OРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

 

Июль 2001

 

Содержание пакета документов по аналитической справке:

Аналитический отчет

1.       Некоторые тенденции по представительству на курсах повышения квалификации работников образования

§         Повышение квалификации работников образования по различным типам курсовой подготовки

§         Представительство работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации от территориальных отделов образования

§         Представительство слушателей курсовой подготовки по категориям работников образования

2.       Организация курсов повышения квалификации учебно-методическими кабинетами ООИПКРО в 2000/2001 учебном году

§         Данные о представительстве работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации различных типов для руководящих и педагогических кадров

§         Данные об организации курсов повышения квалификации на базе территориальных опорных школ и других учреждений образования

§         Данные об организации дополнительных образовательных услуг в процессе повышения квалификации

§         Данные об организации курсовой подготовки в учреждениях образования региона (выездные курсы)

3.       Анализ представительства от территорий на  курсах повышения квалификации

§         Представительство слушателей курсов от территорий Оренбургской области в 2000/2001 учебном году

§         Повышение квалификации работников образования на базе филиалов ООИПКРО в городе Бугуруслане и в городе Орске

§         Данные о повышении квалификации работников образования по возрастному цензу

§         Женщина в системе образования

§         Представительство на областном профессиональном конкурсе “Учитель Оренбуржья”

 

Исполнители:

 

Аналитический отчет

Нефедова В.И.

 

Инструментарий  

Ильясов А.Н., Тырсина Е.Н., Тимченко Л.А.

 

Введение первичных данных в компьютер

 

Тырсина Е.Н., Сливкина И.А., Федорова Н.М., Инякин И.В.

Обработка данных            

Тырсина Е.Н., Тимченко Л.А.

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

 по состоянию на 23 июня 2001 года

 

Всего за 2000/2001 учебный год  по состоянию на 23 июня 2001 года зафиксировано через  машинную регистрацию в Центре диагностических и информационных технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на различных типах курсовой подготовки 14297 человек (в 1999/2000 учебном году - 12858 человек).  Выполнили полный объем часов курсов повышения квалификации в этом учебном году 8872 человека (в 1999/2000 учебном году - 7499 человек).

 

1. Некоторые тенденции по представительству на курсах повышения квалификации работников образования

1.1. Повышение квалификации работников образования по различным типам

курсовой подготовки

Анализ курсовой подготовки за последние четыре учебных года позволяет говорить о тенденциях к возрастанию представительства слушателей курсов по различным типам курсовой подготовки. Всего за четыре года в полном объеме часов прошли курсовую подготовку 26192 работника образовательных учреждений Оренбургской области:

Таблица 1

Учебный год

Количество человек

1997-1998

4053

1998-1999

5768

1999-2000

7499

2000-2001

8872

Итого:

26192

Анализ статистических отчетов по итогам повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений показывает тенденцию возрастания численности групп на курсах повышения квалификации к аттестации на первую, вторую и высшую  квалификационные категории. Всего за последние четыре учебные года на аттестационных курсах по должностям учитель, воспитатель, педагог и другие педагогические должности выполнили полный объем часов и получили сертификаты 9067 человек (35% от общего числа обученных на курсах), из них  на первую квалификационную  категорию  (А1) – 4956 человек (55% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории), на 2 квалификационную категорию (А2) – 3395 человека (37% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории), на высшую квалификационную категорию (АВ) – 716 человек (8% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории):

Таблица 2

 

Учебный год

 

Всего:

Первая категория

(А1)

Вторая категория

(А2)

Высшая категория

(АВ)

1997-1998

1775

1011

705

59

1998-1999

1724

825

732

167

1999-2000

2519

1358

955

206

2000-2001

3049

1762

1003

284

Итого:

9067

4956

3395

716

Отмечены тенденции к возрастанию групп педагогических работников, которые получают сертификаты по итогам защиты теоретического направления выбранных ими курсов повышения квалификации на соответствующую категорию. Особо выделим группу претендентов на высшую квалификационную категорию, для которой всегда открыты двери Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, работники научных и методических структур которого имеют десятилетний опыт работы с данной категорией педагогов. Все эти годы уровень требований к итоговым работам аттестующихся педагогов не снижается, поэтому как положительную тенденцию отмечаем, что самыми многочисленными группами среди претендентов на высшую квалификационную категорию из года в год остаются учителя математики, русского языка и литературы, биологии, иностранных языков, истории и обществознания, начальных классов, физического воспитания, а также работники дополнительного образования и дошкольного образования.

Заметна тенденция к увеличению числа педагогических работников не только на “категорийных” курсах повышения квалификации, но и на курсах базового повышения квалификации (БП) - 2015 человек (7% от общего числа), проблемных (ПР, МО, ПС, КЭ, СТ, ТП) - 10049 человек (38% от общего числа), стажировках (СТ)932 человека (4% от общего числа):

Таблица 3

 

Учебный год

 

Всего

 

Курсы базового повышения

(БП)

Курсы по проблемам (ПР, МО, ПС, КЭ, СТ, ТП)

 

Стажировка

(СТ)

1997-1998

2020

208

1578

237

1998-1999

2311

406

1822

83

1999-2000

4016

593

3155

268

2000-2001

4646

808

3494

344

Итого:

12993

2015

10049

932

В последние годы в регионе активизирована организация повышения квалификации для руководящих кадров образовательных учреждений. Отметим количество руководящих работников, которые работали на курсах повышения квалификации, программа которых предназначена специально для руководящих работников образовательных учреждений:

1. На курсах профессиональной переподготовки руководителей  на соответствие занимаемой должности:1 уровень (Р1) за четыре учебных года подготовлено руководящих кадров в количестве 1430 человек:

Таблица 4

Учебный год

Количество человек

1997-1998

84

1998-1999

534

1999-2000

476

2000-2001

336

Итого:

