Представил: Чирков А.А., ст.преп.каф.педагогики, к.мед.н. Дата: 14.06.2001 г. |
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. В России эти общемировые проблемы совпали с глубокой социально-экономической депрессией. Реформы, проводимые в экономической и политической сферах, пока существенно ситуацию не изменили. Многие стороны жизни охвачены кризисом. Прежде всего это: 1.Кризис физического, морального и психического здоровья Россиян. Наблюдается ухудшение здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения. Наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. 2. Кризис семьи и репродуктивного здоровья, проявляющийся резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. В большинстве случаев неблагоприятно протекает беременность и развитие детей в раннем детском возрасте, высока детская смертность. Графики рождаемости и смертности с 1992г. пересеклись (график рождаемости идет вниз, а смертности - вверх) и такое пересечение на западе получило название “русский крест”. Эта картина свидетельствует о депопуляции населения, т.е. уменьшении его численности. 3.Экологический кризис, проявляющийся выским уровенем загрязнения окружающей среды, ухудшением качества продуктов питания и воды. Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Но многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих ОУ не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки, как правило на фоне недостаточной двигательной активности. В образовательных учреждениях не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей. И беда не только в том, что учитель в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья учеников, он и сам не научен беречь свое здоровье. Многие педагоги страдают различными хроническими заболеваниями, находятся в состоянии хронического дистресса, о своем здоровье заботятся совершенно недостаточно. Опыт же подтверждает, что не умеющий беречь свое здоровье не сумеет его сохранить и у других. Вследствие всех этих причин, за период обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и к выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%. Мжно сказать, что платой за образование в современной российской школе стало здоровье детей и педагогов. Таким образом, состояние здоровья наших граждан, как физическое так и нравственное, входит в противоречие с потребностями рыночных реформ. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе, и что немаловажно-быть здоровой. Современному человеку необходимы качества , которые прежде всего имеют общекультурное значение. Нужна личность, владеющая основами системного мышления, умеющая самостоятельно пополнять недостающие знания, умеющая распорядиться знаниями во благо себе и другим, ибо еще Д.И.Менделеев сказал: “Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего”. Именно поэтому в проекте “Среднее образование в Европе” указывается, что человек в современном обществе должен владеть такими компетенциями как: Изучать, Искать, Думать, Сотрудничать, Приниматься за дело, Адаптироваться. Увеличение общекультурной составляющей в современном образовании возможно лишь при условии его гуманизации. При этом гуманистический подход исходит из представления, что каждый человек неповторим в своих индивидуальных проявлениях Каждый свободен в выборе своего жизненного пути и вправе развивать свои природные задатки, свое Я, в соответствии со своими интересами, потребностями, целями. Система образования лишь создает условия для свободного развития личности ребенка, обеспечивает чтобы это развитие осуществлялось в границах культурных достижений человеческой цивилизации и происходило гармонично во всех сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной, морально-волевой и ценностной. Чтобы реализовать гуманистический принцип, педагогический процесс должен быть личностно ориентированным. Это значит, что каждому ученику должен быть обеспечен успех в образовании в соответствии с его природой, задатками, личностными особенностями, интересами, потребностями и склонностями. Суть этого принципа выражена словами американского психолога Джона Дьюи : “Ребенок центр, начало и конец всего”. Чтобы обеспечить такую индивидуализацию образования необходимо, с одной стороны, развивать диагностику личностных параметров обучающихся, а с другой - предоставлять возможности альтернативного выбора форм, методов, программ обучения, а значит развивать вариативность образовательных учреждений и программ. Это может быть обеспечено только инновационным типом развития ОУ, который подразумевает процесс непрерывного обновления, изменения всех сфер деятельности. ОУ не должны отставать от запросов общества, а опережать их. Для этого надо осуществлять маркетинг своих услуг, активно формировать спрос на них. Лишь при таком опережающем развитии, школа сможет участворвать в формировании облика современного российского общества. Т.