ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины  “ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ” 

 

Цель - изучение актуальных проблем теории и практики социологии образования как предметной и практической отрасли знания, приобретение профессиональных навыков по анализу, обработке и применению социологической информации в работе руководителя ОУ.

Категория слушателей - руководители ОУ 

Срок обучения – согласно нормативным документам – Плана работы Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 1998-1999 уч.год.

Форма обучения - с отрывом от работы 

Режим занятий - 6 час. в день, согласно составленному расписанию


 

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего 

Час

в том числе

Форма 

контроля

 

 

 

лекции

выездн.,

стажиров,

деловые

игры и др

практич.

семинар.

занятия,

консульт

 

1

Введение в социологию образования

16

12

2

2

 

1.1

Социология как наука об обществе

2

2

 

 

Входная диагностика

1.2.

Проблемы социологии образования

2

2

 

 

 

1.3

Система образования как социальный институт

2

2

 

 

 

1.4

Образовательная деятельность как объект социологического исследования

2

2

 

 

 

1.5.

Социология личности в профессии учителя

2

2

 

 

 

1.6

“Социолог в школе” (ролевая игра)

2

 

2

 

Рубежная диагностика

1.7

Диагностика и проектирование в сфере образования

2

2

 

 

 

1.8

Итоговый контроль. Проблемы социологии образования (семинар-зачет)

2

 

 

2

 тестирование

 

Итого

16

12

2

2

 

Сведения о научном руководителе

Образовательная программа: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель программы и руководитель учебного курса -

Сафронов Игорь Павлович, кандидат философских наук, доцент

 

Список научных трудов Сафронова Игоря Павловича

 

Наименование работы

Форма

работы

Выходные данные

Кол-во

 печ. л.

Фамилия 

соавтора

1.

Социальная экология

печ.

Введение в социологию: Уч. пособие. М.:  

Прометей, 1992

0,2

нет

2.

Экологическая куль-

 тура общества: про-

 блемы развития

печ.

Аспекты развития: Межвуз. науч. сб. - Оренбург, ОГПИ -

1993, вып. 1

0,5

нет

3.

Проблемы развития

экологической куль-

туры общества

печ.

Аспекты развития: Межвуз. науч. сб. - Оренбург, ОГПИ -

1994, вып. 2, ч.2

0,5

нет

5.

Историко-культурная

 эволюция понятия

 “менталитет”

печ.

Российский менталитет в системе российского образ. -сб. науч. тр. Оренбург, 1996, ч.1

0,5

нет

6.

Ментальность

образования

печ.

Тез. докл. науч.-пр. конф. “Стабилизация и развитие начальн. проф. обр. в регионе Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1996.

0,2

нет

Общее количество публикаций - 14

 

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАФИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины “Введение в социологию образования”

1.       Введение. 

Основной целью программы “Введение в социологию образования” является обеспечение мировоззренческой, научно-теоретической и методологической подготовки слушателей для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего:

-          принимать активное участие в процессе содержательного и технологического реформирования образования как социальной системы;

-          применять системный подход на различных этапах своей образовательной и педагогической деятельности;

-          компетентно организовывать учебный процесс обеспечивающий стабильный рост достижений учащихся в соответствии с их личностными потребностями и возможностями , требованиями государственных стандартов и социокультурными запросами общества.

Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

-          обозначить место и раскрыть значение социологического подхода в анализе проблем образования ;

-          предоставить слушателям системное изложение материала по истории возникновения и развития, основным теориям и направлениям социологии образования как научной дисциплины;

-          раскрыть на основе социологической информации специфику образования как социального института в его исторической и социокультурной динамике;

-          показать воздействие различных факторов социальной среды на образование как социокультурный феномен;

-          раскрыть сущность системного подхода к образовательной деятельности, показать роль и значение педагога и руководителя образовательного учреждения в ней;

-          показать роль и значение сбора социологической информации в педагогическом исследовании, ее качественной теоретической , эмпирической и операционной интерпретации ;

-          показать сущность и значение социологических знаний для профессиональной культуры педагога и руководителя образовательного учреждения как важной составной части их профессиональной подготовки и теоретической основы практической деятельности;

-          на основе диагностики и самодиагностики слушателей определить цели, задачи и направления их самостоятельной работы по активному усвоению социологических знаний как одного из необходимых условий осознанного участия в реформировании российского и регионального образования.

