Составители: Нефедова В.И. зав.ЦДИТ, Тимченко Л.А. методист-программист Дата: 12.2000 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)Пятый сезон.
В осенние школьные каникулы с 1 по 12 ноября 2000 года в соответствии с программой, утвержденной приказом министра образования РФ (№138 от 17/01/2000 г.) состоялось очередное дистанционное тестирование “Телетестинг”.
Данное тестирование организуется через широкую сеть региональных представительств. Региональные центры “Телетестинга” есть по всей России: как в крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Мурманск, Иркутск, Калининград, Красноярск, Ростов-на-Дону, Оренбург, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, Уфа, Казань, Ижевск, Пятигорск, так и в мелких населенных пунктах, насчитывающих менее 20 тысяч человек.
В Оренбурге региональным представительством является Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО). В репетиционном осеннем туре 2000 года ООИПКРО организовал в Оренбургском регионе семнадцать территориальных представительств при отделах и управлениях образования:
Таблица 1
Школьники старших классов могли выбрать для тестирования любые предметы из приведенного ниже списка. Всего было выполнено 1838 тестов, из которых 1806 тестов – на конкурсной основе:
Таблица 2
Кроме школьных предметов участники «Телетестинга» могли пройти Тест Интеллектуального Потенциала (ТИП), позволяющий школьнику определить свой коэффициент обучаемости (IQ).
Технология проведения тестирования не претерпела значительных изменений с прошлого года: на экране появляется тестовое задание с четырьмя ответами, участник должен выбрать один из ответов, наиболее верный с его точки зрения. Всего заданий в тесте от 50 до 70 в зависимости от предмета. На каждый вопрос отводится не более двух минут времени.
В процессе выполнения теста программа определяет уровень знаний участника и слабому школьнику предъявляется больше легких заданий, а сильному – более сложных, что и оценивается соответственно (так называемое “адаптивное тестирование”), при этом задания выбираются компьютером индивидуально для каждого участника из общего банка, содержащего примерно 700 заданий.
Для каждого регионального центра “Телетестинга” в Интернете создана специальная страничка – “закрытый раздел”, доступ к которому есть только у данного регионального центра. Перед началом тестирования территориальные пункты тестирования получали тестовые материалы и пароли к ним. По окончании тестирования из отделов образования по внутренней электронной почте в ООИПКРО приходили тестовые протоколы ответов в архивах, которые создает сам компьютер после ответа участника тестирования. Ежедневно в конце рабочего дня на закрытом разделе в Интернете производилась обработка тестовых протоколов в режиме диалога со специальной программой “Телеробот”, что позволяло через несколько минут узнать баллы участников своего региона. Участники тестирования могли видеть свои предварительные результаты на следующий день через представителей территориальных пунктов тестирования.
2) Принципиальные изменения и география
Осенний тур централизованного компьютерного тестирования побил все рекорды даже самого многочисленного весеннего “Телетестинга” 2000 года. В нем выступало 12239 участника, было пройдено 29353 теста (из них 1838 из Оренбургской области), приняло участие 108 региональных центров (в три раза больше, чем в осеннем туре прошлого года). В тестировании приняли участие ребята из 87 городов из 52 субъектов Российской Федерации – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Владикавказа. Наш регион впервые принимал участие в осеннем туре “Телетестинга”, но достаточно активно. Центр тестирования в итоговой справке об итогах тестирования отмечает безусловными лидерами массовости конкурсных участников в этом сезоне следующие региональные центры:
Таблица 3
Подробную статистику участия в тестировании по предметам и региональным центрам можно посмотреть в Интернете: http://www.teletesting.ru/stt2001.htm
В таблице 4 представлен рейтинговый ряд участников “Телетестинга” в территориальных пунктах компьютерного тестирования:
Таблица 4
В этом году в конкурсе могли принимать не только 11-классники, но и учащиеся 9-10 классов, для которых после окончания тестирования были подсчитаны поправки к тестовым баллам, позволяющие им более точно оценить свое место в общем рейтинге.
Победители “Телетестинга”, занявшие первые места в общем рейтинге, показавшие высокие результаты по трем любым предметам и Тесту Интеллектуального Потенциала, получают возможность принять участие в телевизионной игре “Я знаю все!”, выходящей по воскресеньям в 11 часов на канале “ТВ6-Москва”.
3) Результаты
Рейтинг пятисот лучших участников по всей России доступен в Интернете на сайте “Телетестинга”, адрес: http://www.teletesting.ru/reit2001.htm. Рейтинг лучших участников носит предварительный характер, некоторой корректировке могут подвергаться результаты учеников девятого и десятого классов. На лучшие результаты участников “Телетестинга” будут присланы из Москвы документы, выписанные на участника.