е. школа должна находиться в постоянном эксперименте, быть живым организмом, а не станком по “штамповке винтиков” для потребностей государственной машины, что было до недавнего времени. Таким образом, в современных условиях инновации выступают как ведущий фактор развития образования и требуют проведения опытно-экспериментальной работы, научного обеспечения, необходимости соединить науку и практику. В условиях инновационного развития и вариативности, выбирая приоритетные направления своей деятельности, каждое ОУ должно учитывать как эти инновации влияют на здоровье воспитанников и учеников. Надо помнить, что общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность. Любой тип ОУ должен стать образовательно-оздоровительным. Главный критерий деятельности любого типа ОУ: “Образование не должно даваться ценой здоровья”. Необходимость усилить оздоровительную работу с детьми нашла свое отражение в целом ряде правительственных документов. Концепция реформирования системы образования предусматривает коренное улучшение организации образовательного процесса, исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки. Для этого необходимо стимулировать выполнение программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, дальнейшее развитие системы валеологической и психологической службы, повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся. В своей оздоровительной деятельности ОУ должны опираться на методические и практические разработки новой науки о здоровье - ВАЛЕОЛОГИИ (от латинского valeo - здравствовать). Рассмотрим основные положения этой науки. Как она представляет что такое здоровье, от чего оно зависит и т.д. Понятие “здоровье” невозможно определить без учета основных функций, выполняемых человеком. Каковы же эти функции? Они явствуют из определений понятий “человек”. Вот некоторые из этих определений: Человек - высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; Человек - это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью; Человек есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала. Человек - система, детерминированная Генетикой, Богом и Педагогом. Таким образом, основные функции организма человека заключаются в реализации генетической безусловно-рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции (продление рода), врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности, а механизмы, которые обеспечивают эти функции и называют здоровьем. Здоровье, по определению всемирной организации здравоохранения, - это “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Состояние здоровья изучают на трех уровнях: 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ здоровье - это здоровье всего населения государства, региона, области, города. Оно характеризуется совокупностью индивидуальных характеристик здоровья населения, выраженных в виде статистических и демографических показателей. 2. ГРУППОВОЕ здоровье - это усредненные показатели здоровья малых групп (социальных, этнических, семейных, классных, школьных коллективов и т.п.) 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ здоровье - это показатели, характеризующие здоровье каждого человека в отдельности. В последнее время предлагается ввести такой уровень изучения здоровья, который называется КОСМОПЛАНЕТАРНЫМ.
На каждом из этих уровней выделяют несколько ВИДОВ здоровья: 1. ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризует состояние органов и систем человека, уровень их развития и наличие резервных возможностей. 2. ПСИХИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризуется состоянием памяти, мышления, особенностями волевых качеств, характера, развитым логическим мышлением, положительной эмоциональной энергетикой, уравновешенной психикой, способностью к саморегуляции, управлению своим психоэмоциональным состоянием, контролю над мыслительной деятельностью. 3. НРАВСТВЕННОЕ или духовное здоровье - отражает систему ценностей, и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром. Характеризуется наличием сознания и воли, позволяющим преодолеть примитивные инстинкты, влечения и эгоизм. Проявляется в признании общечеловеческих и отечественных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Это нормы поведения и взаимоотношений с окружающими. Это стратегия жизни человека, сориентированная на общечеловеческие и отечественные духовные ценности. 4. СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это деятельное отношение к миру, т.е. активная жизненная позиция. Это мера трудоспособности и сооциальной активности. Это наличие благоприятных условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д. Основные концептуальные положения валеологии следующие: В оценке индивидуального здоровья валеология исходит из теории АДАПТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ. Адаптация - это способность всего живого приспосабливаться к различным условиям окружающей Среды, которые слагаются из непрерывного ряда психологических, физических и химических воздействий. Адаптация обеспечивает поддержание постоянства внутренней Среды организма необходимого для нормальной жизнедеятельности. Существует множество конкретных форм адаптации: механизмы неспецифического иммунитета (интерферон), нервной и эндокринной регуляции, нравственные установки, способствующие адаптации в обществе и др. Память - тоже механизм адаптации, открывающий возможности адаптироваться не только к сложившимся условиям, но и к грядущим событиям. Механизмы адаптации человека, чрезвычайно сложны.