Представила: Полкунова О.И., зав.каф. педагогики ООИПКРО, к.п.н. |
||||
Определяя ориентиры будущей образовательной системы, мировое сообщество с эпицентрами школьного образования в Западной Европе, России, США и Японии, стремится в русле магистрального направления демократизации школьных систем осуществить реформу современного образования (5, с.3). Рассматривая демократизацию как многоаспектный и многопроблемный процесс отечественные и зарубежные ученые (Йоширо Канемацу, Такэда Масанао (Япония), Колеман, Дженкс (США), Дуглас (Англия), Перну, Гонверс (Швейцария), Чеккелни, Тоноуччи (Италия), Р. Винклер (Германия), А.Басис (Франция), Джуринский А.Н., Малькова З.А., Цейкович К.И. и др. (Россия) отмечают два подхода в понимании демократизма (5, с. 7): n эгалитаристский подход, царивший до конца 80-х г. в школьной политике СССР и Японии, основанный на уравнительном принципе (ориентация на «усредненного ученика») и принципе единообразного образования, что не может сказаться отрицательным образом на процессе личностного роста, промежуточными результатами которого являются достижения личности; n антиэгалитаристский подход в понимании демократизма школьной системы, которая приобретает все больше сторонников, основан на принципах преемственности и непрерывности образования, идеях вариативности, дифференциации, диверсификации образования и др. Рассматривая демократизацию образования как фундаментальную идею его дальнейшего развития, необходимо ориентироваться на сущностные признаки системы образования демократического типа (5, с.8): n равенство членов общества перед образованием, т.е. его доступность независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; n децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов распоряжаться финансами и отбирать педагогические кадры; n открытость системы, трактуемая как преемственность всех ее ступеней; n право родителей и учеников на выбор учебного заведения; n организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать. Созвучными с указанными Т.Масанао признаками систем образования демократического типа являются приоритеты государственной образовательной политики, провозглашенные в России в 90-е гг (2, с.23): n приоритет интересов личности и удовлетворение личностных образовательных потребностей (как цель и критерий эффективности деятельности системы образования); n принцип равенства образовательных возможностей; n государственный характер образования; n светский характер образования; n приоритет альтруистической, коллективистской системы ценностей; n интеграция федерального и регионального культурного образовательного пространства; n демократическое управление образованием на основе стратегии управления саморазвитием. При обсуждении данных принципов в ходе практических и лекционных занятий курса повышения квалификации работников образования в Оренбургском областном институте повышения квалификации работников образования слушателями (педагогами различных типов образовательных учреждений) было отмечено, что реформа, направленная на демократизацию образовательных систем обеспечивает реализацию данных принципов только на уровне дошкольного, среднего и полного школьного образования. Подсистемы народного образования, которые были подвергнуты коммерциализации (система высшего образования, дополнительного образования и т.д.) не обеспечивают ключевого момента (приоритет интересов личности и удовлетворение личностных образовательных потребностей) ввиду нарушения «принципа равенства образовательных возможностей» и т.д. Участники обсуждения данных проблем отмечали закрытость данных систем и, вследствие этого, отсутствие условий для реализации демократической идеи создания единого образовательного пространства. Теоретическая база деятельности в демократической образовательной системе основывается на теории общечеловеческих ценностей, разработанной в научных концепциях зарубежных и отечественных ученых А.Маслоу, К.Роджерса, Здравомыслова А.Г., Архангельский Л.М., Иващенко А.В., Когана М.С., М.Рокича, Г.Олпорта, Никандрова Н.Д., Кирьяковой А.В. и др. Современная теория и практика образования отмечает взаимообусловленность процессов демократизации и гуманизации образовательных систем. При анализе состояния современных образовательных систем проводится их сравнение с ранее существующими системами, не подвергшимися процессам демократизации. В компаративных исследованиях Ш.А.Амонашвили, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, А.Н. Джуринского и др. выделяются признаки учебно дисциплинарной (авторитарной, традиционной, эгалитаристской и т.д.) модели и гуманистической (литчностно-развивающей, антиэгалитаристской и т.д.) модели. На основе данных исследований сотрудниками кафедры педагогики была разработана сравнительная таблица (№1)признаков указанных моделей образования ( 10, с.1).
