Составители: Нефедова В.И. зав.ЦДИТ, Тимченко Л.А. методист-программист   
Дата: 12.2000 г.
Аналитическая справка
об итогах репетиционного тура
Всероссийского дистанционного тестирования “Телетестинг-2001”
1)Пятый сезон.
В осенние школьные каникулы с 1 по 12 ноября 2000 года в соответствии с программой, утвержденной приказом министра образования РФ (№138 от 17/01/2000 г.) состоялось очередное дистанционное тестирование “Телетестинг”.
Данное тестирование организуется через широкую сеть региональных представительств. Региональные центры “Телетестинга” есть по всей России: как в крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Мурманск, Иркутск, Калининград, Красноярск, Ростов-на-Дону, Оренбург, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, Уфа, Казань, Ижевск, Пятигорск, так и в мелких населенных пунктах, насчитывающих менее 20 тысяч человек.
В Оренбурге региональным представительством является Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО). В репетиционном осеннем туре 2000 года ООИПКРО организовал в Оренбургском регионе семнадцать территориальных представительств при отделах и управлениях образования:
Таблица 1
1.  Александровский РОО

2.  Бугурусланский ГОО

3.  Бузулукский ГОО
4.  Гайский ГОО

5.  Грачевский РОО

6.  Илекский РОО

7.  Кувандыкский РОО

8.  Медногорский ГОО

9.  Новосергиевский РОО

10.  Оренбургский ГОО

11.  Орский ГОО

12.  Первомайский РОО

13.  Саракташский РОО

14.  Светлинский РОО

15.  Сорочинский РОО

16.  Тоцкий РОО

17.  Шарлыкский РОО

Школьники старших классов могли выбрать для тестирования любые предметы из приведенного ниже списка. Всего было выполнено 1838 тестов, из которых 1806 тестов – на конкурсной основе:
Таблица 2
Тест
По конкурсу
Вне конкурса
Всего
Математика
370
3
373
Словесность
289
1
290
Биология
224
2
226
ТИП
203
9
212
Химия
158
3
161
Английский
156
2
158
История
151
1
152
Физика
104
1
105
География
80
2
82
Информатика
71
8
79
Итого:
1806
32
1838
Кроме школьных предметов участники «Телетестинга» могли пройти Тест Интеллектуального Потенциала (ТИП), позволяющий школьнику определить свой коэффициент обучаемости (IQ).
Технология проведения тестирования не претерпела значительных изменений с прошлого года: на экране появляется тестовое задание с четырьмя ответами, участник должен выбрать один из ответов, наиболее верный с его точки зрения. Всего заданий в тесте от 50 до 70 в зависимости от предмета. На каждый вопрос отводится не более двух минут времени.
В процессе выполнения теста программа определяет уровень знаний участника и слабому школьнику предъявляется больше легких заданий, а сильному – более сложных, что и оценивается соответственно (так называемое “адаптивное тестирование”), при этом задания выбираются компьютером индивидуально для каждого участника из общего банка, содержащего примерно 700 заданий.
Для каждого регионального центра “Телетестинга” в Интернете создана специальная страничка – “закрытый раздел”, доступ к которому есть только у данного регионального центра. Перед началом тестирования территориальные пункты тестирования получали тестовые материалы и пароли к ним. По окончании тестирования из отделов образования по внутренней электронной почте в ООИПКРО приходили тестовые протоколы ответов в архивах, которые создает сам компьютер после ответа участника тестирования. Ежедневно в конце рабочего дня на закрытом разделе в Интернете производилась обработка тестовых протоколов в режиме диалога со специальной программой “Телеробот”, что позволяло через несколько минут узнать баллы участников своего региона. Участники тестирования могли видеть свои предварительные результаты на следующий день через представителей территориальных пунктов тестирования.

