Представила: Сафронова М.В. Дата: январь, 2002 год
Экологизация поэзии как фактор воспитания |
|
Природа и человек. Между ними существует нерасторжимая связь, проявляющаяся как в повседневной жизни людей, в их практическо-преобразующем отношении к природному миру, так и в возвышенно-одухотворенном процессе созерцания и поэтического воспевания завораживающей красоты, влекущей к разгадке таинственности и уникальности явлений природы. Как бы ни относился человек к окружающей его природе, поэтизация растительного и животного мира всегда была составной частью истории становления и развития человечества. Более того, поэтизация природы всегда выступала в качестве важного и существенного фактора, способствующего воспитанию подрастающего поколения, формированию у людей эстетических ценностей жизни. Такова одна из тенденций, отчетливо просматривающаяся в русской поэтической мысли, обращенной к осмыслению взаимоотношений между человеком и природой. Наряду с поэтизацией природы, акцентирующей внимание на восторженном описании красоты, существует и иная тенденция, характеризующаяся наличием тревожно-печального восприятия природного мира. Речь идет об экологизации поэзии, становящейся сегодня не менее существенным фактором формирования экологического сознания, чем научные исследования, раскрывающие перед людьми удручающую картину деградационных изменений в природе, способных обернуться глобальной экологической катастрофой. Как и поэтизация природы, экологизация поэзии выступает в качестве важного фактора, играющего заметную роль в воспитательном процессе. Было бы некорректно говорить о том, что обращение поэзии к экологической тематике характерно лишь для наших дней. Уже в XIX столетии, наряду с разнообразными описаниями красот природы, и русской поэзии начинают звучать экологические мотивы, связанные с разрушительным отношением людей к природному миру. Наиболее экологическим произведением того времени является, пожалуй, стихотворение Лермонтова "Три пальмы" (1839), в котором дается восточное сказание о судьбе гордых пальм, росших в песчаных степях аравийской земли. Эти пальмы роптали на то, что, находясь в гордом одиночестве, они не радовали ничей взор. И вот всевышний ниспослал им людей, которые, утолив жажду ключевой водой из ручья, протекающего между пальмами, с наступлением сумерек срубили деревья и сожгли их, так что утром на земле остался лишь седой и холодный пепел: "И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с дремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит". Однако обращение к экологической проблематике как постоянной теме поэтических размышлений стало преобладающим только во второй половине XX столетия. В 50-60-х годах эта тенденция еще только набирала силу. У одних поэтов экологизация поэзии носила эпизодический характер. У Е. Евтушенко, например, экологическая проблематика подспудно звучала в призыве к человеку любоваться красотами природа, не нанося ущерба животному миру: "Иди в тайгу с берданкой утром, но не бери к берданке пуль. Любуйся выводками уток или следи полет косуль. Иди поглубже. Будь смелее. Как птица певчая, свисти, А повстречаешься с медведем - его брусникой угости". У других поэтов экологические мотивы становятся центром раздумий. Поэзия В.Бокова оказалась, пожалуй, наиболее чувствительной к экологической проблематике. Это не значит, что в его стихах не находит отражение тенденция к поэтизации природы. Напротив, во многих из них наблюдается лирическое описание изумительных пейзажей. Однако поэтизация природы сопровождается у него отстаиванием авторской позиции, связанной с осторожным и бережным отношением к природному пиру. Считая, что земля достаточно натерпелась от людей, он ратует за проявление любви к ней, за установление той взаимной любви между человеком и природой, без которой растительный я животный мир обречены на исчезновение: "Не учебник природа, не справочник - Мать, кормящая всех молоком. Не ругай меня, милая травушка, Что тебя я топчу каблуком. Нагибаю черемуху беду”, Говорю: - Дорогая, прости, Ничего я с тобою не сделаю, Как цвела, так и будешь цвести!" Причем В. Боков не только выступает за бережное отношение к природным богатствам страны, но и преследует воспитательные цели, стремится оказать благотворное воздействие на других людей: "Милые звери! Не буду стрелять” Я ведь в природе поэт, чтоб вы знали, Я ведь хочу на других повлиять И попросить, чтобы в вас не стреляли!" Аналогичное мировосприятие было характерно для ряда поэтов, выразивших в конце 50-х - начале 60-х годов свод гражданственную позицию по отношению к природе. В стихах А. Поперечного описывается случай, когда во время охоты на сохатого буквально в последние секунды перед выстрелом из берданки солнце ослепляет браконьера, предотвращая тем самым гибель животного: "Только тонко звякнули копытца. И ушел в свои чащобы вновь, И живет... А значит не убита Красота, Поэзия, Любовь!" С.