Н.К. Зотова, ректор Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Нефедова В.И., руководитель Центра Диагностических и Информационных Технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Статья представлена в журнал «Информатика и образование», 2001 год Информационная среда образовательных учреждений: |
Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования представляет проект “Информационная среда образовательных учреждений северо-западной зоны Оренбургской области”, в котором наши коллеги увидят и мы надеемся, что позитивно оценят стратегичность идей и необходимость реализации проекта для построения современной модели регионального образования Считаем, что реализация данного проекта необходима для системы образования Оренбургской области и предлагаемая нами модель должна быть воплощена в жизнь нашим учреждением, являющимся главным региональным методическим и научным центром в системе повышения квалификации работников образования, которое на протяжении ряда лет занимается данной проблемой. Мы работает в тесном сотрудничестве со многими партнерами, нас объединяет решение одной жизненно-необходимой в настоящее время проблемы – развитие единой образовательной информационной среды. Мы имеем опыт социального партнерства с нашими главными координаторами в управлении качества образованием регионального и Российского уровней. Отметим некоторые из направлений: ; областная Администрация Оренбургской области и Главное управление образованием по реализации регионального проекта “Развитие Областного института повышения квалификации работников образования на 2000-2003 годы”; ; районная администрация и отделы образования по региональному проекту “Информатизация регионального образования”; ; Министерство образования России - в рамках российского и международного проектов достижений учащихся и Московский государственный университет - в рамках проекта “Телетестинг” по мониторинговым исследованиям учебных достижений школьников; ; Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (г.Москва) и Санкт-Петербургский институт образования взрослых по проблемам моделирования системы последипломного образования; ; Совет ректоров высших учебных заведений региона по проблемам интеграции усилий для достижения качества регионального образования; ; Оренбургский государственный университет в рамках ассоциации “Университетский округ”; ; Оренбургский государственный педагогический университет в рамках ассоциации образовательных учреждений, готовящих педагогические кадры; ; Оренбургский государственный аграрный университет в рамках эксперимента по формированию модели единого национального экзамена; ; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования города Ростов-на-Дону – по проблемам дистанционных форм повышения квалификации учителей. Благодаря сотрудничеству с каждым из отмеченных нами партнеров мы представляем наш проект, который должен стать основой для построения современной модели регионального образования. В рамках данного проекта предлагается модель, позволяющая сделать реальные шаги для приближения педагогов к актуальной информации по проблемам образования в целом и регионального образования в частности. Главное назначение проекта состоит в мировоззренческой перестройке педагогических кадров, что является необходимым условием для решения социальных проблем региона. Научиться пользоваться информацией, иметь потребность в поиске необходимой информации, владеть навыками поиска информации, получать концептуальную разнонаправленную информацию по одной проблеме и уметь интерпретировать ее - вот стратегические цели, для решения которых, безусловно, нужна управленческая воля. Новизной предлагаемой модели является длительное и тесное партнерство образовательных учреждений с управленческими структурами. Отличие от прежних моделей в том, что специалисты управленческих структур будут включены не только в организационную и финансовую деятельности, но и в содержательную сторону последипломного образования педагогов, направленную на социокультурную самоидентификацию личности учителя. Что побудило нас к созданию модели проекта “Информационная среда образовательных учреждений северо-западной зоны Оренбургской области”? Основным мотивом является стремление организовать систему последипломного образования работников образования так, чтобы для них образование являлось неотъемлемой частью жизненного процесса. Мы прекрасно понимаем, что сегодня учителю важно иметь доступ к тем знаниям, которые необходимы ему для его духовного роста или для практической реализации при решении конкретной задачи. Наша задача - удовлетворять потребности педагогического сообщества региона и приложить все усилия к тому, чтобы сделать образование в регионе максимально открытым и доступным через единую образовательную систему. В нашем проекте мы решаем проблемы, связанные с последипломным образованием взрослых людей. Учитель, имея один или несколько дипломов о высшем образовании, требует к себе большего внимания, чем молодежь. Не требует доказательств тот факт, что традиционные формы образования позволяют обучаемому получать знания огромными блоками (модулями), в то время, как приобретать знания неизвестно для каких целей становится все более не рациональным. Следовательно, необходимо создать учителю условия для эффективного обучения: предоставить свободу выбора содержания, организации и форм обучения; использовать практический опыт и запас знаний при организации учебного процесса; обеспечить участие в определении содержательного уровня обучаемого; оказать помощь в осознании эффективности