Составитель: Нефедова В.И., зав.ЦДИТ ООИПКРО
Дата: 01.02.2001г.
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОН АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СИСТЕМА РАБОТЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
|
Сущность опыта. Система работы Александровской общеобразовательной школы Александровского района Оренбургской области на основе информационных технологий дает возможность использовать комплексный подход в учебно-воспитательной, методической и административной деятельности и предполагает: ? создание условий для овладения учащимися различных форм учебной и коммуникативной деятельности школы; ? выявление и создание предпосылок для активизации учащихся в процессе изучения предметов естественно-математического и гуманитарного циклов; ? обеспечение свободы выбора учащимися профиля дополнительного образования в старших классах; ? создание условий педагогическому сообществу школы и всего района для их самообразовательной деятельности;
Главное в системе работы образовательного учреждения заключается в том, что администрация школы, коллектив педагогов и школьников имеют возможность решать следующие проблемы: ? организация на компьютерной базе сельской школы обучающего центра, координирующего деятельность административных, методических, учебно-воспитательных структур региона; ? воспитание коммуникативных умений всего коллектива при подготовке совместных мероприятий с использованием средств мультимедиа (например, бинарных и интегрированных уроков); ? построение профессиональной, самообразовательной и методической и учебной деятельности на основе информационных технологий; ? воспитание потребности к непрерывному образованию у работников образовательного учреждения и учащихся.
Условия становления опыта. С 1985 года в школьную программу был введен новый курс “Основы информатики и вычислительной техники” и в Александровскую среднюю школу в 1988 году для работы были приобретены два первых отечественных компьютера – “Агат”. В этом же году был оборудован кабинет учебной вычислительной техники КУВТ-86, в комплекте которого было двенадцать рабочих мест учащихся – БК0010 и одно рабочее место преподавателя – ДВК-2М с печатающим устройством. Имеющаяся база считалась достаточной для использования её на уроках основ информатики и вычислительной техники, а также формирования базы данных об учащихся и учителях школы, на основе которых подготавливались отчетные материалы по требованию администрации школы и отдела образования. Согласно совместному с Американским проектом эксперименту в 1991 году в Оренбургскую область поступило восемь пилотных компьютерных классов и один из них, по рекомендациям главного управления образования и методической службы института повышения квалификации работников образования, был установлен в Александровской средней школе. Эта школа в тот момент имеет трехлетний опыт эффективного использования компьютерного класса КУВТ-86 и высоко профессионального учителя математики и основ информатики и вычислительной техники – Падалка Василия Митрофановича, который рационально использует возможности компьютерного класса в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Современный по тем временам компьютерный класс, оснащенный компьютерами PS/2, программным и методическим обеспечением для поддержки курса основы информатики и вычислительной техники, а также и других школьных предметов, начиная с начальной школы, позволяет использовать сельскую школу как базовую площадку района, на которой учитель: ? проводит практические занятия по курсу “Основы информатики и вычислительной техники” с учащимися данной школы всех близлежащих сельских школ; ? руководит кружковой работой в школе и во внешкольном учреждении по проблеме “Программирование”; ? организует дополнительное образование по подготовке операторов ПЭВМ; ? использует имеющуюся базу программного обеспечения для консультаций с учителями школы по проблемам эксплуатации компьютерной базы в самообразовательной деятельности учителей и в учебно-воспитательном процессе на любом из уроков по различным предметам школьного курса; ? организовывает в компьютерном классе семинары для руководителей методических объединений школьного и районного уровней по предметным областям; ? продолжает работу по созданию административного рабочего места, наполняя базы данных сведениями об учащихся и учителях школы.
Установленная в 1994 году локальная сеть и выход в телекоммуникации позволили учителю на более высоком уровне организовывать учебный процесс, что потребовало обновления компьютерного парка школы, программно-методического обеспечения и повышения квалификации учителя. Василий Митрофанович становится активным участником практически всех семинаров, конференций и курсов повышения квалификации на областном и Российском уровне. В настоящее время материально-техническая база школы состоит из двух мультимедийных компьютерных классов, рассчитанных на двадцать рабочих мест учащихся. Рабочее место учителя оборудовано печатающим устройством и сканером. Компьютерные классы расположены на одном этаже в одном крыле и при необходимости могут работать одновременно по одной проблеме в локальной сети. Для обеспечения непрерывного учебного процесса в компьютерном классе, а также методической и управленческой деятельности школы используется богатая библиотека учебной, справочной и методической литературы, педагогических программных средств на компакт-дисках и дискетах, сформированных и функционирующих банков данных по различным назначениям на основе стандартного программного обеспечения. В компьютерном классе имеется телефонная линия, что дает возможность использовать ее при необходимости для коммуникационных услуг в процессе решения учебных и управленческих задач школьного уровня. Отличительной чертой компьютерного класса, оборудованного в данной школе с 1991 года, является его оформление: на стенах - художественная роспись, на одной из которых представлена историческая информация об этапах становления компьютеризации школы и людях, причастных к становлению компьютерной базы образовательного учреждения. Класс оборудован согласно гигиеническим требованиям к персональным компьютерам и организации работы в классе, санитарным правилам и нормам, утвержденным Госкомсанэпиднадзора России в 1996 году. Имеющийся опыт работы школы на основе использования возможностей компьютерной базы позволяет учителям формировать информационную культуру учащихся сельской школы, воспитывать полноценного, гармонично развитого и способного адаптироваться к современным условиям жизнедеятельности гражданина России.