2. Тема 1. Социология как наука об обществе.

Понятие о социологии. Объект и предмет социологии. Особенности становления социологии как науки за рубежом и в России. Специфика корпуса проблем в западной и отечественной социологии. Трехуровневая структура социологии: теоретическая социология; социология среднего уровня (социология труда, политики, воспитания, образования и т.д.); теория и методика конкретных социологических исследований. Место социологии в структуре современного знания. Соотношение с другими науками: философией, культурологией, историей, политологией, педагогикой, психологией и др. Социология как методология педагогических, психологических и других общественных наук. Познавательная, прогностическая, управленческая, организационно-технологическая и другие функции социологии. Роль и значение социологии в общественном развитии, в частности, в реформировании системы образования и воспитания. Понятие социального. Социологические законы и категории. Системный анализ. Системный подход к исследованию социальных процессов. Социологическое исследование как инструмент социального познания и управления. Прикладное социологическое исследование. Методологические требования к программе социологического исследования. Социальные показатели и их измерение. Виды и методы социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Анализ и использование результатов социологического исследования. Органическая связь социологических исследований с профессиональной деятельность педагога и руководителя образовательного учреждения.

Тема 2. Проблемы социологии образования.

Предмет социологии образования. Проблемы становления социологии образования за рубежом и в России: общее и особенное. Место и роль социологии образования как прикладной сферы социологического знания в теории образования. Характер соотнесения и разделения предметов исследования в социологии культуры, социологии науки, социологии личности, социологии знания , социологии воспитания и философии образования. Социологический анализ образования как социального института. Специфика социологического подхода в осмыслении проблем образования от их анализа в педагогике, психологии, философии, культурологии и др. науках. Проблематика социологии образования. Проблематика социологии образования. Значение социологического уровня рассмотрения проблем образования для теоретической подготовки педагогов и работников управления образованием. Взаимосвязь между социологией образования и практикой образования. Роль и значение социологического анализа проблем образования для становления теории и оптимизации практики реформирования образования в России. 

Тема 3. Система образования как социальный институт.

Основные особенности и структура образования как социального института. Роль образования как системы в трансляции, воспроизводстве и порождении элементов культуры общества. Образование как диалог культур. Культурообразующая, воспитательная и другие функции образования. Взаимосвязь системы образования с другими подсистемами общества (производством, социальной структурой, идеологией, моралью, политикой и т.д.). Влияние образования на развитие социальных отношений, на эффективность социальной деятельности, на изменение структуры общества. Образование и социальная стратификация. Влияние научно-технического прогресса на систему образования. Образование как канал социальной мобильности. Образ жизни учащейся молодежи, ее положение в системе общественных отношений, интересы и ожидания. Проблема критериев уровня образованности личности. Общее и профессиональное образование. Профессиональная ориентация. Положение выпускников учебных заведений различных типов на рынке труда. Образование и теория “человеческого капитала”. Взаимодействие образовательных центров с их социокультурной средой. Социальные проблемы непрерывного образования. Эффективность различных форм переподготовки и повышения квалификации работников вообще, в том числе и специалистов системы образования. Проблемы взаимодействия учителя и общества. “Кризис образования” и проблема пределов влияния общества на систему образования. Социальная эволюция и эволюция образования: опосредованность, взаимодействие, относительная автономия.

Тема 4. Образовательная деятельность как объект социологического изучения.

Учение как вид человеческой деятельности. Коммуникация ценностей и трансляция опыта в учебной деятельности. Субъекты образовательной деятельности. Социально-ролевые функции педагога и учащегося в учебном процессе. Состояние и динамика учебно-педагогического коллектива. Виды образования, их социальная организация в сфере образования. Преемственность и направленность в образовании. Соотношение технологического и гуманитарного в образовательной деятельности. Социально-культурная типология учащихся и педагогов. Нормативно-правовая база , регламентирующая образовательную деятельность. Самообразование и развитие творческих способностей учителя. Проблема качества и эффективности образования как проблема достижений учащихся. 

Тема 5. Социология личности в профессии учителя.