Лучшие результаты по отдельным предметам участников Оренбургской области приведены в таблице 5, в которой указаны пункты, в которых проходили тестирование наши лидеры, код участника, предмет и процентиль, показывающий процент учащихся, справившихся с тестом хуже, чем данный участник:
Таблица 5
В таблице выделены курсивом записи, относящиеся к результатам Кондрашова Сергея Викторовича (г. Оренбург, лицей №1), который в “Телетестинге” занял второе место по России. Он показал следующие результаты по предметам:
Таблица 6
По результатам троеборья лучшие результаты показали 11 человек из Оренбургской области и их данные открыты на сайте http://www.teletesting.ru. В таблице 7 представлены участники по рейтинговому номеру в общей таблице пятисот лучших результатов с указанием баллов по трем предметам
Таблица 7
Кроме того, считаем важным отметить о результатах учащегося 10 класса Васильченко Дмитрия Сергеевича (пункт тестирования – г. Оренбург, ЦО №3), который соревновался с 11-классниками и показал лучший результат по информатике в Оренбургской области и хорошие результаты по математике и английскому языку (на оценку “4”):
Таблица 8
Мы представляем статистическую информацию о результатах по предметам, выраженную в школьных оценках и процент от числа тестирующихся по данному предмету:
Таблица 9
Самые низкие результаты по английскому языку (0% пятерок, 32% двоек), информатике (1% пятерок, 49% двоек) и химии (1% пятерок, 59% двоек), биологии (2% пятерок, 40% двоек), математике (2% пятерок, 34% двоек), истории (1% пятерок, 26% двоек). По географии и физике – 3% пятерок, 21% и 29% двоек соответственно. Самый высокий результат - по словесности (4% пятерок, 25% двоек).
4) Анализ достоверности На этапе анализа достоверности из общей базы тестируемых исключено около 200 протоколов, которые по разным причинам были признаны внеконкурсными. В нашем регионе таких протоколов – 32.
5) Краткое резюме Многолетний опыт работы над созданием системы компьютеризированного тестирования “Телетестинг” (на базе Центра “Гуманитарные технологии” и газеты “Первое сентября”), изучение (в том числе социологическое и психологическое) особенностей многих десятков тысяч участников подобного тестирования, показывает, что: во-первых, большинство приветствует тестовую форму контроля, но значительная часть (до 30-40 процентов) устойчиво предпочитает традиционные формы – в виде письменного и устного экзамена; во-вторых, практически все победители “Телетестинга” поступают в самые сильные вузы страны, но далеко не все обладатели высоких (даже отличных) баллов по тесту обладают развитым умением строить самостоятельные рассуждения (обосновать свои решения); в-третьих, балл по тесту значительно повышается в ходе приобретения опыта тестирования – многократных (с интервалом в несколько месяцев) попыток выполнить компьютерные тесты, а также с помощью специального тренинга в выполнении тестов; в-четвертых, способные и подготовленные учащиеся не выдерживают повышенного стресса, возникающего в режиме жесткого лимита времени и “проваливают” тест. В связи с этим, руководители данного проекта тестирования считают, что тестовые технологии должны быть использованы в качестве не единственного, но эффективного дополнительного инструмента контроля и на их применение накладывается ряд принципиальных ограничений и условий: 1. многократность: в течение одного сезона (выпускного класса) учащийся должен получить возможность прохождения тестового обследования более одного раза (это подстраховка от чрезмерного стресса и мотиватор на рост достижений от попытки к попытке) и имеет право использовать свой лучший результат. Такую многократность может обеспечить на хорошем уровне только сеть специализированных внешкольных тестовых учреждений (кабинетов), укомплектованных специалистами (тестологами, школьными психологами), прошедшими специальную подготовку; 2. добровольность: только сам учащийся (а не школа и не федеральный центр тестирования) является собственником своего индивидуального результата, имеет право как показывать его в определенных комиссиях (в школе, при поступлении в вуз), так и не показывать никому; 3. дополнительность: педагоги (школьные и вузовские) не должны быть отчуждены от процесса аттестации своих воспитанников, их мнения и оценки должны учитываться при этом как минимум в равной пропорции с результатами обезличенных тестовых технологий; 4. компьютеризация: только современные телекоммуникационные, компьютерные технологии доставки тестовых материалов, проведения тестирования и обработки результатов создают необходимые минимальные (хотя пока тоже не 100-процентные) гарантии защиты от фальсификаций и злоупотреблений.
Таким образом, для учащихся и его родителей компьютерное тестирование должно явиться не обязательной и неизбежной “пыткой”, а запасной резервной возможностью выяснения реального уровня подготовки. Организаторы Центра тестирования рекомендуют высшим учебным заведениям при организации приема студентов сохранять за собой право выбора не только формы учета результатов единственной одобренной Министерством образования РФ модели тестирования, но и той методики тестирования, которой они доверяют.
Используемые материалы: 1. Краткий отчет об итогах репетиционного тура Всероссийского дистанционного тестирования “Телетестинг-2001”, подготовленный руководством Центра тестирования МГУ “Гуманитарные технологии” и генеральным директором объединения педагогических изданий “первое сентября” А.Соловейчиком. 2. Статья Ларионова А.Г., Серебрякова А.Г., Соловейчик А.С., Шмелева А.Г. “О принципиальных условиях педагогически оправданного применения тестовых технологий” (http:///www.teletesting.ru). 3. Статистические материалы по итогам “Телетестинга-2000r” (http:///www.teletesting.ru).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
назад
|