Разработчик: Нефедова В.И., руководитель Центра диагностических и информационных технологий
Дата: 2001 г.

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования  

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
к образовательной программе курсов повышения квалификации
на соответствие занимаемой должности
для руководящих работников образовательных учреждений

1. Введение

 

Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий.

Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ.

В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:

&  обновление содержания образования;

& инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий;

& диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей.

 

Цель: Доказать повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий.

 

Задачи:

1.     Выделить проблемы информационного обеспечения управления, для решения которых целесообразно использовать информационные и коммуникационные технологии, ориентировать управленцев на эффективные пути их решения.

2.     Определить проблемы управления педагогическим коллективом в современных условиях и определить информационные технологии для их позитивного решения.

3.     Показать современные подходы к изучению, обобщению и описанию педагогического опыта на основе информационных технологий.

4.     Предоставить условия для практической работы в компьютерном классе с информационными массивами с использованием коммуникативных сетей.

 

2. Темы:

 

ТЕМА 1. Образовательное учреждение в условиях информационного общества и модернизации школьного образования.

Информационное общество и роль образовательного процесса в нем. Информатизация и образование. Информационная культура руководителя образовательного учреждения. Формирование информационной культуры педагога. Информационная потребность педагогических работников. Информационная потребность работников управленческих структур. Информационные процессы: сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Информационные технологии в управлении образованием. Безбумажная информатика. Документированная информация.

 

ТЕМА 2. Санитарно-гигиенические и эргономические нормы и правила работы взрослых и детей в компьютерном классе. Средства обеспечения безопасности работы компьютерной техники. Средства сетевой безопасности.

Нормативные ссылки. Требования к классам учебно-вычислительной техники и персональным компьютерам. Требования к помещениям для эксплуатации компьютерной техники. Требования к освещению помещений. Требования к оборудованию рабочих мест: для взрослых,  для учащихся средних учебных заведений, для детей дошкольного возраста. Требования к организации труда и отдыха. Требования к  организации медицинского обслуживания пользователей компьютером. Антивирусные программы. Безопасная работа в Интернете.

 

ТЕМА 3. Организация эффективной работы современного компьютерного класса. Программно-методическое обеспечение образовательного учреждения.

Положительные и отрицательные моменты при использовании компьютерного класса в процессе образовательной деятельности. Роль и место учителя в современном образовательном учреждении.  Организация учебного процесса. Примеры использования возможностей класса учебно-вычислительной техники в ходе образовательной деятельности. Примеры использования возможностей автоматизированного рабочего места администратора. Классификация программного обеспечения ПЭВМ. Программные средства для подготовки учебного процесса и анализа его результатов. Программы для автоматизированных систем управления различными образовательными учреждениями. Программные комплексы для проведения учебного процесса. Типология программных средств по методическому назначению программы       (тренажеры, контролирующие программные средства, демонстрационные программные средства, информационно-моделирующие, игровые, обучающие). Компьютерные обучающие программы.  Педагогические требования к программным средствам. Соответствие программных средств тематике предмета, обоснование выбора  учебного предмета для реализации с помощью программных средств. Технические требования к программным средствам (ориентация на серийные образцы классов учебно-вычислительной техники, надежность работы, защита от случайных нажатий клавиш, минимальное время реакции и пр.). Эргономические требования к программам (психологические, физиолого-гигиенические и сервисные). Эстетические требования к программным средствам. Практическая индивидуальная работа с программными средствам и с целью экспертной оценки, включающей обоснование по качеству исполнения программных средств.

 

ТЕМА 4. Современные требования к проведению независимых процедур качества знаний учащихся и представлению результатов.

Тезаурус для участников независимых процедур тестирования. Технические возможности в организации независимых процедур тестирования и других форм проверки качества знаний учащихся. Подготовка преподавательского и управленческого состава коллектива для работы в мониторинговых исследованиях. Интерпретация результатов независимых процедур контроля знаний учащихся. Подготовительная работа к процедурам независимого контроля знаний педагогических, руководящих работников, родителей и учащихся. Демонстрационные версии тестовых процедур.

