Составители: Бланк Н.В., Нефедова В.И.

Перспективы использования регионального банка данных педагогической информации как условия личностно-ориентированного обучения взрослых
В кн. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: Сборник научных статей / Под редакцией Мухамеджановой Н.М. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – с.  48-55.

Перед современным образованием стоят задачи, для реализации которых важно продумать эффективную систему повышения квалификации работников образования, базирующаяся на “передовых технологиях и средствах обучения” [3]. В последние годы педагогическое сообщество имеет высокую потребность в непрерывном обучении, потому что в короткие сроки важно перестроить режим работы с учащимися, ориентируясь на личностные достижения каждого из обучающихся. Информационное общество диктует перемены для учителя, который не может более выполнять “авторитарные функции” [3], а также не является единственным и полным источником информации для учащихся. Обучение должно строиться “на принципах сотрудничества” [3] учителя и ученика, а для реализации данной задачи учителю необходимо в совершенстве владеть современными педагогическими, а также и информационными технологиями. Кроме того, перед учителем стоит еще одна немаловажная задача - ориентация “не только в предметной области, но и в существующих концепциях обучения, методических школах, системах, психологических особенностях процесса познания” [3]. Для реализации данной потребности учительства региона областной институт повышения квалификации работников образования выстраивает различные формы обучения, которые вобрали в себя позитивный опыт и лучшие традиции системы обучения взрослых в ее традиционной форме.

Передовому педагогическому сообществу Оренбуржья становится недостаточным традиционное повышение квалификации с периодом в пять лет, поэтому важно формировать информационное пространство, ориентированное на удовлетворение информационных потребностей руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений региона. Очевидно, что преобладающей должна стать самостоятельная работа по повышению профессиональной квалификации каждого из них, причем учитель вправе сам определять направление содержания своей работы, выбирать для изучения дисциплину, строить самообразовательную деятельность по своему усмотрению, ориентируясь на различные информационные источники.

В связи с необходимостью информационного обеспечения педагогического сообщества сотрудники института повышения квалификации продолжают работу по разработке подходов к наполнению содержанием и эффективному  использованию регионального банка данных педагогической информации. Такие структурные подразделения института как библиотека, учебно-методические кабинеты, кафедры, Центр диагностических и информационных технологий на основе планирования ведут систематическую работу по пополнению регионального банка  разносторонней информацией, способствующей обеспечению информационных потребностей руководящих кадров образовательных учреждений и педагогов различных категорий. Главная проблема, решение которой зависит от специалистов в образовательной области, - поиск эффективных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития.

Результаты анкетного опроса слушателей курсов 1998/1999 учебного года по определению информационных потребностей выявили противоречия, выражающиеся в том, что с одной стороны - банк педагогической информации содержит материалы по самым разнообразным областям знаний, а с другой стороны - информации недостаточно  для решения поставленных задач. Попытки решить данную проблему выразились в предоставлении потребителям  огромного массива информации, что в свою очередь заставило работников института повышения квалификации решать проблемы, связанные с необходимостью создания учебно-методических комплексов для определенной категории слушателей курсов. Комплексы состоят из лекционных материалов по конкретным проблемам, аннотированного библиографического перечня, вопросов для самоконтроля, терминологического справочника, видеоматериалов и других информационных материалов на различных носителях информации. В подготовке данных комплексов, ориентированных для предоставления в процессе самообразовательной деятельности на основе информационных технологий как руководящим, так и на педагогическим работникам образовательных учреждений, принимают участие такие сотрудники института, как Мухамеджанова Н.М., Саитбаева Э.Р., Дрофа В.М., Сафронов И.П., Зубова Л.В., Безуглов Ю.И., Бланк Н.В., Нефедова В.И., Мишакова В.Н., Савинова Н.Б. и др.

