Представила: Селиванова А.Р., ст.преп.каф.педагогики ООИПКРО Дата: 26.10.2001г. Учебно-тематический план образовательной программы курсов повышения квалификации учителей начальных классов по проблеме: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: · обеспечение научно-теоретической, методологической и методической подготовки слушателей, позволяющей им качественно осуществить учебный процесс в современных условиях реформирования образования; · развитие образовательных потребностей и творческой инициативы педагогов, стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда.
Категория слушателей: учителя начальных классов. Срок обучения: 72 часа, 2 недели Режим занятий: 6 часов в день. Форма обучения: очная.
Учебная программа проблемных курсов для учителей начальных классов
1.ВВЕДЕНИЕ В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования - процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности ребенка, создание условий для проявления им своих индивидуальных особенностей, т. е. качеств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде путем адекватного отражения и активного воздействия. Младший школьник становится в позицию субъекта собственной деятельности. Содержание и методика начального образования обеспечивают существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволяют без особых трудностей продолжить свое образование. Налицо новые ценности педагогической деятельности, главной из которых выступает помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей. В программу включены в основном те разделы и темы курсов русского языка, литературы и методики их преподавания, в области которых есть новые научные, практические решения или преподавание которых вызывают затруднения у учителей. Цель: обеспечение условий для развития лингвистической компетенции учителей начальных классов Задача: 1. расширение и углубление знаний, умений педагогов в области филологии; 2. формирование ценностного отношения к теоретическим знаниям, потребности в соотнесении изучаемых идей со своей практической деятельностью; 3. развитие способности учителей к творческой деятельности в области преподаваемого предмета; 4. стимулирование их самообразовательной деятельности
2. Содержание программы
Тема 1. Основные направления развития современной лингвистики.
Специфика применения достижений современной лингвистики в школе. Современная языковая ситуация. Диалекты (территориальные, социальные, территориально-социальные), наддиалектные формы речи (язык фольклора, просторечие; статус просторечия), литературный язык. Преломление языковой ситуации в воспитании языковой личности в школе.
Тема 2. Языковая личность и типы культуры.
Формирование и развитие элитарной языковой личности. Этапы эволюции языковой личности и их соотнесенность с программой школьного курса “Русский язык”.
Тема 3. Современное понимание культуры речи.
Корректировка курса “Русский язык в школе”. Эстетический аспект культуры речи. Специфика его реализации в школе.
Тема 4. Ортологический аспект культуры речи и его реализация в условиях современной школы.
Единый орфографический режим. Основные словари русского литературного языка. Работа со словарями на уроках русского языка. Этимология и кодифицированная норма. Пути повышения эффективности изучения орфографии в школе. Пунктуационная грамотность и особенности ее формирования в школе.
Тема 5. Коммуникативный аспект культуры речи
Влияние данного аспекта на формирование элитарной языковой личности. Анализ учебных комплексов с точки зрения представления коммуникативного аспекта. Пути усиления функционального изучения русского языка в школе.
Тема 6. Достижение неориторики и особенности их внедрения в школе
Курс “Реяь и культура общения” в начальной школе. Курс “Язык и культура общения” в средней школе.
Тема 7. Устное публичное выступление как один из компонентов воспитания элитарной языковой личности
Основы ораторского искусства. Гомиолетика как один из компонентов воспитания элитарной языковой личности. Основы искусства спора. Основы искусства ведения переговоров.
Тема 8. Конфликтология.
Основы конфликтологии. Профилактика и предупреждение конфликтов.
Тема 9. Принципы русской орфографии и особенности современного изучения орфографии.
Занимательность на уроках русского языка как один их аспектов формирования элитарной языковой личности. Некоторые историко-лингвистические аспекты преподавания русского языка: особенности этимологического анализа; вопросы происхождения и развития языка, возникновения письменности и алфавитных систем.