Островой говорит о своей любви к "лесным жителям", о красоте растительного мира, предлагая людям поклониться светлой березке и встать перед ней на колени. Он призывает человека по-доброму относиться к природе; "Пройди по ней. Лесами. Лугом. Пей чудеса, как из ведра. И если сможешь стать ей другом - Не расточай ее добра". Постепенно набирая силу, данная тенденция к экологизации поэзии стала широко распространенной среди советских поэтов. В 70-80-е годы многие из них посвящают свои стихи экологической проблематике, высказывая явную озабоченность по поводу деградационных процессов, происходящих в природе. Обращение к экологическим сюжетам характерно, в частности, для таких поэтов, как К.Ваншенкии, С.Викулов, А.Вознесенский, Г.Горбовский, Н.Доризо, А.Дементьев, М.Дудин, Ю.Друнина, Р.Рождественский, и для многих других. Разумеется, это не означает, что современной поэзии свойственны отрешенность от образного описания природы и отказ от художественного воспевания ее красот. Поэтическое мировосприятие по-прежнему насыщено образными ассоциациями, позволяющими высветить то индивидуально-личностное и в то же время общезначимое, что всегда проявляется в отношениях человека к природе. Как лирически-трогательно и очаровательно певуче звучат, например, следующие строки, принадлежащие перу Я.Козловского: "Гроза иссиня-бурая космато Ушла, ворча, за потемневший лес. И просочилась киноварь заката Сквозь пепел вечереющих небес. И в окруженье вымокших черемух Как на столах, шампанским залитых, В серебряных подсвечниках черненых Стояли свечи сосен золотых". Вместе с тем Козловский не может остаться равнодушным к истреблению животных. И не случайно в одном из его стихотворений "Запрещенная охота" (1976) описывается бойня сайгаков, осуществляемая "большим начальником", отправившимся на охоту на служебной машине. Козловский как бы обнажает психологию браконьерства и показывает преступный характер подобной запрещенной охоты: "Слепи их фарами, слепи! Держи правее!" Из двух стволов гремит в степи залп, багровея". Не менее страстно звучат и стихи В.Друниной, в которых бичуется безнравственность охоты на лосей с использованием вертолетов. Со щемящей болью и безысходностью она описывает, как над бедными животными нависают убийцы-палачи, весело стреляющие из автомата по лосям. Активно-протестующе и исступленно-обвиняюще Друнина пишет: "Не признаю Охоты с вертолета. Она мужчинам Не приносит честь. В ней, право, есть Безнравственное что-то, Нечеловеческое что-то есть". Против безнравственного убийства животных выступают многие современные поэты. Принципиальная позиция отстаивается, например, в стихах Викулова, Острового, Вознесенского, Исаева. В них не только отражена щемящая боль за гибель животного мира, но я содержится гневное обвинение в преступности человеческих деяний. Описывая свою встречу в лесу с убитым лосем. С. Островой с возмущением, болью и со всей решительностью восклицает: "А над ним панихидит птица. Вороватых следов разбой... Мне бы встретить тебя, убийца, Я бы знал, как мне быть с тобой". В свою очередь Вознесенский считает, что бездушное убийство животных неотвратимо ведет к утрате человеческого в человеке, что от убиения зайца до совершения преступления против людей - всего один шаг: "Страсть к убийству, как страсть к зачатию, ослепленная и извечная, она ныне вопит: зайчатины! Завтра взвоет о человечине..." Тенденция к экологизации поэзии проявляется и в тех многочисленных произведениях, в которых повествуется о безрассудном истреблении растительного мира, загрязнении рек и озер, гибели обитателей водоемов. "Убили дерево, убили. Сначала топором рубили, а где не взяли - там пилой!" - так описывает С. Островой свое восприятие гибели лесов в одном из своих стихотворений с весьма характерным названием "Убийство" (1983). Та же тональность присутствует в стихах Викулова. Как трогательно-печально и сурово-осуждающе звучат, к примеру, следующие его строки: "Ах, трудно ли, ножом вооружась, раздеть березку - тихую простушку, и нацедить прохладной крови кружку, и затоптать ее сорочку в грязь. Она в лесу останется стоять, как черный вскрик о том, что где-то рыщет двуногий зверь с ножом за голенищем... И роща будет в страхе трепетать". В последние годы в стихах поэтов все отчетливее звучат экологические мотивы, связанные о преднамеренным уничтожением лесных массивов, о варварским отношением к растительному миру тех туристов, которые, вырвавшись из городской суеты на лоно природы, бездумно обрывают цветы, разоряют птичьи гнезда и крушат муравейники, ломают и жгут кустарники, деревья. Бездумное отношение к природному миру особенно болезненно воспринимается в том случае, когда показывается беспросветная глупость и бессердечность людей, обрекающих птиц” зверей на неминуемую гибель. Так, Г.