржья с 1999 года оснащаются современными компьютерными классами, которые активно входят в жизнь учащихся и педагогических коллективов. Сегодня более пятидесяти опорных школ нашего региона оснащены современными компьютерными классами с выходом в Интернет. Все сельские школы в рамках Федеральной программы “Компьютеризация сельской школы” готовы к установке хотя бы одного современного компьютера. В ближайшее время в регионе будет решена проблема выхода во всемирную Сеть не только опорных школ, но и расположенных в глубинке сельских школ. Сегодня не может решить обозначенную нами проблему об использовании компьютерного класса как современного учебного средства и система постдипломного образования, которая особое внимание уделяет подготовке кадрового потенциала для образовательных учреждений различных уровней и типов по проблемам использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Подготовка кадров к реализации данной проблемы должна быть систематической, предусматривающей практическую направленность приобретаемых во время обучения знаний. Работники образовательных учреждений должны воспринимать компьютер как необходимый инструмент, а не искусственную среду периодического использования. Как правило, компьютерные классы в школах используются в качестве современного технического средства обучения, в мониторинговых исследованиях качества образования с использованием методик и технологий централизованных процедур тестирования в дистанционных формах, в качестве поисковой среды необходимой и актуальной педагогической информации, в качестве инструмента для организации электронного делопроизводства в управленческой деятельности. Школьные учителя информатики соревнуются друг с другом в формировании банков компьютерных учебных программ и библиотечных ресурсов на различных носителях информации. В последнее время стало модным готовить информацию о себе и представлять в Интернете. В работу включаются и учителя и школьники. Это типично не только для школ Оренбургской области, современные российские и зарубежные школы еще не один год будут работать в таком режиме. Чтобы изменить данную ситуацию и эффективно использовать возможности компьютерного класса необходимо некоторое время. Для того, чтобы компьютерные и информационные технологии являлись в полной мере современными учебными средствами, требуется изменение мировоззренческих позиций не только педагогов и директоров школ, но и учащихся, а также их родителей. Позитивным примером в реализации этого перспективного направления деятельности является работа педагогических коллективов опорных школ Оренбургской области по включению всего педагогического коллектива и управленческого аппарата в непрерывный образовательный процесс по решению проблем информатизации образовательного учреждения. Сегодня под руководством главного управления образованием и научно-методическим обеспечением Оренбургского областного ИПКРО в регионе работают в единой концептуальной парадигме с учетом проблем модернизации школьного образования около 50 опорных школ, из которых для сельских учителей – более 40 опорных школ. Эти школы являются пунктами информационного доступа единой региональной образовательной среды. На их базе перед началом учебного года завершается первый этап очно-заочных курсов для 980 руководящих работников сельских школ, вовлекающий их в мир компьютерных и информационных технологий. . Для многих школьников и работников образовательных учреждений компьютер становится естественным средством познания окружающего мира, таким же, как печатная продукция для предыдущих поколений. Складывается впечатление, что больше и проблем-то нет в образовании… Однако впереди – самое сложное. Дело в том, что, используя возможности современных информационных и коммуникационных средств, учитель должен уметь построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы у его учеников возникла потребность в использовании компьютерной базы в самообразовательной деятельности, используя информационные массивы на домашнем компьютере в дополнение к работе с традиционными источниками информации. Кроме того, в ближайшие годы вполне распространенным взаимодействием учителя и учащихся будет общение через коммуникационную сеть. Но для того, чтобы ученик или учитель могли получить полноценное образование при использовании дистанционных форм обучения, они должны быть готовыми заниматься самообразованием. Самообразование - это сложный вид деятельности, который предполагает и освоение информационных ресурсов в том числе. Информация и информационные процессы, протекающие в системах различной природы, являются новыми составляющими мировоззрения современного школьника, изучить которые возможно при условии использования всех доступных инструментов и в первую очередь основных школьных дисциплин (информатика, математика, физика, химия, история, география и пр.). Исследования показывают, что намного сложнее научиться работать с информацией и понимать сущность информационных процессов, чем