Социология личности в структуре наук о человеке. Соотношение социогенных, психогенных и биогенных качеств человека, их изменение в процессе обучения. Приобщение личности на основе ее жизненного опыта к культурным ценностям, нормам и традициям общества посредством механизмов социализации. Этапы социализации личности, Принцип соответствия содержания учения, его усложнения этапам становления личности. Нормативная модель социально-зрелой личности. Принцип культурной преемственности учения в школе, средних специальных заведений, вузе, в послевузовском образовании. Специфика проявления подражания, внушения и убеждения в процессе обучения. Единство образования и воспитания как принцип и как реальность. Методы социализации и оценка их результативности. Система социализации личности: среда, система воспитания и самовоспитания. Личность в контексте культуры. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности. Система социального контроля. Самореализация личности как самостоятельного поиска и осуществления смысла. Конформизм и тоталитаризм как варианты отказа от самостоятельного выбора и ответственности. Детерминация и самодетерминация личности. Социология отклоняющегося (девиантного) поведения. Суицид как философская и социологическая проблема. Гуманизация системы воспитания и образования. 

Тема 6. Ролевая игра “Социолог в школе”

Игра предполагает: а) создание психологической комфортной атмосферы через построение игровой ситуации, б) решение задач профессионального характера в форме исполнения ролей при проведении социологического исследования в школе, в) проведение рубежной диагностики с целью выявления представлений слушателей по проблемам организации, проведения и анализа результатов социологического исследования в школе.

Структура игры: организационная работа (определение темы и составление программы социсследования); проведение исследования; подведение результатов социологического исследования и их анализ.

Тема 7. Диагностика и проектирование в сфере образования.

Структура системы образования в Российской Федерации, существующие проблемы и тенденции в ее развитии. Критерии и показатели эффективности в образовании. Методы диагностики, оптимизации и проектирования учебной деятельности. Учебные технологии и их проектирование. Инновационная деятельность в сфере образования. Диагностика качества образования и уровня образованности человека. Особенности социально-педагогического эксперимента.

3.   Методические рекомендации и пособия по изучению курса 

Методическая сторона реализации программы ориентирована на:

-          использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих осмысление слушателями своего опыта и формирования у них установки на понимание прикладных аспектов социологии образования для своей профессиональной деятельности;

-          активные формы проведения занятий, в том числе семинарские занятия, ролевые игры;

-          существенное место в реализации программы курса занимает самостоятельная образовательная работа слушателей. Для ее методического обеспечения предлагаются вопросы для самостоятельной работы (см. Контрольные задания.);

Входная диагностика предлагается слушателям на одном из первых занятий и проводится с использованием блока открытых вопросов с последующей экспертной оценкой ответов слушателей преподавателем (см. Приложение 2. Контрольных заданий).

Заключительный этап работы проводится в форме зачетного занятия. Зачет принимается как в традиционной форме устного собеседования, так и в форме тестирования по вопросам закрытого типа (см. Приложение 3. Контрольных заданий). Возможна и форма зачетного коллоквиума, который проводится на основе самостоятельной подготовки слушателей в форме свободного обсуждения предложенных в его плане проблем (см. Приложение 1 и 2.).

  

4. Контрольные задания

Примерная тематика для обсуждения и аттестационных работ:

1. Социология образования и социальные требования к современному образовательному учреждению.

2. Учитель, специфика его трудовой деятельности и положения в обществе по материалам конкретных социологических исследований. 

3. Профориентация в школе как одно из направлений воспитательной работы.

4. Влияние ценностных ориентаций подростков на организацию и формирование учебной, воспитательной деятельности образовательного учреждения.

5. Предметная область социологии образования.

6. Изучение ориентаций молодежи в сфере образования.

Вопросы для диагностики:

1. В чем состоит отличие социологии от других общественных наук?

2. Что изучает социология?

3. Как действуют социальные законы?

4.В чем состоит отличие социальных законов от законов развития природы?

5. Как проявляется механизм социализации индивида?

6. В чем заключается социальное качество человека?

7. Какова взаимосвязь между социальной ролью человека, социальными нормами общества и предметом социологических исследований?

8. Почему программа социологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу для разработки исследовательских процедур?

9. Как найти социальную проблему для проведения социологического исследования?