2) Принципиальные изменения и география

Осенний тур централизованного компьютерного тестирования побил все рекорды даже самого многочисленного весеннего “Телетестинга” 2000 года. В нем выступало 12239 участника, было пройдено 29353 теста (из них 1838 из Оренбургской области), приняло участие 108 региональных центров (в три раза больше, чем в осеннем туре прошлого года). В тестировании приняли участие ребята из 87 городов из 52 субъектов Российской Федерации – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Владикавказа. Наш регион впервые принимал участие в осеннем туре “Телетестинга”, но достаточно активно. Центр тестирования в итоговой справке об итогах тестирования отмечает безусловными лидерами массовости конкурсных участников в этом сезоне следующие региональные центры:
Таблица 3
Количество тестов
Название территории
Региональный координатор
2579
г. Нерюнгри
Постникова Т.П.
1813
г. Оренбург
Тимченко Л.А.
1226
г. Ижевск
Вавилкина Р.А.
1145
г. Магнитогорск
Чусавитина Г.Н.
Подробную статистику участия в тестировании по предметам и региональным центрам можно посмотреть в Интернете: http://www.teletesting.ru/stt2001.htm
В таблице 4 представлен рейтинговый ряд участников “Телетестинга” в территориальных пунктах компьютерного тестирования:
Таблица 4
Пункт тестирования
Матема-
тика
Словес-
ность
Англий-
ский
Геогра-
фия
Химия
Физика
Биология
Информатика
История
ТИП
Итого
1.  Оренбург, Гимназия 2
21
35
60
10
6
2
15
7
13
13
182
2.  Орский ГОО
38
38
13
2
9
24
2
1
5
35
167
3.  Сорочинский РОО
37
27
0
16
22
10
23
1
17
6
159
4.  Оренбург, Лицей1
27
25
16
15
21
9
11
9
13
8
154
5.  Александровский РОО
29
19
2
4
21
11
31
18
13
3
151
6.  Тоцкий РОО
16
20
9
4
22
4
27
11
10
5
128
7.  Оренбург, Гимназия 1
19
11
25
9
5
8
26
6
11
1
121
8.  Оренбург, Гимназия 3
22
11
8
0
9
6
10
2
6
6
80
9.  Бузулукский ГОО
18
14
5
3
0
5
2
3
11
13
74
10.  Грачевский РОО
13
14
2
1
1
1
10
5
4
22
73
11.  Первомайский РОО
21
19
0
1
4
5
10
1
11
0
72
12.  Кувандыкский РОО
14
11
4
1
1
3
24
0
4
9
71
13.  Светлинский РОО
14
9
0
3
3
1
9
0
9
19
67
14.  Новосергиевский РОО
11
9
0
1
3
1
4
2
6
22
59
15.  Оренбург, ЦО 3
12
0
2
0
4
4
1
6
2
15
46
16.  Шарлыкский РОО
12
5
0
0
7
0
6
0
4
11
45
17.  Бугурусланский ГОО
13
3
2
2
8
4
3
2
6
1
44
18.  Саракташский РОО
8
4
0
2
9
1
6
1
3
6
40
19.  Илекский РОО
4
3
3
2
3
4
3
1
0
8
31
20.  Медногорский ГОО
13
6
4
2
0
0
2
1
1
1
30
21.  Гайский ГОО
8
4
2
1
1
1
0
2
2
7
28
22.  Оренбург, ЦДИТ (Оренбургский р-н)
3
3
1
3
2
1
1
0
1
1
16
Итого:
373
290
158
82
161
105
226
79
152
212
1838
В этом году в конкурсе могли принимать не только 11-классники, но и учащиеся 9-10 классов, для которых после окончания тестирования были подсчитаны поправки к тестовым баллам, позволяющие им более точно оценить свое место в общем рейтинге.
Победители “Телетестинга”, занявшие первые места в общем рейтинге, показавшие высокие результаты по трем любым предметам и Тесту Интеллектуального Потенциала, получают возможность принять участие в телевизионной игре “Я знаю все!”, выходящей по воскресеньям в 11 часов на канале “ТВ6-Москва”.