использовать ее в готовом виде. Ученые считают, что важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях информационного общества играет курс информатики. Бесспорно, что формированию информационной картины мира способствуют многие другие школьные предметы, однако только курс информатики позволяет каждому ученику обобщить и систематизировать полученные знания на том уровне, который соответствует лично ему в определенный период времени. В последнее время педагогическим сообществом на российском уровне активно обсуждается проблема перехода на 12-летнее школьное образование. Самым важным и основополагающим принципом обновления содержания школьного образования является принцип “личностной ориентации” [6] , который предполагает постепенный переход на экстернатную систему получения образования. Причем, обязательным условием является развитие творческих способностей учащихся, учет их интересов и склонностей, а также выстраивание индивидуальных образовательных траекторий по дифференцированным ориентациям. Современное школьное образование ждет от организаторов образовательного процесса реализации принципа “личностной ориентации”, столь необходимой и желанной для заказчиков образовательных услуг – учащихся и их родителей, педагогов и директоров школ. Для решения выделенных нами проблем были проведены социологические исследования, результатами которых располагают Администрация Оренбургской области, Главное управление образованием и Оренбургский областной ИПКРО, территориальные отделы образования, являющиеся главными стратегами региональной образовательной политики. В перспективном развитии региональной образовательной среды учтен социальный заказ, выявленный в результате социологических исследований: “Профессионально-личностная готовность педагогических и руководящих кадров области к обеспечению учебно-личностных достижений учащихся”, в котором участвовало более 380 работников образования; “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся”, в ходе которого было опрошено около 1800 выпускников школ городов и сел. Анализ результатов социологического исследования “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся” показал некоторые тенденции, требующие внимания работников образования всех уровней. Выявлено, что приоритетными направлениями образовательных учреждений сельских и городских школ является учебная и познавательная деятельности, однако недостаточное внимание уделяется “развитию творческого, коммуникативного, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности”. Выпускник современной школы отмечает не достаточное внимание формированию проектно-ориентированного мышления, позволяющего выработке умений “выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации”. Выявлен также не достаточный уровень формирования информационной культуры учащихся. Выпускникам школ даются готовые знания, а ориентация учащихся на самостоятельный поиск дополнительной информации, необходимой ему для решения определенной задачи не всегда имеет место. Отмечена также недостаточность квалификационной помощи в профессиональной ориентации и познании себя, что является одним из условий формирования жизнеспособной личности. [7] Степень освоения умений и навыков ориентации в информационном пространстве у выпускников 2000 года школ Оренбургской области показывает, что различия в зависимости от статуса места проживания наблюдаются только в данных, касающихся умения пользоваться Интернетом. С удалением от областного центра показатель умения пользоваться Интернетом еще более понижается:
Выявлено, что на селе значительно выше показатель использования в качестве источников информации газет и журналов, а также телевидения: Ø газеты и журналы - 0,86 балла (для сравнения: Оренбург - 0,78, Орск - 0,78, малые города - 0,79 балла), Ø телевидение - 0,82 балла (для сравнения: Оренбург - 0,78, Орск - 0,75, малые города - 0,78 балла). По итогам социологического исследования сделаны выводы о том, что “роль школы, как субъекта образовательного и развивающего процесса, имеющего предполагаемое высокое значение в передаче и развитии богатства культуры и языка, на практике не осуществляет в полном объеме эту важную функцию” [8] . Как мы видим, выделенный нами круг проблем современной молодежи Оренбургского региона, выявленный в ходе социологического исследования, подтверждает своевременность и безотлагательность модернизации школьного образования. Что следует понимать под модернизацией школьного образования? Какие требования оно предъявляет к учителю? Каковы функции современного руководителя школы? Все эти вопросы волнуют педагогическое сообщество Оренбургской области. Ведущие ученые России отмечают результаты социально-психологических исследований, которые показывают, что “любой работник хочет чувствовать себя сначала личностью, индивидуальностью и только потом работником. Предоставление ему такой возможности обеспечивает успех в управлении”. [9] Современная школа станет престижной в условиях