 

ТЕМА 5. Информационные технологии в управлении  педагогическим коллективом: проблемы и перспективы.

Проблемы внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Особенности работы с современными информационными технологиями молодежи и работников со стажем работы. Формы общения с подчиненными с привлечением современных технических и коммуникационных средств. Роль информационных технологий в организации работы с коллективом как со взрослой аудиторией. Понятие педагогического опыта. Дискуссионный характер подходов к пониманию сущности и репрезентативности новаторского опыта. Проблема обобщения, описания и передачи педагогического опыта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Модульная обработка материалов по описанию педагогического опыта. Использование информационных и компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и поиска информации о педагогическом опыте. Организация работы с банком педагогической информации.

 

ТЕМА 6. Роль информационных технологий в совершенствовании современных форм повышения квалификации. Дистанционные формы образования.  

Значимость социального заказа в организации курсов повышения квалификации и роль технических средств в планировании этого заказа. Современные формы повышения квалификации. Подготовка педагогического коллектива к выбору эффективных форм образования. Специфика дистанционной формы образования. Возможности информационных технологий в постдипломном образовании педагогических и управленческих работников образовательных учреждений. Организация повышения квалификации для работников коллективов на основе самообразования и непрерывного образования.

 

ТЕМА 7. Использование образовательных ресурсов, коммуникационных средств и офисных программ для организации электронного документооборота образовательного учреждения.

Обзор образовательных ресурсов в Интернет. Выбор коммуникационных средств для делового общения с коллегами и партнерами. Классификация программного обеспечения, необходимого для работы с документами внутри учреждения и за его пределами. Текстовые и вычислительные процессоры – основные программные средства для создания документов. Система управления базами данных и особенности использования данного программного комплекса в образовательном учреждении.

 

ТЕМА 8. Правила подготовки документов для деловой переписки по электронной почте и для электронных носителей информации.

Некоторые особенности при подготовке документов для отправки по электронной почте. Использование почтового ящика для переписке с коллегами и партнерами. Основные механизмы общения через Интернет. Особенности сетевого общения. Анонимность. Этикет. Интернет-зависимость. Команды общения: публичное общение, личное общение. Поиск собеседников. Передача и прием файлов. Подготовка материалов для электронных журналов, для Интернет-конференций и семинаров, для образовательных сайтов. Некоторые критерии к подготовке данных материалов.

 

ТЕМА 9. Некоторые особенности поисковых систем и средства работы с архивами. Интернет-библиотека для образовательного учреждения.

Средства поиска информации в Интернете. Выполнение поиска. Логические выражения при поиске необходимой информации. Просмотр найденных информационных материалов. Медиатека. Использование ресурсов Интернет-библиотеки для самообразования педагогических, руководящих работников, учащихся и родителей. Место ресурсов Интернет-библиотеки  в образовательном и воспитательном процессах учреждений.

 

 

3. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины

 

Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная работа слушателей курсов повышения квалификации (в том числе экстернат, дистанционное обучение), консультации, лекции, практические занятия, экзамен.

В процессе реализации программы предусмотрено применение таких методов, как эвристические и исследовательские.