Реакции адаптации можно разделить на быстрые (специфичные) и медленные (неспецифичные), врожденные и приобретенные. Быстрые врожденные реакции, это например отдергивание руки от горячего предмета, усиление дыхания при физической нагрузке и пр. Быстрые приобретенные - это спортивные или производственные навыки, находчивость в общшении и пр. Каждый организм и его системы в процессе адаптации проходя стадию нарушения функции, потом наступает стадия неполного приспособления и, наконец, стадия относительно устойчивого приспособления. Уже на стадии нарушения функции, к быстрым приспособительным реакциям исподволь подключаются процессы медленной адаптации: возрастает активность вегетативной нервной системы, изменяется интенсивность обмена веществ, мобилизуются резервы клеток, происходит их рабочая гипертрофия, эффективность их работы повышается. Например, спортсмен, регулярно тренируясь достигает все лучших результатов, привычка к недостатку кислорода обеспечивает активную жизнедеятельность в высокогорных местностях и т.п. Но у медленных приспособительных реакций есть еще одно чудесное свойство, так называемая перекрестная устойчивость. Например организм, приспособившийся к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, перемену диеты, вынужденную неподвижность, он более устойчив и к действию болезнетворных микробов и др. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса - работающие вхолостую клетки уменьшаются в объеме. Расширить возможности своей адаптации можно с помощью системы продуманных, длительных, регулярных тренировок, закаливания и т.д. Это надежный щит на пути болезней. Важно найти “золотую середину” - адекватный для организма режим физического и биологического совершенствования, т.к. маленькие нагрузки практически бесполезны, а большие (особенно эпизодические) могут быть очень опасны для организма. Таким образом, исходя из сказанного, основные положения теории адаптивного реагирования следующие: 1.Здоровье обеспечивается механизмами адаптации, то есть приспособления к изменениям внешней и внутренней среды. 2. Механизмы адаптации реализуются благодаря наличию функциональных, динамических резервов в каждой из систем организма, которые взаимодействуют между собой на основе принципа неустойчивого равновесия. При воздействии на организм внешних и внутренних факторов, происходят перестройки во взаимодействии его систем, в самих системах и в организме в целом - реализуется механизм адаптации. 3. Сумма резервов всех систем организма создает как бы запас “прочности”, который называют ПОТЕНЦИАЛОМ ЗДОРОВЬЯ или УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, или МОЩНОСТЬЮ ЗДОРОВЬЯ. 4. Потенциал здоровья может быть увеличен при правильном образе жизни и специальными тренировочными воздействиями или может снижаться при неблагоприятных воздействиях и невосполнимых утратах резервов. 5. Увеличение потенциала здоровья достижимо только собственными усилиями человека. В соответствии с теорией адаптивного реагирования академик В.П.Петленко определяет здоровье как “состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями внешней и внутренней среды”. В зависимости от величины резервов адаптации, т.е. потенциала здоровья выделяют 4 состояния организма человека: 1. Состояние с достаточными резервами адаптации - здоровье; 2. Состояния, при которых функции организма реализуются повышенным напряжением адаптационных механизмов; 3. Состояния со снижением резервов адаптации - предболезнь; 4. Состояние срыва адаптации - болезнь. Люди, находящиеся в т.н. третьем состоянии или предболезни, как правило, не наблюдаются врачом, т.к. оно может не отражаться существенно на самочувствии и человек не предъявляет жалоб. Выявлять это состояние возможно лишь оценив количественными методами уровень адаптационных резервов систем организма. И его выявление чрезвычайно важно для организации оздоровительной работы. Ведь именно третье состояние - это поставщик болезней. В этом состоянии организм тратит свою энергию не на творческую созидательную работу, а лишь на сохранение жизни. Но не следует рассматривать третье состояние как обязательную угрозу перехода в болезнь. Оно скорее - подаренное природой человеку время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей своих систем. Восстановление этих возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании внутрисистемных и межсистемных компенсаторных взаимоотношений. Таким образом, валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться выявлять и наращивать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: “Человек, познай и сотвори себя сам!”. Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека. Чтобы правильно осуществлять это, надо знать от чего же зависит наше здоровье, чем определяется Потенциал здоровья? Как показали исследования, влияние факторов , определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: 1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20% 2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20% 3. Деятельность системы здравоохранения - на 10% 4. Образ жизни человека - на 50% Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности. Когда в экономически развитых странах, в частности США, осознали это и стали расходовать значительные средства на немедицинские методы сохранения здоровья, были получены впечатляющие результаты. Благодаря умелой рекламе, мерам убеждения и принуждения, в США за относительно короткий срок более 20 миллионов человек бросили курить, пересмотрели свои представления о питании, занялись физкультурой и оздоровительными упражнениями, что быстро привело к снижению заболеваемости и росту продолжительности жизни (у мужчин до 78, у женщин до 83 лет). При приеме на работу там повсеместно учитывается так называемый индекс здоровья, страховые компании выплачивают гораздо меньшие страховки пострадавшим или заболевшим клиентам, если они курят, пьют и не являются активными членами какого-либо спортивного клуба. Под образом жизни понимают индивидуальные особенности жизнедеятельности. Различают здоровый и нездоровый образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья. Таким образом, чтобы преодолеть неблагоприятные изменения в состоянии здоровья россиян, следует помнить, что здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, от отношения к своему здоровью, и никакие врачи и лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что формирование здоровых привычек, «жизненной философии » наиболее эффективно в детстве. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше верит ребенок своему воспитателю. Это создает наиболее благоприятные возможности для формирования нужных для сохранения здоровья качеств и свойств личности. Чем раньше начато воспитание, тем прочнее навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость, кроме того, существует необратимость сензитивных периодов и время для воспитания некоторых качеств может быть безвозвратно утеряно. Изменение отношения к своему здоровью прежде всего, проблема воспитательная. Поэтому именно системе ообразования предъявляет ообщество социальный заказ - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них ЗОЖ. Эту проблему должна решить новая область знаний - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ. Она объединяет валеологию и педагогику в единой научно - методической концепции. Ее можно назвать “наукой о формировании здоровья педагогическими средствами”. Девиз педагогической валеологии: “Здоровье через образование”. Чтобы современная школа не служила источником перегрузок и болезней, система российского образования нуждается в глубоком реформировании, или по крайней мере в существенной коррекции всех сфер деятельности. Необходимо значительно усилить работу по оздоровлению школьной среды. Российская школа должна стать “Школой здоровья”, в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. Какие же недостатки современной школы должны быть преодолены в новой «школе здоровья»? Научно-педагогические исследования выявили, что отрицательное влияние на здоровье учеников в современной школе прежде всего оказывают: 1. Отсутствие единой мировоззренческой концепции предлагаемых учащимся знаний, калейдоскопичность учебного материала, что не соответствует законам восприятия. 2. Учебные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и использованием методических приемов не учитывающих индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей детей. 3. Морально этические проблемы обучения: авторитарность, принуждение, взаимная агрессия учителей, детей и родителей. 4. Как следствие перечисленного, исчезновение у учеников мотивации к обучению. 5. Недостаточная физическая активность. 6. Несоблюдение гигиенических требований к организации педагогического процесса. 7. Недостаточная подготовленность педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья. 8. Неразвитость службы школьного врачебного контроля. На здоровье самих учителей, помимо общих с учениками факторов, отрицательно влияют: 1) Отсутствие режима дня. 2) Психоэмоциональные перегрузки, связанные с большим объемом работы, с необходимостью постоянного самоконтроля и напряженного внимания. 3) Перегрузки речевого аппарата, во многом связанные с неправильным построением урока. 4) Умственные нагрузки на одни и те же центры коры головного мозга, вызывающие их перевозбуждение и нарушения в кровоснабжении мозга. Чтобы российская школа смогла стать “школой здоровья” в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: 1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности. 2. Предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья. 3. Сформировать у всех учатников образовательного процесса валеологичекую культуру. 4. Создать в ОУ атмосферу демократии и гуманизма. Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи: 1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, среду, которая и ученику, и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни. 2. Объединить весь педагогический коллектив для решения общих задач валеологической работы. 3. Привести все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо- физиологическими возможностями учащихся и педагогов. 4. Осуществлять валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, предусматривающее такие направления работы как: валеологичекое обоснование и экспертиза учебно-воспитательной работы, диагностика и коррекция здоровья учащихся, профилактические мероприятия, помощь в развитии детей и др. 5. Осуществлять валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни. 6. Формировать у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