Общеизвестно, какие достоинства имеют те образовательные учреждения, сотрудники которых могут  использовать информационные технологии в повседневной деятельности. Пристижным в современной школе считается повсеместное использование информационных технологий в работе административных работников, педагогов, учащихся и родителей. Позитивными моментами в решении некоторых направлений данной проблемы можем отметить работу отдельных образовательных учреждений региона: общеобразовательные школы №14 и №17 города Новотроицка, общеобразовательная школа №1 Александровского района, общеобразовательная школа №2 Илекского района, гимназии №1, №2 и №3 города Оренбурга, лицей №1 города Оренбурга, Черноотрожская общеобразовательная школа Саракташского района, общеобразовательные школы №6 и №8 города Бузулука, Оренбургского муниципального естественно-гуманитарного колледжа и др. В отмеченных образовательных учреждениях педагогическая команда решает множество проблем и одной из приоритетных является проблема личностно-ориентированного обучения с использованием компьютерной базы и информационных технологий не только учащихся школ, но и педагогов.

Но, с другой стороны, в школах в настоящее время недостаточно внимания уделяется тому, что информационные технологии могут привести к “компьютероморфному” [1] мировоззрению человечества, “…когда человек видится неким сложным устройством по переработке информации…” [1]. Ученые считают, что этот “дефект информатизации” [1] важно предусмотреть на этапе общеобразовательной школы. Наша традиционная школа и педагогические учебные заведения, к сожалению, не ориентирут выпускников на то, чтобы они могли понимать информационные процессы на личностном уровне, что несомненно способствует более полному восприятию окружающего информационного мира, учит “адекватно интерпретировать” [1] информацию  собеседника. Кроме того, в наше время работнику любого образовательного учреждения очень важно уметь “информационно” [1] читать книжные и журнальные издания, а также исключать материалы, которые не могут быть полезными для решения намеченных проблем. В своей работе “Личностный аспект восприятия информации как путь развития содержания обучения информатике” Бешенков С.А. и Власова Ю.Ю. предлагают ориентироваться на “детальное, личностное рассмотрение классической триады Ершова А.П.: процессов сбора, хранения и переработки информации” [1].

Мы вполне разделяем данную точку зрения ученых и пытаемся в процессе курсовой подготовки, а также в ходе семинаров и научно-практических конференций активизировать внимание педагогического сообщества на информационные ресурсы регионального банка педагогической информации с целью привития навыков по использованию информационных массивов на этапах сбора информации, хранения и ее переработки. Причем, большое внимание мы уделяем этапу переработки информации, понимая под этим “действия, направленные на практическое использование сохраненной информации в жизни человека, которое заключается в выборе информации, необходимой и достаточной при решении той или иной жизненно важной задачи” [1].  

Институт повышения квалификации на базе информационных и компьютерных технологий предоставляет возможность пользователям индивидуально работать с информационными массивами по конкретным предметным областям и с информационно-педагогическими модулями, созданными на основе опыта работы педагогов и управленцев нашего региона. Опыт использования регионального банка педагогической информации в курсовой и межсессионной деятельности показывает, что педагоги и методические работники,  как правило, воспринимают информационные массивы, связанные с конкретной предметной областью. Сотрудники института на протяжении последних лет ориентируют пользователей на выработку навыков отбора полезной информации из любых массивов для решения поставленной задачи перед каждым из них. Показательным примером является информационно-педагогический модуль как форма представления передового педагогического опыта. Пользователь регионального банка педагогической информации имеет возможность работать с материалами, в которых представлен опыт лучших педагогов Оренбургской области, имеющих высшую или первую квалификационные категории. Например, не только на основе электронных носителей информации, но в печатном издании ООИПКРО представлены информационно-педагогические модули по опыту работы следующих педагогов-новаторов: учитель математики и психологии гимназии №1 города Оренбурга Лескова О.А., учитель русского языка и литературы Комаровской средней школы города Ясного Шупенко О.В., учитель русского языка и литературы средней школы №24 города Оренбурга Рослякова Н.А., учитель русского языка и литературы средней школы №8 Сакмарского района Колесникова Л.Д., учитель немецкого языка школы-комплекса № 73 города Оренбурга Гончарук С.В., учитель математики средней школы №2 районного центра Плешаново Красногвардейского района Панарина И.А., учителя математики гимназии №1 города Оренбурга Горохова Н.В., учитель математики средней школы №1 Красногвардейского района Кизимова В.Н., учитель химии школы-лицея №43 города Оренбурга Иштерякова Р.Х., учитель биологии лицея №1 города Оренбурга Гурина О.А., учитель географии средней школы №71 города Оренбурга Кургаева Г.И.. Каждого из этих педагогов “отличает точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку, решительное обновление содержания учебного материала путем установления связи между процессами, происходящими в обществе” [2], а также “содержанием основ  наук, обеспечение практической направленности учебного материала и создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний и умений” [2] в практической деятельности при решении жизненно-значимых задач. Мы можем назвать таких педагогов педагогами XXI века, так как они “являются стимулом к поиску нетрадиционных путей и открытию нового в обучении” [2] подрастающего поколения.