Актуальность и перспективность опыта работы педагогического коллектива Александровской средней школы способствует решению концептуальных задач современной школы, ориентированных на удовлетворение социальных потребностей жителей села. Отличительной чертой данного опыта является систематическая работа, связанная с решением проблем использования компьютерной базы школы в различных видах деятельности школы, позволяющая строить образовательную, самообразовательную, методическую и управленческую деятельность на основе информационных технологий не только учащимся старших классов и педагогическому коллективу данной школы, но и ученикам начальной школы, работникам методической службы школы и района, учащимся начальных профессиональных учреждений. Перспективным направлением в работе образовательного учреждения должно быть разрешение противоречий между коллективным обучением и индивидуальным развитием личности. Творческой группой педагогического коллектива школы успешно решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, направленных на обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаний о различных процессах работы с информацией, о роли информационных технологий и современной компьютерной базы в развитии современного общества. Также формируются потребности в сознательном и рациональном использовании компьютерной и информационной базы в учебной, самообразовательной, а далее и в профессиональной деятельности.
Технология опыта. Систематическая работа Александровской школы по реализации проблемы использования информационных технологий и компьютерной базы сроится на основе поэлементного анализа деятельности по каждому из следующих направлений: I. Организация курса информатики: 1. Преподавание непрерывного курса информатики с первого по одиннадцатый классы в Александровской школе. Для этого в школе есть всё, что необходимо для изучения непрерывного курса информатики – материально-техническая база, программно-методическое обеспечение, наличие профессиональных кадров. Основная цель непрерывного курса информатики – формирование информационной культуры школьника. Приоритетные задачи, которые решают учителя информатики – воспитывать потребность к образованию на основе информационных технологий, формировать навыки рационального использования компьютера при изучении предметных дисциплин. Значимым является то, что в процессе обучения выполнение большинства предлагаемых задач воспитывает умение работать самостоятельно, чему способствуют индивидуальные задачи, которые учитель дает на каждом занятии с учетом индивидуальных способностей учащихся или предлагает на выбор, полагаясь на самооценку ученика. Уроки информатики развивают коммуникативные способности учащихся, с начальной школы учащиеся работают в малом коллективе или в целой группе при решении единой проблемы, которая поставлена учителем или самими учащимися. Традиционно даются задания, для выполнения которых необходимы знания по целому спектру школьных предметов, а также справочные, научные и энциклопедические материалы. 2. Преподавание курса информатики в старших классах четырех близлежащих школ, не располагающих компьютерной техникой. 3. Преподавание курса информатики в начальных профессиональных учреждениях Александровского района. Здесь школа выступает в роли образовательного центра по информатике, выполняя важную задачу – приобщение учащихся сельских общеобразовательных и профессиональных учреждений к изучению предмета “Информатика” с использованием современной компьютерной базы и программного обеспечения, позволяющие выпускнику легко адаптироваться в жизненных ситуациях.
II. Внешкольная работа и дополнительное образование: 1. Организация кружковой и факультативной работы по проблемам программирования и изучения издательской деятельности. Группы формируются по желанию учащихся. Результатом работы группы журналистов и работников издательской деятельности – периодически выпускающаяся газетная продукция, доступная всему педагогическому и ученическому коллективу школы. Ребята учатся ответственно и профессионально решать поставленную перед ними задачу. 2. Профориентация учащихся с привлечением психологической службы школы основана на использовании пакета тестовых материалов, установленных в компьютерном классе. 3. Проведение занятий для творческих школьников, обучающихся в районной двухгодичной школе одаренных детей “Спектр”, ориентированы на углубленное изучение курса информатики, а также математики и физики с использованием возможностей компьютерного класса.