1430

2. На курсах профессиональной переподготовки руководителей на соответствие занимаемой должности:2 уровень “Менеджмент в образовании” (Р2)  за три учебных года прошли защиту 115 человек:

 

Таблица 5

Учебный год

Количество человек

1998-1999

55

1999-2000

31

2000-2001

29

Итого:

115

3. На курсах повышения квалификации к аттестации на первую квалификационную категорию (Ф1) с 1998 года прошли курсы в полном объеме часов  889 руководящих работников:

Таблица 6

Учебный год

Количество человек

1998-1999

127

1999-2000

349

2000-2001

413

Итого:

889

4. На курсах повышения квалификации к аттестации на высшую категорию за три учебных года прошли защиту первого теоретического направления аттестации 203 руководящих работника (ФВ):

 

Таблица 7

Учебный год

Количество человек

1998-1999

18

1999-2000

108

2000-2001

77

Итого:

126

5. На стажировках и на курсах повышения квалификации по различным проблемам руководящие работники образовательных учреждений прошли обучение в количестве 291 человек (из них стажировались 33 человека, работали в ходе конкурса “Лидер Оренбуржья” – 10 человек, выполнили полный объем программы курсов для заведующих РМК/ГМК – 31 человек, для заведующих (начальников) РОО/ГОО и управлений – 35 человек). Отметим, что УМК руководящих кадров ИПК систематически организовывает курсовую подготовку для руководителей всех уровней – директоров образовательных учреждений и их заместителей, заведующих (начальников) районными и городскими отделами (управлениями) образованием, заведующих территориальными методическими кабинетами, руководителей подразделений, главных специалистов и пр.

 

Подведем некоторые общие итоги.

С учетом общего числа  педагогических и управленческих работников образования, а также факта защиты на 2 квалификационную категорию по итогам курсов базового повышения квалификации (так, например, в 2000/2001 учебном году 1811 человек выполнили объем курсов базового повышения квалификации и 1003 человека из них выполнили требования к защите на вторую категорию):

1. На курсах повышения квалификации к аттестации на первую, вторую и высшую квалификационные категории, выполненных в полном объеме часов за четыре учебных года  - 9557 человек, из них на первую квалификационную категорию (А1, Ф1) – 5369 человек, на вторую квалификационную категорию (А2) – 3395 человек, на высшую квалификационную категорию (АВ, ФВ) – 793 человека (таблица 8):

Таблица 8

Учебный год

Всего:

Первая категория

(А1, Ф1)

Вторая категория

(А2)

Высшая категория

(АВ, ФВ)

1997-1998

1775

1011

705

59

1998-1999

1869

952

732

185

1999-2000

2976

1707

955

314

2000-2001

3539

2175

1003

361

Итого:

9557

5369

3395

793

2. На стажировках (СТ) и курсах повышения квалификации по различным проблемам (ПР, МО, ПС, КЭ, СТ, ТП, ЗМ, ЗР,) и курсах базового повышения квалификации (БП) за четыре года выполнили полный объем курсов повышения квалификации 14320 человек:

Таблица 9

 

Учебный год

 

Всего

 

Курсы базового повышения

(БП)

Курсы по проблемам (ПР, МО, ПС, КЭ, СТ, ТП, ЗМ, ЗР,)

 

Стажировка

(СТ)

1997-1998

2020

208

1578

237

1998-1999

2311

406

1822

83

1999-2000

4016

593

3155

268

2000-2001

5973

1811

3785

377

Итого:

14320

3018

10340

965

 

1.2. Представительство работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации от территориальных отделов образования

Анализ представительства работников образования от территорий области дает возможность видеть  территории, которые на протяжении четырех лет планируют и обеспечивают возможность повышать свою квалификацию педагогам и управленцам образовательных учреждений в институте повышения квалификации и его филиалах. В приложении 1 - количество работников образовательных учреждений, выполнивших курсовую подготовку в полном объеме часов на базе ООИПКРО за период с 1997/1998 учебного года по 2000/2001 учебный год. В приложении 2 - ранговый ряд по территориям области и по количеству работников образовательных учреждений, выполнивших курсовую подготовку в полном объеме часов на базе ООИПКРО за период с 1997/1998 учебного года по 2000/2001 учебный год Условно можно разделить данный ранговый ряд на 5 групп территорий:

1 группа самые представительные по количеству слушателей курсов два больших города – Оренбург (6368 человек) и Орск (2835 человек), что составляет 35% от общего количества слушателей курсов по всей области за четыре  года  (таблица 10):

Таблица 10

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов

на базе  ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Всего

1.        г. ОРЕНБУРГ

1415

1394

1552

2007

6368

2.        г. ОРСК

392

887

764

792

2835

Всего в данной группе:

1807

2281

2316

2799

9203

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

26192

Процент от общего числа по региону (%)

45

40

31

32

35

Если повышение квалификации работников образовательных учреждений города Орска третий год стабильно по численности (1998/1999 – 887 человек, 1999/2000 – 764 человека, 2000/2001 – 792 человека), в чем заслуга бывшего начальника ГОО Рытова А.И. и настоящего начальника ГОО Пожар А.А., то педагогические и административные работники образовательных учреждений города Оренбурга под руководством начальника ГОО Панковой Т.А. с каждым годом увеличивают количество слушателей, то есть делают выбор в пользу повышения квалификации на базе ООИПКРО, хотя в городе Оренбурге есть возможность повышать квалификацию в ОГПУ и в ОГУ. Это весьма радует.

Выделим наиболее массовые группы: педагогов дополнительного образования (всего – 370 человек, г. Оренбург – 142 человека),  работников дошкольного образования (всего – 1060 человек, г. Оренбург – 344 человека), учителей начальной школы (всего - 1247 человек, г. Оренбург – 172 человека), учителей русского языка и литературы (всего – 632 человека, г. Оренбург – 118 человек), руководящих кадров образовательных учреждений (всего – 1094, г. Оренбург – 183 человека), учителей и руководителей – экспертов (всего – 208 человек, г. Оренбург – 100 человек).