 

Информационное обеспечение слушателей курсов:

 

Название

Образовательные ресурсы

1       

Региональный банк педагогической информации:

&      научные статьи;

&      концептуальные доклады;

&      методические рекомендации;

&      ориентиры к лекционным материалам;

&     справочные, аналитические и статистические материалы

&      http://www.ooipkro.nm.ru,

&      Интранет:

 www.ooipkro.esoo.ru

2       

Республиканский банк педагогической информации:

&      аспекты педагогической науки;

&      методология педагогических исследований;

&      зарубежная педагогическая информация;

&     методы обучения

&      Интранет: www.ooipkro.esoo.ru

&   http://www.apkro.redline.ru

 

3       

Педагогический словарь

&      Интранет: педагогический словарь

4       

Тезаурус эксперта

&      Интранет: www.ooipkro.esoo.ru (УМК аттестации)

5       

Антропологический словарь

&    Интранет: www.ooipkro.esoo.ru (кафедра философии)

6       

Теоретические вопросы управления

&      Интранет: www.ooipkro.esoo.ru (кафедра управления образовния)

7       

Экспериментальные и проектные материалы

 

&      Единый Государственный Экзамен

&      Интранет:

 www.ooipkro.esoo.ru

&      http://www.ege.ru

8       

&      Министерство образования РФ

&      Телетестинг

&      http://www.informika.ru

&      http://www.teletesting.ru

9       

Обучающие и образовательные программы

&     http://www.informika.ru

&      CD-диски

10   

Контролирующие программы

&      http://www.ege.ru

&      http://www.teletesting.ru

&      CD-диски

11   

Демонстрационные программы

&      http://http://www.teletesting.ru

&     Интранет, CD-диски

12   

Программы-тренажеры

&      Интранет, CD-диски

13   

Педагогический опыт педагогов

&  Интранет:

 www.ooipkro.esoo.ru

&      http//www.iro.yar.ru

14   

Спецкурсы и образовательные материалы для дистанционных форм занятий

&      http://www.informika.ru

&      http//biro.ufanet.ru/sdo.htm

&      http://center.fio.ru

&      http://www.iro.yar.ru

&      http://www.osu.ru

&      Интранет: www.ooipkro.esoo.ru

15   

Электронные учебники и пособия

&     http://www.informika.ru

&      http//biro.ufanet.ru/sdo.htm

&      http://center.fio.ru

&     Интранет: www.ooipkro.esoo.ru

&      CD-диски

16   

Библиотека:

&      методическая литература;

&      научная литература;

&      классическая литература;

&     периодические журналы, сборники  и газеты;

энциклопедические справочники

&      Интранет:

 www.ooipkro.esoo.ru

 

&      Библиотека им. Герцена (С-Петербургский педагогический университет)

&      http://www.herzen.spb.ru

 

 

&      Крупнейший Энциклопедический ресурс интернета

&      http://www.rubricon.ru

 

&      Современная энциклопедия

&      http://www.academic.ru/misc/enc1p.nsf/ListW

 

&     Электронный журнал "Вопросы Интернет-Образования"

&      http://center.fio.ru/vio/N1/default.htm

 

&      Оренбургский государственный университет

&      http://www.osu.ru

 

&      Вестник ОГУ

&      http://www.vestnik.osu.ru/

 

&      База данных всех музеев Франции

&      http://mistral.culture.fr:8004/cgi-bin/multione/MUSEOFILE/MFsommaire?MID=dS7

17   

Каталог: Все образование

&      http://catalog.alledu.ru

18   

Министерство образования России

&      http://www.ed.gov.ru/

&      http://www.informika.ru

19   

Академия переподготовки и повышения квалификации работников образования

&      http://www.apkro.redline.ru

20   

Страница начального и среднего профессионального образования

&      http://www.ed.gov.ru/n-prof.html

21   

Всероссийский августовский педагогический совет

&      http://www.pedsovet.alledu.ru

 

22   

Материалы всероссийской конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО - Москва)

&     http://www.ito.edu.ru/

23   

Здоровье педагога

 

 

&      Межгосударственная Ассоциация Последипломного Образования

&      http://www.user.cityline.ru/~demiapge

 

&      Официальная Web-страница Депутата Гос. Думы от РТ, профессора, Заслуженного Врача России Каримовой Дании Юсуфовны

&      http://www.karimova.ru

 

&      Министерство Здравоохранения РФ

&      http://www.mednet.ru

 