развития и совершенствования мастерства учителя, имеющего стимул к профессиональной самореализации. Это создается только в благоприятных условиях труда, что подтверждает утверждение: “Из всех показателей оценки школы главным следует признать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому” [10] . В этом и состоит андрагогическая составляющая современного образования. Диагностические и прогнозируемые материалы ученых говорят о том, что “…переживаемая нами эпоха – это эпоха посттоталитарного развития, когда все социальные и общественные институты, человеческое сообщество в целом и каждый человек в отдельности переживают известную раздвоенность: прежний порядок идеализируется, новый вызывает отторжение и страх”. Сегодня педагогическое сообщество с раздражением и негодованием отвергает то, что им предлагается в условиях модернизации школьного образования: уступить место лидера ученику, признать право ученика на самообразование (значит, на возражение, непослушание), согласиться с тем, что для учителя или директора приоритетно будущее ученика, а не самого учителя или директора школы. Мы говорим об изменении функции социально-образовательных институтов в связи с развитием “полифункциональной модели образования”, результатом которых является внутреннее изменение общества, вышедшего из “тоталитаризма”, но не имеющих еще демократических традиций [11] . Мы пытаемся рассматривать процесс становления гражданского общества с приоритетным правом гражданина, что в нашем случае применительно к школе означает “становление гражданской школы с приоритетным правом учащегося”. Таким образом, чтобы наименование “гражданская школа” стало обоснованным, должна быть изменена вся “идеология педагогического дела, дух школы, ее концепция” [12] . Но, как известно, все инновации всегда приносят хлопоты и некоторые опасения. Это происходит даже если речь идет о коррекции отдельных программ обучения: многое подлежит пересмотру, от чего-то следует отказаться, что-то важно сохранить. При этом каждый из членов педагогического коллектива должен критически оценить свой опыт работы, скорректировать ее с ситуацией региона и выстроить новую личную концепцию деятельности на ближайшие годы. В научной литературе немало примеров о привнесении в социально-психологический эксперимент неких перемен. Например, если усилить гуманитарное направление образования, ввести новые предметы, то… позитивный эффект несомненно можно получить: учителя получат творческую работу и будут наполнять содержанием новые курсы, ученикам будут казаться интересными уроки. Но вопрос стоит в том, насколько стойким окажется полученный эффект в дальнейшем? Позитивный результат может быть только при условиях приема изменений системой образования и учета условий образовательной системы в ходе эксперимента. На опасность быстрого угасания эффекта нововведения указывают многие опыты 60-х годов, в которых “падение эффективности, как правило, было связано с тем, что либо система не отвечала эксперименту (не принимала), либо эксперимент игнорировал систему”. Следовательно, модернизация понимается не как “некие локальные изменения в той или иной области”. Модернизация – это “способ преодоления взаимного отчуждения института образования и личности”. Отметим самые важные черты данной модернизации: [13] Ø высвобождение личности, предоставление права выбора, цели и способа социальной деятельности; Ø “рационализация” поведения, связанная не только с обычным комплексом знаний, но в первую очередь с ценностным образованием; Ø защитная функция педагогического регулирования – на всех этапах развития личности; Ø высвобождение социально-образовательного института из-под политического, религиозного, националшовинистического давления; Это модернизация образовательных моделей в связи с полифункциональным характером образования. Для того, чтобы привести в практическое действие модернизацию школьного образования, необходимо “проиграть” (отработать) предлагаемые наукой теоретические модели (сценарии) модернизации: [14] 1. Тип “опережающей модернизации” предполагает необходимость подготовки для себя правовой и финансовой базы и определение структуры, а не содержания, поэтому новые формы образования не всегда подкреплены соответствующей научно-методической базой. “Опережающая модернизация” захватывает своей новизной, возвышает инициаторов модернизации и в собственных глазах и в глазах общества. При этом активно работают все личностные механизмы, наблюдается эмоциональный подъем, умение принимать решения в сложных ситуациях. 2. Тип “запаздывающей модернизации” демонстрирует отставание происходящих внутри института изменений в сравнении с изменениями других институтов и общества в целом. 