2 группа включает в себя 11 территорий, которые за четыре учебных года обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве от 500 до 890 человек (Таблица 11):

Таблица 11

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе  ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Всего

1.        ОРЕНБУРГСКИЙ

230

146

162

352

890

2.        АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

117

196

222

263

798

3.        г.НОВОТРОИЦК

144

154

257

220

775

4.        г.БУГУРУСЛАН

26

201

217

290

734

5.        КУВАНДЫКСКИЙ

87

156

226

235

704

6.        САРАКТАШСКИЙ

160

113

172

235

680

7.        СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ

83

142

178

192

595

8.        АКБУЛАКСКИЙ

34

126

105

293

558

9.        НОВООРСКИЙ

39

93

159

249

540

10.     г.ГАЙ

108

171

119

140

538

11.     КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ

120

34

261

95

510

Всего по данной группе:

1148

1532

2078

2564

7322

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

26192

Всего от общего числа по региону (%)

28

27

28

29

28

Следует отметить, что заметна тенденция к возрастанию численности групп год от года и особенно это заметно в таких территориях, как Оренбургский район, Александровский район, г. Бугуруслан, Акбулакский район, Новоорский район.

Позитивным моментом является то, что все четыре года руководители  территориальных РОО/ГОО анализируемой группы территорий стабильно планируют и организовывают повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, методистов и специалистов своего отдела образованием на базе ООИПКРО: 

Оренбургский РОО

Лошкарев М.Ф.

Александровский РОО

Пономарева А.Г.

Новотроицк, ГОО

Звягина Н.П.

Бугуруслан, ГОО

Кузьмин И.Г.

Кувандыкский РОО

Диденков Н.П., Ямщикова Л.И.

Саракташский РОО

Утябаев В.Г.

Соль-Илецкий РОО

Кулумжанова З.Г.

Акбулакский РОО

Попова Т.В.

Новоорский РОО

Васильев С.А.

Гай, ГОО

Захарова В.М.

Красногвардейский РОО

Мережко Н.В.

3 группа территорий включает в себя 17 территорий, от которых на курсах повышения квалификации в ООИПКРО за четыре года было командировано от 300 до 500 человек (таблица 12):

Таблица 12

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе  ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Всего

1.        ПЕРВОМАЙСКИЙ

77

107

106

178

468

2.        БУГУРУСЛАНСКИЙ

14

155

133

165

467

3.        г. БУЗУЛУК

120

114

127

85

446

4.        СОРОЧИНСКИЙ

34

54

223

131

442

5.        ТЮЛЬГАНСКИЙ

40

48

109

239

436

6.        АБДУЛИНСКИЙ

51

100

64

217

432

7.        ПЕРЕВОЛОЦКИЙ

51

67

189

122

429

8.        КУРМАНАЕВСКИЙ

24

77

232

94

427

9.        ЯСНЕНСКИЙ

56

110

125

119

410

10.     БЕЛЯЕВСКИЙ

69

66

100

171

406

11.     СЕВЕРНЫЙ

23

72

115

176

386

12.     НОВОСЕРГИЕВСКИЙ

55

155

76

93

379

13.     САКМАРСКИЙ

65

47

132

131

375

14.     АДАМОВСКИЙ

45

84

96

146

371

15.     ИЛЕКСКИЙ

25

48

120

176

369

16.     ТОЦКИЙ

14

27

229

92

362

17.     АСЕКЕЕВСКИЙ

22

86

152

97

357

Всего по данной группе:

785

1417

2328

2378

6908

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

26192

Процент от общего числа по региону (%)

19

25

31

27

26

В 3 группе анализируемых нами  территорий выделим отделы образования, руководители которых серьезно относятся к проблеме повышения квалификации своих работников и профессионально решают данную проблему:

Первомайский РОО

Березовский Ю.К.

Бугурусланский РОО

Крейк А.А.

Абдулинский РОО

Шустиков М.П.

Ясненский РОО, ГОО

Урсой В.С., Долгушина Н.М.

Беляевский РОО

Ихнева Н.И.

Северный РОО

Севрюков Н.А.

Тюльганский РОО

Дадонова Н.П.

Сакмарский РОО

Стрелец Н.С.

Адамовский РОО

Дергунов М.А.

Илекский РОО

Круглов Н.А.

4 группа  включает в себя восемь территорий, представительство от которых было от 200 до 300 человек (таблица 13):

Таблица 13

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе  ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Всего

1.        МАТВЕЕВСКИЙ

29

71

97

95

292

2.        ОКТЯБРЬСКИЙ

54

45

82

98

279

3.        ШАРЛЫКСКИЙ

10

51

72

133

266

4.        ДОМБАРОВСКИЙ

29

42

69

108

248

5.        ТАШЛИНСКИЙ

32

31

49

123

235

6.        КВАРКЕНСКИЙ

26

33

75

100

234

7.        ГАЙСКИЙ

29

48

42

84

203

8.        ПОНОМАРЕВСКИЙ

16

52

56

76

200

Всего по данной группе:

225

373

542

817

1957

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

26192

Процент от общего числа по региону (%)

6

6

7

9

7

В данной группе территорий заметны тенденции к востребованности отдельными районами курсов повышения квалификации в последние годы и в этом несомненная заслуга руководителя РОО:

Матвеевский РОО

Газиева С.С.

Октябрьский РОО

Стрельников Ю.А.

Шарлыкский РОО

Булахтин П.Н.

Домбаровский РОО

Караваев В.И.

Ташлинский РОО

Тарасенко В.И.

Кваркенский РОО

Мальцев В.Д.

Гайский РОО

Альбеков Р.Р.

Пономаревский РОО

Краснов А.А.

 

5 группа  включает в себя пять территорий, представительство от которых менее 200 человек (таблица 14). В данном рейтинговом ряду определены территории, от которых все четыре годы повышают квалификацию небольшие группы работников образования.