учебной работы; использовать способность продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности (отождествление себя с возрастом, культурой и сферой деятельности). Образование должно быть таким, чтобы помочь учителю в поиске самоидентификации в культурных формах. Приоритетным здесь является общекультурное образование, которое в отличие от профессионального образования, делает акцент на формирование человека с неповторимой индивидуальностью с учетом духовного и культурного обогащения личности. Образование взрослых является для человека институтом вторичной социализации, предполагающее широкий спектр направлений поиска идентичности. Проблема, на которую направлен наш проект, состоит в том, чтобы договориться с управленческими образовательными структурами, выступающими в роли наших партнеров, о важности организации последипломного образования, как государственного дела, которое идеологически, законодательно и материально обязано поддерживать стремление к дальнейшему обучению специалиста. Различные формы повышения квалификации должны финансироваться предприятиями и управлениями, заинтересованными в профессиональном росте своих сотрудников без отрыва от работы. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса для широкого вовлечение работников является обучение на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры. Для этого необходимо создать сеть территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования, что позволит 3000 педагогических работников северо-западной зоны области системно повышать квалификацию и иметь доступ к актуальной информации. Мы прекрасно понимаем, что для реализации нашего проекта необходимо решить ряд проблем: ; привлечение управленческих структур областного, районного, городского и школьного уровней к открытию территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования педагогических работников, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения; ; обеспечение условий для определения содержательного уровня самим учителем с учетом своего практического опыта и запаса знаний; ; предоставление свободы учителю в выборе содержания, организации и формы обучения; ; организация защиты разработанных информационных модулей к образовательным программам не только перед коллегами из ИПК, но и перед руководителями территориальных отделов образования. ; создание условий для продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности учителя; ; формирование творческих групп учителей для включения в непрерывный процесс самообразования. Для решения заявленной нами проблемы два года тому назад был создан проект по открытию образовательного центра в городе Бугуруслане для педагогических работников северо-западной зоны Оренбуржья: Асекеевского, Матвеевского, Северного, Абдулинского, Бугурусланского районов и города Бугуруслана на условиях, оговоренных договором между Главным управлением образования Оренбургской области, главами администраций, заведующими районных и городских отделов образования северо-западной зоны и институтом повышения квалификации. В настоящее время такой образовательный центр создан, он финансируется совокупно всеми участниками договора, реализует образовательные программы, разработанные сотрудниками ИПК. В их реализации участвуют ученые и методисты ООИПКРО и северо-западной зоны региона. Создана материально-техническая база: выделено здание для филиала, определены опорные школы для практических занятий, имеется общежитие. В образовательном центре работают штатные методисты по предметным областям. Очередной этап реализации данного проекта предусматривает использование базы опорных школ – пунктов доступа информации в районах северо-западной зоны, создание информационных массивов, позволяющих педагогическим работникам осваивать образовательные программы, подготовку специалистов, способных принять эту информацию и использовать ее в педагогической деятельности. Определяя приоритеты в деятельности по проекту, нами определена цель проекта: создать информационную среду для реализации образовательных программ повышения квалификации и аттестации педагогических работников предметных областей северо-западной зоны Оренбургской области и формирования системы взаимосвязи между административно-управленческой системой и системой образования как обязательного условия единой образовательной и управленческой политики региона. На ближайшие сроки намечены такие задачи проекта, как: ; создать сеть пунктов информационного доступа на базе опорных школ северо-западной зоны региона, территориальных отделов образования, филиала Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования в городе Бугуруслане; ; подготовить на базе Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования специалистов для работы в опорных школах; ; сформировать содержание информационных модулей, входящих в образовательную программу повышения квалификации и аттестации педагогических работников региона; ; сформировать информационные банки данных по следующим модулям образовательных программ повышения квалификации и аттестации педагогических работников: философия, психология, педагогика, предметные блоки. Что ты ждем от реализации данного проекта? На первом этапе его реализации мы ожидаем, что: ; будут созданы семь территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования (на базе шести опорных школ и филиала ООИПКРО в городе Бугуруслане; ; более 3 тысяч педагогических работников северо-западной зоны Оренбургской области будут иметь возможность получать необходимую им информацию для профессионального и личностного роста на