Нефедова В.И., Тимченко Л.А.

Роль информационной и аналитической деятельности в мониторинге качества образования: региональный аспект

Результаты социологических и мониторинговых исследований областного института повышения квалификации работников образования совместно с Главным управлением образования Администрации Оренбургской области показывают, что непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем своевременного информирования начальников отделов образования о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций не может быть эффективным без информационной и аналитической деятельности в системе управления качеством образования в регионе.

В современных условиях требуется выработка собственной региональной политики, а именно идеологии и способов социального управления, учитывающих состояние, возможности, особенности и традиции региона. Следовательно, обновление управления системой образования должно быть непосредственно связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности, как одного из основных инструментов управления качеством образования. Информационно-аналитическая деятельность – это один из приоритетных мыслительных «шагов», которые, при сохранении их определенной последовательности, способствуют конструированию (обнаружению, выбору, созданию) оптимального пути решения той или иной проблемы. При этом анализируется состояние системы образования в связи с состоянием внешней среды и состоянием субъекта разрешения проблемы. Далее формулируется выявленная проблема, которая могла возникнуть из-за несоответствия между состоянием системы и состоянием субъекта. Следующим шагом является сбор и анализ доступной информации о причинах и факторах возникновения проблемы, а также возможных внешних влияниях на деятельность по разрешению поставленной проблемы.

Считаем одной из приоритетных характеристик любой системы, определяющей эффективность ее функционирования,  содержание и направленность информационных потоков. С целью создания системы информационно-аналитической деятельности на региональном уровне важно определить содержание, а также сформировать потоки информации и  определить доступность к ним на соответствующих уровнях управления. Каждый руководитель органов управления не может эффективно работать без обязательного минимума информации о состоянии и развитии процессов, которые они курируют и должны оказывать управленческие воздействия. Следовательно, для принятия решений должны быть разработаны и четко определены на региональном уровне требования к наполнению информационных потоков. Бесспорно то, что информация должна быть объективной, максимально полной по объему, предельно конкретной и востребованной, поэтому для проектирования системы управления качеством образования требуется переосмысление управленческой деятельности, должны быть расставлены соответствующие акценты в должностных обязанностях специалистов в отделах управления образованием всех уровней в регионе.

Мониторинг качества образования в Оренбургской области является частью региональной системы управления качеством образования и выполняется специалистами муниципальных органов управления образования совместно с администрациями образовательных учреждений. Научно-методическое обеспечение осуществляет Центр Диагностических и Информационных Технологий при областном институте повышения квалификации работников образования совместно с соответствующими отделами образования Оренбургской области.

Первый этап социологического мониторинга состоял в исследовании уровня готовности педагогического сообщества к осуществлению поставленной перед образованием цели по обеспечению учебно-личностных достижений учащихся. Кроме  того, он выполнил еще и задачу подведения итогов работы ООИПКРО и управленцев образовательных учреждений по созданию социально-психологических и социально-профессиональных условий для реализации заданной цели. Одной из главных задач  этого этапа мониторинга являлось определение степени готовности педагогического сообщества региона к введению инновационных изменений, соответствующих постановке обозначенной цели: информированность, осмысление, готовность поддержать, степень профессиональной компетентности. Анализ результатов текущего этапа мониторинга должны помочь поставить новые цели регионального образования, а затем разработать  новые программы деятельности, осуществлять поиск технологий, адекватных современным требованиям, и готовить кадры для их реализации.

Литература

1. Гутник Г.В. Информационно-аналитическая деятельность в системе управления качеством образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». – Пермь: 1999 г. с. 177-179.

2. Смирнова Н.В. Понятие «проектно-ориентировочной интеллект». Достижения учащихся как результат образовательной деятельности: Сборник статей. – Оренбург: изд-во ООИПКРО. Ч.II, 1998. с.29-47.

3. Кирикович Т.Е. Мониторинг качества образования – субрегиональный уровень (некоторые аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». – Пермь: 1999 г. с. 195-198.

назад