Таблица 14

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов

на базе  ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Всего

1.        г. СОРОЧИНСК             

16

35

70

65

186

2.        г. МЕДНОГОРСК            

20

18

60

81

179

3.        СВЕТЛИНСКИЙ             

15

33

50

49

147

4.        ГРАЧЕВСКИЙ              

12

63

28

33

136

5.        БУЗУЛУКСКИЙ             

25

16

27

32

100

Всего по данной группе:

88

165

235

260

748

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

26192

Процент от общего числа по региону (%)

2

3

3

3

3

В данной группе территорий стабильно на последних местах в рейтинговом ряду по количеству человек, прошедших курсы повышения квалификации работников образования три отдела образования: города Медногорска, Светлинского и Бузулукского районов. Положительным моментом является то, что в этом учебном году среди представленных территорий  самый массовый - отдел образования г. Медногорска (начальник Михайлов О.В.). 

С негативной стороны отмечаем организацию курсов повышения квалификации четырех отделов образования: Бузулукский РОО, Грачевский РОО, Светлинский РОО, Сорочинский ГОО.

 

1.3. Представительство слушателей курсовой подготовки

по категориям работников образования

Подводя итоги по представительству категорий работников образовательных учреждений различных типов, обратим внимание на рейтинговый ряд по категориям работников (Таблица 15):

Таблица 15

 

 

 

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

 

Итого

97/98

уч.г.

98/99

уч.г.

99/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

1.         

Работники дошкольного образования

718

916

926

1063

3623

2.         

Руководящие кадры

418

817

1158

1184

3577

3.         

Учителя начальных классов

326

370

895

1287

2878

4.         

Работники дополнительного образования

358

522

563

390

1833

5.         

Учителя русского языка

286

310

485

653

1734

6.         

Работники начального проф.образования

249

347

376

321

1293

7.         

Учителя математики

144

201

320

539

1204

8.         

Учителя истории и обществознания

73

270

343

328

1014

9.         

Учителя физической культуры и ОБЖ

151

203

277

364

995

10.      

Учителя иностранных языков

140

205

307

313

965

11.      

Работники коррекционных учреждений

267

257

224

168

916

12.      

Учителя технологии

204

207

118

253

782

13.      

Учителя биологии

41

169

273

285

768

14.      

Учителя химии

105

152

240

198

695

15.      

Учителя географии

73

178

173

193

617

16.      

Учителя и руководители - эксперты

125

115

134

208

582

17.      

Работники библиотечного дела

34

139

137

194

504

18.      

Учителя информатики

46

107

101

212

466

19.      

Учителя физики

57

83

51

169

360

20.      

Учителя ИЗО, черчения, МХК

85

35

145

81

346

21.      

Учителя музыки

58

56

82

103

299

22.      

Работники педколледжа

57

70

30

25

182

23.      

Социальные педагоги и работники воспитательных систем

0

0

0

161

161

24.      

Работники национальных школ

15

26

70

29

140

25.      

Педагоги-психологи

0

0

0

92

92

26.      

Работники вечерних школ

23

13

26

0

62

27.      

Бухгалтеры, технические работники

 

 

 

59

59

28.      

Преподаватели валеологии

 

 

45

0

45

 

Всего:

4053

5768

7499

8872

26192

 

Рейтинговый ряд позволяет выделить следующие 3 группы, в каждой из которых представлены категории работников, которые за четыре учебных года повысили квалификацию на базе Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования и его филиалах:

Первая группа  включает в себя три категории работников образования, представительство которых самое многочисленное (от 2878 до 3623 человек):

Таблица 16

 

 

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

 

ИТОГО

97/98

уч.г.

98/99

уч.г.

99/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

1.         

Работники дошкольного образования

718

916

926

1063

3623

2.         

Руководящие кадры

418

817

1158

1184

3577

3.         

Учителя начальных классов

326

370

895

1287

2878

 

Всего:

1462

2103

2979

3534

10078

 

Выделенная нами группа работников образования лидирует не первый год. Для работников дошкольного и начального образования это естественно, так как это самые многочисленные группы работников. Кроме того, в период перехода на 12-летнее школьное образование для этих категорий работников опредяются достаточно серьезные изменения в концептуальном плане и в содержании обучения. Поэтому пропедевтическую работу с кадрами в процессе курсов повышения квалификации мы относим к позитивному моменту. На тенденцию роста числа работников образования большой вклад дают филиалы: работники дошкольного образования336 человек (Орск), учителя начальных классов251 человек (Орск), 172 человека (Бугуруслан).

Отмечаем, что при организации курсов повышения квалификации для весьма требовательной к себе категории - руководящие кадры образовательных учреждений, сотрудники Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования предлагают весьма разнообразные формы обучения и это один из успехов в работе по формированию групп. Сегодня заведующая УМК руководящих кадров Лычагина Ф.Н. организует курсы, семинары и стажировки по жизненно важным проблемам для руководящих кадров,  без решения которых образовательное учреждение не будет востребовано современными школьниками. Как позитивный момент отметим ряд территориальных отделов образования, руководители которых координируют курсовую подготовку и особое внимание уделяют созданию условий для повышения квалификации и профессиональному росту работников, обладающих организаторскими и управленческими качествами (таблица 17):

Таблица 17

 

Название территории

Всего закончили курсы

(чел.)

Всего на курсах для руководящих кадров (чел.)

