ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-тематический план курса |
||||||||||||||||||||||||
Цель: обеспечение условий для формирования и диагностики философско-методологической подготовки руководителей образования в соответствии с требованиями первого направления аттестации. Категория слушателей: руководители образовательных учреждений Срок обучения: 4 ч Форма обучения: очно-заочная Режим занятий: 6 часов в день
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Сведения о научном руководителе курса Образовательная программа: Философия образования Составитель программы и руководитель учебного курса - Смирнова Надежда Владимировна, к.фил.н., доцент Список научных трудов Смирновой Надежды Владимировны: 1. Социокультурный контекст образования // Культура, политика, молодежь: Сборник научных работ. Вып. 2. - М.:Изд-во Института молодежи, 1996. - С.41-51. 2. Содержание образование и воспитания жизнеспособных поколений: подход к решению проблемы // Молодежь. Общество. Реформы: Сборник научных статей. - М.:Изд-во Института молодежи, 1996. - С. 61-69. 3. Гуманитарная подготовка педагогов: концептуальные основания // Основы гуманитаризации образования. Ученый записки ООИУУ. Т.2. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1997. - С.195-203. 4. Философия и образование: Проблемы философской культуры педагога. Книга для учителя. - М.:Социум, 1997. - 303 с. 5. Понятие «проектно-ориентированный интеллект» // Достижения учащихся как результат образовательной деятельности: Сборник статей. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998. - С.69-79. 6. Антропологический подход к образованию в системе антропологического знания // Человек и образование: Научно-информационный бюллетень. 1998, №1. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998. - С.9-22. 7. Встреча миров Платона и Аристотеля, или трансформации и парадоксы современного образования // Credo, 1998, №4. - С.18-37. 8. Инновационный подход к управлению региональной системой образования // Credo, 1998, №4. - С. 66-74 (в соавторстве с И.И. Калиной).
1.Введение Цель: обеспечение условий для формирования и диагностики философско-методологической подготовки руководителей образования в соответствии с требованиями первого направления аттестации.Реализация цели спецкурса обеспечивается путем решения следующих задач: n углубление и конкретизация с использованием практического опыта слушателей представлений о философской подготовке менеджера образования; n углубление и диагностика теоретического понимания системности деятельности руководителя образовательного учреждения, умении анализировать деятельность образовательного учреждения как систему «цель - содержание - технология - результат»; n диагностика готовности к проектированию модели оптимального состояния образовательного учреждения на основе методологически обоснованного использования понятий «социокультурный тип образования», «образовательная парадигма», «образовательная модель».
2. Тема 1. Философская культура менеджера образования: сущность , структура, пути формирования. Сущность и структура философской культуры менеджера образования. Пути и условия становления философской культуры менеджера образования. Место философской культуры в структуре профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, ее роль в обеспечении качества образовательной деятельности в условиях кризиса образования в России и регионе. Тема 2. Реализация системного подхода к управлению образовательным учреждениям. Сущность системного подхода к управлению образовательным учреждением, возможности и пути его реализации в условиях функционирования региональной системы образования. Проектирование управленческой деятельности в соответствии с наиболее оптимальной моделью деятельности образовательного учреждения. 3. Методические особенности реализации спецкурса. Спецкурс предполагает лекционную работу слушателей по первой теме. Лекция включает элементы самостоятельной работы слушателей, читается в диалоговой форме. Основным условием, обеспечивающим ее результативность является, предварительная подготовка слушателей в объеме спецкурса «Философия образования» для руководителей образовательного учреждения. В центре второго занятия - самодиагностика уровня понимания значимости философско-методологической подготовки работников образования для осознанного и активного участия в процессах реформирования образования России и региона, а также для выполнения основной функции образовательного учреждения - обеспечении учебных и личностных достижений учащихся в соответствии с государственными нормативными требованиями и образовательными потребностями личности и общества. Диагностика проводится по ходу семинарского занятия и выполнения теста. Цель тестирования - итоговое обращение слушателей к возможностям использования знаний по философии образования для оптимизации своей управленческой деятельности.
4. Контрольные задания 1.Дайте характеристику учебно-личностных достижений учащихся как результата образовательной деятельности. 2. В чем состоят функции руководителя образовательного учреждения по созданию условий, обеспечивающих учебно-личностные достижения учащихся? 3.Охарактеризуйте нормативно-правовую и учебно-методическую базу, обеспечивающие достижения учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательными потребностями общества. 4. Раскройте смысл понятия «качество образования». Назовите основные пути обеспечения качества образования на уровне образовательного учреждения. 5. Охарактеризуйте основные требования к качеству современного образования. 6. Дайте характеристику понятия «педагогическое сообщество». В чем состоит роль педагогического коллектива, учащихся, их родителей по обеспечению качества образования? 7. В чем состоят функции менеджера образования по обеспечению качества образования на уровне школы (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования)? 8. Назовите основные звенья алгоритма управления качеством образовательного процесса на уровне образовательного учреждения. 9. Дайте характеристику образовательной программы как механизма управления качеством образования в школе (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования). 10. Что такое философская культура работника образования? Каково ее место в структуре профессиональной компетентности учителя и руководителя образования? 11. Охарактеризуйте функции менеджера образования по обеспечению профессиональной компетентности педагогических кадров образовательного учреждения.
