Представлено: зав.кафедрой философии ООИПКРО Н.М.Мухамеджановой, к.культурологии,
О концепции Оренбургского национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования
План 1. Общие положения 2. Цели, функции, структура и содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. 3. Процедуры, разработки, утверждения и введения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. 4. О культурологическом подходе к разработке концепции национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования.
|
1. Общие положения В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона “Об образовании” и является основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.). В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования. Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.
2. Цели, функции, структура и содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием “Оренбургская область”. Содержание и объем этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Оренбургской области каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством национально-регионального образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Оренбургской области. Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона. Основными функциями национально-регионального стандарта являются: ; Закрепление статуса национально-регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Оренбургской области. ; Определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению. ; Установление единых научно-методических подходов к изучению национально-регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов. ; Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях. ; Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования. ; Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом. Порядок разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”. Исходя из предложенного понимания сущности и назначения национально-регионального стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, будут следующие:
По аналогии с федеральной системой усвоения учебных курсов федерального компонента на разных ступенях обучения (государственный образовательный мониторинг) следует создать региональную систему проверки знаний и умений учащихся по национально-региональному компоненту (региональный образовательный мониторинг). Стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования в Оренбургской области и являются основой для разработки программ и учебников. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться гарантированного качества подготовки выпускников школы и обеспечить эквивалентность образования внутри области – субъекта федерации. Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом. Реализация национально-регионального стандарта требует переходного периода, который необходим для разработки нормативных документов, учебно-методических комплексов, подготовки и переподготовки педагогических кадров Стандарты образовательных областей должны быть интегрированы в единый стандарт национально-регионального компонента общего среднего образования. Стандарт обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизованные средства контроля. Создание стандарта национально-регионального компонента, а также разработка учебно-методического комплекса осуществляется под руководством Главного управления образованием администрации Оренбургской области и Управлением профессионального образования администрации Оренбургской области. Национально-региональный стандарт должен включать следующий пакет документов: 1. концепция национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; 2. стандарты образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, разработанные в соответствии с общей концепцией; 3. учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования должны отражать · природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Оренбургского региона России; · потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти; · формирование и проявление образовательных запросов населения в различных образовательных услугах; · научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации перспективных образовательных программ и стратегий; · региональную специфику перехода к рыночной экономике в условиях демократического общества и необходимости усиления духовного потенциала населения; · необходимость развития межрегиональных и международных отношений как одно из условий определения региональных приоритетов в области образования.
Структура концепции должна включать следующий пакет документов: 1. Пояснительная записка, излагающая общую идеологию стандарта, основные концептуальные положения и объясняющая его структуру и содержание. 2. Региональный базисный учебный план, дающий интегральное представление о структуре и содержании национально-региональных компонентов, фиксирующий основные нормативы, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные планы образовательных учреждений: - соотношение между федеральным, региональным, школьным, ученическим компонентами стандарта образования, - соотношение между базовой и дифференцируемой частями образования; - недельную нагрузку для базовых образовательных областей, обязательных и факультативных занятий; - максимально допустимую недельную нагрузку учащихся; - итоговое количество часов, финансируемых государством. 3. Общие требования к разработке национально-региональных компонентов стандартов базовых образовательных областей. 4. Общие подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных компонентов ГОС.
Стандарт каждой образовательной области национально-региональных компонентов должен включать: 1. Общую характеристику образовательной области (цели образования в данной области, системная характеристика объектов изучения, общая структура содержания, его распределение по ступеням обучения). 2. Базовый уровень содержания обучения (характеристика содержательных линий, их распределение по ступеням обучения, возможные перспективы развития базового содержания). 3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся (перечень учебных единиц в сравнении с более широким набором, предъявляемым к изучению, характеристика минимально достаточного уровня подготовки учащихся). 4. Формы, средства и методы контроля результатов обучения (измерители и технологии измерения уровня подготовки).
Учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования включают в себя учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизированные средства контроля.
