Автор: Нефедова В.И.(e-mail:vera@mail.esoo.ru), заведующая ЦДИТ ООИПКРО
|
Аннотация
Выявление профессиональных потребностей работников образования является одним из необходимых условий для решения множества проблем образовательной деятельности региона. Опыт показывает, что важнейшим источником информации о потребностях региональной системы образования являются социологические исследования педагогов и руководителей образовательных учреждений.
THE SEARCH OF EDUCATION ADMINISTRATORS PROFESSIONAL NEEDS FOR THE DISTANT FORMS OF EDUCATION
Nefedova Vera. I., (e-mail:[email protected]) Teachers Refreshment Courses, Orenburg
The search of school administrators professional needs is the most important condition urgently necessary for the decision of the majorities of educational problems of the region. According to the experience, the main source of information about the needs of regional education system is teachers and administrators sociological research (inquiry).
С целью эффективной организации образовательного процесса и использования имеющейся материально-технической базы, научно-методического обеспечения образовательных учреждений, развития жизнеспособной личности учащегося и педагога целесообразно создавать условия для всестороннего исследования образовательной среды региона и выявления наиболее проблематичных зон в системе региона.
Значимую информацию о кадровом потенциале и потребностях региональной системы образования позволило получить социологическое исследование, проведенное в Оренбургской области с 1996 по 1999 годы, ориентированное на изучение профессионально-личностной готовности педагогических и руководящих кадров области к обеспечению учебно-личностных достижений учащихся.
Выводы, полученные на основе анализа данных социологических исследований, способствовали пересмотреть многие направления деятельности в работе с педагогами и управленцами образовательных учреждений.
На основании полученных результатов исследования социологическая служба института дает рекомендации к разработкам новых моделей процесса обучения, способствующих реализации конституционных прав и гарантий, ориентированных на развитие личности учащихся и педагогов с учетом их профессиональных потребностей, а также стабильному функционированию системы образования.
Следует отметить, что анализ основных параметров региональной системы образования и ее потребностей позволяет сделать вывод о необходимости радикальных изменений, затрагивающих цели общего среднего образования в регионе, его содержание, технологии, оценку результатов, а также подготовку квалифицированных кадров, способных осуществлять эти изменения.
Нельзя не согласиться с тем, что одна из значимых “причин несоответствия подготовки руководителей современным требованиям заключается в пренебрежительном отношении к знаниям, в низкой управленческой культуре руководящих кадров. Выходцы из старых “управленцев” с трудом ориентируются в современных методах руководства, плохо представляют современные структуры построения организаций” [2]. Данный негативный фактор способствует управленцам быть активными заказчиками при формировании социального заказа, направленного на удовлетворение профессиональных потребностей в процессе повышения квалификации.
В современных условиях для руководителя важно чтобы его образовательное учреждение было конкурентоспособным, востребованным потребителями. В современных сложных экономических условиях решить отмеченную нами проблему без специальных дополнительных знаний руководящему работнику, пожалуй, невозможно. Поэтому на диагностическом этапе курсов повышения квалификации (через собеседование или тестирование) необходимо показать руководящим работникам, что “отсутствие перспективного видения, неумение ориентироваться в современных методах руководства и при этом вера в непогрешимость собственных решений и действий приводят к профессиональной некомпетентности” [2].
Анализ научных исследований проблемы профессионально-личностного роста руководящих кадров образовательных учреждений показывает наличие противоречий между социальными требованиями к руководителю образовательным учреждением и недостаточно высоким уровнем профессионализма руководителя современного образовательного учреждения. Данные противоречия активизируют систему повышения квалификации для поиска путей развития творческого потенциала руководящих кадров образовательных учреждений. Современное образовательное учреждение любого типа в целях выживания должно решить широкий спектр задач, для реализации которых необходима эффективная система повышения квалификации руководящих кадров образовательных учреждений, основанная прежде всего на использовании информационных технологий, а также передовых форм обучения.
Современные информационные технологии способны вовлечь руководителей образовательных учреждений в непрерывный процесс познавательной деятельности, предусматривающий наряду с традиционными и дистанционные формы обучения, которые на наш взгляд, наиболее разумно использовать в непрерывном образовательном и самообразовательном процессе руководящего работника любого ранга.
Литература 1. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С.Полат. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
2. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под редакцией С.Г. Вершловского. — Санкт-Петербург: Государственный университет педагогического мастерства, 1998. — 161 с.
Статья издана в материалах Х Всероссийской научно-практической конференции «ИТО-2000», г. Москва, 7-11 ноября, 2000 г. |