Нефедова В.И., Заведующая Центром Диагностических и Информационных Технологий Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования |
Современное общество не может эффективно развиваться без решения проблем совершенствования производства, подготовки высококвалифицированной рабочей силы, компетентных и энергичных руководителей производства. Для подготовки таких специалистов необходима эффективно организованная, стоящая свою работу на научной основе система начальной профессиональной подготовки кадров. Как известно, после изменения социально-экономической ситуации неэффективность сложившейся системы профессионального образования стала очевидной и потребовалась выработка новой стратегии и тактики образовательной политики. Вся система профессионального образования должна быть саморегулирующейся структурной системой, способной непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально-экономических условиях. Цель системы профессионального образования обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой «социальный заказ» на подготовку специалистов. При этом профессиональное образование должно ориентироваться не только сегодняшние требования науки, техники, производства, но и перспективы их развития. Принципиальное отличие современной системы подготовки специалистов от ранее функционировавшей состоит в том, что активным является сам обучающийся, который имеет возможность добровольного самоопределения в выборе профиля обучения. Кроме того, предполагается персональная ответственность перед собой и обществом за сделанный выбор. Система профессионального образования не может не выполнять такие функции, как обеспечение общего среднего и начального профессионального образования в соответствии с потребностями личности, осуществление дифференцированной и поэтапной подготовки специалистов различной уровня квалификации, развитие способностей и интересов учащихся, формирование профессиональной мобильности в условиях высокотехнологического производства, формирование активной профессиональной и социальной адаптации личности. С целью реализации управленческих функций при решении поставленной проблемы необходимо использовать такие этапы деятельности, как: во-первых, сбор информации об объекте управления, во-вторых, анализ полученной информации. Эти два этапа составляют основу понятия , определяемого термином «мониторинг». Под мониторингом будем понимать постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью выявления его соответствия ожидаемому результату. Мониторинг системы профессионального образования необходим в ситуации перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что требует отслеживания текущего состояния. Согласно концепции реформирования системы образования в России предполагается создание единого образовательного пространства и осуществление контроля знаний через систему национального тестирования. При этом система вступительных экзаменов в высшие учебные заведения может быть в перспективе заменена системой национального тестирования. Под руководством Центра тестирования, созданного в Москве в 1996 году, по стране, в том числе и в Оренбургской области, проводилось широкомасштабное государственное централизованное тестирование выпускников образовательных учреждений. По результатам тестирования учащиеся получали сертификаты общероссийского образца и могли использовать их в качестве оценок итоговой аттестации в образовательном учреждении, а также вступительных экзаменов во многие высшие учебные заведения страны на конкурсной основе. Чтобы помочь учащимся более целенаправленно подготовиться к государственному тестированию, проверить свои возможности, получить сертификат государственного образца и иметь право предъявить его в качестве вступительного экзамена в высшее учебное заведение, необходима соответствующая подготовка учащихся к данному виду деятельности. С этой целью и проводился контроль по проверке остаточных знаний основной школы у учащихся первого курса (на базе 9 класса) по математике, русскому языку, физике и истории в профессиональных учреждениях города Оренбурга в первой половине учебного года по программам и методическим материалам регионального представительства Центра тестирования. Для учащихся профессиональных образовательных учреждений важно иметь опыт тестового контроля знаний, что особенно важно для тех выпускников, которые планируют поступление в высшие учебные заведения. На современном этапе образования формой организации сбора, хранения, обработки и использования информации о состоянии педагогической системы становится педагогический мониторинг, который может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи о реализации управленческих действий. Первым шагом обработки информации в ходе мониторинга является ее упорядочение путем группировки, или, если возможно, классификации. Если анализ результатов проводится регулярно и с использованием компьютерной техники, то получить обобщенную оценку и собрать нужные сведения управленческим работникам не представляет особого труда. При анализе результатов обучения руководители образовательного учреждения чаще всего используют данные об уровне и качестве выполнения контрольных, экзаменационных работ, о количестве учащихся - победителей конкурсов, олимпиад; выпускников, окончивших учебное заведение и поступивших в высшие учебные заведения. Поскольку анализ результатов обученности учащихся, то есть уровень развития репродуктивных и творческих умений и навыков, обязательных и дополнительных общеучебных умений по отдельным предметам и независимо от конкретной учебной дисциплиной как правило затруднен в связи с отсутствием необходимого инструментария, целесообразно систематизировать и накоплять данные о результатах учащихся в течение нескольких лет, чтобы можно было ответить, к примеру, на такие вопросы: · произошли ли изменения уровня и качества подготовки учащихся одной группы; · каковы изменения уровня и качества подготовки учащихся одной группы по одной из преподаваемых дисциплин; · повлияло ли изменение содержания образования на уровень и качество подготовки учащихся по предмету; · повлияло ли внедрение новых технологий на уровень и качество подготовки учащихся одного (нескольких) учебных групп по сравнению с уровнем обученности учащихся других учебных групп, обучающихся традиционно. В 1999/2000 учебном году институт повышения квалификации работников образования возглавил работу в учреждениях