основе планирования региональной системы повышения квалификации; ; региональный банк педагогической информации, включающий в себя информационные материалы по образовательным модулям “Философия образования”, “Психология”, “Педагогика” и “Предмет”, станет основным источником повышения квалификации; ; будет апробирована новая технология привлечения местных ресурсов региональной системы образования, которая позволит решать социально-профессиональные проблемы учительства в любом из регионов России. Считаем, что данный проект имеет выгоду для территориальных отделов образования, института повышения квалификации и для образовательных учреждений. Предлагаем вам наше видение этой проблемы для различных категорий и служб, приведенных ниже. Для учительства проект позволит: ; обращаться к актуальной информации по содержанию, технологиям в удобное время, в свободной форме; ; работать с различными уровнями информации (от понятий по проблемам до широкого содержания); ; получать адресную помощь от профессиональных кадров института повышения квалификации как главного методического центра в регионе; ; получать возможность сравнивать собственный опыт с опытом коллег, оценивать его и предлагать на рынке образовательных услуг; ; формировать информационную культуру педагога, без которой невозможно говорить о социально-профессиональной мобильности педагогических кадров, решающих в новой парадигме образования задачу подготовки жизнеспособной личности Для организаторов образования проект позволит: ; решить проблему поддержания современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров; ; иметь информационную базу для идентификации районной системы в системе образования области и России; ; провести мониторинг учебных и личностных достижений школьников. Для работников системы повышения квалификации проект позволит: ; иметь дополнительный ресурс трансляции актуальной информации к потребителю с учетом его социального заказа и современных тенденций в образовании; ; формировать рынок образовательных услуг. Для сообщества в целом проект позволит: ; повысить информированность участников образовательного процесса о тенденциях образования, о результатах деятельности регионального образования, о путях получения образования, результатом которого является жизнеспособная личность; ; изменить тип отношений между управленческими и образовательными структурами, который качественно меняется и переходит в партнерские отношения, предполагающие формирование цивилизованной модели распределения средств и совершенствования системы образования; ; провести аналитическое исследование по социально значимым региональным проблемам в образовательной области и определить пути их возможного решения; ; на практике реализовать модель партнерского взаимоотношения управленческих структур и обучиться технологиям социального партнерства, совершенствующие процессы взаимодействия. Предполагаем, что проект будет осуществлен сообществом, в которое входят представители исполнительной власти (главы администрации районов) и руководители региональной системы образования (заведующие территориальными отделами образования, заведующие территориальными методическими кабинетами), а также специалисты Главного управления образованием, сотрудники института повышения квалификации, так как именно они могут решать вопросы материально-технического обеспечения проекта и являются заинтересованными структурами в создании информационной среды в регионе для поддержания современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, удовлетворения социальных заказов потребителей в сфере образования. В рамках проекта формируется команда мобильных специалистов (руководители территориальных пунктов доступа информации), обладающих актуальными знаниями, способных применять эти знания в современной информационной среде для удовлетворения запросов потребителей, а также для достижения качества регионального образования является стабилизирующим условием в деятельности проекта. Создается система многоканального финансирования данного проекта: бюджетное финансирование ООИПКРО, финансирование за счет муниципальных образований северо-западной зоны, средств потребителя за оплату определенных образовательных услуг, спонсорские средства, привлекаемые для реализации мини-проектов в рамках данного проекта. На последнем этапе будут подведены итоги по работе в рамках проекта и организована конференция, на которую будут приглашены все участники проекта. На итоговой конференции будут представлять и защищать свои мини-проекты для дальнейшей работы по развитию информационной среды образовательных учреждений все территориальные пункты информационного доступа, созданные службы, а также партнеры. Деятельность в рамках проекта предполагает проведение мониторинга по анализу кадрового потенциала педагогических работников в процессе курсов повышения квалификации и аттестации, потребности в использовании информационных ресурсов при обучении. Деятельность в рамках проекта является одним из обязательных направлений деятельности ИПКРО, а также является составной частью целевой “Программы развития Оренбургского института повышения квалификации работников образования на 2000-2003 годы”. Дальнейшее развитие проекта будет финансироваться в рамках совместной деятельности Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, его Бугурусланского филиала, Главного управления образованием, администрацией территории, управлениями районных и городских отделов образованием. Мы полагаем, что Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования – это именно та