3. Тип “рецидивирующей модернизации” несет в себе черты запаздывающей модернизации и отличается тем, что она зависит от того, что вообще всякая новизна входит в жизнь трудно. При этом все трудности относятся к огрехам концепции модернизации в целом. “Запаздывающая” и “рецидивирующая” модернизации дают шанс испытать чувства первооткрывателей (в своем учреждении), хотя на самом деле это не так и коллеги уже работают в этой модели. Современная школа, выбрав для себя любую из рассмотренных нами моделей модернизации школьного образования, прежде всего работает над сплочением творческого коллектива учителей, способного реализовать намеченные планы. Современный учитель… Каким он должен быть, чтобы удовлетворить требованиям модернизации школьного образования? Портрет современного учителя может быть разным в зависимости от того, кем он готовится: учениками, родителями, административными работниками образовательного учреждения, чиновниками департаментов и министерств образования или самим учителем. Ученые считают, что произошла смена парадигмы образования и, следовательно, стал иным приоритет в образовании. Практически “со времен Герберта и Песталоции” до конца прошлого века приоритет был за деятельностью учителя, в настоящий момент модернизацией образования “приоритет четко обозначается за деятельностью учения”, где задачей учителя является организация самостоятельной деятельности ученика и обучение самостоятельно полученные знания применять в практической деятельности. Учитель должен владеть методами и технологиями обучения, позволяющими не “усваивать готовые знания”, а самостоятельно их приобретать и отстаивать свою точку зрения [15] . Учитель для ученика является человеком, которому, также как и родителям, доверяют, к мнению которого прислушиваются. Это особенно типично для школьников, живущих в сельской местности. Например, социологическое исследование “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся” в Оренбургской области показывает, что тенденция, выявленная в анализе всего массива, в предпочтении обсуждений своих планов на будущее с родителями сохраняется по отдельным территориям, но наблюдается некоторое отличие в доверительном отношении к учителям в обсуждении своих планов на будущее. Заметим, что чем далее от областного центра, тем более значима роль учителя в обсуждении перспективных планов ученика:
Какими качествами должен обладать руководитель современной школы, чтобы спрогнозировать и реализовать учебно-воспитательный процесс с учетом смены парадигмы образования? Каковы должны быть требования к руководителю современной школы? В учебном пособии “Менеджмент и организация”, подготовленном Государственной Академией управления, обозначена острая потребность в таких специалистах, которые за достаточно короткий срок должны создать в своем учреждении систему управления, обеспечивающую высокую эффективность, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. В нашем случае – это рынок образовательных услуг. Для выполнения своих сложных и ответственных функций, менеджеры должны обладать специальными теоретическими знаниями и способностью использования их в своей повседневной деятельности в управлении учреждением. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую группу “составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу” в области менеджмента: умение обосновать и принять точное решение в жесткие сроки; быть информированным по всем актуальным проблемам своего учреждения и учреждений своих коллег; испытывать потребность в использовании современных информационных технологий, средств коммуникации и связи. Вторая группа требований к профессиональной компетентности менеджеров связана с их “способностью работать с людьми и управлять самими собой”: владеть искусством управления человеческими ресурсами и налаживанием внешних связей; способность к самооценке и потребность в непрерывном повышении своей квалификации [16] . Руководитель современной школы осуществляет управление школой, в которой “ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности школьного коллектива и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школой”. Ученые выделяют два основных понимания руководства учреждением: “рационалистическое и поведенческое”. Рационалистическое понимание руководства – это реализация функции руководства с позиции “кнута и пряника”, основанного на отношениях власти и подчинения. Такой подход к руководству вполне подходит к репродуктивной деятельности и эффективен там, где требуется исполнительский характер по заданному шаблону. Поведенческое же понимание руководства предполагает создание условий для реализации своих интересов каждым членом коллектива, в то же время достичь одновременно и целей всего учреждения. Это очень сложный подход к руководству, но он направлен на эффективность работы членов всего учреждения, предполагает понимание общей цели, ожидание известных результатов, удовлетворение от собственного вклада в общее дело, создание социально-психологического климата в коллективе для продуктивной работы. При таком подходе к руководству основной акцент делается на побуждение (мотивацию) к творческой, профессиональной и добросовестной работе [17] . Анализ научных исследований проблемы профессионально-личностного