Составитель программы и руководитель учебного курса - Сафронова Марина Викентьевна, старший преподаватель кафедры философии

Дата: январь, 2002 г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 “Философские аспекты экологического воспитания и образования”

 

(Аттестационные курсы учителей, слушателей аттестационных курсов на 2 категорию,  курсы базового повышения квалификации - педагоги начального профессионального образования, трудового обучения и технологии)

 


1.ВВЕДЕНИЕ

Программа является составной частью (модулем) образовательной программы повышения квалификации работников образования

Цели и задачи программы.

                          

Основной целью программы является обеспечение философской и методологической подготовки слушателей для понимания ими особенностей экологического воспитания и образования в школе для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего:

- принимать активное участие в процессах экологизации содержания образования и воспитания учащихся как важной стороны реформирования образовательной системы;

- иметь целостное, системное, концептуальное представление по проблематике  взаимодействия человека с природной средой обитания.

Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

- предоставить слушателям возможность познакомиться с общими философскими концептуальными подходами относительно этапов развития взаимоотношений человека и природы, возникновения экологической проблематики как фактора социоприродных преобразований;

- исследовать соотношение природы, человека, техники, и нового цивилизационного уклада, в котором принципиально иным будет сфера социоприродного взаимодействия;

-   создать условия по осмыслению слушателями особенностей экологического воспитания и образования как системы становления экологической культуры общества и личности, актуализировать и конкретизировать получаемые знания и информацию в области экологической проблематики средствами философской рефлексии.

 

 

2. ТЕМА 1. Социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природной среды  (2 час.)

Природа и культура как "вторая природа". Неотделимость человека, его организма от природы. Отчуждение культуры от природы - источник негативных процессов в развитии и общества , и личности. Основные стадии отношения культуры к природе: от отношения к ней как к "своему", затем - как к "чужому" и, наконец,  формирование отношения человека к природе как к "своему иному".

Задача преодоления антагонистического противостояния культуры и природы на путях к ноосфере. (В .И .Вернадский , Тейяр де Шарден).

Многозначность понятия "экология" (экология культуры, экология человека.). Социальная экология как отрасль социологии  и ее место в познании социоприродных связей. Взаимосвязь экологических отношений ("человек - природа") с социальными  отношениями ("человек - человек"): ограниченное отношение  людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу (К.Маркс; Ф.Энгельс).

Западные направления социально-экологической мысли. "Экологическая этика" А. Швейцера; доклады Римского клуба, идеи инвайроментализма в американской социологии и педагогике;  теория экологического комплекса.

 

ТЕМА 2. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания (2 час.)

 

Нравственные аспекты экологических проблем. Глобальная экологическая проблема как проявление кризиса антропоцентрического сознания в условиях, когда человечество стало "мощной геологической силой" (В.И.Вернадский). Необходимость нового экологического мышления и поведения планетарного типа, смены критериев общественного прогресса, когда становится очевидным, что в разрушенной природной среде социальный прогресс невозможен. Роль социально-экологической информации в жизни общества. Экологическая ситуация в России. Противоречия во взаимоотношениях общества и природной среды в условиях перехода к рыночным отношениям. Экологические o6щественные движения в мире и стране: от обеспокоенности к реальным действиям .

 

ТЕМА 3. Понятие экологического воспитания и образования: сущность, подходы и модели. (2 час.)

 

Экологический императив и его  воздействие на воспитание молодежи. Необходимость .нового подхода к экологическому образованию: "думать глобально, действовать локально".  Цели и задачи экологического образования и воспитания.

Экологическая деятельность и формы  ее реализации. Роль учителя в экологическом воспитании подрастающих поколений. Образовательные модели экологического образования и воспитания . Проблемы развития экологической культуры личности и общества.

 

ТЕМА 4.  Философские проблемы экологического воспитания

 (коллоквиум) - 2 час.

 

3.Методические рекомендации по изучению курса.

 

Так как курс предполагает обобщение имеющихся знаний,  прирост нового для обучающихся знания, анализ и интерпретацию собственной практической деятельности и выход на философский уровень понимания проблем  экологического воспитания и образования, то методическая сторона реализации программы ориентирована на:

n   использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих обращение слушателей к осмыслению своих представлений и опыта. Это является не столько средством диагностики знаний и профессиональных установок слушателей, сколько методическим приемом “введение”, формирование у них установки на понимание теоретической значимости философского анализа экологии как феномена для педагога-предметника.

n   на реализацию  самостоятельной образовательной работы слушателей. Для ее методического обеспечения предлагаются вопросы для самостоятельной работы  (см. контрольные задания);

n   итоговая диагностика как правило имеет форму зачета. Зачет принимается как форме тестирования, так и в форме зачета-коллоквиума.

 

4.Контрольные задания.

Вопросы для диагностики:

1.Что такое экологическое воспитание и какие цели оно преследует?

2.Каковы формы и методы экологического воспитания и образования учащихся в современной школе?

3.Когда и каким образом возникла экология как научное направление междисциплинарных исследований?

4.В чем особенность истолкования экологической этики в философии А. Швейцера?

5.Всегда ли развитие техники сопряжено с социоприродными кризисами?

6.Может ли технический прогресс подсказать путь бескризисного развития взаимоотношений между человечеством и природной средой?

7.Возможны ли экологически гармоничные отношения в современном мире?

8.Как соотносятся между собой экология и культура?

9.Назовите и охарактеризуйте основные этапы эволюции взаимоотношений человека и природы с точки зрения русского философа В. Соловьева?

10.Что такое экологическая  культура личности?

11.Какое соотношение имеется между экологической культурой общества и экологической культурой личности?

12.Какие перспективные направления развития экологического воспитания и образования вы можете назвать?

Тестовые задания (в форме открытых вопросов):

 

Кто ввел впервые в науку понятие ЭКОЛОГИЯ ?

1. В.Вернадский

2. Э. Леруа

3.Э.Геккель

4. К.Циолковский

 

Кто ввел впервые в науку понятие НООСФЕРА ?

1. В.Вернадский

2. Э. Леруа

3.Э.Геккель

4. К. Циолковский

 

Что из перечисленного относится к ИСКУССТВЕННОЙ среде обитания ?

1. Парк

2. Лесоповал

3. Проселочная дорога

4. Все перечисленное

 

Что из перечисленного относится к ЕСТЕСТВЕННОЙ  среде обитания ?

1. Парк

2. Тайга

3. Проселочная дорога

4. Все перечисленное

 

 

5. Литература:

 

Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под peд. Д.Н.Кавтарадзе.-  М.,1982.

Алимов А.А., Случевский В.В. Век ХХ: экология и идеология.- Л., 1988.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М., 1986.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 1996.

Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Марков Ю.Г. Социальная экология. - Новосибирск, 1986.

Мир философии: Кн. для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М., 1991.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. Гвардия, 1990.

Отношение школьников к природе / Под peд. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной.- М., 1988.

Охрана окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов в СССР: Статистический сборник. - М., 1989.

Ожегов Ю.П., Е.В. Никонорова Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М.: Молодая гвардия, 1990.

Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.

Пестель Э. За пределами роста.- М., 1988.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь - справочник.- М. , 1990.

Рыбакова Л. Н. Интеграция экологических и экономических знаний учащихся в средней школе. // Школа. - № 5. - 1997. - С.39.

Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М., 1984.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. – Т. 1.- М.: Мысль, 1988.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Состояние природной среды в СССР в 1988 году: Межведомст­венный доклад // Госкомприрода СССР.- М., 1990.

Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. – Оренбург, 1996.