Представили: Сафронов И.П., Сафронова М.В. Дата: январь, 2002 год.
Сельская школа как региональный социокультурный феномен: качественные характеристики
|
|
Оренбургская область является крупным сельскохозяйственным районом России, но численность населения, проживающего в сельской местности, неуклонно снижается за счет оттока населения в города и низкой рождаемости. Школа же на селе продолжает существовать, и в процессе поиска путей реформирования образования области следует учитывать особенности феномена сельской школы. В изучении данного феномена школы, существуют объективные трудности. Сельская школа — собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности, условиям функционирования общеобразовательные школы в сельской местности. Сельские школы разных регионов существенно различаются. Сельскую школу надо рассматривать в процессе изменения, в движении, но тогда весьма непросто вычленить ее отличительные признаки. Современная сельская школа является элементом, составной частью более крупной социальной и образовательной системы. Существующая разновидность сельских школ заставила нас несколько абстрагироваться от реальности, чтобы выявить наличие, прежде всего общих черт. Оказалось, что при всех региональных, социально-экономических и других различиях имеют место повторяющиеся признаки. Этот вывод и стал основанием для выделения качественных характеристик сельской школы. В первом приближении можно определить сельскую школу как совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также выполняющих социокультурную и социально-педагогические функции. Поэтому рассмотрим подробнее основные качественные характеристики сельской школы как социокультурного феномена. Общие качественные характеристики сельской школы Сельская школа обладает качественными характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость и уникальность, а с другой, - обусловливают ее внутреннюю противоречивость и объясняют трудноразрешимость ее проблем. Среди наиболее существенных качественных характеристик сельской школы выделим следующие. Типовое разнообразие сельских школ. Сельская местность России отличается многообразием сельских населенных пунктов (традиционно сложившиеся формы расселения села: деревни, поселки, хутора, станицы, аулы, заимки и другие) при полном праве на существование каждой из них. Численность детского населения в них предопределяет наполняемость школы и, соответственно, ее тип. Отсюда школы начальные, полные, основные Разбросанные на огромной территории сельские школы функционируют в разных социальных, пространственно-территориальных, хозяйственных условиях жизнеобеспечения. По этому критерию сельские школы могут быть условно разделены на три группы - пригородные, расположенные в центральных усадьбах хозяйств, расположенные в отдаленных населенных пунктах. Малочисленность школ. Особенности расселения, огромные пространственные контрасты, наличие обширных редконаселенных и бездорожных зон, малолюдье определили такую особенность сельской школы, как малочисленность учащихся, что порождает такое явление, как психологическая монотомия, и требует внедрения индивидуальных, групповых, игровых педагогических технологий в обучении и развитии. Полифункциональность деятельности сельского жителя. Недостаточная укомплектованность многих сельских школ кадрами, большая текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым звеном сельской школы, вносили нестабильность в ее работу: любое звено образовательного процесса может в одночасье разрушиться по причине отъезда учителя. Малочисленность учащихся порождает и такое явление сельской школы, как учитель-многопредметник. С одной стороны, это усложняет дело работы сельского учителя, но с другой - выявляет потребности сельской школы в интегративных образовательных программах. Безальтернативность в образовательном пространстве В сельской местности школа, как правило, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся. В отличие от города на селе ученик прикреплен к конкретной школе, у него нет возможное выбора. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений дающих возможность ученику расширить свои познания лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного развития. Зависимость от места расположения и соцнально-эконономического потенциала местности. Возможности сельской школы в развитии личности учащихся напрямую зависят от ее места расположения и социально-экономичких условий жизни населения. Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, успешнее решается проблема ее кадрового обеспечения, теснее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, свободнее доступ к новейшей информации, культурным объектам города. В отдаленном населенном пункте возможности школы и учителя сужаются, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся. Стихийная интегративность. Отличительной особенностью сельской школы, наиболее интересной и проблемной, является ее стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная). В сельской школе вместе обучаются дети вполне здоровые, нормально развитые и дети с особыми потребностями, т.е. происходит то, чего на протяжении десятилетий не удавалось достичь отечественной городской школе и к чему с большим упорством, издержками и достижениями идет в последние 25—30 лет мировая школа. Полифункциональность. Особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы (слабо развитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей) обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций. Школа начинает заниматься организацией социально-педагогической и социокультурной работы с населением с целью оздоровления среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, старшего и младшего поколений, восстановления исконной крестьянской традиции воспитывать “всем миром”. Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, осознавая необходимость охраны и защиты прав детей, оказания своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Школа становится базовым институтом допрофессионального сельскохозяйственного образования учащихся, рассматривая эту работу как важное звено их подготовки к самостоятельной жизни на селе. Многобразие видов школ. Ограниченные возможности социальной сферы села, изолированность сельской школы от профессионального сообщества служат обьективной причиной интеграции школы с немногочисленными учреждениями социальной сферы, хозяйствами, расположенными в микросоциуме. Сложившееся на практике многообразие интегративных моделей сельских школ — закономерное явление, отражающее стратегию выживания малых социальных общностей. Среди типичных видов сельских школ важное место занимают: “школа — детский сад”, “школа - сельский клуб — детский сад”, “учебно-воспитательный комплекс”, “школа — хозяйство”, “школа — филиал ПТУ”, “школа — детский дом — сельский клуб”, “агрошкола” - “фермерская школа”, “школа с группами продленного дня по месту жительства” и другие. Большая значимость трудового воспитания. Повышенное внимание сельской школы к вопросам трудового воспитания и обучения школьников обусловлено спецификой образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого является труд на