3) Результаты

Рейтинг пятисот лучших участников по всей России доступен в Интернете на сайте “Телетестинга”, адрес: http://www.teletesting.ru/reit2001.htm. Рейтинг лучших участников носит предварительный характер, некоторой корректировке могут подвергаться результаты учеников девятого и десятого классов. На лучшие результаты участников “Телетестинга” будут присланы из Москвы документы, выписанные на участника.
Лучшие результаты по отдельным предметам участников Оренбургской области приведены в таблице 5, в которой указаны пункты, в которых проходили тестирование наши лидеры, код участника, предмет и процентиль, показывающий процент учащихся, справившихся с тестом хуже, чем данный участник:
Таблица 5
Пункт тестирования
Ф.И.О.
Код участника
Предмет
%
Бугурусланский ГОО
Куликов Владимир Юрьевич
67.003.2138
История
97%
Бугурусланский ГОО
Куликов Владимир Юрьевич
67.003.2138
География
98%
Бузулукский ГОО
Саватнеева Ольга Радиковна
10.028.2251
Словесность
95%
Бузулукский ГОО
Котельникова Анастасия Александровна
94.030.2251
Словесность
95%
Оренбург, Гимназия 1
Любичанковский Алексей Валентинович
27.013.1597
География
90%
Оренбург, Гимназия 1
Миронова Ксения Николаевна
87.006.1597
Математика
97%
Оренбург, Гимназия 1
Шлафер Александр Михайлович
13.057.1597
Биология
99%
Оренбург, Гимназия 1
Михайлова Ольга Олеговна
43.005.1597
Математика
91%
Оренбург, Гимназия 1
Чернов Алексей Игоревич
83.066.1597
Физика
91%
Оренбург, Гимназия 1
Чернов Алексей Игоревич
83.066.1597
ТИП
93%
Оренбург, Гимназия 2
Куцакова Анастасия Михайловна
64.021.2067
Словесность
91%
Оренбург, Гимназия 3
Анненков Александр Петрович
39.004.1683
Физика
97%
Оренбург, Гимназия 3
Сгибнев Максим Исмаилович
40.041.1683
ТИП
98%
Оренбург, Гимназия 3
Султанова Альбина Тависовна
35.006.1683
Словесность
99%
Оренбург, Гимназия 3
Кравченко Анна Константиновна
09.007.1683
Словесность
97%
Оренбург, Гимназия 3
Ковальчук Сергей Валерьевич
35.003.1683
Математика
99%
Оренбург, Гимназия 3
Косарева Наталья Николаевна
08.038.1683
Словесность
93%
Оренбург, Гимназия 3
Салимова Диана Фатыховна
03.039.1683
Словесность
90%
Оренбург, Гимназия 3
Ишбулатова Камила Рифовна
45.021.1683
Биология
94%
Грачевский РОО
Швагирь Марина Константиновна
49.016.2157
Словесность
92%
Кувандыкский РОО
Гараева Равиля Талгатовна
37.027.1612
Биология
91%
Оренбург, Лицей1
Кандалов Денис Анатольевич
12.009.1563
ТИП
96%
Оренбург, Лицей1
Головина Елена Викторовна
42.047.1563
Биология
99%
Оренбург, Лицей1
Кондрашов Сергей Викторович
27.028.1563
Словесность
99%
Оренбург, Лицей1
Кондрашов Сергей Викторович
27.028.1563
Математика
99%
Оренбург, Лицей1
Кондрашов Сергей Викторович
27.028.1563
ТИП
95%
Оренбург, Лицей1
Кондрашов Сергей Викторович
27.028.1563
Химия
95%
Оренбург, Лицей1
Ходаковский Анатолий Владимирович
39.063.1563
История
93%
Оренбург, Лицей1
Кандалов Денис Анатольевич
12.009.1563
Математика
94%
Медногорский ГОО
Ишкина Евгения Геннадьевна
16.004.2551
Математика
94%
Медногорский ГОО
Хрулькова Ксения Владимировна
88.007.2551
Словесность
94%
Медногорский ГОО
Ишкина Евгения Геннадьевна
16.004.2551
Словесность
91%
Орский ГОО
Ефимов Константин Юрьевич
46.021.2031
Математика
95%
Орский ГОО
Ефимов Константин Юрьевич
46.021.2031
Физика
91%
Орский ГОО
Куприянова Ольга Олеговна
00.075.2031
ТИП
92%
Саракташский РОО
Голубева Дарья Сергеевна
25.022.2387
Словесность
95%
Оренбург, ЦО 3
Иванов Александр Валерьевич
46.014.1315
Математика
96%
Оренбург, ЦО 3
Васильченко Дмитрий Сергеевич
14.011.1315
Информатика
97%