10. Возможны ли случаи совпадения объекта и предмета социологического исследования?

11. Каково значение гипотезы при проведении социологического исследования?

12. Что означает выражение “построить выборку” для социолога?

13. Какова специфика процедуры измерения в социологии?

14. Почему социологи при сборе данных обращаются к анализу документов?

15. В чем заключается специфика методов исследования в общественных науках?

16. Какие типы метода анализа документов существуют в социологии?

17. Какие особенности есть у метода наблюдения в социологии?

18. Каким критериям должен соответствовать вопросник (анкета)?

19. Существует ли зависимость между содержанием вопроса, его предназначением и его вербальным выражением?

20. В чем сложность использования открытых вопросов при проведении опроса?

21. Какова структура и специфика экспериментального метода в социологии?

22.Почему социальное экспериментирование невозможно в масштабах всего общества?

23.Какие функции присущи экспериментальному методу в социологии?

24. Почему реализация экспериментального метода в общественных науках должна удовлетворять критериям необходимости и достаточности?

25. В чем проявляется особенность планирования социального эксперимента?

26.Какие возможности представляет квазиэксперимент для педагога?

27.Какие стороны общественной жизни изучает социология образования?

28. Какова взаимосвязь между социальными функциями системы образования и результатами социологических исследований в социологии образования?

29. Сколько социальных функций у системы образования?

30. Какие факторы определяют социальные проблемы в социологии образования?

Закрытые вопросы для тестирования:

1. Что обычно исследуют социологи при проведении массовых опросов в школе?

а) изучают общественные явления;

б) деятельность учителей и учеников;

в) решают конкретные проблемы

2. Основная роль социологии образования состоит в...

а) получении новых знаний

б) обосновании социальной политики в сфере образования;

в) проведении социологических исследований

3.Что составляет предмет исследования в социологии?

а) деятельность людей;

б) стороны общественной жизни

4. Является ли социология образования философской наукой?

а) да;

б) нет

5. С чего начинается любое социологическое исследование?

а) с разработки программы;

б) с написания отчета;

в) составления анкеты

6. Пожалуйста, назовите реальные противоречия между профессиональной деятельностью учителя и сложившейся 

социально-экономической ситуацией.

а) зарплата;

б) финансовое обеспечение школы;

в) методическое обеспечение учебного процесса

5. Литература 

Учебная литература:

1.        Андреева Г.М. Социальная психология, Учебник для высших уч. завед. М.: Аспект Пресс, 1996.

2.        Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996.

3.        Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.

4.        Ноэль Э. Массовые опросы, М.: Прогресс, 1978.

5.        Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М.: Ред.-изд. фирма “Academia”, 1995,Т. 1-2.

6.        Рабочая книга социолога /Под ред Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.

7.        Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, М.: Владос, 1996 .

8.        Социология / Рук. авт. кол. Г.В. Осипов. М.: Мысль, 1990.

9.        Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

10.      Тощенко Ж.Т. Социология, Общий курс. - М.: Прометей, 1994.

11. Чередниченко Г.А. , Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.:Наука, 1983.

12. Фролов С.С. Социология: Учебник для высш. уч. завед., 2-е изд. М.: Издательская корпорация “Логос”, 1996. 

13. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология , программа, методы, М.: Наука, 1987.

 Справочная литература:

1.        Краткий словарь по социологии / Под общ. ред Д.М. Гвишиани и др. М.: Политиздат, 1988.

2.        Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

3.        Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии - М.: Знание, 1996.

Литература по социологии образования:

Влодиславлев А.П. Непрерывное образование. М., 1983.

Горчикова В. В. Современное высшее образование: Функции, реализация, перспективы (на основе материалов социологических исследований).Томск, 1988

Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.

Колесников Л.Ф. Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования М., 1991.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования: Системный анализ. – М., 1970.

Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики, М., 1989.

Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. М., 1986.

Пеньков ЕМ., Северов Ю.А. Профтехобразование: Актуальные социальные проблемы. М., 1984.

Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. М., 1989.

Социология высшей школы. Горький, 1986.

Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1991

Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1990.

Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

Зборовский Г.Е. Социология образования. Ч.1. Екатеринбург, 1993.

Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989.

Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л., 1987.