организация, которая может на должном уровне реализовать данный проект. Для этого в нескольких словах дадим общую характеристику направлений деятельности нашего института. Во-первых, Оренбургский областной ИПКРО является главным региональным методическим и научным центром в системе повышения квалификации работников образования, который имеет одно из центральных мест среди институтов повышения квалификации других городов России. В качестве примера приведем позитивную оценку работы института Академией повышений квалификации и переподготовки работников образования, которая на базе ООИПКРО в 2000 году проводила курсы повышения квалификации по проблеме “Методическое обеспечение системы повышения квалификации” для проректоров ИПКРО городов России и Башкирии (Рязань, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Уфа и др.). Во-вторых, институт повышения квалификации имеет высокую рейтинговую оценку на уровне региона. Не смотря на то, что учителя имеют возможность повысить свою квалификацию в других учреждениях региона и России, тенденции к возрастанию числа работников образования на курсах повышения квалификации в ООИПКРО не меняются (в 1999/2000 учебном году – более 12 тысяч человек, в 2000/2001 учебном году – более 14 тысяч чел.). Кроме того, Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования является региональным представительством Центров тестирования, который за 2000/2001 учебный год выполнил более 24 тысяч тестов в традиционных и дистанционных формах и в совместной с ГУО работе доказал необходимость приема абитуриентов в региональные высшие учебные заведения по сертификатам Министерства образования РФ. Отмечаем, что проект “Информационная среда образовательных учреждений северо-западной зоны Оренбургской области”, подготовленный Оренбургским областным институтом повышения квалификации работников образования разработан своевременно, и уникальность его в том, что в содержательной стороне данного проекта сотрудники обязательно будут учитывать следующие направления деятельности и их результаты: ; институт, проводя мониторинговые исследования уровня профессиональной компетентности педагогических кадров области, владеет данными о проблемах, связанных с получением актуальной информации педагогическим сообществом региона; ; институт в течение пяти последних лет осмысленно, с ориентацией на потребителя решает стратегические задачи регионального образования, занимается проблемой качества образования в регионе. Институт работает над созданием образовательных программ повышения квалификации. В институте открыты структуры, позволяющие решать проблемы повышения квалификации педагогических кадров (кафедры психологии, гуманитарного и художественного образования, математики и естественных дисциплин, теории и методики начального профессионального образования). Открыты два филиала в восточной и западной зонах Оренбургской области. Создан творческий клуб молодых педагогов. ООИПКРО вступил в ассоциацию “Университетский округ”, координирующую научные кадры в регионе. ; институт, владея данными социологического исследования о портрете молодого оренбуржца, уровне профессиональной компетентности педагогов региона и данными тестирования выпускников школ, определяет направление актуальной информации для педагогов; ; институт имеет достаточную материально-техническую базу для реализации образовательных программ; ; именно в ООИПКРО создан региональный банк педагогической информации (www.ooipkro.nm.ru), ведется разработка новой структуры сайта Оренбургского областного ИПКРО, издается ежегодно до пятидесяти печатных работ сотрудников института и педагогов региона, выходит три раза в год журнал “Человек и образование” и пр.. Одним из приоритетных направлений деятельности ООИПКРО является работа в области информатизации образовательного пространства региона. Разработанный нами проект является шагом по осуществлению региональной части Федеральной целевой Программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы”, а также областной целевой программы “Развитие Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 2001-2003 годы”.
Работая над данным проектом мы, конечно же предполагаем, что вполне могут возникнуть ситуации риска. Одним из рисков мы видим изменение состава исполнителей по реализации проекта, которое может повлиять на: ; качество содержания информации, ; соблюдение основных концептуальных идей, ; сроков выполнения проекта, ; уровень взаимодействия между административно-управленческой и образовательной системами. Для исключения данного риска мы включаем в состав команды “дублеров”: ; заведующий территориальным отделом образованием - заведующий территориальным методическим кабинетом, ; учитель информатики опорной школы – руководитель методического объединения информатики в районе, а также учитель информатики из данного района, ; творческие группы по подготовке содержания информационных модулей состоят не менее, чем из трех человек. Второй риск может возникнуть тогда, когда информация создана и предложена потребителю, но если не будет смоделирована управленческая система по предложению информации, отслеживанию результатов использования данной информации педагогическим сообществом региона, то территориальные пункты доступа информации не будут работать позитивно. Устранение данного риска требует обязательного продолжения нашего проекта, целью которого будет разработка управления информационной системой в образовании северо-западной зоны Оренбургской области. Это и будет моделированием ВОЛИ, управляющей внедрением стратегических идей в региональном образовании. |