Таблица №1
Предлагая для осмысления перечень признаков той или другой моделей для педагогов, обучающихся в системе повышения квалификации, организаторы процесса образования просили дать ответ на следующий вопрос: «Признаки какой из указанных моделей преобладают в Вашем учебном заведении?».Вопрос, поставленный перед педагогами-практиками находился в русле нашего микроисследования, которое было связано с определением степени демократизации образовательных систем в регионе.
На основании результатов, полученных в ходе опроса, был сделан вывод об устойчивости динамики демократических процессов в школьных системах, которую иллюстрирует следующая гистограмма (горизонтальная ось представляет распределение педагогов по указанным группам; вертикальная ось показывает процентное выражение полученного в ходе исследования количества ответов педагогов):
Данная диаграмма отражает неуклонность процесса демократизации школьных систем и наряду с этим, стойкость традиционных, эгалитаристских основ системы образования. Педагоги отмечают позитивность признаков гуманистической модели, но указывают на зависимость от прежней системы (например, при контроле и оценивании знаний учащихся, регламенте деятельности учителя и ученика в рамках классно-урочной системы и т.д.). Педагоги отмечают также «социальную недостаточность» (недостаточную социальную заботу, социальное неблагополучие) (5, с.10) для некоторых детей, принадлежащих к той или иной социальной группе, что, безусловно, ограничивает возможности демократизации школьных систем .
Все эти негативные моменты ставят под сомнение результативность деятельности образовательных систем в нашем регионе, России и в целом мире, ибо достойное образование - как достижение личности, становится недоступным для целого ряда учащихся в современной социально - психологической ситуации. Опираясь на объективные исследования, полученные работниками социальной сферы, политиками, учеными разных стран (5, с.10), педагоги приходят к выводу, что традиция получения качественного образования, предопределенная социальным положением, остается несломленной. В 90-е годы об этом заявили ученые из германского института труда и профессий, уже в 1995 г. во время опроса в России 70% респондентов заявили, что стало трудно получать образование, для преодоления такой несправедливости в Европе были созданы «Белая» и «Черная» книги об образовании и т.д. Наконец, по существенному показателю демократизма школьного образования - обязательному обучению - наша страна была отброшена на несколько десятилетий назад, так как снизила планку данного уровня образованности (Конституция РФ от 1993г.). Демократические преобразования, связанные с совершенствованием правовых основ государства, развитием различных общественных сфер и т.д. не смогут быть реализованы без подобных изменений в образовании, ибо школа уже выступает не только как узко функционирующее учебное заведение, но как системообразующий общественный институт, осуществляющий подготовку человека к выполнению социальных и государственных ролей. В подтверждении этого тезиса обратимся к пониманию демократизма школьной системы японским ученым Йоширо Канемацу, который пишет о том, что любая система образования выполняет две функции: собственно обучения и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором случае о распределении по различным профессиональным и общественным стратам. Поскольку первая функция состоит в приобретении общего для всех образования, то смысл второй функции - в диверсификации образования, т.е. в обучении сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам (5, с. 8). Образование, ориентируясь на личностные достижения ребенка и используя в качестве педагогического условия процесс демократизации образовательных систем, обеспечивает подготовку творческой жизнеспособности личности. Эта идея служит ключевой национальной российской идеей, что указано в проекте национальной доктрины. Несмотря на то, что причины кризиса российского образования лежат вне системы образования, в сегодняшней ситуации возможна реализация такого сценария образования, при котором «существуют стратегические цели развития страны на ближайшие 25 лет - образование обеспечивает подготовку людей, осуществляющих достижение этих стратегических идей» (13, с.6). Изучая опыт современной педагогической теории и практики, мы выделили ряд стратегических направлений, по которым осуществляется демократизация современных образовательных систем: n преодоление социальной детерминации при получении образования; n организация массового качественного обучения; n повышение уровня квалификации педагогов в соответствии с возрастающим уровнем образовательных потребностей личности; n диверсификация и дифференциация обучения; n разработка и реализация комплекса социально-педагогических мер для защиты права и возможности получения образования в соответствии с природными способностями; n демократическое управление образовательными системами; n непрерывность образования и преемственность всех его ступеней и др. Успех демократических процессов в образовании во многом зависит от ключевой фигуры образовательного процесса - учителя, обладающего высшим уровнем личностно-ориентированной педагогической культуры (3, с.40), которая имеет ряд следующих показателей: n гуманистическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем; n психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление, способность решать возникающие проблемы с позиции ученика; n образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологиями обучения, придавая им личностную направленность; n опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность как личностно - ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект; n культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегулировать собственную деятельность, готовность общаться со школьниками. Образованность человека - одна из решающих жизненных ценностей и главное достижение личности учащегося. В традиционной, авторитарной школьной системе, жестко регламентирующей достижение личностью заданного среднего обязательного уровня образованности, чрезмерно стандартизирующей образование, рождается иллюзия, что можно научить всему в строго логическом порядке. Данная система не востребует стремление к исследованию, экспериментированию, функциональную грамотность человека, его индивидуальность. Только постоянно обновляющаяся, соответствующая новому уровню производства, науки, культуры, информационно ориентированного общества, демократизирующаяся школьная система может создать необходимые социально - педагогические условия, способствующие личностным достижениям учащихся. В демократизирующемся образовании, школа не расценивается как «производственный конвейер», но является организатором персонального, адекватного личности каждого учащегося процесса обучения. Новая социально - экономическая ситуация породила необходимость качественно иной системы школы, глобальная тенденция которой - демократизация всех её компонентов во имя личностных достижений каждого учащегося.