Всего от общего числа закончивших курсы (%)

1.        Акбулакский район

293

85

29

2.        Александровский район

263

44

17

3.        Асекеевский район

97

14

14

4.        Бугурусланский район

165

27

16

5.        г.Гай

140

34

24

6.        Гайский район

84

31

37

7.        Домбаровский район

108

16

15

8.        Кувандыкский район

235

45

19

9.        г.Медногорск

81

13

16

10.     Матвеевский район

95

17

18

11.     г.Новотроицк

220

26

12

12.     Новосергиевский район

93

18

19

13.     Оренбургский район

352

94

27

14.     Первомайский район

178

26

15

15.     г.Сорочинск

65

18

28

16.     Сакмарский район

131

20

15

17.     Светлинский район

49

6

12

18.     Северный район

176

32

18

19.     Ташлинский район

123

37

30

20.     Тюльганский район

239

114

48

21.     Шарлыкский район

134

25

19

 

Отмечаем, что в 2000/2001 учебном году 12% и более от общего числа слушателей являлись руководящими работниками различных уровней от образовательных учреждений отмеченных в таблице 17 территорий. Это достаточно высокий процент территорий – почти половина (49%). Продуктивную работу по организации повышения квалификации руководящих кадров отмечаем в тследующих территориях: Тюльганский район (48%),Гайский район (37%), Ташлинский район (30%), Акбулакский район (29%), г. Сорочинск (28%).

Вторая группа таблицы 15 состоит из пяти категорий работников образовательных учреждений. Все эти категории работников также достаточно массовые. Их численность от 1011 до 1814 человек (таблица 18):

Таблица 18

 

 

Учебные годы

 

Категория работников образовательных учреждений

97/98

уч.г.

98/99

уч.г.

99/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Итого

1.         

Работники дополнительного образования

358

522

563

390

1833

2.         

Учителя русского языка

286

310

485

653

1734

3.         

Работники начального проф.образования

249

347

376

321

1293

4.         

Учителя математики

144

201

320

539

1204

5.         

Учителя истории и обществознания

73

270

343

328

1014

 

Несмотря на то, что в 2000/2001 учебном году работников дополнительного образования на 173 человека было меньше, чем в 1999/2000 учебном году, данная категория лидирует в выделенной нами группе (за четыре года повысили квалификацию 1833 человека).

Отметим тенденцию к увеличению количества слушателей курсов среди учителей русского языка (разница с прошлым учебным годом – 168 человек), учителей математики (разница с прошлым учебным годом – 219 человек). Большой вклад в работу с учителями основных и приоритетных специальностей (русский язык и математика) в этом учебном году вложили работники филиалов: русский язык – 111 человек (Орск), 106 человек (Бугуруслан); математика107 человек (Орск), 96 человек (Бугуруслан). 

Третья группа таблицы 15 состоит из 13 категорий работников (таблица 19), численность которых на курсах повышения квалификации от 298 человек до 1000 человек.

Таблица 19

 

 

Учебные годы

 

Категория работников образовательных учреждений

97/98

уч.г.

98/99

уч.г.

99/2000

уч.г.

2000/2001

уч.г.

Итого

1.         

Учителя физической культуры и ОБЖ

151

203

277

364

995

2.         

Учителя иностранных языков

140

205

307

313

965

3.         

Работники коррекционных учреждений

267

257

224

168

916

4.         

Учителя технологии

204

207

118

253

782

5.         

Учителя биологии

41

169

273

285

768

6.         

Учителя химии

105

152

240

198

695

7.         

Учителя географии

73

178

173

193

617

8.         

Учителя и руководители - эксперты

125

115

134

208

582

9.         

Работники библиотечного дела

34

139

137

194

504

10.      

Учителя информатики

46

107

101

212

466

11.      

Учителя физики

57

83

51

169

360

12.      

Учителя ИЗО, черчения, МХК

85

35

145

81

346

13.      

Учителя музыки

58

56

82

103

299

 

Таблица 19 показывает, что в 2000/2001 учебном году наиболее активными по итогам повышения квалификации стали такие категории работников, как:

ü       учителя физической культуры и ОБЖ  (увеличение по сравнению с прошлым учебным годом на 87 человек). С 2000/2001 учебного года учителя ОБЖ и физической культуры занимаются в одной группе. На курсах повышения квалификации были охвачены все территории, кроме Гайского района.

ü       учителя технологии (увеличение по сравнению с прошлым годом на 135 человек). Считаем это заслугой руководителя курсов Семенова Ю.А., который организовал участие в курсовой подготовке по технологии всех территорий области, кроме Бузулукского и Ташлинского районов.

ü       учителя и руководители со званием “эксперт” (увеличение по сравнению с прошлым учебным годом на 74 человека). Достаточно серьезно подошли в этом учебном году к подготовке экспертов для своей территории в городе Оренбурге: обучена группа из 100 человек. Но 16 территорий области в этом учебном году не представили ни одного работника образования на курсы “Экспертиза практической деятельности”.

ü       работники библиотечного дела - год от года эта группа становится все более солидной (на 57 человек больше в этом учебном году по сравнению с прошлым). Отличительной чертой данной категории работников является то, что они работают организованно и отдельные слушатели курсов  накапливают опыт работы с информационными технологиями. Мы полагаем, что работники именно этой категории должны быть основными координаторами в территориях по использованию электронных изданий в образовательной и воспитательной деятельности современной школы.

ü       учителя физики - в 3 раза больше учителей по сравнению с прошлым учебным годом прошли повышение квалификации. Руководитель курсов Фабрикантова Е.В. организовала и провела курсы повышения квалификации для учителей физики всех территорий региона, кроме Бузулукского района и г. Медногорска. Это большая заслуга УМК физики в этом году!

ü       учителя информатики - в 2000/2001 учебном году выполнили полный объем курсовой подготовки на 50% большее число учителей по сравнению с прошлым годом. Повышенный спрос курсов для учителей информатики объясним тем, что в школах активно обновляется компьютерный парк, а современная техника требует постоянного профессионального роста учителя. Кроме того, многие отделы образования работают над проблемой эффективного использования компьютерных классов в школах и учитель информатики становится координатором многих направлений деятельности с использованием информационных технологий. Не использовали возможность в повышении квалификации учителей информатики  для районной опорной площадки в этом учебном году такие территории, как Гайский район, Кваркенский район, город Сорочинск, Светлинский район. Из перечисленных районов особую тревогу вызывает Кваркенский район, не имеющий в настоящее время ни одного учителя информатики, способного работать в современном компьютерном классе. По итогам однодневного семинара с учителями информатики принято решение: в настоящее время для Кваркенского района опорной площадкой по обучению педагогических работников работе в компьютерном классе будет являться город Орск. 