земле. Занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе. В зависимости от конкретных условий в каждой школе эта система наполнялась специфическим содержанием, имела разные формы трудовых объединений школьников. Слитность с природным окружением. Сельская школа ежедневно, ежечасно соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе. Особо ценными являются непосредственные личные знания, впечатления pe6eнка, связанные с окружающей природой, трудом на земле. Роль природы для детского развития огромна. Особенность сельской школы заключается в выборе наиболее целесообразных форм изучения явлений природы, взаимодействия с ней, использовании практического материала в изучении различных предметов. Постоянный социальный контроль. Работа сельской школы, сельского учителя осуществляется в условиях постоянного социального контроля. Совпадение места жительства и места работы сельского учителя лишает автономности его жизнедеятельность, функционирование в режиме постоянной общественной оценки ставит сельского учителя в ситуацию выбора: либо это постоянный профессиональный рост, позволяющий успешно выполнять функции педагога не только в школе, но и в открытой среде, либо элементарное приспособление к среде, когда нормы поведения, общения, интересы, привычки сельского учителя мало чем отличаются от представителей других социальных групп сельского социума. Органичная целостность сельской школы и окружающей ее среды проявляется также и в том, что большая часть общественности школы — ее бывшие выпускники, родители сегодняшних учеников. Многие педагоги сельской школы — вчерашние ее ученики. Люди старшего поколения, бабушки и дедушки нынешних школьников, часто воспринимают учителей школы как детей поры своей зрелости. Поэтому проблема социальной адаптации, профессионально-ролевого самоопределения сельского учителя относится к числу важнейших. Тесная связь с народными традициями. Функционирование школы в сельской среде, сохранившей многие элементы традиционной народной культуры, объясняет всегда существовавшую (в разные времена на разном качественном уровне) более тесную связь воспитания и обучения сельских школьников с народными традициями. В сельских районах, где проживает в основном коренное население, сельские школы являются, как правило, национальными. В них всегда присутствуют элементы народной культуры, что придает им самобытность, создает особую атмосферу, близкую к семейной. Переход России к постиндустриальному этапу своего развития сопровождается усилением тенденции к социальной дифференциации в образовательной сфере, социальной поляризации молодежи. В обществе происходит перераспределение шансов на получение детьми полноценного образования в сторону групп, занимающих верхние позиции в социальной иерархии, монополизация ими каналов получения высокого уровня образования, дающего значительные возможности в современном мире. К числу социальных групп, изначально имеющих ограниченные возможности, неравные стартовые условия, неравный доступ к образованию, относятся сельские дети, молодежь. Актуальность проблемы создания оптимальных стартовых условий для полноценного развития личности учащихся сельских школ ориентирует образовательную систему области на решение важной задачи социально экономического, социально-политического характера: обеспечение устойчивого развития системы образования на селе и, прежде всего, сельской школы как социального института, дающего базовое общее среднее образование одной трети учащихся Оренбуржья, являющейся фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития региона как аграрного сектора России. Массовая сельская школа России (это 68,8 % всех школ страны, 28,8 % учащихся), отброшенная в результате тяжелого социально-экономического кризиса на несколько десятилетий назад, сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования, позволяющий им конкурировать с городскими школьниками. Вместе с тем современная жизнь предъявляет к выпускникам сельских школ качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера. Актуальность исследование жизненных перспектив развития сельской школы обусловлена также задачами подъема и развития сельскохозяйственного производства, культуры российского села. Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого агропромышленного производства. Ведущая роль в его создании принадлежит тому самому “человеческому фактору”, который выходит сегодня из стен сельской школы. Нынешним выпускникам сельских школ предстоит жить и работать в очень сложных условиях восстановления во многом разрушенной экономики и социальной сферы села. Именно на их плечи тяжелым грузом ляжет задача по выводу сельского хозяйства из глубокого кризиса, по социальному обустройству села. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки, которую и призвана обеспечить сельская школа. Возрастание роли сельской школы в экономической и социальной жизни общества, в обеспечении психологической и социально-профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора актуализирует задачу поиска новых подходов к содержанию воспитания и образования учащихся сельской школы. Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально-экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентации, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности школы потребностям изменившегося социума сегодня, стало особенно очевидным. В числе причин, характеризующих отставание школы от жизни, наряду с социально-экономическими факторами следует отметить отсутствие современной теории, отвечающей требованиям изменившегося общества и ориентирующей сельскую школу на решение новых практических задач. К тому же многочисленные нововведения, изменения, которые происходят сегодня в школе, не имеют под собой теоретической базы и нуждаются в фундаментальной научной поддержке, адекватной этим изменениям. Все это актуализирует проблему поиска новых принципов организации деятельности сельской школы, новых форм более интенсивного взаимодействия со средой, использования педагогических pecypcов социального окружения, внедрения инновационных моделей образовательных учреждений села. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности сельской школы, которая бы соответствовала духу времени. Будем помнить о том, что история педагогики знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, прогрессивных для того или иного периода истории страны. Вспомним опыт сельских школ профессора Московского университета С.А.Рачинского в Тверской губернии, М.К.Тенишевой, известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С.Т Шацкого по созданию сельской школы - центра воспитания в социальной среде Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В.А.Сухомлинского, Дедуровской школы Н.К.Калугина в Оренбургской области. Перечень этот можно продолжить.
Литература Васильев Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. – М.: Молодая гвардия, 1992.- С. 146. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.:, 1996. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., Молодая гвардия, 1991. – С. 442. Зотова О.И., Новикова В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства (прошлое и настоящее). – М., 1983 |
.