роста руководящих кадров образовательных учреждений показывает наличие противоречий между социальными требованиями к руководителю образовательным учреждением и недостаточно высоким уровнем профессионализма руководителя современного образовательного учреждения. Данные противоречия активизируют систему последипломного образования для поиска путей развития творческого потенциала руководящих кадров. Современное образовательное учреждение любого типа в целях выживания решает широкий спектр задач, для реализации которых необходима эффективная система повышения квалификации руководящих кадров образовательных учреждений, основанная, прежде всего, на использовании информационных и компьютерных технологий, а также передовых форм обучения. Руководитель современной школы должен обладать знаниями и умениями, отличными от традиционных форм управления. Руководитель образовательного учреждения в настоящее время в праве распоряжаться новейшими педагогическими и информационными технологиями, причем он должен ими владеть в совершенстве. В связи с тем, что его коллеги (подчиненные) – учителя, которые сейчас получили возможность активизации творческой деятельности в процессе учебно-воспитательного процесса и имеют право на составление авторских программ по предметам, директор школы обязан выделять приоритеты в концептуальных подходах к обучению и методике преподавания по всем предметным областям, психологических особенностях процесса познания. Ученые отмечают, что “чем выше образовательный уровень членов коллектива, чем более творческий характер имеет работа, тем менее продуктивным будет рационалистический подход к руководству. Особенность педагогической деятельности состоит в том, что по своему характеру она является творческой. Но, кроме того, атмосфера в педагогическом коллективе, отношения между учителями и учениками имеют большое воспитательное значение. Через наблюдение этих отношений и включение в них учащиеся осваивают определенные нормы и ценности, определенные образцы социальных взаимоотношений. Поэтому, осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом, директор школы и его заместители должны иметь ввиду, что они создают ту среду, в которой учащиеся познают социальную действительность” [18] . Очевидно, что возникают потребности в новом содержании, в новых формах подготовки и повышении квалификации руководящих кадров образовательных учреждений. Причем, современные социальные условия диктуют необходимость в непрерывном обучении руководящих кадров, так как отработанная годами схема обязательного повышения квалификации один раз в пять лет не устраивает руководителя современной школы. Управленец, который работает над престижем своего образовательного учреждения, в настоящее время поставлен в условия непрерывного самообразовательного процесса. Кроме того, он вынужден осваивать новые направления деятельности, основанные на информационных и компьютерных технологиях, без которых не может эффективно управлять учреждением. Примечательно то, что в ходе самообразовательного процесса управленец в праве использовать различные средства обучения и различные источники информации, причем он имеет возможность в выборе направления и содержания своего обучения. Считаем важным отметить, что обучаемый может добиться успехов в повышении квалификации при условии владения умениями интеллектуального труда и свободного доступа к различным информационным массивам. Современное общество заинтересовано в том, чтобы руководители образовательных учреждений были способны самостоятельно и оперативно принимать решения, профессионально решать проблемы, адаптироваться к условиям, которые имеют место в современном образовательном мире. Для подготовки руководителей образовательных учреждений, отвечающих отмеченным требованиям, в нашем регионе необходимо оперативно решать целый спектр проблем. На наш взгляд немаловажным может быть вовлечение каждого директора школы в активный познавательный процесс, предусматривающий применение им на практике знаний теории управления, четкого осознания того, где, с какой целью и каким образом имеющиеся знания могут быть использованы в процессе управления учреждением. Для этого необходимо использовать возможность широкого общения с коллегами из других учреждений своего региона, регионов России и стран мира. Именно профессиональное общение может помочь руководителю построить реальную модель образования для своего образовательного учреждения. Кроме того, важно продумать механизм управления созданной моделью, который позволит видеть позитивный результат в образовательной деятельности региона или образовательного учреждения. Например, могут быть такие проблемы: что и как делать, чтобы выпускники школы были работоспособными и имели успех в жизни?; что понимать под качеством образования?; может ли образование быть качественным в отдельно взятом образовательном учреждении или регионе? Эти вопросы относятся к глобальным вопросам в условиях модернизации школьного образования. Управленец