I. 1. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социологии науки и техники. - М., 1986. 2. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы философии, 1990, № 1. 3. Бердяев Н.В. Философия свободы (смысл творчества). - М., 1989. 4. Библер В.С. Диалог культур и школа ХХI века //Школа диалога культур. (Идеи. Опыт. Проблемы). - Кемерово, 1993. 5. Гадамер Г. - Актуальность прекрасного. - М., 1991. 6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. 7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Язык русской культуры, 1996. 8. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии, 1992, № 4. 9. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. 10. Полани А. Личностное знание. - М., 1985. 11. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1982. 12. Розанов В.В. Сумерки просвещения (Сост. В.Н. Щербаков. - М.: Педагогика, 1990. 13. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990. 14. Хайдеггер М. Что значит мыслить? //Разговоры на проселочной дороге. - М., 1991. 15. Шелер М. Формы знания и образование //Человек , 1992, № 4-5.
II.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. 2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии, 1989, № 3. 3. Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. С англ. - М.: Изд-во Академиии пед. н. РСФСР, 1962. 4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987. 5. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: ОМ, 1994. 6. Григорян Б.Г. Человек , его положение и призвание в современном мире. - М.: Мысль, 1986. 7. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). - Челябинск, 1993. 8. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.: Интерпракс 1994. 9. Джуринский А.Н. Зарубежная школа : история и современность: Учеб. Пособие / Рос. Открытый университет. - М., 1992. 10. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М., 1970. 11. Каган М.С. Философия культуры .- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. 12. Каспржак А.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. - М.: МИРОС, 1994. 13. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы. - Свердловск : Изд-во Уральск. Ун-та, 1988. 14. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образова-ния. - М.: Педагогика , 1994. 15. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы образования. - М., 1990. 16. Кусжанова А.Ж. К теории образования : философские и социологические проблемы. - Оренбург : Изд-во ОГПИ, 1993. 17. Клинберг Л. Проблемы теории обучения //Пер. С нем. - М.: Педагогика, 1984. 18. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивания /Вопросы философии , 1994, № 2. 19. Кумбс Ф.Г. Кризис образования: Системный анализ. - М., 1970. 20. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 1992. 21. Клементьев Е.Д. Социально- философские аспекты образования //Вопросы философии, 1984, № 1. 22. Концепция человека в современной западной философии. - М., 1988. 23. Калувэ Л. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. С англ. - Калуга, 1994. 24. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. 25. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложением. - М.: Изд-во АТ, 1993. 26. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. 27. Миронов В.Б. Век образования. - М.: Педагогика, 1990. 28. Михайлов Ф.Т. Философские традиции и исторические практики // Философские исследования, 1993, № 2. 29. Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы /Пер. С англ. - М.: Народное образование, 1996. - 30. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1992. 31. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989. 32. Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания (как создавалась отечественная школа)// Вопросы философии, 1990, №5. 33. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. 34. Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола)// Вопросы философии, 1992. № 9. 35. Образовании в современном мире: состояние и тенденции развития. - М., 1986. 36. Образовательная программа школы (методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений). Вып.1. - М., 1995. 37. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры, плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989. 38. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии, 1990, № 5. 39. Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992. 40. Розин В. Обучение, образование, культура //Вестник высшей школы, 1987, № 2. 41. Розин В. Философия образования: Предмет, концепция, направленность изучения // Alma mater , 1991, № 1. 42. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992. 43. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы 44. философии, 1990, № 5. 45. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. 46. Социально-философские проблемы образования. - М.: Наука, 1992. 47. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991. 48. Судьбы образования в России. Сборник статей. - М.: Педагогика, 1996. 49. Теория и практика воспитательных систем / Ред. Л.И. Новикова и др. - М.: РАО, 1996. 50. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992. 51. Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутова О.В. Воспитание: новые подходы к вечной теме (Философия и этика воспитания). - М.: Луч, 1993. 52. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Изд-во «Эксперимент», 1993.
Литература, вышедшая в издательстве ООИПКРО.
1. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998. 2. Антропологические подход в образовании: методологические аспекты. Материалы межвузовской научной конференции. 28 мая 1998 г. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998. 3. Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды: Материалы Всероссийской конференции, 7-8 апреля 1997 г. - Оренбург : Изд-во ООИУУ, 1997. 4. Изменение целей современного образования. Материал в помощь работникам образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996. 5. Образование как фактор развития личности: Сборник статей. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. 6. Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ОИУУ. Т.2. - Оренбург; Изд-во ООИУУ, 1997. 7. Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. 8. Российский менталитет в системе российского образования. В 3-х ч. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996. 9. Ученые записки ООИУУ. Т.1. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1995. 10. Человек и образование. Научно-информационный бюллетень. 1998, №1. |
||||||||||||||||||||||||