В таблице выделены курсивом записи, относящиеся к результатам Кондрашова Сергея Викторовича (г. Оренбург, лицей №1), который в “Телетестинге” занял второе место по России. Он показал следующие результаты по предметам:

Таблица 6
Код участника
Предмет
Процентиль
27.028.1563
Словесность
99%
27.028.1563
Математика
99%
27.028.1563
ТИП
95%
27.028.1563
Химия
95%
По результатам троеборья лучшие результаты показали 11 человек из Оренбургской области и их данные открыты на сайте http://www.teletesting.ru. В таблице 7 представлены участники по рейтинговому номеру в общей таблице пятисот лучших результатов с указанием баллов по трем предметам
Таблица 7
№ в рейтинге по России

 

 

 

Личный код

Сумма по 3 предметам
Класс
Интеллектуальный потенциал
Балл за ТИП
1предмет
1балл
2предмет
2балл
3предмет
3балл
2
27.028.1563
2881
11
ТИП
664
Рус
798
Мат
756
Хим
663
71
35.003.1683
2574
11
ТИП
607
Мат
771
Инф
621
Физ
575
88
67.003.2138
2544
11
ТИП
547
Гео
712
Ист
694
Хим
591
106
12.009.1563
2512
11
ТИП
678
Мат
653
Ист
599
Хим
582
171
39.063.1563
2432
11
ТИП
594
Ист
648
Гео
604
Рус
586
255
13.057.1597
2362
11
ТИП
561
Био
726
Хим
586
Гео
489
287
14.011.1315
2335
10
ТИП
590
Инф
726
Мат
544
Анг
475
328
33.013.1315
2302
ТИП
559
Инф
597
Мат
591
Анг
555
372
64.021.2067
2269
11
ТИП
502
Рус
634
Анг
586
Мат
547
393
49.038.2067
2254
11
ТИП
525
Анг
622
Рус
586
Ист
521
480
13.007.2067
2209
11
ТИП
608
Мат
548
Инф
529
Физ
524
Кроме того, считаем важным отметить о результатах учащегося 10 класса Васильченко Дмитрия Сергеевича (пункт тестирования – г. Оренбург, ЦО №3), который соревновался с 11-классниками и показал лучший результат по информатике в Оренбургской области и хорошие результаты по математике и английскому языку (на оценку “4”):

Таблица 8
 

Код участника
Предмет
Процентиль
14.011.1315
Информатика
97%
 

Мы представляем статистическую информацию о результатах по предметам, выраженную в школьных оценках и процент от числа тестирующихся по данному предмету:

Таблица 9
Предмет
5
5,(%)
4
4,(%)
3
3,(%)
2
2,(%)
Общее число тестов
Английский
0
0%
51
33%
55
35%
50
32%
156
Биология
4
2%
30
13%
100
45%
90
40%
224
География
2
3%
16
20%
45
56%
17
21%
80
Информатика
1
1%
17
24%
18
25%
35
49%
71
История
2
1%
35
23%
75
50%
39
26%
151
Математика
8
2%
74
20%
164
44%
124
34%
370
Словесность
12
4%
89
31%
117
40%
71
25%
289
Физика
3
3%
29
28%
42
40%
30
29%
104
Химия
1
1%
16
10%
48
30%
93
59%
158
 

Самые низкие результаты по английскому языку (0% пятерок, 32% двоек), информатике (1% пятерок, 49% двоек) и химии (1% пятерок, 59% двоек), биологии (2% пятерок, 40% двоек), математике (2% пятерок, 34% двоек), истории (1% пятерок, 26% двоек). 