Кроме того, немаловажным является то, что опыт этих педагогов можно распространять на основе информационных технологий, что дает возможность быть более доступным для учительства на региональном уровне. Опыт работы, представленный на технологическом уровне, формирует в сознании потребителей элементы информационной культуры. Тем самым  разрушаются традиционные представления  учительства о “слепом” копировании опыта, так как, эффективному распространению подлежат только технологии.  Именно технологии не связаны с конкретным предметом обучения, в котором они применяются, и в этом их достоинство.

Особо следует оценивать деятельность учителя, который способен выполнить творческую работу - описание своего опыта в форме информационно-педагогического модуля, включающее в себя краткое конструктивное описание информации, отличающееся логической законченностью, информативностью, точностью трактовки педагогических понятий и научностью описываемых категорий. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий “глубоких знаний педагогики и психологии, новых исследований в области педагогических технологий как новых, так и использовавшихся ранее, умений определять в своем опыте степень новизны. Ведь это понятие для каждого учителя имеет свою качественную оценку” [5]. Умение учителя провести анализ своего опыта работы считается одной из самых эффективных форм повышения квалификации. Законченные модули по опыту работы могут пополнять раздел “Педагогический опыт” в региональном банке педагогической информации и быть полезными для каждого из коллег.

Считаем, что для эффективного использования регионального банка педагогической информации и дальнейшего формирования информационной потребности педагогического сообщества нашего региона может быть создание сети медиатек. Положительным примером может служить формирование информационного массива на основе статей из журналов, монографий, публикаций периодической печати. Работа по решению данной проблемы начата сотрудниками института и в настоящий момент важно вести подготовительные мероприятия по формированию единого информационного пространства региона. Для решения этой задачи необходимо создать ряд условий:

n    популяризация идеи создания информационных центров на базе районных (городских) методических кабинетов или опорных школ;

n   вовлечение педагогических и руководящих работников в процесс активного использования в практической деятельности интерактивных способов использования информации в непрерывном образовании;

n   создавать творческие коллективы, способные работать на основе сотрудничества по обмену информационными массивами на региональном, российском и международном уровнях.

В ходе анкетного опроса слушателей курсов социологическая служба ООИПКРО выяснила, что педагоги и руководители образовательных учреждений нашей области испытывают высокую потребность в нормативно-правовой и методической литературе. Менее всего они испытывают потребность в информационных массивах на электронных носителях. Иного результата опроса мы и не предполагали, так как у наших коллег пока еще, к сожалению, не сформированы потребности для постоянного общения с информационными массивами в электронном виде.

До недавнего времени эта проблема не могла быть решенной, так как далеко не в каждом районном отделе образования были школы, оснащенные современной компьютерной техникой. В настоящий момент мы можем заявлять, что преобладающая часть территориальных отделов образования готова к решению данной проблемы с технической точки зрения. Важным моментом считаем подготовку кадрового потенциала для работы с информационными массивами различной направленности, а также приобщение школьных коллективов к использованию информационных материалов в практической деятельности. Считаем, что в нашем регионе наступило время создавать на базе районных и городских методических служб, а также на базе опорных школ информационные центры или медиатеки для предоставления возможности руководителям образовательных учреждений, учительству, учащимся и их родителям работать с информационными материалами регионального банка педагогической информации.