4 группа включает в себя семь категорий работников образовательных учреждений, для  каждой из которых были организованы специальные курсы повышения квалификации. За четыре учебных года в этой группе прошли курсы повышения квалификации от 45 до 182 человек (таблица 20)

Таблица 20

 

 

Учебные годы

 

Категория работников образовательных учреждений

97/98

уч.г.

98/99

уч.г.

99/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

Итого

1.         

Работники педагогических колледжей

57

70

30

25

182

2.         

Социальные педагоги и работники воспитательных систем

 

 

 

161

161

3.         

Работники национальных школ

15

26

70

29

140

4.         

Педагоги-психологи

 

 

 

92

92

5.         

Работники вечерних школ

23

13

26

 

62

6.         

Бухгалтеры, технические работники

 

 

 

59

59

7.         

Преподаватели валеологии

 

 

45

 

45

 

В 2000/2001 учебном году для социальных педагогов и педагогов-психологов были организованы курсы по проблеме “Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей и подростков”, для работников педагогического колледжа организованы курсы по проблеме “Эколого-валеологическое образование студентов и учащихся школ” (для учителей валеологии курсы не были организованы в этом учебном году), для бухгалтеров системы начального профессионального образования проведены курсы по проблеме “Финансовая деятельность учреждений профессионального образования”, для технических работников (секретари и делопроизводители образовательных учреждений) проведены курсы базового повышения квалификации.

Самые низкие количественные показатели в 2000/2001 учебном году для работников национальных школ (29 человек), для которых были организованы Биктимировой Л.Р. курсы повышения квалификации на первую и вторую квалификационные категории, для руководителей МО по родному языку и курсы базового повышения квалификации.

Отмечаем, что вообще не проводились курсы повышения квалификации для работников вечерних школ, что было традиционно для прошлых учебных годов.

 

2. Организация курсов повышения квалификации учебно-методическими кабинетами ООИПКРО в 2000/2001 учебном году

2.1. Данные о представительстве работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации различных типов для руководящих и педагогических кадров

Всего в 2000/2001 учебном году прошли регистрацию по различным типам курсовой подготовки перед началом открытия курсов (с учетом многосессионности) 14297 работников образовательных учреждений (приложение 3).  Полностью выполнили объем курсовой подготовки 8872 человека (приложение 4). В таблице 21 показаны данные регистрации по сессиям и по итогам курсовой подготовки:

Таблица 21

 

Тип курсовой подготовки

Кол-во по общей регистрации

Кол-во по итогам курсовой подготовки

Итого

14297

8872

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию (А1)

 

6236

1762

Курсы по повышению квалификации к аттестации на высшую  квалификационную категорию (АВ)

284

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 2 квалификационную  категорию (А2)

1613

1003

Курсы базового повышения квалификации (БП)

200

808

Курсы для заведующих РМК/ГМК (ЗМ)

129

31

Курсы для заведующих РОО/ГОО (ЗР)

84

35

Курсы для экспертов (КЭ)

256

208

Курсы руководителей методических объединений (МО)

973

973

Проблемные курсы (Пр)

2478

2294

Проблемные курсы-стажировка (ПС)

84

84

Курсы по профессиональной переподготовке руководителей на соответствие занимаемой должности 1 уровень (Р1)

531

336

Курсы по профессиональной переподготовке руководителей на соответствие занимаемой должности 2 уровень (Р2)

84

29

Спецкурсы (СК)

19

19

Стажировки (Ст)

388

377

Конкурсы, авторские курсы (ТП)

300

139

Курсы по повышению  квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию для руководителей (Ф1)

 

 

922

 

413

Курсы по повышению квалификации к аттестации на высшую квалификационную категорию для руководителей (ФВ)

77

 

Самыми востребованными остаются  курсы по повышению квалификации к аттестации. Всего на первую, высшую и вторую квалификационные категории в 2000/2001 учебном году получили сертификаты 3539 человек (в компьютерной базе данных зарегистрировано 8771 записей со списками работников образовательных учреждений). Больше всех было претендентов на первую квалификационную категорию (А1, Ф1) – 2175 человек (из них педагогических работников – 1762 человека, руководящих работников – 413 человек). Группа педагогических работников, подтвердившая свою вторую квалификационную категорию (А2) составляет 1003 человека. Отмечаем, что в этом учебном году возросло количество работников образования, претендующих на высшую квалификационную категорию (АВ, ФВ) – 361 человек (из них педагогических работников – 284 человека, руководящих – 77 человек).

Таблица 22

 

Тип курсовой подготовки

Кол-во по общей регистрации

Кол-во по итогам курсовой подготовки

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию (А1)

6236

1762

Курсы по повышению квалификации к аттестации на высшую 

квалификационную категорию (АВ)

284

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 2 квалификационную  категорию (А2)

1613

1003

Курсы по повышению  квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию для руководителей (Ф1)

922

413

Курсы по повышению квалификации к аттестации на высшую

квалификационную категорию для руководителей (ФВ)

77

Итого:

8771

3539

 

Если стремление работников образования повысить квалификацию к аттестации на одну из категорий может быть объяснимо либо продвижением по служебной лестнице, либо повышением заработной платы, то возрастание год от года слушателей курсов на курсах по различным проблемам показывает стремление педагогических и руководящих работников к использованию в работе современных технологий и методик. Так, если в1999/2000 учебном году на курсах по различным проблемам занимались 2042 человека, то в 2000/2001 учебном году – 2772 человека (31% от общего числа работников образования на всех курсах). Из них самые массовые группы:

1)       415 человек (32%) – учителя начальных классов;

2)       317 человек (28%) – руководящие кадры;

3)       226 человек (35%) – учителя русского языка и литературы;

4)       208 человек (100%) – учителя и руководители-эксперты;

5)       165 человек (51%) – работники начального профессионального образования;

6)       161 человек (100%) - социальные педагоги и работники воспитательных систем;

7)       139 человек (13%) - работники дошкольного образования;

8)       136 человек (41%) – учителя истории и обществознания;

9)       129 человек (24%)– учителя математики;

10)    92 человека (43%) – учителя информатики.