ПОНЯТИЙНО - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬАвторитаризм в образовании - термин, отражающий характер взаимодействия обучающего и обучаемого, имея в виду непререкаемость и жестокое навязывание воли и взглядов первого, требование принимать на веру содержание передаваемых знаний, социальных ценностей, норм поведения (9, с.23). Демократизация образования - фундаментальная идея его дальнейшего развития, предусматривающая три направления изменений в системе «образование - общество - личность»: а) распространение принципа доступности образования на все возрастные и социальные группы населения; б) рост самостоятельности образователей в разработке, принятии и реализации решений, касающихся их деятельности (автономия образования); в) упрочение коллегиальных форм управления учебными заведениями и самоуправленческих начал в учебных коллективах (9, с.45). Демократия - народовластие. Форма общественно-политического устройства, основанного на принципах равенства и свободы граждан, на их широком участии в разработке и принятии решений, затрагивающих их жизненные интересы. (9, с.45). Диверсификация - разнообразие, разностороннее развитие; для производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий (11, с. 162). Дифференциация - разделение, расслоение чего-либо на различные части, формы, ступени, составляющие элементы (14, с. 446). Достижение - прогресс в учении, его положительный результат, выраженный в способности успешно действовать в какой-либо сфере, эффективно выполнять те или иные задачи или иные задачи и успешно разрешать возникающие проблемы (9, с.53). Эгалитаризм - [фр. egalitarisme < egalite "равенство"] - представления о необходимости равенства в распределении богатства и дохода ( 14, с. 698). Эгалитарный - [фр.egalitaire < egalite "равенство"] - уравнительный ( 14, с.698).
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с. 2. Богуславский М. Фишер М. Реформы Российского обрахзования: Блеф или реальность? / Мир образования, 1996, - №4, - с.21-23. 3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. - 1999 - №3. с. - 37-43. 4. Газман О.С., Вейс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995. - 103 с. 5. Джуринский А.П. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с. 6. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса. // Педагогика. - 1999. - №3. - с. 43-49. 7. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская - С Пб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. - 175 с. 8. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. 9. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - С.- Пб., Воронеж, 1995, - 232 с. 10. Полкунова О.И. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс для слушателей базовых и аттестационных курсов II категории. - Оренбург: изд-во ООИПКРО, 1998 - 65 с. 11. Словарь иностранных слов. - М.: Рус.яз., 1988. - 608 с. 12. Смирнов В.И. Общая педагогикам в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с. 13. Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией // Педагогика. - 1999. - №7. - с. 3-14. 14. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт,1994.- 752 с.
Резюме: 1. Поскольку образованность человека - одна из решающих жизненных ценностей и главное достижение личности учащегося - результатом деятельности демократической (основанной на общечеловеческих ценностях) школьной системы является достижение необходимого уровня образованности обучащимися. 2. В отличие от демократической, авторитарная школьная система ограничивает образовательные возможности учащихся, усредненным, стандартным уровнем их образованности, определяемым запросами государства, рынка, но не человека. 3. Современная школьная система, ориентирующаяся на личностные достижения обучающегося, приоритетом деятельности которой являются удовлетворение потребностей человека, включенного в образовательный процесс, является, прежде всего, демократической системой.
|
||||