Ведущим элементом валеологической учебно-воспитательной системы ОУ является ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ). В ее задачи входит координация, организация, осуществление и контроль над всей валеологической работой в школе. В состав валеологической службы должны входить специалисты, обеспечивающие различные направления валеологической работы: например зам.директора по УВР может курировать проблемы валеологической педагогики, учитель биологических дисциплин - биологическое и физиологическое развитие человека, школьный психолог - проблемы психологического, духовного развития ребенка, учитель физвоспитания - физическое здоровье, учитель трудового обучения - общественнополезный труд, организатор воспитательной работы - проблемы воспитания, социальный педагог - взаимодействие с семьей и т.д. В состав рабочей группы валеологической службы могут входить также директор школы, районный методист, врач школы, психолог, дефектолог, логопед, преподаватели предметники, зав. столовой, представители административных органов, общественных организаций, родители и др. В зависимости от конкретных проблем ОУ развитие валеологической службы может быть преимущественно с медицинской или педагогической доминантой. Соответственно возглавить ее может врач-валеолог, педагог-валеолог, педагог-организатор или заметитель директора по УВР, хотя это может быть любой педагог, имеющий устойчивый интерес к валеологической работе, а в отдельных случаях медицинский работник, постоянно работающий в этой должности в учебном заведении или закрепленный за ним врач поликлиники. Главными критериями отбора на эту должность должны быть следующие: 1. Психологические черты: быть коммуникабельным, адаптивным, помехоустойчивым, умеющим сконцентрироваться, отстраниться от собственных состояний и ощущений в момент работы, обладающим творческим отношением к работе (быть постоянно в пути: “Путь - все, цель - ничто”). 2. Кругозор: владеть разнообразными знаниями, позволяющими иметь широкий диапазон действий, желательно знать анатомию и физиологию человека. 3. Состояние здоровья: быть здоровым физически, морально, социально.
Основные направления валеологической работы в ОУ, осуществляемые под контролем валеологической службы следующие: I. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. (Здравоохранительное). Задачи направления: -Формирование здоровой школьной среды. -Обеспечение каждому ребенку физиологического и психологического комфорта в школе. Содержание работы: 1. Реализация комплекса мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок: - нормативная регламентация санитарно-гигиенических параметров школьной Среды (см. СанПиНы- Журн. ”Школа здоровья”, № 2, 1998г). -рациональная организация учебной деятельности и режима дня школьников, учитывающая состояние здоровья детей, индивидуальные и возрастные психо-физиологические особенности, динамику работоспособности. -Проведение оздоровительных мероприятий на всех уроках: физкультминуток, тренингов для снятия напряжения и активизации резервных возможностей детей, дыхательных упражнений, использование оздоровительных свойств акустического и цветового фона, растений, ароматотерапии, эстетических воздействий. -Создание условий для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах. 2. Обеспечение выполнения детьми суточных норм двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры на переменах, систематические занятия физкультурой и спортом, организация спортивных соревнований, праздников, работа секций и кружков по различным видам спорта, ритмики, пластики, аэробики, бальных и народных танцев, организация внеурочной оздоровительной работы во взаимодействии с системой дополнительного образования и т.д.
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ (ДИДАКТИЧЕСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ. Задачи направления: - Формировать эмоционально благоприятную среду обучения. - Предотвратить учебные перегрузки. -Создать условия для реализации развивающей функции образования. -Повысить продуктивность обучения. -Стимулировать учащихся к саморазвитию и самообразованию. - Развивать творческие способности, оказывать помощь в максимальной реализации личностного потенциала. Содержание работы: 1. Максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка. 2. Валеологическое обоснование и валеологическая экспертиза всех видов педагогической деятельности во всех типах ОУ: инновационных процессов, новых образовательных программ, технологий, форм, методов обучения и воспитания. 3. Внедрение научно-обоснованных принципов организации образовательного процесса: положительное эмоциональное подкрепление в ситуации успеха, личностно-ориентированное взаимодействие, межпредметная интеграция, наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые и др. прогрессивные формы работы (см. Селевко Г.К. “Новые педагогические технологии”,М. ). 4. Повышение психолого-педагогического мастерства учителя и развитие его личностных качеств. 5. Составление программ творческого роста преподавателей. 6. Разработка моделей психолого-педагогической помощи ученикам по развитию творческих способностей. 7. Методическая помощь в интеграции отдельных валеологических тем в предметное поле других учебных дисциплин.
III. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Она осуществляется по трем основным каналам: а) через новый учебный курс “Валеология”, б) посредством интеграции валеологической тематики в содержание других предметов и в) через различные формы внеурочной работы. Задачи направления: 1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства). 2. Воспитание навыков межличностного общения. 3. Половое воспитание и формирование ценностей семьи. 4. Физическое воспитание с основами гигиены. 5. Воспитание экологической культуры. 6. Трудовое обучение и профориентация (самоопределение). 7. Воспитание основ безопасной жизнедеятельности. Пути реализации: -Включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе интеграции валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы. -Ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии. -Формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа. -Освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством. -Познание законов развития человека и его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, обществом и природой. -Становление здоровой личности, развитие добрых чувств, глубокого ума, здорового тела. -Формирование гуманистической направленности личности ребенка. -Осознание, что каждый человек обладает талантом, данным только ему. -Воспитание “благоговения перед жизнью” (А.Швейцер). -Формирование восприятия ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. Развитие способности рефлексии собственных состояний и действий. -Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений - навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. - Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни. - Усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры. Проведение комплексной работы по профилактике заболеваний передающихся половым путем, нежелательной беременности. -Развитие представлений о человеке в истории и культуре, приобщение к родной культуре. -Становление гражданских качеств личности- воссоздание структур детского самоуправления (старший вожатый, харцеры, кадеты, пионеры, скауты и др.) , развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.). -Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой. -Формирование представлений о здоровье, как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. -Сформировать умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья. -Развивать умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья. - Повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры. - Усвоение определенных санитарно- гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице. - Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков. -Организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства.
IV. Работа с РОДИТЕЛЯМИ: -Разработка и реализация комплексных программ взаимодейстивия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям. - создание, организация и методическая помощь в работе “Школы здоровья” или “Универститета здоровья” для родителей, с целью формирования ЗОЖ семьи, установления в ней благоприятных межличностных отношений и помощь в воспитании детей, организации их питания, выполнения режима дня, соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм поведения в семье, во взаимоотношениях с природой, в борьбе с вредными привычками.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни". 2. Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ. 3. Укажите основные направления валеологической работы в ОУ. 4. Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни ? 5. Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам. 6. Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете ? 7. Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
ЛИТЕРАТУРА 1. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.-С.107-108.-(Технология педагогического труда) 2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М. Химия, 1994. 3. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992. 4. Валеология. Справочник школьника. Сост.Заготова , Донецк, ПКФ”БАО”,1998. 5. Гигиена детей и подростков.\ Под ред. В.И. Кардашенко. М.: Медицина, 1980. 6. Ермолаева М.В. и соавт. Психолого- педагогическая практика в системе образования. М.: Инт-т практической психологии,1998. 7.Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас...:О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении.-Л.:Лениздат,1990. 8. Немов Р.С. Психология . М. Просвещение, 1995. 9. Подласый И.П. Педагогика . М. Просвещение ,1996. 10. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998. 11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара,”Бахрай”, 1998. 12. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во "Петроградский и К",1995. 13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.М.: Просвещение, 1988. 14.Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997. 15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед.Общ-во России,1998. ЖУРНАЛЫ: 1. “ОБЖ” 2. “Школа здоровья”. 3. “Психологическая наука и образование” 4. “Психологический журнал” 5. “Классный руководитель” 6. “Директор школы” 7. “Дидакт” 8. “Физическая культура в школе” 9. “Педагогика” 10. ”Экология в школе” 11. “Вопросы психологии” 12. “Биология в школе” 13. “Народное образование” и др.
|