Тема 10. Вопросы теории и практики обучения морфологии. О проблемах обучения синтаксису.
Объективные трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления. Проведение работы со словом как морфологической единицей. Синтаксическая система русского языка и основные концепции научного синтаксиса. Синтаксический анализ. Лингвистические критерии выбора дидактического материала для разбора по членам предложения.
Тема 11. Лингвистическое краеведение и его образовательный потенциал в Оренбуржье.
Говоры территорий позднего заселения. Явления языковой интерференции. Наддиалектные типы речи. Язык современного фольклора и особенности его изучения. Творчество писателей, ученых, общественных деятелей как лингвокраеведческий материал (В. Татищев, Г. Державин, С. Аксаков, К. Аксаков, В. Даль и др.).
Тема 12. Вариативность начального гуманитарного образования. Основы читательской самостоятельности.
Направления обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению в вариативных программах. Анализ действующих программ по русскому языку и литературному чтению.
Тема 13. Лингвистическое и литературное образование в системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Ведущая задача обучения: развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех формах: внутренней и внешней (устной и письменной). Мотивация речевой деятельности, обогащение содержательности речи, правильность речи. Роль литературного чтения в общем развитии младших школьников. Концепция русского языка в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Всестороннее развитие познавательной потребности младшего школьника в курсе “Литературное чтение”. Формирование навыков тактового (“взрослого”) чтения.
3. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины.
Для реализации программы рекомендуется использовать разнообразные формы проведения занятий: лекции, семинары, практические занятия. Одной из эффективных форм, обладающих достаточно полной информативностью является лекция, представляющая собой при хорошем дидактическом построении самую концентрированную и рациональную форму подачи научной информации. Рекомендуется просмотр видеофильмов с записями уроков, анализ просмотренных уроков.
4. Контрольные задания.
Программой не предусмотрены
5. Литература
1. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. - М.: Просвещение, 1983. 2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. 3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 5. Богданов А.Н., Юдкевич А.Г. Методика литературного анализа. - М., 1969. 6. Богданов А.Н., Юдкевич А.Г. Пути анализа литературного произведения. - М., 1981. 7. Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов // Русский язык в школе, 1988, №2. 8. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. 9. Богданова Г.А. Пути повышения эффективности урока // Русский язык в школе, 1987. №3. 10. Богданова О.Ю.. Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 400с. 11. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблема. Суждение. Споры. - М.,1980. 12. Виноградов В.В. О теории поэтической речи. - М., 1971. 13. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1989. 14. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. 15. Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская Основные принципы и методы экспериментального курса “Литература как предмет эстетического цикла” // Психологическая наука и образование. - 1996, № 4. 16. Гальперик И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. 17. Гаспаров М.Л. “Снова тучи надо мною...” Методики анализа стихотворного текста. // Русская речь. - 1997, № 1. 18. Гуковский Р.А. Изучение литературного произведения в школе. - М., Л., 1966. 19. Десяева Н.Д., Наполькова Т.В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989. 20. Ембулаева Т.Е. Работа с учебными планами, лингвистическими текстами. // Русский язык в школе, 1990, № 3. 21. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению. - М., 1986. 22. Калшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984. 23. Коренева Л.А. Проведение уроков-зачетов по русскому языку // Русский язык в школе, 1988, № 1. 24. Кудряшев Н.М. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1981. 25. Кулешев В.И. В поисках точности и истины: Статьи о русской классической литературе. - М., 1986. 26. Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. - М., 1988. 27. Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969. 28. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976. 29. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. //Советская педагогика. 1965, № 3. 30. Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980. 31. Лотман Ю.М. Анализ литературного произведения. - Л., 1976. 32. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М., 1972. 33. Лотман Ю.М. Методология анализа литературного процесса. - М., 1989. 34. Методология анализа литературного произведения. - М., 1988 год. 35. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4) по системе Л.В.Занкова. - М., 2000. 36. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. - М., 1994.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||