&      Главное управление здравоохранения Оренбургской области

&      http://www.orenmedkat.narod.ru

 

&      Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества

&      http://www.council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/125-13.htm

 

&     Здоровье, творящее образование

&      http://zhizn.orthodoxy.ru/new/ktostoit.htm

 

&    Техника безопасности при работе на ПК для детей и взрослых

&     http://center.fio.ru/vio/Articles/Art_5_2.htm#top

&      Интранет:

www.ooipkro.esoo.ru (УМК информатики)

 

&     Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы

&      http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N8/p2-7.htm

24   

Информационные технологии в образовании

&      http://ito.edu.ru

&      http://center.fio.ru

&      Интранет:

&      www.ooipkro.esoo.ru (Центр диагностических и информационных технологий)

 

4.       Контрольные задания для самоконтроля

 

1.       Осуществить поиск материалов по определенной заранее преподавателем проблеме в информационно-поисковых системах по заданным параметрам.

2.       Создать текст в текстовом процессоре. Сохранить текст в памяти, продемонстрировать умение редактирования текста, работу с фрагментами текста, работу с несколькими текстами в разных окнах.

3.       Продемонстрировать на созданном массиве возможности вычислительного процессора: построение таблицы, вывод на печать, создание диаграммы.

4.       Дать классификацию компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

5.       Представить алгоритм предмашинной обработки педагогического опыта любого педагога на примере своего образовательного учреждения.

6.       В чем, по Вашему мнению, заключается специфика обучения дистанционно на основе компьютерных телекоммуникаций?

7.       В случае выбора формы повышения квалификации, какую бы Вы предпочли для себя лично? Для коллег из Вашего образовательного учреждения?

8.       От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуникаций в образовательном учреждении?

9.       Как Вы думаете, будут ли Ваши коллеги использовать в работе возможность иметь доступ к различным информационным носителям? Что важно сделать для того, чтобы у Ваших коллег возросла потребность работы с материалами медиатеки?

10.    Творческое задание: Представьте себе, что Вы являетесь учителем-куратором дистанционного курса. Что бы Вы хотели узнать о Ваших учащихся? Попробуйте составить анкету для учеников с вопросами, которые помогли бы Вам организовать успешное обучение?

11.    Творческое задание: Представьте себе, что Вы – координатор телекоммуникационных проектов в своем образовательном учреждении. Результаты опроса членов коллектива плачевные – большая часть из них не желает работать по данному направлению. Каковы будут Ваши действия в данной ситуации? Что вы станете делать для привлечения педагогов к созданию телекоммуникационных проектов и работе с ними?

 

Перечень творческих работ для  экзамена:

 

1.                  Защита программы информатизации образовательного учреждения;

2.                  Защита реферата на одну из приведенных в приложении тем;

3.                  Защита структуры сайта образовательного учреждения и не менее трех модулей для него, наполненных содержанием из теоретических источников или из собственного опыта работы;

4.                  Защита информационно-педагогического модуля из опыта работы учреждения или собственного опыта по использованию информационных технологий в управленческой деятельности.

 

Требования к представлению программы информатизации образовательного учреждения:

1.             Работа представляется на электронном и бумажном носителях.

2.             Структура работы:

A.           Титульный лист.

B.            Паспорт программы: 1) наименование программы, 2) наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы, 3) региональный заказчик программы, 4) основные разработчики программы, 5) конечная цель программы, 6) задачи программы, 7) сроки и этапы реализации программы, 8) перечень подпрограмм и основных мероприятий, 9)основные направления программы, 10) исполнители подпрограмм и основных мероприятий, 11) объем и источники финансирования программы, 12) ожидаемые конечные результаты, 13) система управления программой и контроль.

C.                 Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы.

D.                 Основные цели и задачи программы.

E.                  Система программных мероприятий (по этапам).

F.                  Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.).

G.                 Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.

H.                 Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать.

I.                    Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес).

 

Вопросы для рефератов:

1.                  Управление педагогическим коллективом в условиях модернизации школы и пути решения внутренних коллизий с помощью современных информационных технологий.