Решение выделенных нами задач требует комплексных усилий образовательных учреждений, управлений (отделов) образования и института повышения квалификации работников образования. Примером реализации заявленных нами проблем могут быть практические занятия на базе компьютерного класса Центра диагностических и информационных технологий, на которых пользователи получают возможность приобщаться к мировой сети Internet. Этому способствует региональный банк педагогической информации, который создан в формате HTML и используется в корпоративной сети (Intranet). Использование современных информационных технологий позволяет в полной мере раскрыть дидактические функции педагогических технологий и реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Общество информационных технологий не может развиваться без непрерывного образования каждого из его сограждан, поэтому уже сейчас у работников образования возникает необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном на основе информационных технологий. Для дистанционных форм обучения управленческих и педагогических работников образовательных учреждений основой может быть региональный банк педагогической информации. Дистанционная форма обучения станет эффективной в непрерывном повышении квалификации педагогического сообщества при условии совместного решения проблем информатизации региона усилиями сотрудников системы образования области. Причем, именно дистанционная форма обучения может быть достаточно эффективной в решении личностно-ориентированных проблем многих из работников образовательных учреждений. В последние годы у педагогов и управленцев возросла потребность к повышению квалификации, причем с каждым годом все чаще учиться в институт приходят профессионалы, которые не могут работать без возможности непрерывного обучения. Для удовлетворения профессиональных потребностей учителей и руководящих кадров образовательных учреждений, не мыслящих свою деятельность без постоянного общения с учеными и практиками системы повышения квалификации, основой содержательной части обучения должен стать региональный банк педагогической информации, ориентированный на потребности каждого из его пользователей.

Думаем, вы согласитесь с нами, что использование в различных сферах деятельности информационных технологий ставит перед педагогическим сообществом задачу воспитания информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения образовательных проблем. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеются в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала, а также методы обучения.

Ученые считают, что прежде всего важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. Среди разнообразных направлений наиболее адекватными поставленным целям, с точки зрения российских ученых - Евгении Семеновны Полат, Марины Юрьевны Бухаркиной, Марины Владимировны Моисеевой и Александра Евгеньевича Петрова, являются такие педагогические технологии, как “обучение в сотрудничестве”, метод проектов и разноуровневое обучение [3].

Во всех перечисленных выше технологиях реализуется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Выделенные нами педагогические технологии и многие другие, которые используются в школьной практике или только выстраиваются в теории ученых и педагогов-практиков, немыслимы без использования современных информационных технологий. Здесь возникает еще одна проблема: побудить учительство региона для активного использования информационных технологий в повседневной деятельности, без которых невозможно что-либо изменить в системе образования. Тот факт, что учащиеся в последнее время чаще всего не испытывают интереса к учебе, можно проанализировать, пользуясь данными из видеокурса Брюса Уилкенсона “Семь законов ученика” (Часть 3): “Дело... не в молодежи, потому что они - наши дети, а в нас, в способах обучения и воспитания подрастающего поколения” [4]. Важно помнить о том, что личностные преобразования “могут происходить только в процессе собственной практической деятельности” [4].

Литература

1.   Бешенков С.А., Власова Ю.Ю. Личностный аспект восприятия информации как путь развития содержания обучения информатике. // Педагогическая информатика, № 1. 1998.

2.   Опыт педагогов Оренбуржья: первый выпуск /Сост. Бланк Н.В., нефедова В.И. Под ред. Иванова Н.А. - оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. - 94 с.

3.   Дистанционное обучение: учебное пособие / Под ред. Порлат Е.С. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

4.   Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

5.   Учитель года России: Лучшее от лучших: Сб. метод. материалов. - Вып.3. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 344 с.

6.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.

назад