Составители: Нефедова В.И., Тимченко Л.А. Роль информационной и аналитической деятельности в мониторинге качества образования |
Результаты социологических и мониторинговых исследований областного института повышения квалификации работников образования совместно с Главным управлением образования Администрации Оренбургской области показывают, что непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем своевременного информирования начальников отделов образования о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций не может быть эффективным без информационной и аналитической деятельности в системе управления качеством образования в регионе. Накопленный в институте повышения квалификации работников образования опыт информационно-аналитической работы позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, важные для реализации в перспективе. Опыт работы Центра диагностических и информационных технологий дает возможность говорить как о широких возможностях, так и об объективных ограничениях аналитической деятельности в настоящих условиях работы. За это время выработаны некоторые подходы к налаживанию системы обмена необходимой аналитической информацией с районными и городскими отделами образования. В регионе создана мониторинговая система отслеживания “качества образовательной деятельности на уровне территорий, образовательных учреждений” [4], отдельных предметных областей. Мониторинг формируется “как многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели учебных достижений учащихся” [4] с 1997 года и включает в себя результаты независимого централизованного тестирования выпускников общеобразовательных школ; результаты достижений учащихся образовательных учреждений Южного округа города Оренбурга “на основе регионального тестового инструментария” [4] по отдельным предметным областям (математика, русский язык, физика и история); результаты плановых инспекторских контрольных срезов, проводимых службой Главного управления образованием; текущие показатели успеваемости учащихся, результаты предметных олимпиад, аттестационные результаты выпускников школ, показатели поступления в средние и высшие учебные заведения. Целесообразно посвятить несколько слов обсуждению проблемы реализации только одной функции управленческой деятельности – контрольно-аналитической, как наиболее сложно реализуемой в профессиональном, личностном и психологическом плане. Как и любой вид деятельности в образовательном учреждении, мониторинг достижений учащихся должен быть под контролем у управленческой службы, которая на основе обратной связи вырабатывает перспективный план реализации намеченных задач. Перед руководителями отделов образования возникают проблемы, требующие совместных усилий управленцев различных уровней для их оперативного решения. Поэтому важно, чтобы каждое образовательное учреждение располагало достаточной информацией для решения определенной задачи. Как известно, основными назначениями управленческой деятельности любого образовательного учреждения являются: во-первых, защита интересов государства, обучающихся, родителей, педагогов, во-вторых, обеспечение системы образования региона или школы объективными конкретными данными о состоянии дел, в-третьих, выявление позитивных и негативных тенденций в системе образования и перспективное планирование развития системы образования в регионе или образовательном учреждении. Причем, свою работу необходимо строить на принципах объективности, демократизма, гласности. Думаем, что недопустимо не учитывать такие моменты, как недовольство со стороны отдельных учителей в связи с вторжением механизмов оценки извне в их отношения с учащимися, а также результаты оценки профессиональной деятельности учителя в ходе повышения квалификации. На данном этапе работы неоценимую пользу может принести хорошо организованная информационно-аналитическая деятельность как в отдельно взятом образовательном учреждении, так и в региональном образовательном пространстве. Мониторинг качества образования в Оренбургской области является частью региональной системы управления качеством образования и выполняется специалистами муниципальных органов управления образования совместно с администрациями образовательных учреждений. Научно-методическое обеспечение осуществляет Центр Диагностических и Информационных Технологий при областном институте повышения квалификации работников образования совместно с соответствующими отделами образования Оренбургской области. В институте повышения квалификации с 1994 года ведется мониторинг профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, включающий в себя социологический опрос слушателей курсовой подготовки по строгой выборке, основанной на демографических и профессиональных показателях работников образования региона; социологический опрос слушателей курсов с целью выявления информационных потребностей; диагностические процедуры по отслеживанию уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в ходе курсов повышения квалификации; экспертиза профессиональной компетентности работников образования по теоретическому направлению аттестации [4]. Аналитические материалы с результатами социологических исследований помогут внести корректировку во многие виды деятельности как отдельного образовательного учреждения, так и целого региона. Первый этап социологического мониторинга состоял в исследовании уровня готовности педагогического сообщества к осуществлению поставленной перед образованием цели по обеспечению учебно-личностных достижений учащихся. Кроме того, он выполнил еще и задачу подведения итогов работы ООИПКРО и управленцев образовательных учреждений по созданию социально-психологических и социально-профессиональных условий для реализации заданной цели. Одной из главных задач этого этапа мониторинга являлось определение степени готовности педагогического сообщества региона к введению инновационных изменений, соответствующих постановке обозначенной цели: информированность, осмысление, готовность поддержать, степень профессиональной компетентности. Анализ результатов текущего этапа мониторинга должны помочь поставить новые цели регионального образования, а затем разработать новые программы деятельности, осуществлять поиск технологий, адекватных современным требованиям, и готовить кадры для их реализации. С 2000 года сотрудники института приступили к первому этапу социологического исследования, определяющего личностные достижения выпускников общеобразовательных школ региона. В анкетировании приняли участие более 1500 выпускников основных и общеобразовательных школ, которые должны помочь управленческим и методическим структурам отделов образования определить концептуальные подходы