3. Процедуры разработки, утверждения и введения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Оренбургский национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего среднего образования рассматривается Главным управлением образованием администрации Оренбургской области и утверждается Комитетом по образованию Законодательного собрания Оренбургской области. Главными принципами, лежащими в основе всех работ организационно-правового характера, являются следующие: - открытость и демократичность на этапах разработки, легитимизации и введения стандартов; - вовлечение в эту деятельность широких слоев общественности, специалистов в области образования всех уровней; - осуществление мероприятий по принципу цикличности, что позволяет осуществлять многократные коррективы всех компонентов структуры стандарта и на этапе его разработки и на этапе его введения; - последовательное введение стандартов по отдельным образовательным областям и их группам, что позволит избежать тиражирования ошибок и формировать оптимальную процедуру введения, которая сама станет своего рода стандартом для предусмотренных законом циклов в разработке и корректировке стандартов. Общая стратегия введения стандартов включает в себя, как минимум, три фазы, каждая из которых выделена по ее ведущей функции. I фаза – подготовительные и организационные мероприятия, широкая информационная работа, разработка общей концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего и начального профессионального образования; II фаза – разработка проектов стандартов образовательных областей и учебно-методических комплексов к ним, их экспертная оценка; III фаза – принятие государственными органами, введение стандартов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза и дальнейшее совершенствование. Первые две фазы осуществляются последовательно. Третья фаза (утверждение и принятие) фактически присутствует на протяжении всего процесса. В пределах каждой фазы, при ее планировании и проведении необходимо учитывать следующие приоритеты: 1. Постоянно развивать общую концепцию стандарта и соответствующие ей, но не входящие в нее концептуальные вопросы. 2. Планировать конкретные результаты (продукты работы, которые предполагается получить). 3. Планировать конкретные мероприятия и деятельности, направленные на достижение наибольшей готовности широкой общественности к принятию стандартов. 4. Определять в каждой фазе профессиональный состав исполнителей и ответственных должностных лиц с учетом функциональной полноты и характера основной задачи. Среди конкретных направлений деятельности, необходимых для успешной работы в течение всех трех фаз, необходимо выделить следующие: - информационное обеспечение (информирование, просвещение, пропаганда и т.д.); - экспертная деятельность; - методическая работа (пособия, руководство, консультации, учебные материалы и пр.); - опытно-экспериментальная работа. Специфика каждой отдельной фазы, связанная с концептуальной работой, ожидаемыми результатами, планируемыми мероприятиями, составом исполнителей оказывает непосредственное влияние на перечень конкретных дел, которые предполагается осуществлять в сферах информации, экспертизы, опытно-экспериментальной и методической работы. Таким образом, введение национально-регионального компонента общего среднего образования требует организации самых разных видов деятельности, требует объединенных усилий оренбургских ученых и всей педагогической общественности региона. Однако ведущая роль в организации данной работы будет, конечно же, принадлежать Оренбургскому областному институту повышения квалификации работников образования. Проблема формирования содержания общего среднего образования через разработку национально-региональных компонентов заявлена ООИПКРО как прикладная проблема научно-исследовательской деятельности института на 2000-2001 учебный год. В соответствии с заявленной проблемой формировался план работы всех структурных подразделений института во всех его разделах, в частности данное заседание Ученого совета института. В начале 2001 года Главным управлением образования администрации Оренбургской области и Управлением профессиональным образованием администрации Оренбургской области планируется провести конкурс на разработку национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Задачами конкурса являются: · правовое, нормативное, научно-методическое и организационное обеспечение деятельности по разработке и последующему внедрению в Оренбургской области национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования; · координация совместной деятельности образовательных учреждений, научных и методических организаций всех уровней по разработке национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования; · содействие в пропаганде и реализации лучших проектов национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Конкурс на разработку национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования проводится в 3 этапа: 1 этап – с 1 января по 1 апреля 2001 года. Конкурс проектов концепций национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования; 2 этап – с 1 мая по 1 сентября 2001 года. Конкурс рабочих вариантов стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования в соответствии с общей концепцией; 3 этап – с 1 октября по 30 декабря 2001 года. Конкурс учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования. В конце 2000 года ООИПКРО разработано положение о конкурсе на разработку национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, подготовлен проект распоряжения администрации Оренбургской области об объявлении конкурса. Однако еще до объявления конкурса необходимо самое активное обсуждение сотрудниками научных и методических структур института таких аспектов проблемы, как направления реализации национально-регионального компонента общего среднего образования, формирование структуры регионального базисного плана, направления деятельности, обеспечивающие участие широкой педагогической общественности в конкурсе и др.