должен быть готов к решению любой из возникающих проблем. Он должен умело ориентироваться во всех управленческих проблемах и успешно их решать, используя при этом информационные ресурсы единого регионального образовательного пространства и глобальной Сети. Современные информационные технологии способны вовлечь руководителей образовательных учреждений в непрерывный процесс познавательной деятельности, предусматривающий наряду с традиционными и дистанционные формы обучения, которые на наш взгляд, наиболее разумно использовать в непрерывном образовательном и самообразовательном процессах руководящих работников любого ранга. Предлагаем посмотреть на современного работника образовательного учреждения (учителя, директора или его заместителя) с учетом андрагогической составляющей, которая, на наш взгляд, является приоритетной в период модернизации школьного образования. Каждый из них должен уметь адекватно оценивать свои успехи и определять задачи для успешной профессиональной самореализации (самоидентификации). Он должен уметь выделять свои сильные профессиональные, методические и личностные стороны, принимать к сведению позитивные стороны общения с коллегами, а также отслеживать и фиксировать все проблемы, которые возникали в общении с учениками, родителями, коллегами, администрацией на разных ступенях. Каждый член коллектива современной школы должен иметь программу образовательной деятельности, предусматривающую концептуальные подходы к его профессиональному и личностному росту и детализированный план на ближайший год. [19] Это важно. Причем, это особенно важно для молодого специалиста. В условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые “ставят людей перед необходимостью мобильно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. В то же время и сам человек постепенно все больше осознает свою самоценность и уникальность, свою роль в трансформации общества и его конструировании”. Образ современного человека ассоциируется с образом человека, способного “выстраивать свою жизнедеятельность”. Современный человек должен обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать “ценности самосовершенствования” [20] . Именно этими качествами должен быть наделен работник современной школы в условиях модернизации образования. Помогать ему в этом призваны в первую очередь андрагоги в постдипломных образовательных учреждениях.
[1] Вершловский С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – 242 с. (- с.116-122) [2] Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.-Воронеж. – 1995. – с.88. [3] Калина И.И. Образование как фактор развития региона. Интервью с начальником Главного управления образованием Оренбургской области И.И. Калиной. // Человек и образование. Научно-информационный бюллетень ООИПКРО. – 2001. - № 5. - с.5-9. [4] Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории, практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / Под редакцией В.И.Подобеда, Н.П.Литвиновой. Книга 5. Управление образованием взрослых / Под редакцией В.И.Подобеда, А.И.Жилиной. – СПб.:ИОВ РАО, 2000. – 1888 с. (с.95-96) [5] Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с. (с.50-51) [6] Салахов В.М. Переход на 12-летнее образование - это реальность. // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - с.11. [7] Мухамеджанова Н.М. О концепции Оренбургского национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования // Научно-информационный бюллетень “Человек и образование”. ООИПКРО. – 2001. - №5. – с.32-33. [8] Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся // Справка об итогах социологического исследования. Зотова Н.К., Садчикова О.К., Тимченко Л.А. , Нефедова В.И. и др. - 2001. [9] Вершловский С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – 242 с. (- с.117). [10] Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы “школы общечеловеческих ценностей” // Моделирование воспитательных систем. – М., 1995. – с.79. [11] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1998. – 279 с. (- с.152) [12] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1998. – 279 с. (- с.153) [13] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1998. – 279 с. (- с.155) [14] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1998. – 279 с. (- с.155) [15] Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с. (с.49)
[16] Менеджмент организации. учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., акбердин Р.З и др. – М.: ИНФРА-М. 1997. – 432 с. (-с.14). [17] Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией Лазарева В.С. – М.: Центр социальных и экономических исследований. – 1995. – 158 с. (- с.7-8). [18] Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией Лазарева В.С. – М.: Центр социальных и экономических исследований. – 1995. – 158 с. (- с.8-9). [19] Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1999. – с.123 (- с.94-96). [20] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – 242 с. (- с.100-101). |
||||||||||||||||