Представила: Бланк Н.В. Педагогические технологии (3.0) |
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. В педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии, понимание которой авторы трактуют по-разному, что может привести к разночтениям. Так педагогическую технологию определяют, как совокупность приемов (Толковый словарь), как содержательную технику реализации учебного процесса (В.П. Беспалько), как описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков), как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса (В.М. Монахов), как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия (ЮНЕСКО) и, наконец, как содержательное обобщение (Г.К. Селевко), по мнению автора, вбирающего в себя смыслы всех определений различных источников.
Основные качества современных педагогических технологий Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами. Следует отметить, что в процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий, чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Но содержание образования во многом определяет и процессуальную часть технологии, таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании в разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.
Технология и мастерство
Поскольку источниками и составными частями любой современной педагогической технологии являются: социальные преобразования, новое педагогическое мышление, наука, передовой педагогический опыт, отечественный и зарубежный опыт прошлого, а также народная педагогика (этнопедагогика), закономерно возникает вопрос о возможности применения ее и гарантированности устойчивых положительных результатов. Несомненно, одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески, что характеризует присутствие личностной компоненты мастера, результаты тоже могут отличаться, но быть близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Следовательно, определяющими при освоении любой педагогической технологии являются закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся.
Технологии развивающего обучения
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Развивающее обучение: · учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; · опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; · расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; · направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности; · происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя. Развитие Л.В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности. Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.В. Занков предложил следующие показатели: · наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; · отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; · практические действия - умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Цель: · формировать теоретическое сознание и мышление; · передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы; · воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания. Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи. Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача учителя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др. Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение детям выводов науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного поиска. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий: · принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; · преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; · моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; · преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; · построение системы частных задач, решаемых общим способом; · контроль за выполнением предыдущих действий; · оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи. Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. В учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, фиксирующее внутренние характеристики объекта и наблюдаемые непосредственно. Таким образом учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека. Источники существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ученике, а в системе социальных отношений в классе (учитель и учащийся). «Коллективно-распределительная мыследеятельность» помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка. Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)
Обобщенные творческие способности личности: · самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; · умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию; · видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); · умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятель-ности в новые (синтетическое, комбинационное мышление). Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но в технологиях И.П. Волкова, Г.С. и Альтшуллера развитие творческих способностей является приоритетной целью. Цели По И.П. Волкову: · выявить, учесть и развить творческие способности; · фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г.С. Альтшуллеру: · обучить творческой деятельности; · ознакомить с приемами творческого воображения; · научить решать изобретательные задачи.
Школа творчества И.П. Волкова · Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное обеспечение. · Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность. · Блочно-параллельная структура учебного материала. · Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники). · Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. · Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера
· Теория - катализатор творческого решения проблем. · Знания - инструмент, основа творческой интуиции. · Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). · Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. · Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Цель: · Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.
Концептуальные основы технологии · Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. · Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. · Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок). · Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению). · Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. · Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. · Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.
Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство. Кубики различаются: · по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов); · по объему; · по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»); · по вибрации наполнителя; · по весу; · по сочетаниям признаков. По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, твердости и мягкости. Весь «складовый запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер») представляет два набора картонных полос длиной 65 см. По 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 ... от 90 до 99. Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно- и двузначными числами.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев) Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы МОиПО «Преемственность», кандидат педагогических наук.
Концептуальные положения · Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение. · Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, недостаточность оперативной памяти. · Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика. · Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений Цель: · Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи. · Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту). · Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту). · Повысить орфографическую грамотность в 2 раза (1-3, 5-7-е классы). · Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормальный уровень). · Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы). · Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%).
Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: · подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбирать парные слова, запоминать показанные предметы, слушать и пересказывать; · оптимальное чтение - осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120 - 150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, артикуляционные упражнения, пересказ содержания, составление вопросов по тексту, чтение перед сном; · увеличение быстроты письма: за счет уменьшения высоты строчных букв до 2,5 мм; · повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты, применение игровых словариков, обучение пересказу; · совершенствование вычислительных учений: усвоение таблицы умножения, увеличение частоты тренировок, упражнения с демонстрационными карточками; · сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой, ежедневные короткие упражнения, летние задания для перешедших в 5-й класс.
Общеорганизационные рекомендации. 1. Диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки. 2. Деление учебного года на 3 части - триместры. 3. Организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе. 4. Оптимальное оценивание: применение в 1-2 классах только отметки «хорошо» и «отлично». 5. Стимулирование положительных эмоций и удовольствия от сделанного.
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) позволяет: · применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; · устанавливать больше логических связей в материале; · выделять главное и существенное в большой дозе материала; · понимать значение материала в общей системе ЗУН; · выявить больше межпредметных связей; · более эмоционально подать материал; · сделать более эффективным закрепление материала.
Цель. · Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся. · Создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. · Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).
«Укрупнение единицы усвоения» - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, предполагающая интеграцию конкретных подходов к обучению: · совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п. (в частности, взаимно обратные); · обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.); · рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения); · обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий; · выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний; · принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).
Особенности методики В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение». Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: · исходная задача; · ее обращение; · обобщение. Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например: а) решение обычной «готовой» задачи; б) составление обратной задачи и ее решение; в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее; г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей; д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче. Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучения, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цель: · формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; · подготовка личности «информационного общества»; · дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить; · формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции. · Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). · Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). · Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. · Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. Информатизация обучения требует от учителя и учащихся компьютерной грамотности, которую рассматривают как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят: · знание основных понятий информатики и вычислительной техники; · знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; · знание современных операционных систем и владение их основными командами; · знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; · владение хотя бы одним текстовым редактором; · первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения; Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet: · переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира; · привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; · интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистационного обучения (обучения на расстоянии).
Библиография Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. |
назад
|