По географии и физике – 3% пятерок, 21% и 29% двоек соответственно.

Самый высокий результат - по словесности (4% пятерок, 25% двоек).

 

4) Анализ достоверности

На этапе анализа достоверности из общей базы тестируемых исключено около 200 протоколов, которые по разным причинам были признаны внеконкурсными. В нашем регионе таких протоколов – 32.

 

5) Краткое резюме

Многолетний опыт работы над созданием системы компьютеризированного тестирования “Телетестинг” (на базе Центра “Гуманитарные технологии” и газеты “Первое сентября”), изучение (в том числе социологическое и психологическое) особенностей многих десятков тысяч участников подобного тестирования, показывает, что:

 во-первых, большинство приветствует тестовую форму контроля, но значительная часть (до 30-40 процентов) устойчиво предпочитает традиционные формы – в виде письменного и устного экзамена; 

во-вторых, практически все победители “Телетестинга” поступают в самые сильные вузы страны, но далеко не все обладатели высоких (даже отличных) баллов по тесту обладают развитым умением строить самостоятельные рассуждения (обосновать свои решения); 

в-третьих, балл по тесту значительно повышается в ходе приобретения опыта тестирования – многократных (с интервалом в несколько месяцев) попыток выполнить компьютерные тесты, а также с помощью специального тренинга в выполнении тестов; 

в-четвертых, способные и подготовленные учащиеся не выдерживают повышенного стресса, возникающего в режиме жесткого лимита времени и “проваливают” тест.

В связи с этим, руководители данного проекта тестирования считают, что тестовые технологии должны быть использованы в качестве не единственного, но эффективного дополнительного инструмента контроля и на их применение накладывается ряд принципиальных ограничений и условий:

1.  многократность: в течение одного сезона (выпускного класса) учащийся должен получить возможность прохождения тестового обследования более одного раза (это подстраховка от чрезмерного стресса и мотиватор на рост достижений от попытки к попытке) и имеет право использовать свой лучший результат. Такую многократность может обеспечить на хорошем уровне только сеть специализированных внешкольных тестовых учреждений (кабинетов), укомплектованных специалистами (тестологами, школьными психологами), прошедшими специальную подготовку; 

2.  добровольность: только сам учащийся (а не школа и не федеральный центр тестирования) является собственником своего индивидуального результата, имеет право как показывать его в определенных комиссиях (в школе, при поступлении в вуз), так и не показывать никому;

3.  дополнительность: педагоги (школьные и вузовские) не должны быть отчуждены от процесса аттестации своих воспитанников, их мнения и оценки должны учитываться при этом как минимум в равной пропорции с результатами обезличенных тестовых технологий;

4.  компьютеризация: только современные телекоммуникационные, компьютерные технологии доставки тестовых материалов, проведения тестирования и обработки результатов создают необходимые минимальные (хотя пока тоже не 100-процентные) гарантии защиты от фальсификаций и злоупотреблений.

 

Таким образом, для учащихся и его родителей компьютерное тестирование должно явиться не обязательной и неизбежной “пыткой”, а запасной резервной возможностью выяснения реального уровня подготовки.

Организаторы Центра тестирования рекомендуют высшим учебным заведениям при организации приема студентов сохранять за собой право выбора не только формы учета результатов единственной одобренной Министерством образования РФ модели тестирования, но и той методики тестирования, которой они доверяют. 

 

Используемые материалы:

1.  Краткий отчет об итогах репетиционного тура Всероссийского дистанционного тестирования “Телетестинг-2001”, подготовленный руководством Центра тестирования МГУ “Гуманитарные технологии” и генеральным директором объединения педагогических изданий “первое сентября” А.Соловейчиком.

2.  Статья Ларионова А.Г., Серебрякова А.Г., Соловейчик А.С., Шмелева А.Г. “О принципиальных условиях педагогически оправданного применения тестовых технологий” (http:///www.teletesting.ru).

3.  Статистические материалы по итогам “Телетестинга-2000r” (http:///www.teletesting.ru).

 

назад