в системе образования, ориентированные на личностные потребности учащихся на основе аналитических результатов данного исследования. На основе полученных результатов по отмеченным выше направлениям деятельности сотрудники Центра диагностических и информационных технологий готовят информационно-аналитические материалы, предоставляемые на различные уровни управленческих и методических служб образовательных учреждений и отделов образования. Конечно же нельзя не отметить, что проявляются объективные факторы, которые ограничивают эффективность информационно-аналитической работы не только института, а всего региона. К ним относятся отсутствие развитой аналитической базы, а также систематизированного и исчерпывающего информационного фонда с мощным справочным аппаратом, сетей телекоммуникаций, позволяющих использовать фонды внешних организаций. Кроме того, ограничено использование современных фактографических и текстовых информационно-поисковых систем, по этой причине общий свод и обобщение всех необходимых фактов приходится вести “вручную”, работать с массивами документов, опираясь на знания и интуицию сотрудников. На основе опыта работы выявилось, что эффективная работа любой информационной службы, обслуживающей потребителей специальным кругом задач, зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач, непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов, понимание их информационных потребностей, умения интерпретировать полученные результаты и принимать решения. Очень сложно сформулировать требования к ожидаемой информации, это трудно сделать даже заказчику. Поэтому можем заявить, что определение специфических информационных интересов определенного круга потребителей (управленческие службы, методические службы и пр.) представляет собой одну из самых сложных задач информационной службы. Именно от ее решения будет зависеть степень эффективности информационно-аналитической деятельности [5]. Считаем, что полноценно решить данную проблему невозможно из-за отсутствия времени на тщательное изучение информационных интересов потребителей. Уточнение отдельных информационных потребностей возможно в ходе самой работы, но и это практически невозможно сложившимися традициями, в частности коммуникационными барьерами. Дело в том, что в органах управления региона нет традиций интенсивных неформальных вертикальных коммуникаций между сотрудниками разного иерархического уровня. Например, информационные потоки из школы далеко не все поступают в управление образованием. Или даже в отдельно взятом отделе образования не принято обмениваться информационными и аналитическими материалами между службой специалистов и службой методистов без вмешательства начальника отдела! Но самое страшное – это то, что в нашей системе информационного обслуживания сложилась порочная традиция, связанная с коренным недостатком всей традиционной бюрократической системы принятия решений: поступающая информация крайне редко используется для оптимизации принимаемых решений и рассматривается как ее ресурс. К сожалению, не только в нашем регионе, во всей России не накоплен достаточный опыт информационного обслуживания в режиме целенаправленного поступления необходимой информации для анализа альтернатив и представления ее в соответствующем виде. У нас это до сих пор остается искусством, а не технологией, как в аналогичных западных системах [5]. В современных условиях требуется выработка собственной региональной политики, а именно идеологии и способов социального управления, учитывающих состояние, возможности, особенности и традиции региона. Следовательно, обновление управления системой образования должно быть непосредственно связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности, как одного из основных инструментов управления качеством образования. Информационно-аналитическая деятельность – это один из приоритетных мыслительных “шагов”, которые, при сохранении их определенной последовательности, способствуют конструированию (обнаружению, выбору, созданию) оптимального пути решения той или иной проблемы. При этом анализируется состояние системы образования в связи с состоянием внешней среды и состоянием субъекта разрешения проблемы. Далее формулируется выявленная проблема, которая могла возникнуть из-за несоответствия между состоянием системы и состоянием субъекта. Следующим шагом является сбор и анализ доступной информации о причинах и факторах возникновения проблемы, а также возможных внешних влияниях на деятельность по разрешению поставленной проблемы. Считаем одной из приоритетных характеристик любой системы, определяющей эффективность ее функционирования, содержание и направленность информационных потоков. С целью создания системы информационно-аналитической деятельности на региональном уровне важно определить содержание, а также сформировать потоки информации и определить доступность к ним на соответствующих уровнях управления. Каждый руководитель органов управления не может эффективно работать без обязательного минимума информации о состоянии и развитии процессов, которые они курируют и должны оказывать управленческие воздействия. Следовательно, для принятия решений должны быть разработаны и четко определены на региональном уровне требования к наполнению информационных потоков. Бесспорно то, что информация должна быть объективной, максимально полной по объему, предельно конкретной и востребованной, поэтому для проектирования системы управления качеством образования требуется переосмысление управленческой деятельности, должны быть расставлены соответствующие акценты в должностных обязанностях специалистов в отделах управления образованием всех уровней в регионе. Литература 1. Гутник Г.В. Информационно-аналитическая деятельность в системе управления качеством образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Региональные проблемы информатизации образования”. – Пермь: 1999 г. с. 177-179. 2. Смирнова Н.В. Понятие “проектно-ориентировочной интеллект”. Достижения учащихся как результат образовательной деятельности: Сборник статей. – Оренбург: изд-во ООИПКРО. Ч.II, 1998. с.29-47. 3. Кирикович Т.Е. Мониторинг качества образования – субрегиональный уровень (некоторые аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Региональные проблемы информатизации образования”. – Пермь: 1999 г. с. 195-198. 4. Калина И.И., Смирнова Н.В. Инновационный подход к управлению региональной системой образования. Теоретический журнал КРЕДО. – Оренбург: №10, 1998. 5. Об организации информационно-аналитических исследований в органах государственного управления (разработка Аналитического Центра Администрации президента РФ, 1994 г.). – Материалы ресурсов Internet. |
назад
|