Подготовил: Алиджанов Э.К., зав.лабораторией квалиметрии Проблема оценки уровня учебной подготовки учащихся |
В результате проведения реформ в системе образования в Оренбургской области (как и в других регионах) образовалось большое количество инновационных образовательных учреждений с разнообразными специализациями, программами развития. Одновременно происходит постоянный процесс социального расслоения общества, что неизбежно приводит к изменению социального статуса учебного заведения в зависимости от места его расположения. Дифференциация и индивидуализация учебного процесса происходит также и внутри каждого учебного заведения, поскольку учителя стараются максимально развить индивидуальные способности учащихся. Эффективное управление системой общего среднего образования в данной ситуации невозможно без оперативного получения объективной информации о качестве образовательных услуг, которые оказываются тем или иным учебным заведением. Получение такой информации в рамках традиционной пятибалльной системы оценивания, ввиду перечисленных причин, не представляется возможным. Требуется коренной пересмотр системы показателей успешности осуществления образовательного процесса, которые поступают в органы управления образования всех уровней. Эта система показателей должна быть всесторонней (охватывать уровень знаний учащихся, экономические, социальные, психологические аспекты образовательного процесса), объективной, функциональной, информативной. Поэтому на местах идет активный процесс поиска выхода из создавшейся ситуации. Учителя самостоятельно, ориентируясь на опубликованные работы по педагогической диагностике, пытаются создавать собственные системы оценивания знаний учащихся. Территориальные подразделения органов управления образования при помощи ИПКРО и ИУУ организуют работы экспериментальных площадок по отработке подходов и технологий проведения мониторинговых исследований уровня учебной подготовки учащихся. Такая работа, безусловно, полезна: набирается положительный опыт использования современных методов педагогической диагностики, разрабатываются новые формы учета и анализа успеваемости. Однако разрабатываемые методики направлены на решения локальных проблем образовательного процесса, они не могут решить вопроса кардинально по следующим очевидным причинам: - Такого рода разработки требуют значительных финансовых средств, которые затруднительно изыскать на местах. - Данная работа возможна в рамках коллектива разработчиков имеющих высокий научный уровень по методике разработки тестовых процедур, профессиональных знаний в предметной области. - Процедура стандартизации тестов требует набора статистики выходящей за рамки школ и даже территориальных образований. - Данные разработки должны быть легитимны для всех субъектов РФ, что требует активного участия министерства образования. Понимая важность вопроса разработки и введения современных (объективных) средств диагностики учебных достижений учащихся Оренбургский регион активно участвует во всех общероссийских и международных проектах масштабных мониторинговых исследований и тестирования. В области четвертый год проводится общероссийское Централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений. В 1999г. в рамках программы аттестационного тестирования были проверены знания 6 тыс. Оренбургских учащихся. Полученные среднестатистические показатели близки к средним результатам по России. Безусловным положительным качеством данного проекта является его масштабность и возможность последующего анализа результатов тестирования по всевозможным параметрам на уровне региона и Росси в целом. Однако добровольный характер процедуры централизованного тестирования делает невозможным формирование представительной выборки тестируемых, а значит, возникает проблема корректности процедуры стандартизации тестовых материалов. Учащиеся области принимали участие во всероссийском компьютерном тестировании «Телетестинг». Наши выпускники заняли ряд призовых мест по результатам дистанционного тестирования. Однако отсутствие четкого правового статуса данной программы понижает ее привлекательность. Учебные заведения Оренбургской области принимают активное участие в международных проектах мониторинговых исследований TIMSS-R и PISA. Большой интерес в данных проектах представляют подходы к разработке тестовых материалов и организации социологических исследований, сопровождающих проект. Однако небольшое число учебных заведений (4-5) и длительность процедуры обработки тестовых материалов не позволяют оперативно использовать результаты данных исследований в масштабах региона. Научно-методическими службами областного института ИПКРО проводятся самостоятельные разработки тестовых материалов, и осуществляется (в качестве эксперимента) выборочные мониторинговые исследования учебных заведений образовательных округов Оренбурга. При проведении данных исследований удается частично исправить представительность выборки учащихся по сравнению с централизованным тестированием, но сказывается острая нехватка стандартизированных тестов по всей совокупности предметов школьной программы и статистически обоснованных критериев оценивания результатов проверки знаний. Вопрос о научно-обоснованных критериях отбора содержания тестов по различным предметным областям неизменно наталкивается на нерешенную проблему завершения разработки и принятия на законодательном уровне образовательных стандартов. В области подготовлен пакет документов, инициирующий решение этого вопроса местной законодательной властью в части национально-регионального компонента образовательного стандарта. Аппаратом ГУО области на постоянной основе проводятся плановые проверки качества образовательных услуг оказываемых учебными заведениями нашего региона. В ходе проверок оценке подвергаются не только знания учащихся, но и уровень ведения соответствующей документации, содержание программ развития школы, санитарные социальные и экономические условия работы. Трудности при обобщении результатов проверок связаны с отсутствием методик получения инвариантных оценок результатов педагогической деятельности, которая реализуется в совершенно не сопоставимых социально-экономических условиях работы каждого отдельно взятого учебного заведения. Положительные результаты проводимой в области диагностической работы: Учителя области достаточно хорошо ознакомлены с особенностями организации и проведения процедуры тестирования. Они положительно настроены на использование тестовых методик в контрольно-оценочной деятельности. Накоплен положительный опыт организации массового тестирования. Во всех крупных населенных пунктах созданы и обучены группы из ведущих учителей и методистов способные качественно и оперативно организовать тестирование и провести первичную обработку материалов, в том числе с использованием каналов электронной связи (e-mail). Есть определенные наработки в области создания собственных тестовых материалов. Сотрудники ОИПКРО знакомы с современными подходами к разработке педагогических тестов. Органы управления образованием всех уровней проявляют заинтересованность в разработке и введении в педагогическую практику тестовых методик контроля знаний учащихся. Для успешного продолжения работы в данном направлении планируется: Закончить разработку и законодательно утвердить образовательные стандарты как необходимый компонент критериев отбора содержания для разработки тестов. Активно включится в процесс разработки и апробации тестов, предназначенных как для итоговой аттестации школьников, так и для текущего контроля учебного процесса. В рамках системы управления образованием сформировать отдельную структуру, которая непосредственно будет заниматься вопросами организации и проведения тестового контроля учебных достижений учащихся. |
назад
|