4. О культурологическом подходе к разработке концепции национально-региональных компонентов общего среднего образования Оренбургской области. Таким образом, ближайшая задача, которая стоит перед органами управления образованием Оренбургской области и ООИПКРО на 2000-2001 учебный год и которая отражена в Целевой программе развития института до 2003 года – это разработка концепции национально-регионального компонента общего среднего и начального профессионального образования. Поэтому в данном выступлении представлено видение реализации данной задачи с позиций культурологического подхода, весьма популярного в современной педагогической литературе. Общая концепция национально-регионального компонента, на наш взгляд, должна строиться с учетом ряда факторов, среди которых можно вычленить следующие: 1. потребности развития региона на современном этапе в связи с переходом от индустриального к информационному обществу, необходимостью обеспечения широты и гибкости профессиональной подготовки населения; 2. мировые тенденции развития образования, среди которых отмечаются следующие: рост общего уровня образованности населения страны, становление системы непрерывного образования, повышение требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан, увеличения продолжительности общего среднего образования; 3. возрастные особенности обучающихся на различных ступенях образования; 4. педагогические задачи (функции) дошкольного, начального, основного общего и начального профессионального образования. Как известно, концепция – это 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда. Следовательно, в основе концепции национально-регионального компонента должна лежать системообразующая идея, которая позволила бы соединить комплекс различных учебных дисциплин в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам. Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, какую избрать модель включения регионального содержания в образовательный процесс, чтобы обеспечить диалектическое единство общего и частного (особенного), оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека? На наш взгляд, в качестве определяющей должна быть выбрана культурологическая основа формирования и интеграции знании в национально-региональном аспекте содержания образования. Обосновывая данную точку зрения, необходимо остановиться на 3-х вопросах: Почему она может быть выбрана? Как она может быть реализована? Что она может дать? Во-первых, как подчеркивается в документах Министерства образования Российской Федерации, “национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона (родной язык и литература, история и география и т.п.)” (6, с.18). Подобная трактовка национально-регионального компонента общего среднего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода. Второй аргумент связан с географическим положением региона в составе России. Как известно, Россия принадлежит к тому типу культур, которые в философской и культурологической литературе называются “стыковыми” (Г. Померанц, см.5) или “пограничными культурами” (С. Семенов, см.7). Это культуры, возникшие на стыке культурных миров, или “метакультуры” (С. Семенов) – продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами таких культур являются: · полиэтничность (это объединения, которые сложились на протяжении многих веков в результате симбиоза-синтеза не только родственных, но и генетически далеко отстоящих друг от друга культур); · поликонфессиональность (это объединение различных по своей религиозной принадлежности народностей: христианских, исламских, буддистских и даже языческих); · способность вбирать в себя элементы других культур, не разрушая, а притирая их друг к другу; · способность к сосуществованию и взаимодействию различных этносов, религиозных, социальных и других групп, т.е. способность к диалогу культур; · веротерпимость, толерантность, открытость культуры, ее способность к культурной адаптации, лабильность и т.д. Таковы особенности российской культуры, обусловленные ее пограничным характером. Оренбургская же область как географический центр России в течение многих веков являлась той точкой, где, по словам Н.А.Бердяева, “столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной” (1, с.15). Это та лаборатория, где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Центральное положение региона обусловило то, что в нем, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д. Поэтому региональное своеобразие выступает в данном случае как выражение общенациональной специфики. Более того, в современных условиях (и это уже следующий аргумент) в регионах, подобных нашему, эта общенациональная культурная специфика проявляется даже ярче, чем, предположим, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Почему? Как пишет, отечественный философ А.С.Панарин, сегодня отношения между большими городами (столицами) и малыми городами (периферийными регионами) могут быть осмыслены в свете различий между культурой и цивилизацией. Сегодня крупные города выступают в роли “силовых полей”, концентрирующих цивилизационные факторы: науку, технику, технологию, т.е. все то, что выражает момент общности в социальном бытии людей. Малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки. Кроме того, как отмечает философ, весь уклад жизни в провинции располагает к консервации общественным сознанием традиционных духовных ценностей. Важными факторами в данном отношении являются: сохранение тесных связей жителей городов и поселков с деревней, сохранение традиционных форм хозяйствования и жизненного уклада, относительная замкнутость круга общения, неизменность форм организации досуга, известная косность общественного мнения и его чрезмерный диктат в отношении форм образования и воспитания и т.д. (см.4). Таким образом, провинциальные регионы, подобные нашему, выступают сегодня как хранилища культурной специфики всей страны, всей нации. А следовательно, и проблема культурологического содержания национально-регионального компонента для них более актуальна, чем для Москвы или Санкт-Петербурга. Следующий аргумент в пользу культурологической модели содержания национально-регионального компонента, связан с тем, что данная модель многоаспектна, характеризуется высокой степенью междисциплинарности, позволяет насытить учебный процесс разнообразной палитрой гуманитарных, художественно- эстетических дисциплин, спецкурсов, факультативов. Кроме того, содержательные аспекты культурологической модели могут быть реализованы через обогащение и обновление федерального компонента содержания образования на базе местного материала. Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Оренбургской области и России. Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью. Именно культуру (историческую, правовую, экологическую, экономическую, нравственную, художественно-эстетическую) в широком смысле возможно сделать основанием целостности национально-регионального содержания образования, стержнем системы, объединяющей едиными целями формирование личности гражданина демократической России и Оренбургской области, специфическое содержание регионального и федерального компонентов. И, наконец, еще один аргумент в пользу культурологической модели содержания национально-регионального компонента образования. Как известно, содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. Следовательно, при формировании содержания образования необходим учет социального заказа, который а) может свидетельствовать о недостатках региональной системы образования и неудовлетворенности населения содержанием образования, б) дает основания выделить приоритетные направления развития регионального образования. Важнейшим источником информации об образовательных потребностях региональной системы образования, является социологическое исследование. В начале 2000г. ООИПКРО было проведено социологическое исследование старшеклассников Оренбургской области по проблеме “Социологический профиль обеспечения учебно-личностных достижений учащихся”, в рамках которого было опрошено около 1800 учащихся школ города и села. Первоначальный, беглый анализ результатов социологического исследования позволил выявить следующие негативные тенденции, требующие пристального внимания педагогов и руководителей образования области: 1. Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является сегодня учебная, познавательная деятельность; значительно меньше внимания уделяется развитию творческого, коммуникативного, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности. 2. Слабым звеном в деятельности образовательного учреждения является также формирование проектно-ориентированного мышления, умений выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации. 3. В учебной деятельности слабо развита информационная культура, т.е. ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель. 4. В исследовании также отличается недостаток у учащихся социально-политического знания, неумение ориентироваться в сложных политических изменениях в нашей стране и в мире в целом. Этим обстоятельством отчасти объясняется слабая ориентация учащихся на гражданские и патриотические ценности, индифферентное отношение к такой ценности, как “патриотизм”, негативное отношение к власти. 5. Исследование показало также высокую степень потребности учащихся в квалифицированной помощи в профессиональной ориентации и познании себя; потребности, которая не находит реализации в современной школе и в то же время является одним из условий формирования жизнеспособной личности. 6. Сегодня школа для старшеклассников не является тем местом, где он может реализовать свои творческие, художественные способности. В этой сфере деятельности он также предоставлен самому себе, а также средствам массовой информации как основному источнику знания о культурных процессах. Отчасти этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии школьников, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д. 7. Исследование выявило и ряд противоречий в сознании современных старшеклассников. С одной стороны, готовность к общественно полезной деятельности, готовность помочь нуждающемуся, своему городу, селу, которая не всегда находит поддержку у педагогов, а следовательно, в дальнейшем может породить социальную апатию, равнодушие. С другой стороны, иждивенческие настроения, стремление при решении своих жизненных проблем уповать прежде всего на помощь родителей. С одной стороны, возросший прагматизм и практицизм в оценке явлений и процессов современной жизни, с другой - инфантилизм, нежелание уже сегодня что-то делать, предпринимать конкретные действия, могущие обеспечить успех в будущем. 8. Либерализация моральных норм, характерная для всего современного российского общества, не могла не затронуть и школьной молодежи, которая достаточно индифферентно относится к отдельным нетрудовым способам добывания денег, к транжирству, к безделью, употреблению нецензурных выражений, нарушению норм поведения и т.д. 9. Вопреки распространенному мнению о клерикализации современной молодежи, такая ценность как “религия, религиозность” не занимает высокого места в ранге жизненных предпочтений школьников. Этот показатель тоже, очевидно, необходимо учитывать при формировании содержания национально-регионального компонента общего образования. Стремление видеть в религии главное средство нравственного воспитания сегодня не имеет под собой достаточно прочной основы. Очевидно, необходим поиск других эффективных средств нравственного воспитания. Таким образом, анализ данных социологического исследования подтверждает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся, и в соответствии с данной целью уточнения содержания всех ступеней образования. И именно культурологическая модель позволяет включить в национально-региональный компонент следующие актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования - формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного школьника. Данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования: 1. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков; 2. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов ("История Оренбургской области", "Культура Оренбургской области", "География Оренбургской области"), которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана. В национальном контексте - это изучение языков и литературы народов Оренбургской области в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения; 3. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология Оренбургской области", "Уроки жизни", “Человековедение” и т.д.); 4. школьный вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям: "Искусство родного края", "Природа родного края", "Основы граждановедения", "Права человека", "История религий", "Культура дома", "Русский фольклор", "Народное творчество” и т.д. Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам национально-регионального компонента в таком случае может выполнять “Культурология” (или “Культуроведение”). Введение данного предмета в содержание национально-регионального компонента предполагает не только усвоение школьниками теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в культурной среде современного общества, готовности принимать самое активное участие в продуктивном диалоге с представителями других культур, народов, социальных групп, понимать специфику и уникальность различных культур, в том числе и своей, национальной и этнической культуры. В региональном базисном учебном плане эти дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий: 1) обязательные занятия, составляющие базовое ядро национально-регионального компонента общего среднего (полного) и начального профессионального образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям; 2) обязательные занятия по выбору учащихся и 3) факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личные особенности, интересы и склонности. Данная модель содержания национально-регионального компонента общего среднего и начального профессионального образования позволяет реализовать основополагающие принципы обновления содержания образования школы, выделенные в Концепции структуры и содержания общего образования в 12-летней школе: · личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей; · гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся; [1] · фундаментальность, усиление методологической составляющей образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях; · усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами; · обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования; · профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ. Кроме того, подобная модель национально-регионального компонента содержания образования позволяет учитывать такие факторы, как: · разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для народов, проживающих на территории Оренбургской области; · актуальные задачи национального возрождения и национального самоопределения; · задачи воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре своего и других народов; · смена целей образования с акцентом на формирование жизнеспособной личности, способной действовать и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде; · диверсификация образовательного пространства региона (появление разных типов учреждений, инновационных моделей школ); · опыт школьного краеведения; · ведущие мировые тенденции развития образования, в частности, возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки выпускников в условиях перехода к информационному обществу.
Данный подход к разработке концепции национально-регионального компонента образования позволяет в известной степени преодолеть сохраняющийся до сих пор технократизм, абсолютизацию научного знания, характерную для современного образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний и определить те общие подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных компонентов ГОС, которые являются частью концепции национально-регионального компонента. Как известно, любой аспект культуры личности имеет 3 основных измерения: 1) когнитивное, 2) ценностное, 3) регулятивное, т.е. знания, ценности и правила, требования, в соответствии с которыми личность строит свое поведение. Так применительно к правовой культуре эти смыслы означают знание законов, уважение к закону, обращение к закону. Созвучны данным идеям идея международного эксперта института “Открытое общество”, директора Института образовательной политики К. Харрисона, который утверждает, что оценка школы должна осуществляться по степени приращения качества в трех основных сферах личности: 1) знания, идеи; 2) ценности, отношения; 3) умения, навыки, способности к действию. И любая система, ставящая своей целью управление качеством образования должна выйти на оценку этих трех компонентов. Таким образом, данный подход к формированию национально-регионального стандарта отвечает требованиям технологичности, возможности инструментальной проверки качества регионального образования. Необходимо также отметить, что такой подход в качестве основы для разработки национально-регионального компонента используется в соседней с Оренбургской областью Республике Башкортостан, имеющей с ней много общего в природно-экологических, социальных, экономических, культурных и пр. условиях и потребностях (см.2). В Башкортостане данная модель прошла определенный период апробации и подтвердила свою целесообразность. В связи с публикацией проекта "Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе" необходима большая работа по оптимизации наполнения национально-региональной составляющей, ее взаимосвязи с федеральным и школьным компонентами, однако дальнейшее ее совершенствование планируется именно на этой основе.
Литература 1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. - М., 1990. 2. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67-71. 3. Концепции содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая конференция “Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования”. – М., 2000. 4. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М., 1996. 5. Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995. 6. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996. 7. Семенов С. Ибероамериканская и восточноевразийская общность как пограничные культуры. // Общественные науки и современность, 1994, №2, с.159-169
[1] Необходимо отметить, что в культурологической и философской мысли гуманитарными науками принято называть именно “науки о культуре”, в отличие от естественных наук – “наук о природе”. В таком случае под гуманитаризацией образования, на наш взгляд, следует понимать насыщение образовательного процесса предметами культурологического содержания. |