Примечание: Указан процент от общего числа работников образования по анализируемой категории работников на всех курсах.

Отметим процент востребованности такой формы повышения квалификации, как стажировка. Всего 4% от всех слушателей курсов повышения квалификации выбрали такую форму обучения. Наиболее эффективно стажировка была использована для таких категорий работников, как:

Таблица 23

Категория работников образования и руководители стажерских площадок)

Всего повысили квалификацию

(человек)

(%)

Учителя информатики (Ильясов А.Н., Тырсина Е.Н.)

212

33

Работники библиотечного дела (Строкова Н.А.)

194

23

Учителя физики (Фабрикантова Е.В.)

169

14

Учителя ИЗО, черчения, МХК (Морозкина И.Л.)

81

14

Работники национальных школ (Биктимирова Л.Р.)

29

14

Работники коррекционных учреждений (Павлова Т.П.)

168

9

Учителя биологии (Мишакова В.Н.)

285

8

 

Работали стажерские площадки для таких категорий работников, как:

Таблица 24

Категория работников

Кол-во человек

(%)

Учителя иностранных языков

313

7

Учителя истории и обществознания

328

7

Учителя географии

193

7

Учителя русского языка

653

6

Учителя музыки

103

5

Учителя математики

539

4

Руководящие кадры

1130

3

Учителя начальных классов

1287

2

Работники начального профессионального образования

321

2

Не использовали вообще в процессе повышения квалификации стажерские площадки такие категории работников образования, как:

1)       работники дошкольного образования (руководители курсов Алексеева Н.М.. Новикова Н.А.),

2)       работники дополнительного образования (руководитель курсов Железнова Л.Б.),

3)       учителя физической культуры и ОБЖ (руководитель курсов Бузунов В.П.),

4)       учителя технологии (руководитель Семенов Ю.А.),

5)       учителя химии (руководитель Криворучкина Л.В.).

 

Отметим группу, которая повысила свой профессиональный уровень в рамках курсов базового повышения квалификации (БП). Всего прослушали курс базового повышения квалификации 1849 человек, из которых остались на уровне базового повышения квалификации 846 человек, а выполнили задания и прошли защиту на вторую квалификационную категорию 1003 человека (54%). На курсах базового повышения квалификации работали:

Таблица 25

Категория работников образования

Всего  на курсах (БП)

Из них получили 2 квалификационную категорию (%)

Работники дополнительного образования

55

100

Учителя ИЗО, черчения, МХК

12

100

Учителя музыки

27

93

Работники коррекционных учреждений

55

87

Учителя технологии

94

79

Учителя физической культуры и ОБЖ

90

78

Учителя физики

12

75

Учителя русского языка

149

62

Учителя математики

153

62

Учителя географии

35

57

Работники дошкольного образования

466

51

Учителя начальных классов

397

50

Учителя биологии

39

44

Работники начального проф. образования

28

43

Учителя истории и обществознания

30

33

Учителя химии

40

30

Работники национальных школ

4

25

Учителя иностранных языков

64

23

Работники библиотечного дела

40

0

 

Из данной группы выделяются категории работников, которые в 100% составе получили вторую квалификационную категорию - это работники дополнительного образования, руководитель курсов Железнова Л.Б.) и  учителя ИЗО, черчения и МХК, руководитель курсов Морозкина И.Л., а также работники библиотечного дела, которые работали без защиты на вторую квалификационную категорию. Дело в том, что это работники из отделов и управлений образованием и для них не требуется защита на квалификационную категорию.

 

Обращаем внимание на категорию руководящих кадров, из которых 2082 человека (23% от общего числа слушателей курсов – так же, как и в прошлом учебном году), кроме того, что повысили свой профессиональный уровень в качестве “руководителя образовательного учреждения”, повысили свою квалификацию и в качестве “педагога”, “учителя”, “воспитателя” (таблица 26):

Таблица 26

 

Тип курсовой подготовки

Всего руководящих кадров

 

Кол-во человек

(%)

Итого:

2082

23

Курсы для заведующих РМК/ГМК (ЗМ)

31

100

Курсы по профессиональной переподготовке руководителей на соответствие занимаемой должности 2 уровень (Р2)

29

100

Курсы по повышению  квалификации к аттестации на 1 и на высшую квалификационные категории для руководителей (Ф1, ФВ)

484

100

Курсы для заведующих РОО/ГОО (ЗР)

35

100

Курсы по профессиональной переподготовке руководителей на соответствие занимаемой должности 1 уровень (Р1)

336

100

Курсы руководителей методических объединений (МО)

337

35

Курсы для экспертов (КЭ)

41

20

Проблемные курсы (Пр)

424

18

Конкурсы, авторские курсы (ТП)

25

18

Курсы по повышению квалификации к аттестации на высшую  квалификационную категорию (АВ)

48

17

Стажировки (Ст)

53

14

Проблемные курсы-стажировка (ПС)

10

12

Спецкурсы (СК)

2

11

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию (А1)

150

9

Курсы базового повышения квалификации (БП)

71

9

Курсы по повышению квалификации к аттестации на 2 квалификационную  категорию (А2)

22

2

 

Самый малый процент участия руководящих работников образовательных учреждений в таких типах курсовой подготовки, как:

1.        Курсы по повышению квалификации к аттестации на 1 квалификационную категорию (А1)

150 чел.

9%

2.        Курсы базового повышения квалификации (БП)

71 чел.