III. Использование компьютерного класса педагогическими и методическими кадрами школы, района, области:
1. Организация стажировки для педагогического коллектива школы по проблеме “Использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности” проведена в рамках постоянно-действующего обучающего процесса по заявке ООИПКРО. Творческая группа учителей выполнила предусмотренные по образовательной программе часы и готова к использованию информационных технологий в самообразовательной, учебной и воспитательной деятельности. 2. Проведение методических объединений школьного и районного уровней по проблемам использования возможностей компьютерного класса на занятиях по различным школьным предметам проводятся систематически по согласованию с руководителями методических служб школы и отдела образования. Учитель информатики дает ориентиры на использование программных средств по всем школьным дисциплинам, пользуясь библиотекой программного обеспечения кабинета и областного информационно-прокатного центра. 3. Самообразование педагогических работников на основе информационных технологий планируется лично каждым педагогом школы. Компьютерный класс, оснащенный информационными массивами с педагогической информацией, по утвержденному в школе графику доступен пользователям. Использование таких программных средств, как “Педагогический словарь” и “Региональный банк педагогической информации” позволяют работать с информационными массивами в межсессионный период курсов повышения квалификации, при подготовке к педагогическому совету, изучению намеченной для самообразования проблемы и т.д. Обучающие и контролирующие программные средства по школьным предметам помогают учителю устранить пробелы в содержании по определенным темам. 4. Проведение семинаров и консультаций по использованию компьютерного класса при изучении школьных предметов дает возможность обсудить использование современных педагогических технологий, которые непременно должны основываться на использовании информационных технологий. 5. Организация и проведение информационного модуля для учителей истории и географии в рамках курсовой подготовки Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования показали, что Александровская средняя школа является опорным образовательным учреждением, творческая группа педагогического коллектива которого работает в единой идеологии с областной методической службой ООИПКРО.
IV. Управленческая деятельность:
1. Создание, формирование и оперативное обновление базы данных об учителях и учащихся школы делает учитель информатики Падалка Василий Митрофанович. База данных об учителях хранит не только статистические данные о них, но и фотографии. Архивные материалы базы данных по учащимся позволяют проводить анализ успеваемости и других учебных достижений. 2. Подготовка статистических отчетов по требованию администрации на основе сведений о педагогах и учащихся школы делается по специальному запросу. Многолетний опыт работы школы по систематизации данных об учителях и учащихся позволяет готовить отчетные материалы достаточно оперативно. 3. Организация мониторинговых тестовых контролей с учащимися по школьным предметам на основе Автоматизированной Интерактивной Системы Тестов (АИСТ) ведется под контролем администрации школы. Педагогический коллектив владеет навыками подготовки тестов и ввода информации в автоматизированную программу.
V. Использование современных информационных технологий в учебно-воспитательной деятельности:
Организация учебной деятельности на уроках истории с использованием информационных технологий: Позитивным результатом системы консультационной и самообразовательной деятельности, организованной для учителей в компьютерном классе, является организация учебного процесса учителя истории Александровской средней школы, имеющего первую квалификационную категорию, десятилетний стаж педагогической деятельности - Глазева Светлана Александровна. Этот учитель в кабинете истории имеет компьютер и программно-методическое обеспечение, поддерживающее курс “История отечества - ХХ век”. Второй год история преподается по компьютерному курсу “История отечества - ХХ век”, авторами которого являются Данилов А.А. и Косулин Л.Г. и учебному пособию для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е издание - М.: просвещение, 1996. - 366 с.. Кроме того, используется компьютерный (мультимедиа) учебник истории России ХХ века Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулина Л.Г, который позволяет отличить счет комплексного воздействия видеоряда, звука, а также посредством компьютерных возможностей - диалога с учебником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебник включает в себя четыре компакт-диска и брошюру. Он снабжен обширным справочным материалом: персонами (более 700 важнейших политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры); подробная хронологи: терминологический словарь; более 30 анимированных карт; более 6 000 иллюстраций (редких фотографий, плакатов, картин, рисунков, схем, диаграмм); боле 70 уникальных фонограмм - звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных песен различных лет и т.п.). На уроках используется мультимедийная коллекция “Искусство и путешествия” из четырех компакт-дисков для Windows CD-Rom, библиотека компакт дисков с классической музыкой различных исторических эпох. При изучении древней истории используется энциклопедия “Золото скифов” на электронном носителе. Положительным результатом является активизация учебного процесса, возможность комбинировать традиционные формы обучения и обучение с использованием информационных технологий, что позволяет работать по современным педагогическим технологиями. Программное обеспечение, имеющееся в кабинете истории, позволяет организовать индивидуальную работу с учащимися при повышенном интересе учащихся к данному предмету, при подготовке к олимпиадным турам школьного, районного и областного уровней. В школе в 2000/2001 учебном году пока не удалось получить доступ в Internet, но профессиональный уровень педагогического и школьного коллектива достаточен для того, чтобы использовать возможность доступа к информационным источникам справочного, энциклопедического, информационного, методического направления. Творческая группа учителей школы готова к применению в практике современных педагогических технологий с использованием возможностей информационных технологий и компьютерного класса.
Результатом системы работы школы является формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира на основе методов информатики, способствующего развитию информационной культуры учащихся и педагогов школы. Информационная культура позволяет работать с содержанием любого школьного предмета, основываясь на информатику, как предмета, позволяющего через универсальный язык логических операций оставаться связующим предметом всех школьных учебных дисциплин. |
|