2.                  О роли информационно-поисковых систем в управленческой деятельности образовательного учреждения.

3.                  Об использовании офисных программных средств в электронном делопроизводстве образовательного учреждения.

4.                  Возможности текстового процессора Microsoft Word в организации документооборота образовательного учреждения.

5.                  Правила подготовки документов для отправки по электронной почте. Примеры из практики деловой переписки.

6.                  Правила подготовки документов для представления в электронные источники информации (Web-сайт, электронный журнал, дистанционная конференция, дистанционный семинар и пр.).

7.                  Оптимизация финансовых расчетов образовательного учреждения на основе возможностей программы Microsoft Excel.

8.                  Использование возможностей программы Microsoft Excel в мониторинговых исследованиях образовательного учреждения.

9.                  Классификация компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Обоснование необходимости их использования.

10.              О роли самообразовательной деятельности педагогических работников образовательного учреждения на основе информационных технологий.

11.              О проблемах формирования мировоззренческих позиций педагогического коллектива с приходом Интернет-технологий.

12.              Специфика обучения в дистанционных формах с использованием телекоммуникационных средств.

13.              Факторы успеха внедрения Интернет-технологий в образовательном учреждении.

14.              Роль Интернет-библиотеки в работе образовательного учреждения.

15.              О проблемах подготовки коллектива школы к единому государственному экзамену.

16.              Повышение квалификации педагогического работника в условиях модернизации школы.

17.              Об эффективном использовании компьютерной базы образовательного учреждения: из опыта работы.

18.              Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: настоящее и будущее.

19.              Современные формы повышения квалификации работников образования и роль информационных технологий в этом процессе.

20.              Организация учебного процесса школы с учетом санитарно-гигиенических и эргономических норм и правил.

21.              Информационная культура работника образования.

22.              О роли информационных технологий в работе руководящих кадров образовательного учреждения с родителями.

23.              Информационные технологии как эффективное средство для работы администрации образовательного учреждения с педагогическим коллективом.

24.              Используемые в управленческой деятельности Интернет-ресурсы и традиционные источники информации, способствующие решению проблем работы со взрослыми (педагогами, родителями, коллегами, вышестоящим руководством).

25.              Возможности информационных технологий в выборе дизайна при оформлении образовательного учреждения.

26.              Профессиональное здоровье работников образования и место информационных технологий в решении этой проблемы.

 

Требования к оформлению реферата:

1.                  Работа представляется на электронном и бумажном носителях.

2.                  Структура работы:

A.                 Титульный лист.

B.                 План.

C.                 Содержание.

D.                 Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.).

E.                  Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.

F.                  Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать.

G.                 Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес).

 

Требования к представлению структуры сайта образовательного учреждения:

1.                  Работа представляется на электронном и бумажном носителях.

2.                  Структура работы:

A.                 Титульный лист.

B.                 Структура.

C.                 Краткое содержание по структуре.

D.                 Содержание по трем модулям структуры.

E.                  Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.).

F.                  Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.

G.                 Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать.

H.                 Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес).

 

Требования к представлению информационно-педагогического модуля (ИПМ) из опыта работы:

1.                  Работа представляется на электронном и бумажном носителях.

2.                  Структура работы (рекомендуем использовать рекомендации по подготовке информационно-педагогического модуля (ИПМ), имеющиеся в региональном банке педагогической информации):

A.                 Титульный лист.

B.                 Название модуля.

C.                 Фамилия, имя, отчество автора опыта или название образовательного учреждения.

D.                 Основные разделы модуля.

E.                  Содержание по разделам.

F.                  Не более двух фотографий или сканированных материалов, демонстрирующих опыт работы, учреждение или автора ИПМ.