9%

3.        Курсы по повышению квалификации к аттестации на 2 квалификационную  категорию (А2)

22 чел.

2%

 

Мы считаем достоинством нашего региона то, что руководящие работники принимают участие в курсовой подготовке для педагогической категории и повышают свой квалификационный и базовый (А1, А2, АВ, БП) уровень в качестве учителя по следующим предметам:

 

Таблица 27

Название дисциплины

А1

А2

АВ

БП

Всего

Биология

8

1

3

1

13

География

9

2

2

1

14

Изобразительное искусство

1

 

1

 

2

Иностранный язык

4

 

1

1

6

Информатика

2

 

 

 

2

Математика

27

6

8

2

43

Музыка

2

1

 

 

3

Начальное образование

11

5

6

2

24

История и обществознание

11

 

2

 

13

Русский язык и литература

23

3

7

3

36

Технология

 

1

 

1

2

Физика

5

 

 

1

6

Физическое воспитание

3

 

 

 

3

Химия

5

 

2

6

13

 

Достаточно солидные группы для учителей математики (43 чел), русского языка и литературы (34 чел), учителей начального образования (24 чел).

 

Кроме того, руководящие кадры повышают свой педагогический профессионализм через курсы повышения квалификации работников дополнительного, начального профессионального, дошкольного и коррекционного образования.

В 2000/2001 учебном году были апробированы образовательные программы для групп из педагогических работников разных образовательных учреждений и коллективов отдельно взятых образовательных учреждений. В этих группах занимались по единой программе учителя различных предметов, в том числе и руководящие работники. Например, в таблице 28 представлен рейтинговый ряд из руководящих кадров, выполнивших полный объем курсовой подготовки в рамках курсов, организованных для педагогических работников.

Таблица 28

Категория работников

Итого

А1

А2

АВ

БП

МО

Пр

Ст

тп

Дополнительное образование

181

18

2

4

 

104

53

 

 

Начальное профессиональное образование

85

3

 

1

 

26

55

 

 

Русский язык и литература

79

23

3

7

3

19

7

 

17

Дошкольное образование

70

5

 

5

 

54

6

 

 

Математика

65

27

6

8

2

10

11

1

 

Библиотечное дело

61

 

 

 

40

18

1

2

 

Начальное образование

50

11

5

6

2

20

6

 

 

Педагогические работники

43

12

 

5

13

 

3

 

10

Учителя и руководители-эксперты

41

 

 

 

 

 

41

 

 

История и обществознание

38

11

 

2

 

19

6

 

 

География

32

9

2

2

1

12

5

1

 

Воспитательные системы

31

 

 

 

 

 

31

 

 

Химия

31

5

 

2

6

11

7

 

 

Биология

26

8

1

3

1

9

4

 

 

Педагогические коллективы

26

 

 

 

 

 

26

 

 

Информатика

25

2

 

 

 

3

5

17

 

Иностранный язык

19

4

 

1

1

10

3

 

 

Физика

18

5

 

 

1

8

2

 

 

Коррекционное образование

15

1

1

1

 

3

9

 

 

Физическое воспитание

15

3

 

 

 

6

6

 

 

Социальная педагогика

10

 

 

 

 

 

10

 

 

Технология

7

 

1

 

1

3

2

 

 

Музыка

3

2

1

 

 

 

 

 

 

Психология

2

 

 

 

 

 

2

 

 

Родной язык

2

 

 

 

 

2

 

 

 

Изобразительное искусство

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметим, что на курсах повышения квалификации для педагогических работников по отдельным предметным областям встречаются единичные случаи, когда обучаются руководящие работники (изобразительное искусство – 1 чел., родной язык –2 чел., психология – 2 чел, музыка – 3 чел., технология – 7 чел.). Но среди социальных педагогов, работников коррекционных учреждений, учителей физической культуры, физики и иностранных языков на курсах для педагогических работников в 2000/2001 учебном году обучалось от 10 до 20 руководящих работников.

Еще более востребованными управленцами оказались курсы повышения квалификации для:

1)       учителей информатики (25 чел.),

2)       учителей биологии (26 чел.),

3)       учителей химии (31 чел.),

4)       учителей географии (32 чел.),

5)       учителей истории и обществознания (38 чел.),

6)       работников воспитательных систем (31 чел.),

7)       экспертов практического направления деятельности (41 чел.).

В основном были востребованы курсы повышения квалификации по современным проблемам преподавания, воспитания и методики преподавания. Стажировка от УМК информатики была жизненно необходимой для тех руководителей, кто перспективно подходит к проблемам по использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (Акбулакский, Александровский, Беляевский, Грачевский, Красногвардейский, Курманаевский, Октябрьский, Переволоцкий, Сорочинский, Сакмарский, Саракташский районы и города Оренбург и Бузулук).

Следует отметить, что достаточно востребованы управленческими кадрами курсы повышения квалификации для работников дополнительного образования (181 чел.), начального профессионального образования (103 чел.), дошкольного образования (70 чел.), библиотечного дела (61 чел.), а также для учителей русского языка и литературы (79 чел.), математики (65 чел.), начального образования (50 чел.). Управленческие кадры, совмещая должности с перечисленными категориями педагогических работников повышали свою квалификацию в ходе курсовой подготовке к аттестации на первую, вторую и высшую квалификационные категории (А1, А2, АВ),  курсов базового повышения квалификации (БП), курсов для организаторов и руководителей методических объединений (МО), курсов по проблемам (Пр), стажировках (Ст), спецкурсах (Тп):

Таблица 29

Категория работников

Итого

А1

А2

АВ

БП

МО

Пр

Ст

тп

Дополнительное образование

181

18

2

4

 

104

53

 

 

Начальное профессиональное образование

85

3

 

1

 

26

55

 

 

Русский язык и литература

79

23

3

7

3

19

7

 

17

Дошкольное образование

70

5

 

5

 

54

6

 

 

Математика

65

27

6

8

2

10