Горбовский не может примириться с мыслью, что именно безалаберные носители технического прогресса наносят непоправимый ущерб природе. Его описание гибели пернатых в стихотворении "Стрижи" (1975) с глубинной остротой высвечивает недомыслие и кощунство "покорителей природы": "Но вот в карьере взвыл гудок: пришли копать... И, как Помпеи, погиб стрижиный городок. И смерти не было глупее. Вся глыба полная птенцов, осев, распалась, затихая. И тут один из мудрецов сказал: "Яичница какая!" Подобное кощунство - проявление бездуховности, свойственной "покорителям природы"” лишенным чувства элементарного сострадания ко всему живому. В большинстве же случаев, выполняя намеченные планы и осуществляя порученную им работу, люди просто не задумываются над тем, что происходит в природе после их вторжения в нее. И только впоследствии они обнаруживают негативные последствия своих преобразований в природном мире. Однако прозрение людей, расточающих природные богатства, наступает лишь со временем. Чаще всего в погоне за сиюминутными выгодами они не задумываются над возможными последствиями своей недальновидной деятельности в природном мире. Они берут все, что только можно взять у природы. Вырубают леса, отравляют окружающую среду, загрязняют водоемы. По этому поводу Островой с недоумением и тревогой вопрошает, обращаясь к людям: "Вам нравятся прохладные сады? Тогда зачем так часто в наши годы Глумятся осквернители воды Над синеокой свежестью природы?!" Привлекая внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние десятилетия в природном мире, некоторые поэты неизменно подчеркивают, что сегодня как никогда ранее природа нуждается в защите от посягательств на нее со стороны тех, кто считает себя вправе переиначивать в ней все на свой собственный лад. Необходимы не разбазаривание природных богатств, а бережливое к ним отношение, не насильственное подчинение плодоносящей земли требованиям скорейшего удовлетворения необузданных потребностей людей, а спасение ее от необдуманного вмешательства в протекание природных процессов. Эта мысль отчетливо выражена в стихотворении Острового "Красная книга" (1984): "Как это страшно - умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты оговоркой не владей, Земля защиты требует. Защиты. Она спасенья просит у людей". Природа, по выражению Доризо, "строгий бухгалтер". Люди должны помнить об этом, не забывать, что природные богатства не беспредельны. Они должны постичь ту простую истину, что человек не может быть вне природы: "Нам понятней теперь Год от года, Что с природою надо дружить, Ведь без нас прожила бы природа. Без нее мы не можем прожить". Поэтому каждый человек должен с пониманием относиться к природе. Дорожить животным и растительным миром, проявлять повсеместную заботу о сохранении природных богатств, любить природу во всех ее проявлениях, ибо жизнь наша целиком и полностью зависит от нее. Как замечает Доризо: "В дни электрона и металла, Как благо, каждое растенье. В наш век любовь к природе стала Инстинктом самосохраненья". Во многих стихах звучит страстное обращение к человеку быть Человеком. Творцом и созидателем, а не грабителем и разрушителем, не отдающим себе отчета в своих действиях, наносящих ущерб природе. В поэтическом мироощущении Викулова это обращение к человеку выражено следующими словами: "Ты - Человек. Ты - царь Природы. Так, поскольку все в ней сущее подвластно тебе... Живи, сверяя каждый шаг С природою - и будет все прекрасно! И царские замашки не лелей в душе, и не давай себе свободы... Ты - царь Природы, так. Но знай; трудней почувствовать себя венцом Природы!" Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Дудина: “Как яблоко на блюде, У нас земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня. Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ, Не то Земли не будет И каждого из нас”. Экологизация поэзии свидетельствует, таким образом, о том чувстве ответственности здравомыслящих людей, которое становится неизменным спутником сознания и самосознания тех, кто чутко реагирует на изменения, происходящие сегодня в природном мире. В системе разнообразных и тесно связанных между собой средств воспитания она оказывается неотъемлемой частью воспитательного процесса, включающего в себя как рациональные научные объяснения мотивов экологического поведения человека, так и эмоциональные, чувственные образы, предопределяющие соответствующий образ мышления и действия людей в окружающей их природе. |