G.                 Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.).

H.                 Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.

I.                    Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать.

J.                  Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес).

 

 

5.                  Литература

 

1.                   

Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы региональной научной конференции. 28 мая 1998 г. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. - 88 с.

2.                   

Бланк Н.В., Нефедова В.И. Перспективы использования регионального банка данных педагогической информации как условия личностно-ориентированного обучения взрослых. В кн. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: Сборник научных статей / Под редакцией Мухамеджановой Н.М. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – с.  48-55.

3.                   

Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - Л.: Наука, 1989.

4.                   

Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. - с.93-97.

5.                   

Вершловский С.Г.   Социально-андрагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – 242 с.

6.                   

Владимирская О.Д. Экстернат в России: этапы становления // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с. 39-43.

7.                   

Дистанционное образование: Научно-практический журнал.

8.                   

Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.

9.                   

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Информатика.

10.               

Жуков Н.И. Информация. Философский анализ. – Минск: 1996. – 154 с.

11.               

Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 1999.

12.               

Зотова Н.К., Нефедова В.И. О проблемах и перспективах развития дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования: региональный аспект. В кн. Региональные проблемы информатизации образования. Регинформ – 99: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 1999 г., Пермь. – В двух частях - Пермь: Изд-во Пермского регионального института педагогических информационных технологий, 1999. - Ч. 2. –  с.  132-134.

13.               

Зотова Н.К., Смирнова Н.К. К постановке проблемы антропологических оснований образования. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998. - с. 3-15

14.               

Информатика и образование: Научно-методический журнал.

15.               

Культурологические проблемы образования взрослых / Под ред. Е.И.Добринской. – СПб.: ИОВ РАО, 2000.

16.               

Лесохина Л.Н. К обществу образовательных людей…./ Теория и практика образования взрослых. – СПб.:ИОВ РАО. «Тускарора», 1998. – 273 с.

17.               

Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999. – с. 123.

18.               

Мультимедиа в образовании: Ежеквартальный журнал-каталог (приложение к журналу «Вестник образования»).

19.               

Мухамеджанова Н.М. О концепции Оренбургского национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования // Научно-информационный бюллетень «Человек и образование». ООИПКРО. – 2001. - №5. – с.32-33.

20.               

Научно-информационный бюллетень «Человек и образование». – Оренбург: Изд-во ООИПКРО

21.               

Нефедова В.И. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования: региональный аспект. В кн. Управление качеством образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. 23-24 июня 1999 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – Часть II. –  с. 48-51.

22.               

Нефедова В.И. Информационная культура руководителя как потенциал развития образовательного учреждения. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998. - 81-87 с.

23.               

Нефедова В.И. Новые составляющие мировоззрения выпускников современной школы. В кн. Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем: Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург. 20-21 июня 2000 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – Часть 1. – с.  55-59.

24.               

Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 2000.

25.               

Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург: Государственный университет педагогического мастерства, 1998. – 161 с.

26.               

Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь. – С-Петербург, Воронеж. – 1995. –232 с.

27.               

Опыт педагогов Оренбуржья: первый выпуск / Сост. Бланк Н.В., Нефедова В.И. Под ред. Иванова Н.А. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. –94 с.

28.               

Пултуржицкий Ю. Новые процессы в развитии образования взрослых // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – 242 с. (- с.58-63).

29.               

Рабочая книга андрагога //Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., Знание, 1998.

30.               

Салахов В.М. Переход на 12-летнее образование - это реальность. // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - с.11.

31.               

Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогичсеких кадров. – М.: АПКиПРО РФ, 2000. с.– 11-12.

32.               

Словарь иностранных слов, М., 1998.

33.               

Словарь терминов по информатике. - М.: Наука, 1999.

34.               

Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учебное пособие / ЛГИК им. Крупской Н.К. – Л. 1998. – 88 с.

35.               

Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.: Информатика и образование, 1999.

36.               

Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. Евдокимова В.В. – СПб.: Питер,1997.-592 с.