начального профессионального образования города Оренбурга по организации накопления информации для формирования банка данных с целью использования систематизированного материала при аналитических подходах к результатам достижений учащихся в ходе мониторинга образовательной среды. Полагаем, что накопление результатов в течение определенного времени (нескольких лет обучения) поможет руководителям образовательных учреждений реально решать задачи прогнозирования в образовательном процессе и оценить возможности перевода учреждения в режим развития. Для достижения намеченных целей обучения в образовательном учреждении необходимо выполнение ряда требований, в том числе мониторинг (контроль и коррекция) каждого учащегося и учебной группы в целом. Результаты контроля необходимы и администрации образовательного учреждения для оценки деятельности учебных групп и преподавателей с целью корректировки своих действий по руководству педагогическим коллективом. Основной задачей мониторинга является соотнесение реальных результатов обучения с планируемыми (целями обучения) и оценка степени соответствия результатов и целей обучения. Всякая оценка предполагает диагностику (измерение) состояния оцениваемого объекта. Классификация обученности позволит строить дидактически оптимизированные программы и контрольные процедуры к ним на основе единого, унифицированного подхода к учебному материалу. При наличии системно унифицированного материала и унифицированных контрольных процедур можно достаточно объективно оценить эффективность и качество любой методики преподавания, учебника или учебной технологии, качество и динамику обученности любого учащегося и любой учебной группы. Федеральные и региональные образовательные стандарты, разрабатываемые в настоящее время, строятся как дидактически унифицированная классификация обученности и состоит из двух частей: «жесткой» (дидактической) и «мягкой» (административной). Наряду с этими стандартами целесообразно создавать стандарты внутри отдельно взятого образовательного учреждения. Действительно, в профессиональном учреждении с углубленным изучением того или иного предмета (либо цикла предметов) минимальный уровень обученности должен быть выше, чем в обычном образовательном учреждении. Поэтому в качестве минимального уровня обученности можно, например, считать владение мировоззренческим и базовым материалом, умение выполнять с этим материалом аналитические операции. Дело в том, что внедрение образовательных стандартов в практику обучения конкретизирует целевые установки. Организуя учебный процесс, преподаватель должен ставить перед собой двойную цель: добиваться безусловного достижения всеми учащимися уровня образовательной подготовки и одновременно создавать условия для усвоения материала на более высоких уровнях. В то же время учащийся вправе самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем обязательных требований или двигаться дальше, работая самостоятельно. Важно учитывать тот факт, что внедрение стандартов должно сопровождаться разработкой научно обоснованной методики контроля выполнения требований стандарта, создания единых средств контроля, не зависящих от программ обучения и учебников, используемых в конкретном образовательном учреждении или регионе в целом. Такая методика должна удовлетворять ряду общих требований. Во-первых, система контроля должна предусматривать специальную проверку достижения уровня обязательной подготовки на всех этапах контроля (диагностическом, текущем, итоговом, рубежном). Проверка уровня обязательной подготовки должна дополняться проверкой достижения повышенного уровня обученности. Для получения более полной информации эти проверки могут быть разведены по времени. Например, при итоговом или рубежном контроле уровень обязательной подготовки может быть проверен тестированием, а затем проведена работа, отвечающая повышенным требованиям, в ходе которой акцент делается на глубину усвоения материала, гибкость знаний и т.д. Результатом такой проверки должен быть ответ на вопрос, достиг ли учащийся обязательного уровня обученности. Во-вторых, для повышения объективности и точности оценки уровня обученности необходима система специально ориентированных проверочных работ – измерителей. Достаточно детально разработанная и использующая аппарат математической статистики теория педагогического тестирования позволяет создавать такие измерители (тесты), которые отвечают требованиям валидности и надежности. Стандартизированные тесты способны обеспечить полноту и объективность проверки обученности. С помощью тестов можно быстро и точно выявить достижение уровня образовательной подготовки учащихся. В-третьих, важно учитывать, что система контроля учебных достижений должна строиться так, чтобы у учителя была возможность осуществить коррекцию учебного процесса. Для решения данной проблемы необходимо либо после проверки выделить время на дополнительное изучение отдельных тем, либо при изучении следующей темы использовать систему заданий, органично включающую в себя материал предыдущей темы. Таким образом, в каждом образовательном учреждении, осуществляя в соответствии с отмеченными выше требованиями непрерывный мониторинг учебных достижений каждого учащегося и учебной группы в целом, можно своевременно корректировать ситуацию и оптимизировать процесс обучения. В нашем регионе ведется работа по созданию единой образовательной компьютерной сети, которая позволит осуществлять проведение аналитических и диагностических работ органами управления образования, в том числе и определение уровня преподавания в образовательных учреждениях. При участии руководителей профессиональных образовательных учреждений в создании образовательного информационного пространства в регионе позволит учреждениям образования осуществлять постоянный мониторинг на разных уровнях, оперативно принимать адекватные управленческие решения, комплексно планировать свою деятельность, внедрять передовые педагогические технологии, что послужит основополагающим фактором повышения качества образования.
Литература: 1. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. – М., 1995. 2. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ/Учебное пособие. – М., МГУ, 1980. 3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., МГУ, 1975. 4. Иродов М.И., Степанова Т.А. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования. – Педегогический вестник, - Ярослаль, Интернет, 1999. |
назад
|